Гданьск - Борнхольм.
Пошли на рекордный для нас безостановочный переход - 190 миль. Вышли из Гданьска в 11:00. По расчету нам идти 25 часов. Должны придти в Борнхольм в 12:00 на следующий день. Распределили вахты с первым помощником - первый помощник стоит с 20:00-22:00, потом с 4:00-6:00 - капитан в это время спит, правда на диване в рубке. Во-первых, у нас график движения, во-вторых, цель перехода понять, можно ли нашим экипажем ходить на дальние расстояния.
Идём, ветер естественно (по закону подлости) встречный с волной - подняли мощность мотора до 140 сил (против обычных 100), больше поднимать не хочется, 140 сил с нашими винтами это 1850 оборотом - 80% от наших максимальных. Идём.
Мы не рисковали обходили польские зоны учебных стрельб и наиболее выгодным курсом, нас догонял контейнеровоз, также шедший из Гданьска и был вынужден взять дальше об брега, вот он выбрал дистанцию 0.5 мили - это о расхождении попутными курсами.
Так ночью выглядят рыболовные траулеры
Ночью надвигался грозовой фронт и дождь хлестал довольно приличный, причём интересно, молнии били каждые полторы-две минуты, записал видео на телефон на 11 минут - ударило 7 молний.
Комментарий к видео: сначала эти молнии вырезаны и смонтированы друг за другом, потом тот же монтаж замедлен в 10 раз.
В результате на Борнхольм опоздали на три часа, переход составил 28 часов.
О хождении ночью.
Это конечно очень условное сообщение, зависит от типов применяемых приборов и конкретной ситуации, но тем не менее.
Так как шли всю ночь, то возникло примерное понимание о полезности отдельных приборов ночью, в скобках оценённая полезность прибора.
Сама навигация (20%)
Понятно, что без нее никуда, но надо надеяться на точность карт.
Радар (50%)
Ночью не заменим, морские буи видит отлично, но оказались у него есть такие ограничения:
Буёв от сетей он не видит.
В сильный дождь он начинает слепнуть, надо ронять чувствительность, а роняя чувствительность она роняется не только на стену дождя, но возможные полезные объекты
Приближающийся дождь на радаре выглядит так (сначала даже думалось, что это стая птиц)
А когда входили в сам грозовой фронт то выглядит так
Поисковые прожектора (2%)
Разочаровали полностью, светят они хорошо, далеко, но дают слишком узкий луч и надо постоянно ими крутить туда сюда. А в дождь вообще бесполезны, получается в луче светиться тунель в нем поток капель и более ничего не видно (эффект похожий как в сильный снегопад не возможно на автомобиле ехать с дальним светом).
Впередсмотрящий эхолот (5%)
Прибор полезный в части плавающий контейнер он увидит, но на Балтике в плавающие контейнера особо не верится, поэтому не применяли. Сеть или буи он не увидит.
АИС (15%)
Прибор полезный, но при условии, что те, кто вокруг Вас, тоже имеют АИС.
Тепловизор (10%)
Прибор полезный хотя бы что-то видно прямо по курсу, но в дождь слепнет очень сильно, буй от сетей не увидеть.
Радар с задавленной чувствительностью внутри грозы и тепловизор.
Итого выводы:
1. При всей комбинации приборов, получается, что положиться на информацию обеспечивающую гарантию не столкновения с сетями возможности нет.
2. Нужен весь комплекс приборов, чтобы путем сопоставления и сравнения получать массив информации о безопасном прохождении.
Тут мне попалась книжка по круизам под мотором (Voyaging Under Power, Robert P. Beebe - очень понравилась, рекомендую) и я ее жадно прочитал. Книга обалденная автор разбирает выборы тех или иных систем, почему я ее раньше не увидел.
В книге есть глава "Ночной свет для круизеров" (Night Lighting for Voyagers) и как удачный пример приводится такая картинка
И описание, что для хождения ночью необходим заливающий свет и именно не на рубке или мачте, так как тогда он попадает на палубу и глаз от него слепнет, а впереди судна. Это конечно не значит, что стоит всю ночь чесать с включённой фарой, но в местах где вероятно столкновение с чем то или установка сетей передний заливающий свет был бы как нельзя кстати.
Сделаем переднюю мачту и установим такой свет за зиму.