Путешествия Малой лисы

!!!!! Идёшь в море на день , бери на неделю. В северных районах бывало тоже место ремня генератора, капроновые чулки применял .... :)
 
Снабжение судна.

Спасательные средства.
Смешная история, начитавшись в интернете о выпуске судов в Беломорском порту в море, звоним весной в ГИМС Беломорска.
- Добрый день. Собираемся на яхте идти на Белое море. Вопрос: Должны ли быть подписаны спасательные жилеты и достаточно ли будет на них название судна или обязательно должен быть подписан номер судна?
- Добрый день. Хорошо если у Вас просто будут спасательные жилеты.
- Ну, а все же?
- Так и отвечаю, хорошо если у Вас даже просто будут спасательные жилеты.
Вот видимо как проблема реально видится в ГИМСе хоть жилеты бы были.

Спасательные жилеты нужны, но для внештатной аварийной ситуации.
А для просто аварийной доукомплектовали судно двумя спасательным костюмами в дополнение к шести имеющимся, и, что имхо важно, что размещены они должны быть на палубе, у нас в данном случае за португальским мостиком.
Старые
7CFF8C83-A1D6-44BC-AE6C-03E7EDDB563B.jpeg

Новые
135A1C67-DA50-4E20-B1B2-A2FFB0E2AFAA.jpeg

Интересно то, что простые скобы оказались дефицитом - забрали все что были во всем Моремане, и два костюма, так и ехали не закрепленные.


Аварийное снабжение.
Мы экипаж трусливый. Поэтому взяв за основу Часть III «Устройства, оборудование и снабжение» Первого Тома "Правил классификации и постройки морских судов" составили для Лисы список аварийного снабжения
1. Мат шпигованный 0,4 х 0,5 м
2. Пакля смоляная 1 кг
3. Пластырь парусиновый 2 х 2 м
4. Цемент аварийный, упаковка 20 кг
5. Струбцина аварийная 800 мм (900 мм) под поясковый набор
6. Аварийный Клин сосновый 30х200х200 мм; 50х150х200 мм; 60х100х400 мм;
7. Аварийная Пробка сосновая 15х30х200 мм; 10х40х300 мм; 10х75х340 мм; 30х150х340 мм; 50х150х 400 мм; 100х200х400 мм
8. Пластырь металлический с прижимным болтом
9. Резина листовая 0.5 м2
10. Пушсало 5 кг
11. Войлок грубошерстный 10 мм 1 м2

Понравились
Пластырь парусиновый, надо будет на рубку рымов прикрутить, чтобы его можно было быстро закрепить (но он воняет, поэтому хранение только на палубе)
38377A18-B0A0-4CCF-8F20-2BE31F6D97D7.jpeg

9E0059B3-71D5-4C15-AB29-6CC8332E8EF8.jpeg

Струбцина
7E23B985-2D50-4E36-93E0-533E8A4C1C86.jpeg

Пластырь металлический (сделан на основе арматурной гайки для опалубки)
8813458C-CC07-4D29-9C70-877604C2D16E.jpeg


Топливо.
По ДТ проблемы нет. Но поиспользовав тузик на пути до Петрозаводска мы потратили почти весь бензин (три канистры по 20 л и бак 50 л). Расход получается 20 литров в час - стало понятно, что имеющийся запас мал. Причем возить внутри пяти литровую канистру топлива это ладно, а вот возить внутри, скажем, 100 литров бензина - уже желания нет.
Поэтому увеличили число канистр до девяти и разместили их на внешней подвеске на палубе кринолина. Канистры допускают подкладывание под колеса, соответственно и ходить ногами по ним можно без ограничений. Теперь у нас с собой 230 литров.
Дополнительные шесть канистр получились так
53B0A025-15E1-48FC-9922-398D32994508.jpeg


Вода.
Вопрос более актуальный чем топливо, топливо под контролем: куда и сколько его используется понятно. А вот воду не проконтролируешь и куда она используется не понятно, поэтому расчеты показали, что воды (1500 литров) нам не хватит.
Было решено поставить на Лису опреснитель. Потом напишу отдельную статью на форум по выбору и работе опреснительной установки.
Но коротко, купили в Китае набор на монтажа опреснителя под 60 л/час и на скорую руку установили в МО лисы.
Общий вид мембраны.
F151DB8C-8AF5-4C16-9501-17BC8C400847.jpeg


Мусор.
Его где то надо возить. Догадались купить пластмассовых ящиков - они есть множества размеров, подобрали входящие в различные шпации - получилось три размера.
В ахтерпике их разместили и сложили не портящиеся и не боящиеся влаги продукты. А в кринолин такие же ящики для мусора.
Очень понравилось.
56D1DDE0-D0FD-4FAC-A211-7CAE2FECDD09.jpeg

CB68567E-FD40-4B4B-B107-3A5A25036D7A.jpeg

Из аварийного снабжения пакля смоляная - воняет так, что (без преувеличения) запаковали ее в 10 пакетов, каждый завязав в отдельности, и ее в такой же ящик и кринолин, запах пропал абсолютно.
 
Грамотно. Как буд то в космос собрались.
В космос легче, там сидит на земле группа поддержки этак в 1000 человек с бюджетом на случай аварийных ситуаций и в худшем случае можно катапультироваться вниз.

Я всегда, когда сильно качает, хожу анекдот рассказываю.
- Капитан: Мы тонем!
- Пассажир: А какое расстояние до ближайшей земли?
- 5 кабельтовых!
- В каком направлении?
- Вниз!

!!!!! Идёшь в море на день , бери на неделю. В северных районах бывало тоже место ремня генератора, капроновые чулки применял .... :)
Это хорошо, когда есть с кого снять :)
 
Тогда уж и теплообменник один... Ну уж до кучи.
Не знай как кто, мне бы подвесник дизельный и я буду полностью уверен. Ремень генератора, он же помпы внутреннего контура, это святое!
Имея мотор 1984 г выпуска с наработкой около 500 часов вроде не сильно переживаю. Но в мозгах тараканчики суребуться... А самое фиговое что не сделать на воде - это валрвую... Подвесник в моем размере это выход. В вашем - все таки 2 мотора.
 
Я при своем скудном опыте походов. Потерял турбину. И как то ничего. 60 км тихим ходом прочапали. Вот ТНВД сдох и ничего сам не смог сделать. Сломался насос ХВС вроде и на ходу катер но пришлось сутки планы менять идти не туда куда хотелось.Хорошо техподдержка оперативно сработала. Без воды не туды и не сюды. И там слабых китайских звеньев много. Я за зиму решил закомплектоваться полным набором всех электронасосов. По ХВС и каналье. Гальюн с масератором боже упаси сломается. Но у меня их два.

Заплаты и пластыри. Тема интересная. Сам набор чопиков деревянных купил. Но рассуждая здраво . Где можно получить пробоину. Мель камни. Рядом с берегом. Мне кажется единственный шанс не стать подводной лодкой в таком случае это на берег выбрасываться. Неважно какой. А потом думать чего делать.
На всякий случай на верхней палубе в рундуке обыкновенный бензогенератор 3 квт и помпа 220 в достаточно производительная в комплекте со шлангом чтобы закинуть в трюм и думать что оно поможет.
Все сказанное имхо. Такой жесткий опыт мало кто имеет и лучше не иметь.
 
Вообще все системы катера, если конечно они сделаны правильно, вполне надежны. Но если что то серьёзное случится с мотором или валовой линией то думается в походе этого не сделать. Выход - запасной подвесник. Но не всегда.
 
Где можно получить пробоину
Если бы было известно, никто бы не получал.
Из практического, вот сейчас действующий ПРИП на Баренцево море

ПРИП МУРМАНСК 198 КАРТА 10100
БАРЕНЦЕВО МОРЕ
1. ШВАРТОВНАЯ БОЧКА ДРЕЙФУЕТ 021800 АВГ
В 70-57.3С 048-31.1В
2. ОТМ ЭТОТ НР 051800 АВГ=
031200 МСК ГС-

Хорошо, если ее просто сорвало с якоря и она дрейфует - ее на радаре видно, а если она в частично притопленном положении, не учли предупреждения вот и пробоина.

Выход - запасной подвесник.
В море подвестник ничего не даст. На бензиновый банально не хватит топлива, но предположим потратились, купили дизельный. Сидеть пристегнувшись на транце и крутить румпелем? То есть нужно делать полноценное управление. Так получится нормальный второй мотор (но еще и с недостатками мало заглубленного винта) просто расположенный не перпендикулярно ДП, а вдоль. Так тогда просто нужно ставить или два двигателя, или если судно изначально с одним, ставить полноценный бортовой мотор.
 
Нужно делать полноценное управление.
Однозначно. С самой длинной ногой.
В море при шторме... Да в общем то в основном мы все речники тут.
У вас два мотора. Переживать в общем то не о чем. Все равно в шторм ремонтировать второй мотор не получится. Просто воспоминания есть.
Конечно электроники у вас напихано по полное... Все больше нравятся старые дизеля. Им только топлива, воздух, да провернуть немного.
 
. Где можно получить пробоину. Мель камни. Рядом с берегом. Мне кажется единственный шанс не стать подводной лодкой в таком случае это на берег выбрасываться. Неважно какой. А потом думать чего делать.

Как пример. В Беломорске расходился с мегатанкером правыми бортами. Если идти к Белому морю, то слева по борту, после какого то моста, (позже попробую уточнить координаты по бортовому журналу), из воды торчит шпилька с гайкой. Шпилька диаметром миллиметров 50... Из воды торчит чуть больше гайки. Довольно близко к берегу, но(!) В пределах судового хода(!)...

В Онеге, встречал какую то здоровую притопленную хню, весьма массивную. То ли буй перевернутый, то хрен знает. Дело было в тумане, не разглядел толком.

Выбрасываться на берег почти везде плохая затея. Если конечно это не песчаный пляж в закрытой бухте... Даже в Рыбинке мало где можно выкинуться, я уж молчу про море... Попытка выкинуться "с перепугу" с высокой вероятностью закончится потерей судна, которое застрянет на мели и раздолбается об камни. На днях вроде должен выходить в район мыса Кузокотский, там как раз такой пример стоит, сфотаю, если буду. Применительно к Белому морю, кусок берега от Кеми до Гридино я обходил километров эдак за 25 от берега. Там выкинуться в принципе невозможно. Что толку сесть на коргу в паре километров от берега?

Также в плохую погоду волна ближе к берегу гораздо хуже... Кстати на волне раздолбать стальной катер может и об песчаный пляж...

В случае с пробоиной часть экипажа должна готовить аварийное плавсредство, а часть бороться за живучесть. На самом деле, прежде чем затонуть, воды корабль должен набрать ой как немало... Главное иметь чем откачивать и чем затыкать... Ну и самообладания откуда-то в необходимом количестве...
 
Как-то пытался посчитать на пальцах, какую пробоину осилит насос производительностью 500л/мин. Такой, некислый агрегат. Так вот, вышло, что чуть толще пальца дыра должна быть, если на глубине 1.5м, то есть дном долбануться.
 
Сам тоже заморачиваюсь насчет безопасности. Но как по мне, единственный вариант, точно рабочий, это плот, причем, обслуженный нормально. Все остальное - как повезет. Гидрокостюмы, конечно, круто, но уже кусается по цене.
 
Но как по мне, единственный вариант, точно рабочий, это плот, причем, обслуженный нормально.
Плот есть, на восемь человек.

Учений как-то проводить не хочется, но теоретически вопрос продумывался.
Плот тяжелый, аккуратно его не спустить - только скинуть или с гидростата (никак не доделаем) он сам всплывет.
Надеемся, что его не забыли привязать и его не унесет, а далее задача на него перейти - вот с судна это сделать практически не реально - точнее с какой то вероятностью успеха. То есть, если Вы его скинули, то перейти на плот придется с воды с вероятностью скажем в 50%, а если он всплыл то с вероятностью в 100%. А тут течение, ветер, волна. Соответственно, если кто-то мимо плота промахнулся, то все, привет.
Поэтому имхо вне зависимости от наличия плота - костюмы на севере обязательны.
 
Чуть внесу свои 5 копеек. Не о пробоине. Возможно кто то держит на борту подвесник типа если что повесить и воспользоваться. В плохой ситуации этого просто не получится. Так же не выйдет накачать и сбросить лодку. Все это проходили.
А вот полноценный, готовый к работе резервный мотор, это да! Плот - очень хорошая штука если судну пришел каюк. Ну и плавучий якорь. Все мечтаю сделать.
 
Дубляж измерительной аппаратуры.

Воду мы научились сами производить, фекальный бак слить можно, а вот за уровнем топлива надо следить. Не будет топлива - не будет ничего. Нужна дублирующая (основная электронная) система измерения уровня топлива.
Главное данный уровень должен быть безопасным.
Идеально этому качеству соответствует магнитный уровень, который не содержит сообщающихся с баком прозрачных частей, а имеет магнитную связь - но стоит очень дорого.
Был выбран уровень у которого сообщающаяся с баком прозрачная часть (это поликарбонат) отсекается кранами. То есть если в данный уровень прилетит молоток или гаечный ключ, то топливо из бака через него не вытечет.
Открыл краны (нижний и верхний) замерил уровень и снова закрыл до следующего измерения.
Сама прозрачная трубка показывает уровень на основе линзы, там где топливо есть получается линза и тонкая красная полоска выглядит как толстая.
7B056F9F-0A1B-44B3-B5DD-3B2098D07EE5.jpeg
FCE2DB3E-C565-44A3-8747-245D799F3467.jpeg
 
Прозрачные топливные баки решают эту проблему.
Можно про подготовку воды?
 
Подарок, как пережившей пожар.
В начале прошлого сезона Лиса пережила пожар, рассказывалось тут https://boatclub.ru/forum/threads/puteshestvija-maloj-lisy.5661/post-229202

На этот сезон Малая лиса получила подарок - модный образцово показательный щит ✌

Учтен опыт сгоревшего щита
1. Щит стальной IP54
2. Внутри вставлен модуль пожаротушения
3. Закомплектован только из АВВ.
EF4E9600-92DD-48E9-8537-3543F9B1B2AF.jpeg

Щит умеет:
1. Контролировать наличие земли;
2. Имеет индикацию и переключать местами фазу и ноль;.
3. Отключаться при обрыве нуля, при падении и повышении напряжения;
4. Сливать импульсные перенапряжения на землю (УЗИП);
5. Само собой содержит автомат, УЗО;
6. Умеет измерять: напряжение, ток, активную и реактивную электроэнергию, по ним: минимальные, максимальные, среднее значения и суммарный подсчет.
7. Для эстетики имеет индикацию напряжения на входе и выходе.

Интересная ситуация. Подключились в одном месте к электроэнергии. Сеть слабая и при подключении щит вырубает питание, так как нагрузка просаживает сеть до 180В. Начали прыгать вокруг щита. Вспомнился афоризм, что главное достоинство автоматики - возможность ее отключить. Уже я ринулся с отверткой к щиту, но тут все же догадался прочитать инструкцию. Обычно УЗМ имеет настройку на задержку включения после отключения, а тут на нем есть свитч, который позволяет переключать эту задержку на включение/отключение, то есть при срабатывании отключение происходит не сразу, а через заданное время до 30 сек. Настроив на максимум, за который сеть успевает восстановиться, работа наладилась.

Встретившиеся сложности.
УЗМ большой и на стандартную DIN-рейку не влезает, пришлось рейку опустить и повернуть - поэтому он горизонтально стоит. Для полной эстетик надо заглушки разрезать и подклеить чтобы дырочек не было.
995BAC2D-2F6F-4F83-93CB-06FCF283E6B5.jpeg
 
Верх