хотел поинтересоваться мореходностью Малой Лисы, расскажите пожалуйста, какова проектная мореходность, и какова фактическая? В какую волну/ветер предел комфорта?
Вопрос и простой, и сложный, вообще мы судно третьей категории плаванья - но есть план попробовать повысить до второй, вероятность успеха мероприятия 50/50 - но тут вопрос в том, что в техрегламенте нет особых требований.
А так, если с позитивного момента, то самые простые требования у Ллойда для 200 миль от берега (требования/факт):
- начальная метацентрическая высота >0,35м/1 м
- плечо восстанавливающего момента, при 30 град >0,2м/0,461м
- область остойчивости >60 град/77,2 град
- площадь под положительной частью диаграммы статистический остойчивости должна быть не менее 0.055м*рад до угла крена 30 град/0,136 м*рад
В общем Ллойд не против пересечения океанов Лисой.
Сложнее с требованиями Морского регистра
Считалось на 8 балов и волну 5,5 метров.
По статической остойчивости по требованиям МР мы также проходим с большими запасами.
По крену чисто от бокового ветра считалось на 25 м/с - крен 7,6 градуса - это двукратный запас от требований.
По остойчивости на вершине волны также с большими запасами.
А вот с диаграммой динамической остойчивости все не очень хорошо.
Если по критерию погоды - отношениям допустимого момента к кренящему моменту с креном на правый борт получается ровно единица, то на левый борт 0,8 - то есть судно опрокинется.
Пересчитали динамическую остойчивость на 7 баллов и 4 метра - там требования выполняется любым бортом с запасом.
Ограничения возникает из-за углов заливания, вот если их победить, то наверное на вторую категорию выйдем.
Фактически, пока самая большая волна в которую попадали - 3.5 метра, как раз в этом году на Белом море, чуть позже расскажу, но ставить эксперимент и пройтись к такой волне лагом, чтобы посмотреть, а как это, что-то мужества не хватает.
Некоторые соображения экспромтом.
Кренов свыше 20 градусов у нас не бывало. В рубке это воспринимается нормально, а вот в моторном у меня начинает голова кружиться. В гальюн на нижнюю палубу быстро сходить можно. Самое неприятное когда идет две волны. Теоретически я по прогнозам видел, что они идут под углом 90 градусов (интересно один раз видел в прогнозе две волны под углом 180 градусов - как это фактически не представляю). И когда попадает, что одна волна накренила судно с одной стороны и тут же получается крен от волны с другой стороны, то есть судно раскачивается.
У нас есть два кренометра: один в компасе, второй простенький со шкалой. Но их показаниям доверия нет: во первых на них нужно постоянно смотреть, чтобы понять максимальный крен, во-вторых там и точность средненькая. На следующий сезон поставим электронный кренометр. Пока такой ситуации не было, но когда вокруг все плохо, то нужно уже выбирать курс не куда нужно, а куда безопасно. Чтобы объективно оценить крены их нужно чем то измерять. Вопрос важный психологически - до 30 градусов восстанавливающий момент только нарастает, то есть, если есть достоверные измерения крена, то поводов для беспокойства нет.
Самое критическое запас мощности, то есть если мы на ровной воде крейсерскую скорость поддерживаем где то 110 силами на винте, то против трех метровой волны это уже около 300 сил. А так как у нас винты легкие, то один двигатель не выгребает. Разница существенная и уж особенность ли это нашего судна, или так и должно быть не знаю.