Расчет системы охлаждения судовых двигателей

Nail

Новичок
Добрый день. Дело в том, что я студент и занимаюсь написанием диплома по расчёту систем охлаждения судовых ДВС. Поручили найти нормативный документ (ГОСТ, ОСТ, РД и т.д.), в котором содержится расчет системы охлаждения судовых двигателей. УЧЕБНИКИ НЕ ПОДХОДЯТ, ТАК КАК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭТО НЕ АВТОРИТЕТ. Расчёт подачи насоса системы охлаждения и расчет доли тепла, отводимого охлаждающей жидкостью, содержатся в ГОСТ 28160-89. Больше ничего толкового, связанного с судовыми расчётами не нашел. Ездил в конструкторские бюро, там сказали, что максимум, что делают это рассчитывают производительность насосов и обвязку трубопроводов, а сама методика расчёта содержится у заводов-изготовителей двигателей. Направил запросы как в отечественные, так и зарубежные, но толком ничего не получил. Вот, у меня и просьба подсказать нормативные документы по этой теме. И вообще ЛЮБУЮ информацию, которая мне бы помогла. P.S. Вообще существует методики расчета, учитывающие и расчет параметров насоса, и теплообменников, и расширительного бака и т.д.????
 
Обратитесь на завод "Ленина", может у них что есть по этому вопросу.
П.С. А у Вас какой ВУЗ?
 
Последнее редактирование:
Правила классификации и постройки судов (ПКПС) Речного и Морского регистров смотрели?
 
Правила классификации и постройки судов (ПКПС) Речного и Морского регистров смотрели?
Да, ничего не нашёл, только требования к проектированию, отправил запросы, от Речного Регистра ответ - правила регистра не содержат методик и/или порядка проведения расчёта систем. Порекомендовали обратиться в конструкторские бюро, но и там ничем не помогли
 
Я думаю, никаких нормативных документов нет. Выбор гидравлической схемы и элементов системы - на совести проектанта, исходя из заданных ТЗ условий. Судовой двигатель - не единственная вещь, требующая охлаждения в МО судна, поэтому никто отдельно систему охлаждения судового двигателя не считает. Расходы охлаждающей жидкости и ее параметры по элементам энергокомплекса берутся из документации на эти самые элементы, подобранные по другим критериям из ТЗ (район плавания, скорость, виды топлива, кол-во и ед. мощность генераторов, тепловыделение подшипников и редукторов, опреснителей и т.п.).
Требуемая надежность и необходимость резервирования элементов системы охлаждения (насосов, фильтров, арматуры) опять же из ТЗ, а не из ГОСТ.
как то так... ИМХО
 
..... Судовой двигатель - не единственная вещь, требующая охлаждения в МО судна, поэтому никто отдельно систему охлаждения судового двигателя не считает. Расходы охлаждающей жидкости и ее параметры по элементам энергокомплекса берутся из документации на эти самые элементы, подобранные по другим критериям из ТЗ (район плавания, скорость, виды топлива, кол-во и ед. мощность генераторов, тепловыделение подшипников и редукторов, опреснителей и т.п.).
Требуемая надежность и необходимость резервирования элементов системы охлаждения (насосов, фильтров, арматуры) опять же из ТЗ, а не из ГОСТ.
как то так... ИМХО
Вы ошибаетесь, каждый судовой(или конвертируемый в судовой) дизель с завода изготовителя идет с конкретными: (для данной модели) водоводяными и водомаслянными охладителями с определенной площадью теплообмена ; равно как и насосы охлаждения, с определенной производительностью и определенной конструкцией(независимо от условий и скорости эксплуатации судна). А некоторые уже с расширительным бачком. Пример: 4ч8,5/11; 2Ч8,5/11; 4Ч10,5/13; 6Ч12/14 и д.р.
 
Последнее редактирование:
УЧЕБНИКИ НЕ ПОДХОДЯТ, ТАК КАК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭТО НЕ АВТОРИТЕТ.
Интересный руководитель )) Как же он учит если свои же методики не принимает?)))
В конструкторских бюро пользуется методиками и расчетами которые преподают в университете. По крайней мере в нашем регионе ))
 
Я думаю, никаких нормативных документов нет. Выбор гидравлической схемы и элементов системы - на совести проектанта, исходя из заданных ТЗ условий. Судовой двигатель - не единственная вещь, требующая охлаждения в МО судна, поэтому никто отдельно систему охлаждения судового двигателя не считает. Расходы охлаждающей жидкости и ее параметры по элементам энергокомплекса берутся из документации на эти самые элементы, подобранные по другим критериям из ТЗ (район плавания, скорость, виды топлива, кол-во и ед. мощность генераторов, тепловыделение подшипников и редукторов, опреснителей и т.п.).
Требуемая надежность и необходимость резервирования элементов системы охлаждения (насосов, фильтров, арматуры) опять же из ТЗ, а не из ГОСТ.
как то так... ИМХО
Если честно, так долго этим поиском занимаюсь, что уже склоняюсь к вашему мнению.
 
Вы ошибаетесь, каждый судовой(или конвертируемый в судовой) дизель с завода изготовителя идет с конкретными: (для данной модели) водоводяными и водомаслянными охладителями с определенной площадью теплообмена ; равно как и насосы охлаждения, с определенной производительностью и определенной конструкцией(независимо от условий и скорости эксплуатации судна). А некоторые уже с расширительным бачком. Пример: 4ч8,5/11; 2Ч8,5/11; 4Ч10,5/13; 6Ч12/14 и д.р.
Мне нравится, что вы ставите нечётко задачу, а ошибаюсь я 😀
То, что вы пишете, относится не к судостроению, а к двигателестроению, и рассчитывается также из ТЗ, но уже к двигателю. Мне не очень понятно, зачем искать ГОСТ на расчёты уровня школы старших классов. Объём расширительного бачка, например, зависит только от объёма охлаждающей жидкости в контуре, максимально возможного перепада температур, физических свойств охлаждающей жидкости (коэффициента температурного расширения) и коэффициента запаса. Предположу (я не двигателестроитель), что этот объём контура на новом двигателе определяют не расчётом, а наливом на опытном экземпляре, а в серии при каких либо изменениях конструкции точно также уточняют. 😀
Расчёты же теплообменников (для дизельных двигателей они очень просты) также не выходят за сложность старшей школы. Там нет фазовых переходов, параметры линейны и рассчитываются в одной точке - на максимальной (перегрузочной) мощности, обычно 1.25 номинала кратковременно.
Резюмируя сказанное, если речь идёт о наружных элементах системы охлаждения ДВС, то там все просто. Если же речь о расчётах теплового баланса внутри двигателя, то наоборот настолько сложно, что каждый новый двигатель это отдельная научная работа и тысячи часов на стендах.
 
Последнее редактирование:
Добрый день. Дело в том, что я студент и занимаюсь написанием диплома по расчёту систем охлаждения судовых ДВС. Поручили найти нормативный документ (ГОСТ, ОСТ, РД и т.д.), в котором содержится расчет системы охлаждения судовых двигателей. УЧЕБНИКИ НЕ ПОДХОДЯТ, ТАК КАК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭТО НЕ АВТОРИТЕТ. Расчёт подачи насоса системы охлаждения и расчет доли тепла, отводимого охлаждающей жидкостью, содержатся в ГОСТ 28160-89. Больше ничего толкового, связанного с судовыми расчётами не нашел. Ездил в конструкторские бюро, там сказали, что максимум, что делают это рассчитывают производительность насосов и обвязку трубопроводов, а сама методика расчёта содержится у заводов-изготовителей двигателей. Направил запросы как в отечественные, так и зарубежные, но толком ничего не получил. Вот, у меня и просьба подсказать нормативные документы по этой теме. И вообще ЛЮБУЮ информацию, которая мне бы помогла. P.S. Вообще существует методики расчета, учитывающие и расчет параметров насоса, и теплообменников, и расширительного бака и т.д.????
Что тут считать
Известна мощность двигателя, и его КПД, как и КПД редуктора, и всего остального. Потери идут на нагрев, определяя мощность системы охлаждения. Ввх тоже имеет свою мощность и КПД. Считай
 
Мне нравится, что вы ставите нечётко задачу, а ошибаюсь я 😀
То, что вы пишете, относится не к судостроению, а к двигателестроению, и рассчитывается также из ТЗ, но уже к двигателю. Мне не очень понятно, зачем искать ГОСТ на расчёты уровня школы старших классов. Объём расширительного бачка, например, зависит только от объёма охлаждающей жидкости в контуре, максимально возможного перепада температур, физических свойств охлаждающей жидкости (коэффициента температурного расширения) и коэффициента запаса. Предположу (я не двигателестроитель), что этот объём контура на новом двигателе определяют не расчётом, а наливом на опытном экземпляре, а в серии при каких либо изменениях конструкции точно также уточняют. 😀
Расчёты же теплообменников (для дизельных двигателей они очень просты) также не выходят за сложность старшей школы. Там нет фазовых переходов, параметры линейны и рассчитываются в одной точке - на максимальной (перегрузочной) мощности, обычно 1.25 номинала кратковременно.
Резюмируя сказанное, если речь идёт о наружных элементах системы охлаждения ДВС, то там все просто. Если же речь о расчётах теплового баланса внутри двигателя, то наоборот настолько сложно, что каждый новый двигатель это отдельная научная работа и тысячи часов на стендах.

Да не ставил я Вам ни какой задачи. А в чем Вы ошибаетесь я выделил подчеркиванием. ...." по другим критериям из ТЗ (район плавания, скорость, виды топлива, кол-во и ед. мощность генераторов, тепловыделение подшипников и редукторов, опреснителей и т.п.). ...."- это Ваше.
 
Добрый день. Дело в том, что я студент и занимаюсь написанием диплома по расчёту систем охлаждения судовых ДВС. Поручили найти нормативный документ (ГОСТ, ОСТ, РД и т.д.), в котором содержится расчет системы охлаждения судовых двигателей. УЧЕБНИКИ НЕ ПОДХОДЯТ, ТАК КАК ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭТО НЕ АВТОРИТЕТ. Расчёт подачи насоса системы охлаждения и расчет доли тепла, отводимого охлаждающей жидкостью, содержатся в ГОСТ 28160-89. Больше ничего толкового, связанного с судовыми расчётами не нашел. Ездил в конструкторские бюро, там сказали, что максимум, что делают это рассчитывают производительность насосов и обвязку трубопроводов, а сама методика расчёта содержится у заводов-изготовителей двигателей. Направил запросы как в отечественные, так и зарубежные, но толком ничего не получил. Вот, у меня и просьба подсказать нормативные документы по этой теме. И вообще ЛЮБУЮ информацию, которая мне бы помогла. P.S. Вообще существует методики расчета, учитывающие и расчет параметров насоса, и теплообменников, и расширительного бака и т.д.????


Задача сложная у вас... Потому что простая, не могу придумать, где тут информации на диплом нарыть...

Так то расчёт простой. На любой двигатель можно выяснить удельное тепловыделение на еденицу развиваемой мощности. Температура жидкости тоже известна. Производительность теплообменника известна... Берем любой плюс минус подходящий насос и подгоняем производительность за счет передаточного числа привода... Ну проверить производительность на всех оборотах, чтобы на холостых точно хватало. Ну бачок расширительный подобрать. В принципе с жидкостью все...

Не забудьте обратить внимание на Воздух в машинном отделении. Он регулируется приточно вытяжной вентиляцией, но там нормы скорее по санпинам для персонала надо будет выдерживать, чем по движкам..

В доступных нормах и гостах будут скорее содержаться требования к исполнению с точки зрения надежности, ресурса, моментов связанных с гальванической коррозией и тд и тп...

А можете указать тему вашей работы? Интересно, потому что простой тепловой расчет явно на диплом не тянет...
 
Да не ставил я Вам ни какой задачи. А в чем Вы ошибаетесь я выделил подчеркиванием. ...." по другим критериям из ТЗ (район плавания, скорость, виды топлива, кол-во и ед. мощность генераторов, тепловыделение подшипников и редукторов, опреснителей и т.п.). ...."- это Ваше.
Извините, с телефона не разобрал, думал автор топика ответил.
А то, что вы выделили подчёркиванием, это ничуть не ошибка. Или вы считаете, что район плавания не влияет на расчёт систем охлаждения?
Если вы внимательно прочитаете мое сообщение, то поймёте, что в предложении идёт речь о выборе собственно двигателя, генераторов, подшипников и другие элементов, требующих охлаждения, на основании вышеуказанных исходных данных в ТЗ. Дальнейшие расчёты ведутся уже на основании информации, полученной из тех.документации на эти выбранные элементы.
Что не так?
Сразу писать "вы ошибаетесь", не прочитав буквально текст, несколько неправильно.
 
Коллеги, не надо создавать бурю в стакане воды.
Докопаться можно до всего, и там утонуть в далеке от существа вопроса
 
Задача сложная у вас... Потому что простая, не могу придумать, где тут информации на диплом нарыть...

Так то расчёт простой. На любой двигатель можно выяснить удельное тепловыделение на еденицу развиваемой мощности. Температура жидкости тоже известна. Производительность теплообменника известна... Берем любой плюс минус подходящий насос и подгоняем производительность за счет передаточного числа привода... Ну проверить производительность на всех оборотах, чтобы на холостых точно хватало. Ну бачок расширительный подобрать. В принципе с жидкостью все...

Не забудьте обратить внимание на Воздух в машинном отделении. Он регулируется приточно вытяжной вентиляцией, но там нормы скорее по санпинам для персонала надо будет выдерживать, чем по движкам..

В доступных нормах и гостах будут скорее содержаться требования к исполнению с точки зрения надежности, ресурса, моментов связанных с гальванической коррозией и тд и тп...

А можете указать тему вашей работы? Интересно, потому что простой тепловой расчет явно на диплом не тянет...
Просто руководитель убеждён, что расчёт имеет какой-то определённый порядок проведения, то есть данный расчёт пусть даже он и примитивный должен какими-то общими нормами регулироваться.
Возможно, он ошибается.
Тема диплома - анализ методик расчёта систем охлаждения судовых ДВС. Я должен проанализировать методики (хотя бы одну) расчёта системы охлаждения (двцхконтрурная с навешанными насосами), сделать выводы об энергоэффективности и выдвинуть собственные рекомендации по её повышению, а затем с учётом вышесказанного произвести расчёт системы охлаждения одного из местных судов
 
что расчёт имеет какой-то определённый порядок проведения, то есть данный расчёт пусть даже он и примитивный должен какими-то общими нормами регулироваться.
Источник нагрева - Двс. Мощность Двс минус КПД = мощность охладителя(нагревателя воды).
 
Верх