Об остойчивости катеров

ТПСК

Активный участник
Вопрос и простой, и сложный, вообще мы судно третьей категории плаванья - но есть план попробовать повысить до второй, вероятность успеха мероприятия 50/50 - но тут вопрос в том, что в техрегламенте нет особых требований.
А так, если с позитивного момента, то самые простые требования у Ллойда для 200 миль от берега (требования/факт):
- начальная метацентрическая высота >0,35м/1 м
- плечо восстанавливающего момента, при 30 град >0,2м/0,461м
- область остойчивости >60 град/77,2 град
- площадь под положительной частью диаграммы статистический остойчивости должна быть не менее 0.055м*рад до угла крена 30 град/0,136 м*рад
В общем Ллойд не против пересечения океанов Лисой.

Сложнее с требованиями Морского регистра
Считалось на 8 балов и волну 5,5 метров.
По статической остойчивости по требованиям МР мы также проходим с большими запасами.
По крену чисто от бокового ветра считалось на 25 м/с - крен 7,6 градуса - это двукратный запас от требований.
По остойчивости на вершине волны также с большими запасами.
А вот с диаграммой динамической остойчивости все не очень хорошо.
Если по критерию погоды - отношениям допустимого момента к кренящему моменту с креном на правый борт получается ровно единица, то на левый борт 0,8 - то есть судно опрокинется.
Пересчитали динамическую остойчивость на 7 баллов и 4 метра - там требования выполняется любым бортом с запасом.
Посмотреть вложение 79873
Ограничения возникает из-за углов заливания, вот если их победить, то наверное на вторую категорию выйдем.

Фактически, пока самая большая волна в которую попадали - 3.5 метра, как раз в этом году на Белом море, чуть позже расскажу, но ставить эксперимент и пройтись к такой волне лагом, чтобы посмотреть, а как это, что-то мужества не хватает.
Некоторые соображения экспромтом.
Кренов свыше 20 градусов у нас не бывало. В рубке это воспринимается нормально, а вот в моторном у меня начинает голова кружиться. В гальюн на нижнюю палубу быстро сходить можно. Самое неприятное когда идет две волны. Теоретически я по прогнозам видел, что они идут под углом 90 градусов (интересно один раз видел в прогнозе две волны под углом 180 градусов - как это фактически не представляю). И когда попадает, что одна волна накренила судно с одной стороны и тут же получается крен от волны с другой стороны, то есть судно раскачивается.
У нас есть два кренометра: один в компасе, второй простенький со шкалой. Но их показаниям доверия нет: во первых на них нужно постоянно смотреть, чтобы понять максимальный крен, во-вторых там и точность средненькая. На следующий сезон поставим электронный кренометр. Пока такой ситуации не было, но когда вокруг все плохо, то нужно уже выбирать курс не куда нужно, а куда безопасно. Чтобы объективно оценить крены их нужно чем то измерять. Вопрос важный психологически - до 30 градусов восстанавливающий момент только нарастает, то есть, если есть достоверные измерения крена, то поводов для беспокойства нет.
Самое критическое запас мощности, то есть если мы на ровной воде крейсерскую скорость поддерживаем где то 110 силами на винте, то против трех метровой волны это уже около 300 сил. А так как у нас винты легкие, то один двигатель не выгребает. Разница существенная и уж особенность ли это нашего судна, или так и должно быть не знаю.
Можно узнать как Вы делали расчеты "По остойчивости на вершине и подошве волны". Какую длину волны принимали в расчет для поперечной остойчивости
и какие применили значения (откуда их получили) для расчета "динамической остойчивости"?
Имеется ли возможность выполнить данные расчеты на заказ?
 

weeFOX

Старожил форума
"По остойчивости на вершине и подошве волны". Какую длину волны принимали в расчет для поперечной остойчивости
На вершине волны: для волны высотой 5.5 метра - длина 29,8 метра, для волны 4 метра - 24 метра.
А для подошвы такого расчета не делали.
какие применили значения (откуда их получили) для расчета "динамической остойчивости"?
Если Вы про регистр, то условие динамической остойчивости с учетом разрушающейся воны по п. 2.3.1. "Правил классификации и постройки прогулочных судов" при наименьшем угле:
- заката диаграммы статистической остойчивости;
- угла заливания;
- 50 градусов;
нужно найти равенство площадей S1=S2 - на диаграмме статистической остойчивости - отсюда определяется максимально допустимый кренящий момент.
Расчет делается на три случая: судно порожнем, судно в грузу и судно с 10% запасов.
динамическая остойчивость.JPG
Соответственно Вам исходным данными надо иметь: диаграмму статистической остойчивости, момент кренящий на 1 градус, углы заливания - и эти данные при разной загрузке.

Существует упрощенный способ: считать что максимально допустимый динамический кренящий момент равен половине от статического.
Имеется ли возможность выполнить данные расчеты на заказ?
Если у Вас есть модель судна и сделано его опытное кренование, то задача не сложная. Ориентировочно рыночная цена подобной работы 50 тыс. рублей.
 

weeFOX

Старожил форума
Видимо обо всем этом парни не знают :
Яхта конечно своеобразная, по поводу остойчивости у нее осадка 2.85, поэтому тут считать надо.
Но один мотор 215 лс на такое водоизмещение, баки 1500 литров и скорость 5 узлов конечно ни какое серьезное плаванье не предполагают.
Думаю дело в том числе в стандартах, наши классификационные общества РРР и РМ уважаемы в мире и имеют жесткие требования, а тут Азия’с.
 

harly

Коллега
Осадка у нее 1,8м , а вот высота надводного борта с надстройками больше ширины в 1,8 раза ! Вот оффшорный круизер уважаемой фирмы на ту же тему .
 

Вложения

Antel

Активный участник
ИМХО не всё так плохо. Если двери будут закрыты, окна выдержат и никакие тяжести с места не сорвутся, то вполне возможно, что эти лодки будут самовосстанавливающимися.
 

ВладимирVVS

Коллега
Только на эстетику. И "Вау" у гостей. У меня кренометр - чайник на плите, если движется, значит штормит.:D
 

motoras

Старожил форума
У меня вроде как на машине стоит какая то хрень связанная с креном. Типа когда крен выше допустимого, то авто должен как то подвесочку подровнять, типа одну сторону опустить, вторую поднять. Я пробовал на разных косогорах, так и не добился появления значка на панели, хоть крен был до 30 град и уже очково. При запуске мотора на панели при тесте все высвечивается. Да и в книжке про это написано.
 
Верх