Путешествия Малой лисы

Вот типа в июле лиса ходила и было лето и штормов не было.

Чуточку влезу в тему...

На белом море так не бывает. Именно штормов там обычно 3-4 за лето, непредсказуемо. Но прошлый год долбило почти непрерывно, было холодно и плохо.

Позапрошлый было штатно, шторма 4, но в июле была ужасная жара...

Этот год ровный, теплый, штормов было немного, но в этом году нетипично часто вдувал запад, один раз хорошо за 20 метров, раскидало лодки, одну надувную перекинуло через понтон и приводнило кверх дном... У меня швартов оборвало... В этом году также нетипично мало тихих дней, в основном дуло метров 8-10, поэтому мы например проторчали в заливе все лето. 8-10 для нас ходовые, волна около метра, но это дело за пару тройку часов может превратиться в совершенно неходовые 15-17 метров и волну под 2 метра...


Кстати, вспомнил вопрос для ТС, давно хотел поинтересоваться мореходностью Малой Лисы, расскажите пожалуйста, какова проектная мореходность, и какова фактическая? В какую волну/ветер предел комфорта?
 
А все таки хорошо бы с датами . Для понимания процесса полностью. При планировании такого же похода ваш опыт безусловно будет использован и планировать даты старта будет несколько проще. Вот типа в июле лиса ходила и было лето и штормов не было. 👍
В Беломорск прибыли 8 июля - но это же индивидуально.
В лоции есть таблица по месяцам с вероятностью сколько дней какой силы будет ветер, буду на лодке на днях сфотографирую для БК.
 
хотел поинтересоваться мореходностью Малой Лисы, расскажите пожалуйста, какова проектная мореходность, и какова фактическая? В какую волну/ветер предел комфорта?
Вопрос и простой, и сложный, вообще мы судно третьей категории плаванья - но есть план попробовать повысить до второй, вероятность успеха мероприятия 50/50 - но тут вопрос в том, что в техрегламенте нет особых требований.
А так, если с позитивного момента, то самые простые требования у Ллойда для 200 миль от берега (требования/факт):
- начальная метацентрическая высота >0,35м/1 м
- плечо восстанавливающего момента, при 30 град >0,2м/0,461м
- область остойчивости >60 град/77,2 град
- площадь под положительной частью диаграммы статистический остойчивости должна быть не менее 0.055м*рад до угла крена 30 град/0,136 м*рад
В общем Ллойд не против пересечения океанов Лисой.

Сложнее с требованиями Морского регистра
Считалось на 8 балов и волну 5,5 метров.
По статической остойчивости по требованиям МР мы также проходим с большими запасами.
По крену чисто от бокового ветра считалось на 25 м/с - крен 7,6 градуса - это двукратный запас от требований.
По остойчивости на вершине волны также с большими запасами.
А вот с диаграммой динамической остойчивости все не очень хорошо.
Если по критерию погоды - отношениям допустимого момента к кренящему моменту с креном на правый борт получается ровно единица, то на левый борт 0,8 - то есть судно опрокинется.
Пересчитали динамическую остойчивость на 7 баллов и 4 метра - там требования выполняется любым бортом с запасом.
крены.JPG

Ограничения возникает из-за углов заливания, вот если их победить, то наверное на вторую категорию выйдем.

Фактически, пока самая большая волна в которую попадали - 3.5 метра, как раз в этом году на Белом море, чуть позже расскажу, но ставить эксперимент и пройтись к такой волне лагом, чтобы посмотреть, а как это, что-то мужества не хватает.
Некоторые соображения экспромтом.
Кренов свыше 20 градусов у нас не бывало. В рубке это воспринимается нормально, а вот в моторном у меня начинает голова кружиться. В гальюн на нижнюю палубу быстро сходить можно. Самое неприятное когда идет две волны. Теоретически я по прогнозам видел, что они идут под углом 90 градусов (интересно один раз видел в прогнозе две волны под углом 180 градусов - как это фактически не представляю). И когда попадает, что одна волна накренила судно с одной стороны и тут же получается крен от волны с другой стороны, то есть судно раскачивается.
У нас есть два кренометра: один в компасе, второй простенький со шкалой. Но их показаниям доверия нет: во первых на них нужно постоянно смотреть, чтобы понять максимальный крен, во-вторых там и точность средненькая. На следующий сезон поставим электронный кренометр. Пока такой ситуации не было, но когда вокруг все плохо, то нужно уже выбирать курс не куда нужно, а куда безопасно. Чтобы объективно оценить крены их нужно чем то измерять. Вопрос важный психологически - до 30 градусов восстанавливающий момент только нарастает, то есть, если есть достоверные измерения крена, то поводов для беспокойства нет.
Самое критическое запас мощности, то есть если мы на ровной воде крейсерскую скорость поддерживаем где то 110 силами на винте, то против трех метровой волны это уже около 300 сил. А так как у нас винты легкие, то один двигатель не выгребает. Разница существенная и уж особенность ли это нашего судна, или так и должно быть не знаю.
 
У нас тоже на эксперименты духу не хватило. Теперь хотим кораблик менять...


По потребной мощности. У нас ее хватает на любые условия, но при ходе против волны 1 метр расход топлива заметно вырастает...
 
планировать даты старта будет несколько проще
Можно использовать для достоверного ориентира, остров Жижгиский как раз примерно посередине моря расположен.
Строка: число дней со скоростью ветра более 15 м/с
3874E78B-3042-470B-ABE6-AFD656448095.jpeg
 
Беломорские петроглифы
(четвертый день путешествия)
Лиса стоит у причала, причал высокий, лестница, которую мы с собой возим, очень кстати.
C34BD163-D42A-4BED-92C2-B1FCEE8D169A.jpeg

Утром мы на велосипедах собрались на Беломорские петроглифы - примерно 11 км в одну сторону.
B672C92B-F342-4C7A-BBB6-814D9263AD44.png

03AEED57-8943-4D49-9AD1-649848B189C2.jpeg


Давно, 5.5 тысяч лет назад, ту были люди и жили не хлебом единым, но еще и искусством изображая на скалах, что их в тот момент волновало
70C9083E-D8A6-442F-9CE0-4AB6EB88527F.jpeg

Справедлива рекомендация, что лучше смотреть, если рисунок полить водой.
BFD34293-4225-4976-9E5B-56F213D8731C.jpeg

В парке сделаны деревянные дорожи, в одной из них тайник
6FA135EE-3C8C-42F8-9167-07AD3A869F62.jpeg

Рисунки разного размера, верхние это не большие, а вот этот крупный
AC7875D9-D661-43EF-A5CE-E7212819B4B8.jpeg

Рисунки разбиты группами или это были разные стоянки людей, или просто разные выходы пород удобных для наскального творчества, это схема
8B4D6AF4-3434-4289-945F-2066CC8BE098.jpeg


НО! после первого места проходив по лесу полтора часа, даже имея с собой фото схемы - не сумели более найти ни одной скалы с рисунками, причем судя по схеме самые интересные скалы мы и не нашли - отнесем это к упущенным возможностям.
Такой бы была вся река Выг, если бы на ней не построили шлюзов.
BE3BF83B-CE97-49B2-A9D6-2BE7E8EA8862.jpeg

81A89372-29C8-48EF-BFF8-B5DE0E12DBC0.jpeg


В интернете есть описания выходов в Белое море, предъявления судна инспектору ГИМС - это все в прошлом.
Запросили 19 шлюз где оформляться.
Диспетчер пояснила, вызовите порт.
- А как его вызвать?
- Так на 16 канале.

Вызываем на 16 канале порт:
- Хотим оформить выход.
- Так подходите (слово подходите применительно к морской тематике как бы двухзначно).
Мы среагировали на "судно ходит": - Куда походить? Тут одни причал, другого не видим.
- Вы у бетонного причала стоите?
- Да.
- Сто метров от Вас синий дом - вот в него подходите.

Первый помощник сходил в данный синий дом, который действительно 100 метров вглубь от причала (оказывается его найти просто - по антеннам). Оформили прямо там судовую роль. Указали место куда идем на Белом море и на этом наш выпуск был завершен. Отшвартовались, последний шлюз - мы в Белом море. Взяли курс на Кузова, к вечеру были на Кузовах.
 
Для высоких причалов может калитку с флая сделать .
Тут еще масштаб не виден.
Вот более понятно, с флайбриджа тоже не удобно, да и раз на раз не приходится.
ИМХО лестницу на борту надо иметь.
74F69C73-C5DE-4047-8500-1579689BCB5B.jpeg
A54CEDF6-5C16-43CC-A625-C3AFC223FCBA.jpeg
 
Архипелаг Кузова.
Пришли на Кузова вечером встали в удобной известной бухте, защищена от всех ветров (на скриншоте координаты не соответствуют, он делалася позже).
ScreenShot009.png

Крупный масштаб.
ScreenShot010.png

По пути испробовали USB спутниковый трекер в программе SAS Планета - ничего, вполне себе.
кузова.JPG

По пути яхта под Английским торговым флагом (?), видимо ввезена по временному ввозу без растаможивания, экипаж наш.
FA372580-F4CF-4639-8FBE-F0B492C6FDA8.jpeg

На следующее утро пошли/поехали по архипелагу.
Общие виды Лисы.
E3E62183-9ECC-434C-A921-00F82108704C.jpeg
B30B73BB-4B8C-49E7-898A-5F806DBE3975.jpeg
963487C9-9D88-4B3D-8792-E9854DAF4409.jpeg

Интересно, но в интернете нет ни одного путеводителя по Кузовам, сейчас восполним этот момент.
 
Путеводитель по Архипелагу Кузова.

Остров Олешин.

На острове Олешин расположен один из наиболее хорошо сохранившихся лабиринтов и в первую очередь отправились смотреть его.
Прибыв на остров.
1A3463B4-A990-4A4C-B913-9D4313034B70.jpeg

54CA3237-D471-44C1-91E9-03AB8148A7A2.jpeg

Встал вопрос: А где этот лабиринт? Это на карте остров маленький, а на деле 1 км на 500 метров скал, разбрелись по острову искать лабиринт.
Морошка с афоризмом: красная потому что еще "зеленая" :)
EBA0984A-01AA-4A55-96D2-D41B5BA4A1A5.jpeg

Лабиринт вскоре был обнаружен, он находится тут
E834DFA3-64C1-4347-8862-7D0200B2668D.png

1B10ED4B-B6DF-4D3B-9AAA-E674682D351C.jpeg

Я добросовестно прошел его во внутрь и наружу, это идеальная спираль. Есть одно из объяснений, что это вход потусторонний мир и древние люди его использовали для общения с мертвыми. Я в центре постоял, попрыгал - никуда не провалился, ничего не услышал. На самом деле, имхо очевидно, что древних людей волновало поклонение силам природы и данный лабиринт повторяет сулои которыми изобилуют проливы между островов на архипелаге.
Рядом расположен лабиринт поменьше, сохранился хуже.
5E4A5257-D27C-42E5-A1B6-979DDC1728C0.jpeg

Чуть поотдаль сложены характерные пирамидки, а вот уж какой смысл в них вкладывали древние люди, остается только догадываться.
D1F924E3-A356-4BA5-BEE9-03A4C3EF4E61.jpeg

Ландшафт острова.
221D723D-5D07-4F16-A58D-55BD9B49CBB1.jpeg

Возвращаемся к тузику, любуюсь каменной грядой выходящей из воды.
B45BB19C-1AC7-4953-832B-6B652335168E.jpeg

И тут осеняет, что идет отлив и мы в эйфории вообще об отливах-приливах забыли.
А мы оставили тузик в таком месте,
B5A74355-B383-406B-B630-46EA01AEE3CD.jpeg

что он во время отлива на мели (обсохший тузик фотографировать уже не было времени).
Кубарем скатываюсь в горы, переодеваюсь, срочно в воду - тузик сидит уже мертво. Транец упирается в камни, тузик не сдвинуть ни как. Критическая ситуация из шести букв: мы застряли на острове на 12 часов... Упираясь спиной удается развернуть тузик вокруг своей оси и в раскачку приближать его к глубине. Тридцать минут усилий, порванные вейдерсы, два сработавших жилета от падения в воду и мы продолжаем путь.
Выводы:
1. Не щелкаем клювом и не забываем об отливах.
2. Работы на мелководье лучше проводить со снятым жилетами. У нас в лодке два комплекта жилетов одни самосрабатывающие для комфорта, другие для БП. Выход их строя двух жилетов не повлиял на боеспособность нашего экипажа, но все же. Жилеты отправили на перезарядку суда http://www.prodep.ru/main.htm все сделали, выдали сертификат, понравилось - рекомендую.
3. С собой надо иметь ремонтный комплект для вейдерсов.
 
Путеводитель по Архипелагу Кузова.

Остров Немецкий кузов.

На Немецком кузове расположены сейды - большие камни стоящие на маленьких камнях. Сделано ли это природой, или под каким то причинам людьми не понятно. Сейды расположены на вершинах острова, а как туда подняться - не понятно.
Схема на пляжике, удобном для высадки - ответа не дает.
43A02B41-7744-4BB1-8439-6215F8D7F648.jpeg

Причем обратите внимание, что лабиринт на острове Олешин чуть сдвинут от реального положения - не думаю, что это случайность.
В интернете полно историй, что на Кузовах берут деньги за высадку на острова (с нас никто не брал и даже не пытался) и проводят за деньги экскурсии по островам - вот это похоже на правду. Видимо этим и объясняется, что нет информации как что найти на островах. Пообщавшись с островитянами, проложили маршрут.
немецкий кузов.JPG

От пляжа удобного для высадки, надо идит вдоль берега, как только болото сменится сосняком тропа будет раздваиваться одна поведет на вершину горы, вторая дальше.
Еси пройти дальше, то Вы выйдете к проливу между Русским и Немецким кузовом.
1EABBFF6-D7C0-4562-9A4A-D499B9A45EDC.jpeg

В проливе хорошо видны водовороты-сулои и сильное течение.
BD93C031-AE17-48A1-913A-786D6F4EE8EA.jpeg

Если повернуть в гору, то оринтир тропа, она хорошо видна на не скальных участках.
AABD384A-4B22-4CCB-8894-C6EA459EF340.jpeg

516C887F-CD49-4793-8476-250CFBE21F67.jpeg

Важно: без обуви с хорошим протектором там делать нечего даже наверх (а уж вниз и подавно) в некоторых местах пришлось иди на четвереньках.
Уже на пути попадаются те самые сейды
260B031F-7877-4D05-9CE6-E106A5368E31.jpeg

Лишайники на скалах удивительно красивы
D8F5884C-173B-4419-AB31-E6827414E257.jpeg

F84B1A58-2EB9-43D3-940D-33A7EFF29648.jpeg

С высоты фантастические виды
0BB158C7-493A-4F0D-9C7D-3D7B0E81D29D.jpeg
 
Путеводитель по Архипелагу Кузова.

Остров Немецкий кузов.
(продолжение)
И вот собственно сами сейды на вершине
213405EF-4C33-4A31-A465-4750152939C4.jpeg

3BD39E87-C5CD-46FA-A10F-ED6AC69A345D.jpeg

2CA56A8E-CE34-47FC-A484-BD4A942841E4.jpeg

На Кузовах процветает бизнес с Кеми возят туристов - курсирует вот такой катер.
CBF54927-C8BA-4BF1-A5F1-A148C7FEB4D2.jpeg


Остров Черенцкий.
На острове Чернецком расположена важная достопримечательность Кузовов - трон на котором по приданию (тех кто в это верит) восседал ... ктото. Остров крошечный и зачем было делать трон на данном острове сказать сложно.
Путь на остров, место где мы высаживались, пролив для судов с осадкой 2 метра не проходим.
остров Чернецкий.JPG

Где трон также было не понятно, но тут легче, остров настолько маленький что найти его не составило труда - трон обозначен крестиком.
F2297345-7BDD-4D9E-BF4A-09A9F89829CF.jpeg

Сам трон.
DBF312BB-2E7F-4F12-B3B0-20BFD71ED50B.jpeg


Общие впечатления: Не знаю как тут ходить на винте, наверное надо акваторию очень хорошо знать, но водомет у тузика в море от водорослей пришлось чистить три раза, а уж пару шпонок, если у нас был винт, мы бы тут оставили точно.
Самый большой остров Русский Кузов - мы не посещали, надо что-то оставить на будущее. Но Кузова это райское место - полный восторг.
На этом мы снялись с якоря и к вечеру были на Соловках.
 
Поделитесь, в прилив - отлив на сколько уровень меняется?
А какую нибудь морскую живность видели/ловили?
 
в прилив - отлив на сколько уровень меняется?
На Белом море по разному, конкретно на Кузовах под метр.
А какую нибудь морскую живность видели/ловили?
За путешествие видели всех - далее расскажу, на Кузовах встретился один отдыхающий тюлень, но он был первым поэтому были очень ему рады.
36179F5A-DB90-4615-BBC5-804FF0788A82.jpeg

А ловить как то не стали, это надо предметно заниматься и день под это выделать, а его нет как всегда.
 
И тут провидение наталкивает на приложение C-Map: Boating https://apps.apple.com/ru/app/c-map-boating/id967289980 приложение было установлено и к нему были куплены карты.

ISailor vs C-Map: Boating
Сама карта в C-Map: Boating стоит 8 тыс рублей - включая в себя всю европейскую Россию, всю Балтику , часть Европы. На iSailor такой набор раз в пять дороже.
Подскажите, вы пишете, что карты стоят 8 тыс рублей. Это же годовая подписка на оффлайн карты в премиум версии, правильно? То есть ежегодно ее надо продлять. Я просто на андройде смотрел, тут так выходит, правда, примерно 5700 стоит подписка. Вот решил уточнить. Может, у эппла можно их купить без подписки?
 
Это же годовая подписка на оффлайн карты в премиум версии, правильно? То есть ежегодно ее надо продлять.
Да верно, работают ли скаченные карты после окончания подписки смогу рассказать через полгода.
 
Понятно. А еще скажите, там весь регион сразу скачивается, без региональных карт? А то у андроида регион аж от Гренландии до Азова...
 
еще скажите, там весь регион сразу скачивается, без региональных карт?
Весь регион скачать нельзя, можно квадратами, которые задаются вручную, максимальный размер квадрата около 200х200 миль. Один квадрат весит 500 Мб.
 
Верх