Путешествия Малой лисы

Подарок, как пережившей пожар.
В начале прошлого сезона Лиса пережила пожар, рассказывалось тут https://boatclub.ru/forum/threads/puteshestvija-maloj-lisy.5661/post-229202

На этот сезон Малая лиса получила подарок - модный образцово показательный щит ✌

Учтен опыт сгоревшего щита
1. Щит стальной IP54
2. Внутри вставлен модуль пожаротушения
3. Закомплектован только из АВВ.
Посмотреть вложение 78854
Щит умеет:
1. Контролировать наличие земли;
2. Имеет индикацию и переключать местами фазу и ноль;.
3. Отключаться при обрыве нуля, при падении и повышении напряжения;
4. Сливать импульсные перенапряжения на землю (УЗИП);
5. Само собой содержит автомат, УЗО;
6. Умеет измерять: напряжение, ток, активную и реактивную электроэнергию, по ним: минимальные, максимальные, среднее значения и суммарный подсчет.
7. Для эстетики имеет индикацию напряжения на входе и выходе.

Интересная ситуация. Подключились в одном месте к электроэнергии. Сеть слабая и при подключении щит вырубает питание, так как нагрузка просаживает сеть до 180В. Начали прыгать вокруг щита. Вспомнился афоризм, что главное достоинство автоматики - возможность ее отключить. Уже я ринулся с отверткой к щиту, но тут все же догадался прочитать инструкцию. Обычно УЗМ имеет настройку на задержку включения после отключения, а тут на нем есть свитч, который позволяет переключать эту задержку на включение/отключение, то есть при срабатывании отключение происходит не сразу, а через заданное время до 30 сек. Настроив на максимум, за который сеть успевает восстановиться, работа наладилась.

Встретившиеся сложности.
УЗМ большой и на стандартную DIN-рейку не влезает, пришлось рейку опустить и повернуть - поэтому он горизонтально стоит. Для полной эстетик надо заглушки разрезать и подклеить чтобы дырочек не было.
Посмотреть вложение 78856
Этот УЗМ сделан для открытой (через дверку) установки-что бы можно было, не открывая дверцу его включить при отключении. Отечественные УЗМ стандартного размера.
 
Борьба за энергонезависимость.

В прошлом году мы установили 600Вт солнечных панелей, но постигло полное разочарование в эксплуатации. В принципе анализ этого года это разочарование подтверждает.
Напомню, мы решали задачу энергонезависимости судна при стоянке у причала без экипажа, у нас это было 200Вт/час, сейчас чуть подкорректировали упали до 150Вт/час (холодильник, сигнализация, АПС, интернет), но это предел, ниже не упадем.
Вот выработка панелями в этом году
выработка панелями.JPG

Май это на широте СПб, июнь на широте ПТЗ, июль на широте Белого моря.
Причем интересно, средняя продолжительность дня:
- в мае в СПб 17 часов 14 минут;
- в июне в ПТЗ 19 часов 28 минут;
- на Белом море в июле 21 час 9 минут.
То есть средняя долгота дня на графике от месяцу к месяцу возрастает, а выработка электроэнергии падает - получается, что лимитирует не световой день, а угол падения света, который при продвижении на север уменьшается.
Поэтому наша цель - ветряк. Пропеллерные ветряки шумные и был выбран роторный низкооборотистый ветряк на неодимовых магнитах.
Получили - поставили, получилось так
Выглядит великолепно, крутится замечательно.
Все подходят и пиететом спрашивают: Это что у Вас ветрогенератор, да? Мы гордо: Да ветрогенератор.
А далее, все по старому анекдоту, когда кондиционеры в машине были редкостью:
Едут двое летом в машине в шубах и шапках, жара и один другому:
- Вась, давай хоть окна откроем!
- Нет. Пусть все думают, вот круто у них там кондей пашет
В общем, он не работает.
При ветре, как на видео - это примерно 12 м/с, вместо номинальных 600Вт выдает только 150Вт. Причем пока видится загвоздка в контроллере, он после диодного моста ничего не имеет повышающего. Измеряли напряжение, после диодного моста до какого то ветра идет напряжение 10-14-16В и соответственно 25-27 В там взяться ниоткуда. Разбираться не было времени, так и ходили с бутафорией, надеюсь за зиму победим.
Все, технически Малая лиса готова к походу на Белое море.
 
Последнее редактирование:
Борьба за энергонезависимость.

В прошлом году мы установили 600Вт солнечных панелей, но постигло полное разочарование в эксплуатации. В принципе анализ этого года это разочарование подтверждает.
Напомню, мы решали задачу энергонезависимости судна при стоянке у причала без экипажа, у нас это было 200Вт/час, сейчас чуть подкорректировали упали до 150Вт/час (холодильник, сигнализация, АПС, интернет), но это предел, ниже не упадем.
Вот выработка панелями в этом году
Посмотреть вложение 79023
Май это на широте СПб, июнь на широте ПТЗ, июль на широте Белого моря.
Причем интересно, средняя продолжительность дня:
- в мае в СПб 17 часов 14 минут;
- в июне в ПТЗ 19 часов 28 минут;
- на Белом море в июле 21 час 9 минут.
То есть средняя долгота дня на графике от месяцу к месяцу возрастает, а выработка электроэнергии падает - получается, что лимитирует не световой день, а угол падения света, который при продвижении на север уменьшается.
Поэтому наша цель - ветряк. Пропеллерные ветряки шумные и был выбран роторный низкооборотистый ветряк на неодимовых магнитах.
Получили - поставили, получилось так
Выглядит великолепно, крутится замечательно.
Все подходят и пиететом спрашивают: Это что у Вас ветрогенератор, да? Мы гордо: Да ветрогенератор.
Едут двое летом в машине в шубах и шапках, жара и один другому:
- Вась, давай хоть окна откроем!
- Нет. Пусть все думают, вот круто у них там кондей пашет
В общем, он не работает.
При ветре, как на видео - это примерно 12 м/с, вместо номинальных 600Вт выдает только 150Вт. Причем пока видится загвоздка в контроллере, он после диодного моста ничего не имеет повышающего. Измеряли напряжение, после диодного моста до какого то ветра идет напряжение 10-14-16В и соответственно 25-27 В там взяться ниоткуда. Разбираться не было времени, так и ходили с бутафорией, надеюсь за зиму победим.
Все, технически Малая лиса готова к походу на Белое море.
Вообще напрашивается либо мачта повыше, либо ограждение какое-то...а то может быть очень больно за прожитые годы если эта штука кому-нибудь рубанет по чему-нибудь.... В этих ветрогенераторах меня всегда интересовал вопрос стабилизации напряжения (силы тока) при изменении силы ветра-а то может получиться, что каждый порыв ветра будет равен циклу зарядки-разрядки аккумулятора-ветер рванул-напряжение 15 В, сила тока 5 А, ветер стих-напряжение 5 В, сила тока 15 А и как к такой пиле отнесется аккумулятор, при учете того, что ветер изменяется гораздо быстрее освещенности?
 
Вообще напрашивается либо мачта повыше, либо ограждение какое-то
Да, ограждение сделаем, мачту выше не хочется, чтобы высотный габарит не повышать и уже сейчас ветрогенератор тень на телевизионную антенну дает - ее поднять придется. Но он низкооборотный, специально поэкспериментировал: пока в такой ветер чтобы его рукой не остановить не попадали.
ветер изменяется гораздо быстрее освещенности?
В контролере есть встроенный резистор (в нашем тоже) это стандарт для ветрогенераторов, когда ветер слишком сильный и выработка зашкаливает, контроллер начинает электроэнергию на обогрев окружающей среды скидывать.
 
Да. От угла света зависимость сильная. Даже днем, когда солнце в облаках и не видно где, солнечные панели выдают достойный ток заряда. Выход - на судне выхода нет
Мириться. И вечерам добивать с генератора.
 
Даже днем, когда солнце в облаках и не видно где, солнечные панели выдают достойный ток заряда.
С пиками проблем нет, панели свои 600Вт или 25А выдают, проблема сколько это в сутки.
У Вас сколько в сутки получается?
 
С пиками проблем нет, панели свои 600Вт или 25А выдают, проблема сколько это в сутки.
У Вас сколько в сутки получается?
Знаете, я как то за сутки не мониторил. Да и не чем. У меня панели 450 Вт. 24 В бортовая сеть. Постоянно работает холодильник бытовой, телевизор. Естественно по необходимости вода. Душевой насос. Телефоны и зарядка мелких акб нет смысла считать. В общем я доволен. К второй группе АКБ прибегал один раз, когда рабочая при запуске дала сбой. Причина - зажим провода на клемме подгорел.
Я Сужу по напряжению сети
Ниже 25,4 не падает. Тоесть 12,7 на акб соответствует полному звпяду.
 
Последнее редактирование:
Да. От угла света зависимость сильная. Даже днем, когда солнце в облаках и не видно где, солнечные панели выдают достойный ток заряда. Выход - на судне выхода нет
Мириться. И вечерам добивать с генератора.
Да есть выход. Была уже фото с установкой которая позволяет панели поворачивать . Я как правило вечером уже зашвартовался. Даже вручную панели наклонить уже бы плюс был. А то действительно обидно. Солнце светит вечером часа два а в балансе ноль. Мерещиться некая конструкция на основе шара автомобильного фаркопа. Может за зиму и сочиню что нибудь.
Генератор запускал один раз для пробы. Заказал третью панель .довести мощность до 450 вт. Контроллер 30 амперный. Пусть работает . Через три с половиной недели эксплуатации пришла " умная" мысль в холодильнике регулятор на минимум выставить. 😁 И вроде баланс даже без этой "крутой "меры сходился. Но все равно оставить надолго у пирса с работающим холодильником не решился. Трюмные помпы в дежурстве. Аэратор баков воды. По минимуму. Однако северо- запад все таки. Солнце может будет а может и нет.
 
Даже вручную панели наклонить уже бы плюс был.
Тоже в эту сторону мысль пошла, но застопорилась, причины:
1. При наклоне панелей, чтобы они не попадали в тень друг руга, они должны быть установлены на расстоянии друг от друга - а места на это нет.
2. Наклон должен быть в двух плоскостях (чтобы наклонить в одну наборы продаются) - а иначе лодка встала, а наклон не туда куда он нужен.
В общем, если решите этот вопрос - делитесь. Мы пока с ветрогенератором повоюем.
 
Тоже в эту сторону мысль пошла, но застопорилась, причины:
1. При наклоне панелей, чтобы они не попадали в тень друг руга, они должны быть установлены на расстоянии друг от друга - а места на это нет.
2. Наклон должен быть в двух плоскостях (чтобы наклонить в одну наборы продаются) - а иначе лодка встала, а наклон не туда куда он нужен.
В общем, если решите этот вопрос - делитесь. Мы пока с ветрогенератором повоюем.
Да так то для моего случая обе причины уже не причины.
1 наклонять всю плоскость всех 3 панелей.
2 по центру плоскости - рамы прикрутить подьемный шар фаркопа на котором вся плоскость куда угодно наклониться.
Дьявол в деталях. Насколько страшно это будет выглядеть. Габариты подьемного узла. Желательно аллюминий по максимуму. А рама достаточно жесткая должна быть. И т.д и т. п. Зима длинная. Обдумаю.
 
Про наклон я знаю. В основном на катере это невозможно. Поэтому и написал что вариантов нет.
 
Причем пока видится загвоздка в контроллере,
Я бы попробовал подключить реостат непосредственно к выпрямителю и измерил ток, который генератор может выдать не останавливаясь. Это и будет максимум его возможностей при определённом ветре. По моему он очень мелкий ( лопасти) для 600 Вт. и ветре 12м/сек., для 150-200 Вт нормально. А вообще, выглядит очень эффектно.
 
Последнее редактирование:
Я бы попробовал подключить реостат непосредственно к выпрямителю и измерил ток, который генератор может выдать не останавливаясь. Это и будет максимум его возможностей при определённом ветре. По моему он очень мелкий ( лопасти) для 600 Вт. и ветре 12м/сек., для 150-200 Вт нормально. А вообще, выглядит очень эффектно.
Да, согласен, просто он же оказался трехфазный, там ток клещами измерять не удобно, а в существующем контроллере после моста тоже не померить - там все на плате. Плюс надо вдвоем, один крутит (до 150 Вт он рукой раскручивается), второй замеряет.
Надо отдельно мост купить и уже постоянный ток замерить раскручивая рукой.

Но главная проблема не то, что он работает на 25% мощности, (наши китайские друзья обещали так, как то выкладывал график)
Hd903fbc5db83494182e7f0df3f13a858l.png_.jpg

А в том, что до где то до 8 м/с это ноль.
Даже бы 50 Ватт на 24 часа это 1.2 кВт - значение имеет, а сильный ветер да еще на стоянках, он редко бывает.
 
Не совсем про ветрогенератор. Но вроде как просто про мощность. Крутил я весной велосипед. Типа обследование проходил. Докрутился до мощности 200 Вт. В общем врачи говорят это типа круто. По ощущениям как в неслабую гору едешь, то есть силы на исходе, но едешь. Вроде себя слабым не считаю. Вот после этого я стал думать, какие же должны быть лопасти ветрогенератора что бы развить мощность 200 Вт.
 
Не совсем про ветрогенератор. Но вроде как просто про мощность. Крутил я весной велосипед. Типа обследование проходил. Докрутился до мощности 200 Вт. В общем врачи говорят это типа круто. По ощущениям как в неслабую гору едешь, то есть силы на исходе, но едешь. Вроде себя слабым не считаю. Вот после этого я стал думать, какие же должны быть лопасти ветрогенератора что бы развить мощность 200 Вт.
Никогда не задумывался, вот нашет в учебнике по физике:
"Мощность человека при нормальных условиях работы в среднем равна 70—80 Вт. Совершая прыжки, взбегая по лестнице, человек может развивать мощность до 730 Вт, а в отдельных случаях и большую."
 
Никогда не задумывался, вот нашет в учебнике по физике:
"Мощность человека при нормальных условиях работы в среднем равна 70—80 Вт. Совершая прыжки, взбегая по лестнице, человек может развивать мощность до 730 Вт, а в отдельных случаях и большую."
Сам удивился. Но с велосипедом там не так просто. Можно конечно и больше мощность развить. Только там было на выносливость. До определённого пульса. Начиналось с 50 Вт. Лёгкая нагрузка. И так шаг 50 Вт. По 3 минуты. До 150 Вт вообще нормально. 200 Вт прям чувствительно. Да и ноги уже под устали к тому времени.
Кардиолог сказал тогда что давно я такой диаграммы не видел. Типа все круто. То ли у него совсем не мощные были до меня.
Ннэто все лирика.
После этого я как то в маленькие ветрогенераторы не верю.
 
Пропеллерные ветряки шумные и был выбран роторный низкооборотистый ветряк на неодимовых магнитах.

А этот насколько шумный? Все которые я видел до этого, шумели так, что уж лучше гену на пару часов запустить, чем эту хрень круглые сутки слушать...
 
оказался трехфазный, там ток клещами измерять не удобно
Можно и на одной фазе померить. Но я всё таки думаю, что контроллер не виноват, ну если только чуть чуть:). Скорее причина в расположении ветрогенератора, лопасти близко к основанию (крыше), леерное ограждение, мачты и пр., всё это мешает, создаёт завихрения. Попробовать поднять над крышей, одновременно измеряя ток и скорость вращения ротора, чтобы определить более менее оптимальную высоту. Самое простое померить скорость ветра на разной высоте от крыши и выше.
 
Навигация и карты Белого моря.
Часть 1.


Чтобы долгими зимними вечерам иметь возможность смаковать готовиться к новым маршрутам установлен комплект карт в iSailor на айпаде, он же по плану будет аварийной навигацией в случае отказа навигационного комплекса. Читаю я лоцию Белого моря сравниваю с картами - в лоции есть описание заходов, на картах красная линия (настроенная на глубину 3 метра) - так в одном месте, в другом и закрались нехорошие сомнения.
Сомнения переросли в то, что надо купить в Апсторе приложение с картой C-map (Навионикса для Белого моря не существует). Обычно для этих карт все пользуются приложением plan2nav - редкая гадость, пробовал три года назад и стер. И тут провидение наталкивает на приложение C-Map: Boating https://apps.apple.com/ru/app/c-map-boating/id967289980 приложение было установлено и к нему были куплены карты.

ISailor vs C-Map: Boating
Сама карта в C-Map: Boating стоит 8 тыс рублей - включая в себя всю европейскую Россию, всю Балтику , часть Европы. На iSailor такой набор раз в пять дороже. Поэтому? если не ограничиваться парой регионов в iSailor то C-Map: Boating существенно выгоднее. Это важно, но не самое главное.
А самое главное на Белом море:
острова Кузова
C1CC23FC-4737-4E7F-A317-9B9BE5EF63BF.png

DD8CA4CF-853A-450C-8227-832A1863F629.png

Губа Кереть и Узкая Салма
43BC2704-726B-49E6-A810-7294BA5F07BB.png

CF7D96ED-F3A1-4CF8-8DC9-3A72D1350ACE.jpeg

Для сравнения бумажная версия
0E342B67-AA71-47BB-8FC9-75376A5EBCB7.jpeg

Остров Олений
797DBB8C-DE66-4225-9AFB-8F9E618600EC.png

2EEFFD51-6337-4827-BEE6-6489164FF91B.jpeg

Для сравнения бумажная версия
FDA4D60C-4F7A-427B-8846-5750E367692D.jpeg


То есть C-Map: Boating полностью соответствует лоции и бумажным картам, а iSailor так, для общего представления. Поэтому iSailor на Белом море был признан бесполезным.
 
Верх