Речные мелкосидящие катера-мотозавозни пр.946 и других

gmdss

Старожил форума
Какие только катера здесь не обсуждались, особенно речной пр. КС-100. Однако мелкосидящие суда под не совсем благозвучным названием “мотозавозня“ затронуты по-моему не были.Была у меня когда-то книга о таковых, предназначенных для завозки и перекладки якорей земснарядов. Уже тогда я задумался,можно ли применить данный тип в качестве основы речного катера для путешествий в условиях мелководья.

Возьмем к примеру типичную мотозавозню пр. 946.Вид у нее на первый взгляд немного неказистый,однако если удалить все технологические элементы погрузочно-разгрузочных операций,можно найти много позитивного:

- мелкосидящий 0,4 м,довольно широкий 3,8 м корпус длинной 14,5 м с плоским днищем и защищенным водометным движителем,

- машинный отсек отн. компактно расположен почти под рубкой и не занимает как водится пол катера, что является большой редкостью на рабочих судах,

-отсюда наличие свободных палуб: до 4,5 м в корме и почти 7 м к носу от рубки.

Это позволяет без больших переделок и вмешательства в механическую часть сделать довольно вместительное жилое помещение путем выреза в носовой палубе и размещения над ним капа размером до 3 х 5 метров со входом из рубки, как у катера на последнем фото,чем то похожего на переделанную мотозавозню /снимок RAV,вид увеличен мной/.

Если все это проделать со вкусом, для зрительной компенсации надстроек установить соответствующий фальшборт, то “гадкий утенок“ вполне может превратиться в надежное судно для плаваний вне фарватеров, на мелководье и забытых каналах.Подобные переделки “матрен“ мне неизвестны.Поэтому мнение искушенных в данных вопросах форумчан было бы весьма интересно.

1,2 http://russrivership.ru/public/files/doc766.pdf
3 http://fotki.yandex.ru/users/teplohod62/view/307276/?page=0#preview
4,5 http://fleetphoto.ru/ship/7327/
6 http://www.portkolomna.ru/fleet/the-fleet-description/
7 http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=243&page=11
 

Вложения

  • 1 Мотозавозня пр.946 продольный разрез.JPG
    1 Мотозавозня пр.946 продольный разрез.JPG
    185.9 КБ · Просмотры: 2 030
  • 2 Мотозавозня пр.946 основные показатели.JPG
    2 Мотозавозня пр.946 основные показатели.JPG
    224.8 КБ · Просмотры: 1 854
  • 3 Мотозавозня на ходу.jpg
    3 Мотозавозня на ходу.jpg
    195.7 КБ · Просмотры: 2 352
  • 4 Мотозавозня-24.jpg
    4 Мотозавозня-24.jpg
    199.4 КБ · Просмотры: 2 707
  • 5 Мотозавозня-24 вид палуб.jpg
    5 Мотозавозня-24 вид палуб.jpg
    201.7 КБ · Просмотры: 1 786
  • 6 Мотозавозня водомет.JPG
    6 Мотозавозня водомет.JPG
    257.1 КБ · Просмотры: 1 653
  • 7 Катер предположительно на базе мотозавозни.JPG
    7 Катер предположительно на базе мотозавозни.JPG
    59.1 КБ · Просмотры: 2 102
Последнее редактирование модератором:
я видел как на такой корпус поставили надстройку от носа до кормы высотой немного выше штатной рубки. над этой надстройкой возвышалась новая рубка, на крыше надстройки была солнечная палуба. на ходу не видел и фото у меня нет. промерный на фото - это проект Р159 на базе корпуса желтой мотозавозни. к сожалению двигатель и редуктор занимают почти половину катера. на дизеле установлен РРП-40, но его реверс не используется, это только понижающая передача. реверс осуществлеяется закрытием створок водомета и направлением потока в нужную сторону. такие катера ползают на косах, намытых водометам, где можно ходить по колено. когда в 1999 году ремонтировали плотину г/у кузьминский, плотина совсем не обеспечивала подъем воды. выше шлюза судовой ход был настолько узкий, что два земснаряда, стоявшие друг за другом на этом судовом ходу один за другим, шириной своих корпусов полностью закрывали судовой ход, при проходе в 20 сантиметрах от борта земснаряда глубина была по бедра и мы, само собой, намертво сели. подошла мотозавозня и без особого труда провела ниже земснарядов и вывела на судовой ход.
 
я видел как на такой корпус поставили надстройку от носа до кормы высотой немного выше штатной рубки, над этой надстройкой возвышалась новая рубка, на крыше надстройки была солнечная палуба.

промерный на фото - это проект Р159...такие катера ползают на косах, намытых водометам, где можно ходить по колено


Ну что ж, после Ваших разъяснений вопрос по пр. 946 и Р159 существенно проясняется.Оба проекта прежде всего уникальные ходоки по отмелым участкам.

Похоже катер с "надстройкой от носа до кормы" являлся фактически плавучей дачей.Если это так, то довольно логичное решение для жизни в мелких затонах и камышах.Но по всему видно едва ли не единственное, что-то других примеров переделок пока не просматривается.

А вот водометный мелкосидящий катер пр.Р159 действительно вариант известный.Довольно симпатичный на мой взгляд катерок.Просторная рубка с хорошей обзорностью,не такой уж маленький светлый салон, ширина-то корпуса 4,2 метра.Насколько понимаю весьма надежный водомет с 6ЧСП12/14.Но принадлежат катера разным "юридическим лицам". В личном пользовании, по крайней мере по инет-инфо не встретились.И вот почему так.Чем он хуже КС-100.

1-3 http://fleetphoto.ru/models/219/
 

Вложения

  • 1 Катер пр. Р 159.jpg
    1 Катер пр. Р 159.jpg
    238.3 КБ · Просмотры: 2 332
  • 2 В рубке пр.Р 159.jpg
    2 В рубке пр.Р 159.jpg
    211.3 КБ · Просмотры: 1 848
  • 3 Корпус с надстройкой пр. Р 159.jpg
    3 Корпус с надстройкой пр. Р 159.jpg
    248.6 КБ · Просмотры: 1 830
Последнее редактирование модератором:
О переделках служебных Костромичей, Ярославцев и т.п. в прогулочные суда мы слышали немало.А вот о трансформации речных низкосидящих буксиров с водомётами как то не очень. Хотя казалось бы есть позитивные перспективы. В улучшенной проходимости на мелководье,а также широком корпусе, обеспечивающем возможность повышения обитаемости.Несколько подобных «платформ» здесь приводятся, например проект № Р94. Теперь вот решил пополнить эту тему проектом № Р96, об интересной идее модернизации которого в буксир с улучшенной обитаемостью сообщается здесь:

https://boatclub.ru/forum/threads/buksir-proekta-r-96-modernizacija.6838/page-4#post-256222

По случаю прилагаю полный набор характеристик данного проекта.Обращает внимание колоссальная начальная поперечная остойчивость буксира (МЦВ=2,0-2,5). Повидимому качка натурного проекта была очень резкой.С этой точки зрения опт. МЦВ обычных катеров лежит в пределах 0,5-0,7. С другой стороны запас начальной остойчивости позволяет надстраивать объёмные салоны и надстройки в пределах разумного.Кстати говоря после одной из встреч на закрытии (или открытии) сезона уже публиковали фото мелкосидящего буксирного судна тоже как бы с повышенной обитаемостью.Хотел ещё тогда дать сюда ссылку, но пропустил, а теперь не найти. В этой связи хочется пожелать уважаемому Страннику успехов в модернизации проекта Р-96

Проект Р-96.png
 

Вложения

  • Проект № Р-96.pdf
    554.7 КБ · Просмотры: 235
Верх