Оптимальный режим эксплуатации траулерной яхты

Наверно нужна все таки аналитика звука. Хотя бы в звуковом редакторе. Чтобы понять структуру звука. Но с крайне высокой вероятностью это взаимодействие винта с водой...

Когда я засунул увеличенный винт в Каму, пошла вибрация, грешили на дисбаланс. Пока не попробовали покрутить винтом на обсушенном катере. В воздухе тихо шуршит на любых оборотах, мягко и приятно... В воде рычит и шумит. Сделал запись в корме придав микрофон гарнитуры к корпусу. В звуковом редакторе хорошо видно приближене лопасти к корпусу, кавитацию, удар потока и тд... Аналитика довольно интересна сама по себе...


Кстати, по винтам, сейчас у вас уже выяснилось примерно размерность винта. Вы не пробовали подобрать что то из ссср? Плюс минус легче-тяжелее. Экспертмент будет все равно дешевле покупки импорта. Ступицы у советских винтов как правило массивнее, чем у современных, значит переходной конус есть куда поставить, размеры конуса своего вала вы знаете... Совершенно не удивлюсь, если вдруг подберется что то хорошо подходящее... Тот же бмк 130 как раз 800х600, ваш размер...
 
Вы не пробовали подобрать что то из ссср?
Вы правы 32х25 очень близки к 800х600, но увеличенная толщина лопасти снизит КПД, коррозионная стойкость винта ...
Есть такой психологический эффект выгорания к вещи: новую машину владелец обычно моет чаще, а чем дальше - тем реже. Также и с техническим состоянием.
Мы пока стараемся чтобы у друга было все не хуже чем вначале, ржавчинки всякие подкрашиваем, с винтами вот разбираемся :)
 
И так, суть проблемы была тут https://boatclub.ru/forum/threads/optimalnyj-rezhim-ehkspluatacii-traulernoj-jaxty.5636/post-295920

Провели измерения НЕ отбалансированного Китайского винта и по сравнению с ним Ветусовского. Тот который сняли был бы еще хуже.
график измерения 1.JPG
 
Отдали снятый винт в балансировку, так как на все про все неделя срока, то не успевали воспользоваться отрекомендованными коллегами организациями, выбрали фирму https://ktrem.ru/our-services/prom-oborudovanie/balansirovochniy-centr имеющую одобрения морского и речного регистров. Отправили винт на балансировку.
Балансировка показала не баланс 260 грамм - много это или мало не знаю.
Но чисто шлифовкой небаланс устранить не удалось и применяли и шлифовку и напайку.
Обнаруженные следы зашлифованной напайки.
9D8E00B5-B835-449B-BA3D-ED1301BCD1D2.jpeg

Бодро махнули пару винтов. Ветусовский а отбалансированный китайский, Китайский на второй Ветусовский.
 
Провели измерения, на графике выше и ниже виброускорение мм/с2
график измерения 2.JPG


Измерения не совсем идентичны, так как проводились с разные дни но для наглядности оба измерения на одном графике, по оси Х - обороты двигателя
оба измерения.JPG


Краткие выводы:
1. Ветусовские винты ведут себя примерно одинаково - разница измерений наверное объясняется погрешностью измерений из-за погодных условий в разные дни и влиянием на измерение второго винта.
2. Винт отбалансирован качественно - вибрации начиная с 1000 оборотов ушли.
3. Замена винтов на более тяжелый правильная вещь, так как в рабочем диапазоне 1300-1500 оборотов они по шуму равны Ветусовским, а по скорости выше, то есть при одинаковой скорости шум на китайских будет ниже и из-за винта, и из-за оборотов мотора.

А вот далее засада.
У шумов видимо было две причины одна из-за неотбалансированного винта - она ушла, а вторая на низких оборотах примерно до 950 оборотов двигателя она осталась. Винты как "пели", так и поют, причем один больше, один меньше. Причем, на этих же местах Ветусовский винт не "поет".
Есть кое какие соображения о возможных причинах, но, чтобы не наводить ни на какие мысли, хотелось бы послушать мнение коллег.
 
Выше писали
Если только хитроглазые друзья просверлили отверстие под вал со смещением относительно плоскости

или не строго перпендикулярно. У меня такой был, именно на самых малых оборотах издавал не добрый звук и вибрации, при увеличении оборотов работал нормально. Причина: втулка демпферная (мотор подвесной) садилась в ступицу не перпендикулярно плоскости винта.
 
Провели измерения, на графике выше и ниже виброускорение мм/с2
Посмотреть вложение 91253

Измерения не совсем идентичны, так как проводились с разные дни но для наглядности оба измерения на одном графике, по оси Х - обороты двигателя
Посмотреть вложение 91254

Краткие выводы:
1. Ветусовские винты ведут себя примерно одинаково - разница измерений наверное объясняется погрешностью измерений из-за погодных условий в разные дни и влиянием на измерение второго винта.
2. Винт отбалансирован качественно - вибрации начиная с 1000 оборотов ушли.
3. Замена винтов на более тяжелый правильная вещь, так как в рабочем диапазоне 1300-1500 оборотов они по шуму равны Ветусовским, а по скорости выше, то есть при одинаковой скорости шум на китайских будет ниже и из-за винта, и из-за оборотов мотора.

А вот далее засада.
У шумов видимо было две причины одна из-за неотбалансированного винта - она ушла, а вторая на низких оборотах примерно до 950 оборотов двигателя она осталась. Винты как "пели", так и поют, причем один больше, один меньше. Причем, на этих же местах Ветусовский винт не "поет".
Есть кое какие соображения о возможных причинах, но, чтобы не наводить ни на какие мысли, хотелось бы послушать мнение коллег.
Голосую за смещение центра отверстия под вал! На малых оборотах будет слышно, т.к. фон остальных шумов низкий, а на больших будет теряться за основным шумом винта-уровень шумов практически одинаков на 950 об и на максимальных.
 
Выше писали


или не строго перпендикулярно. У меня такой был, именно на самых малых оборотах издавал не добрый звук и вибрации, при увеличении оборотов работал нормально. Причина: втулка демпферная (мотор подвесной) садилась в ступицу не перпендикулярно плоскости винта.

Голосую за смещение центра отверстия под вал! На малых оборотах будет слышно, т.к. фон остальных шумов низкий, а на больших будет теряться за основным шумом винта-уровень шумов практически одинаков на 950 об и на максимальных.
Коллеги, услышал.
Но если смещено отверстие в ступице или оно не соосно валу - ведь это долно бы было вылезти при балансировке, строго говоря такой винт вообще отбалансировать нельзя.
 
А вот далее засада.
У шумов видимо было две причины одна из-за неотбалансированного винта - она ушла, а вторая на низких оборотах примерно до 950 оборотов двигателя она осталась. Винты как "пели", так и поют, причем один больше, один меньше. Причем, на этих же местах Ветусовский винт не "поет".
Есть кое какие соображения о возможных причинах, но, чтобы не наводить ни на какие мысли, хотелось бы послушать мнение коллег.
Озвучу версию, которая нам пришла в голову.
Дело в массе винта. Ветусовские винты весят примерно 40 кг, Китайские 62.
То есть Китайский винт на 50% тяжелее и на низких оборотах не происходит его центровка в гудриче, не хватает длины гудрича и имеющийся водяной клин не приподнимает винт. Вал едет по резине и она "поет". При увеличении числа оборотов давление в водяном клине возрастает, вал приподнимается и "пение" исчезает.
Недостаток версии в том, что как ее проверить и опровергнуть не понятно. Но при такой версии это критическая ситуация из пяти букв... Либо надо искать производителя который возьмется сделать большой, но легкий по массе винт, либо смирится с легкими для двигателя винтами. Потому что альтернатива переделать мортиру и поставить более длинный гудрич, это не в этой жизни.
 
Но если смещено отверстие в ступице или оно не соосно валу - ведь это долно бы было вылезти при балансировке, строго говоря такой винт вообще отбалансировать нельзя.
В статике можно, при этом небольшие отклонения не заметить, если не искать специально.
Имеет смысл, на мой взгляд, выточить посадочный конус (по валу) и проверить соосность, если она имеет место быть, думать как исправить.
 
В статике можно, при этом небольшие отклонения не заметить, если не искать специально.
Имеет смысл, на мой взгляд, выточить посадочный конус (по валу) и проверить соосность, если она имеет место быть, думать как исправить.
Балансировали в динамике, на электронном оборудовании.
Причем работа дорогая, это не приятно, но у них цена 30 тыс рублей винт. У нас счет получился на 32 тыс.
 
Балансировали в динамике, на электронном оборудовании.
Причем работа дорогая, это не приятно, но у них цена 30 тыс рублей винт. У нас счет получился на 32 тыс.
Тогда имеет смысл вернуть, чтобы проверили ещё раз.
Версия с избыточным весом, как то не очень.
 
Неплохо было бы перемерить само посадочное в ступице, конус, шпоночный паз, шпонку. Может быть здесь собака порылась.
 
Версия с весом как уж совсем притянута... По сравнению с динамическими нагрузками на винт, например на волнении, весом винта, по идее, можно пренебречь... И про водяную подушку я бы поспорил, все же не тем там условия, особенно при наших оборотах...

Скажите, а геометрию винтов проверяли? Такие вещи как равномерность деления (окружности на количество лопастей), одинаковость лопастей, и тд... Оно по умолчанию то предполагается, что китайцы винт на супер чпу делали целиком, а могли и ведь за несколько перестановок делать... (Если честно, я сам так некоторые вещи делаю, малоответственные. За несколько перестановок, да еще и с центровкой "на выпуклый глаз"... Так удобнее и быстрее)

Понятно, что тоже притягиваю, но...

И еще вопрос, проверяли ли прилегание конус-конус?

Ну и про балансировку. Анализирую по подобию. В автомобиле колеса вращаются примерно с теми же оборотами, что и наши гребные винты... (кмч/60)/(диаметр*пи) Колесо 0.7 метра, на 100 км/ч вращается со скоростью 750 об/мин... А автомобильные колеса балансируют весьма тщательно...

В общем, я бы рекомендовал обратить внимание на геометрию и балансировку... По ощущениям где то там собака порылась...
 
.... на низких оборотах не происходит его центровка в гудриче, не хватает длины гудрича и имеющийся водяной клин не приподнимает винт. Вал едет по резине и она "поет". При увеличении числа оборотов давление в водяном клине возрастает, вал приподнимается и "пение" исчезает....
Не думаю, что давление воды в зазоре "гудрича" способно поднять валолинию с винтом. Другое дело что с увеличением оборотов, учитывая небаланс, винт начинает вибрировать и за счёт этого изменяются зазоры в гудриче. Если есть желание бороться дальше и возможность - пригласите метрологов и проведите акустические измерения в различных точках, на разных режимах. Есть метрологи, которые проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах - можно их пригласить, но лучше тех которые проводят поверку приборов различных типов. В Мурманске, например, это Центр стандартизации и метрологии. Цены должны быть вполне приемлемые в вашем случае.
ПЫ.СЫ. Небаланс в 260 гр - это очень много. Вы бы зуб на зуб не попадали на хорошем ходу от вибрации. Где-то ошибка или может объяснили неверно. Может разный вес пары винтов? Хотя 260 гр на ступице и 260 гр на кромке лопасти это очень разные вещи. Опять же какого результата удалось добиться балансировкой. Смотрю на графики и как-то на мой выпуклый глаз ветус мне больше нравится. А по китайским кривым такое ощущение, что он пытается отцентроваться, будто конус не прилегает. и на разных оборотах проходит разные точки резонанса. Пошёл читать предыдущую эпопею..
 
Последнее редактирование:
Скажите, а геометрию винтов проверяли?
Нет, сейчас этим займемся.
И еще вопрос, проверяли ли прилегание конус-конус?
Да, сидит идеально, даже без притирки поставили.
обратить внимание на геометрию
Согласен.
Небаланс в 260 гр - это очень много. Вы бы зуб на зуб не попадали на хорошем ходу от вибрации. Где-то ошибка или может объяснили неверно.
Винт с этим небалансом (в 260 грамм) мы одели, вышли на 10 минут и сразу сняли - по нему все было очевидно сразу, его даже на графиках нет. На график он уже попал отбалансированным.
 
Винты были изготовлены, нам прислали видео динамической балансировки наших винтов.
А что тогда Вам прислали китайцы при дисбалансе 260 граммов, вообще на этот счёт в контракте что то прописано? И есть ли нормативные документы на этот счёт?
 
Верх