На "Ярославце" по Скандинавии, навигация 2019

#1
В навигацию 2019 году катер типа "ярославец" под названием "Гидрограф" провел в походе по странам Скандинавии. Это Финляндия, Аландские острова и Хельсинки. О своих впечатлениях буду публиковать заметки.
 

Алексей С.

Коломенский водномоторник
#2
В навигацию 2019 году катер типа "ярославец" под названием "Гидрограф" провел в походе по странам Скандинавии. Это Финляндия, Аландские острова и Хельсинки. О своих впечатлениях буду публиковать заметки.
Давайте, будем читать зимними вечерами!
 
#4
Чарующий поход на моторном судне «Гидрограф»
по Скандинавии (Финляндия и Швеция)
Поход на «Гидрографе» стартовал в Санкт-Петербурге. Экипажу пришлось закрывать границу на 5 шлюзе Сайменского канала. Вариантов закрытия границы было два. Либо форт Константин в Кронштадте , либо 5 шлюз Сайменского канала. В следствие того, что погода была не благоприятная, усиливался шторм. принял решение идти в 5 шлюз. Во-первых, появляется возможность в случае дальнейшего ухудшения погоды укрыться за Березовыми островами, либо на острове Вихревой, да и в Высоцке можно было бы отстояться. А если бы пошли из форта Константин, то практически пришлось бы идти почти до Котки. Условия такие, что ты не имеешь права причаливать никуда, пока не открыл границу. Возможно есть исключения. Но чтобы не рисковать и не искать исключений, пошли на 5 шлюз.
Экипаж составлял 4 человека. Я, Андрей Гутеев, Павел Виноградов и Олег. Все участники похода имееют удостоверения на право управления маломерным судном. А у Павла Виноградова, открыта еще и категория парусные суда.
В первый день прошли от Питера до Приморска. По радио связались с Германом (г. Санкт-Петербург), который хорошо знает эти места, уточнили, где можно пришвартоваться на ночь. Ответ был один. Справа по курсу увидите рыболовецкие суда. К ним можно подойти, пришвартоваться. И утром продолжить путь дальше. Что мы и сделали. Оказалось, что рыболовецкие суда стояли, в округе не было ни одного человека. И это было очень хорошо. Не пришлось ни с кем объясняться.
...Утром двинулись дальше по маршруту на 5 шлюз Сайменского канала. Места и для меня эти уже стали знакомыми. Проходим остров Вихревой, затем Высоцк и держим курс на Выборг. Внимательно следим за судовой обстановкой. И не заходя в Выборг, повернули в Сайменский канал. Тут почему всегда попадаем так, когда стоят большие суда. В прошлом году мы полагали, что судно готовиться к прохождению первого шлюза. И почти четыре с половиной часа висели... ждали. Потом выяснилось, что у него технические неисправности. В этот раз поломок не было. Подошли вторым бортом. Связались с таможней. Сотрудница пришла через полчаса. Осмотрела судно. Подписала документы и мы пошли на 5 шлюз, где нас уже ждали пограничники. Они был верх любезности. Все подсказали, уточнили, осмотрели судно. После разворота на 5 шлюзе, они выдали нам документы и заодно спросили, где мы собираемся ночевать. Я сказал, что идем первый раз и для нас этот вопрос очень важный. На что, пограничник сказал, что можете встать перед выходом из Первого шлюза и там заночевать. Не выходя на берег и т.д.
Мы были счастливы, что они нам подсказали, что у нас появилась возможность отдохнуть. И уже в светлое время двигаться на остров Сантио. Пограничный пункт, где нам предстояло открывать финскую границу.
Для экипажа «Гидрографа» это первый такой поход. Поэтому заранее приготовили бумажные карты, настроили электронную систему "гармин" и для подстраховки еще использовали планшет с картами Навионикс.
Это позволило оптимально выстраивать маршрут движения, определяться со стоянками, знакомиться с красотой шхер, островов и лесов.
Первый этап похода проходил вдоль побережья Финляндии. Шли мы по лоцманскому фарватеру так его называют яхтсмены или часто так встречается название по шхерному фарватеру.
Думаю, что эти определения совершенно точно передают суть этого маршрута. Красота здешних мест заложена самой природой. Кругом острова. Есть исключительно каменные глыбы, поросшие мхом или вообще без какой –либо растительности. А есть острова покрытые деревьями, мхом и травой. Проходя по маршруту вдоль побережья, знакомясь с культурой причалов, мы любовались этой красотой, а также обращали внимание на диких птиц, которых здесь множество. Они здесь так защищены, что им ничто не угрожает, в том числе и человек.
А культура причалов значит, что куда бы ты не пришел везде есть организованная стоянка. Для швартовки езде есть кранцы На ней подведено электричество, есть колонки для откачки фекалки, подсланевых вод. И это почти в любой марине. Все это бесплатно. Государство таким образом заботиться об экологии водных ресурсов.
Прибыл на пограничный пост. Нас ждали уже пограничники. Они подошли к "Гидрографу", спросили кто капитан. Я ответил, что я. Они сказали, что капитан остается с пограничником на судне для осмотра, а участники похода должны пройти для оформления документов. Длилось все это довольно быстро. Пограничник быстро осмотрел трюмы судна. И мы пошли в офис. Ответив еще на несколько вопросов, они передали нам документы. И старший пограничник спросил, есть ли у Вас карты. Я сказал бумажной от Сантио до Хельсинки нет. Тогда он дал команду своему коллеге и тот сделал ксерокс карт из альбома. Вот такое было внимание и любезность.
Получив документы. Мы пошли на борт судна. Пообедали и пошли в Ловиису.
 

Вложения

#6
Из Скандинавского дневника похода на моторном судне "Гидрограф"

Переход остров Сантио – Хамина

... Через несколько часов после оформления таможенных формальностей на острове Сантио мы оказались в Хамине. Зашли в яхт клуб, который был поближе к нашему ходу. Назывался он Тервасаари. Ошвартовались. Пошли с Павлом Виноградовым к харбор мастеру. По пути у прохожих, спросили где его офис. Они ответили, что уже поздно, его нет в офисе. Идите в кафе, там вам все скажут. Что мы и сделали. Девушка из кафе мило сказала, что места для стоянки есть, можем вставать на ночь. Но так как судно длинное, то будет считать по 20 евро.(т.е. надо платить как за два стояночных места, 40 евро). Нас это не устроило. И Павел сказал, что мы уйдем рано утром.
Девушка поняла, что лучше взять 20 евро, чем ничего. Поэтому быстро согласилась и взяла с нас за стоянку только 20 евро. Выдали нам схему, где находится туалет, душ, дали пластиковые карточки для пользования душем. И объяснили, куда надо провести удлинитель, чтобы подключить электричество на "Гидрограф".
Мы так и сделали. Только перегнали судно поближе к щиту подачи напряжения. Я сбросил с верхней палубы кабель. Павел принял его. Быстро протянул до розетки. Я попросил проверить его где находиться фаза.
Этого требует подключение МАПА (инвертора), что очень обязательно. И вот загорелся свет в наших иллюминаторах и окнах.. Я приготовил ужин. Как и положено подняли тост за удачный переход. Все было замечательно. Мы счастливы. Финляндия встретила нас тепло.. Жизнь удалась. Одним словом, мы в Хамине.
 

Вложения

#7
Из экономии пользуюсь редко стоянками в гостевых маринах. Якорь, удобное место, тузик. В Котке, где гулял неделю, нашёл "дикий" городской причал, где можно было стоять даром (без электричества, конечно) - местные подтвердили. Близко от центра - 10 мин до ж.д. вокзала. Там можно было заправиться пресной водой (пользуюсь бутылками 5-6 л). Напомню про осенние скидки: в Лаппеенранте при стоянке "буёк-корма к причалу" 12,5 евро за ночь. Но скидки не везде практикуют... В Иматре, например, их нет, причём нет и душа - сауна за отдельную плату.
 

Kotmatroskin

Активный участник
#8
Мой вопрос про воду куда-то переместился вдруг. Задам еще раз. Все пишут, что есть душ, откачка фекалки. А как в маринах с мытьевой водой? То есть, с душа, раковины. Можно ее за борт, или надо все собирать в фекальный танк и сдавать на берег? Я прост не был в Европе в качестве водномоторника, потому и интересно.

И еще вопрос. Вот у нас можно, где получилось в диких местах высадиться, там и вышел погулять. А как там, конкретнее, в Финляндии? Владимир пишет, что якорь-тузик. А на этом тузике можно высадиться на красивый берег, или надо созерцать красоты с воды, а то прикатят добрые люди на катере и вежливо оштрафуют?
 
#9
У меня слив мытьевой за борт. Наверное, это неправильно. Точно не знаю. Претензий, например, при контроле на границе, не было. Кто бы подсказал ?
Гальюн - био, вытряхиваю его в береговых туалетах лесного типа - они есть на всех "диких", но оборудованных для пикников местах (в маринах - не поймут). Есть спец места для опорожнения биотуалетов (показаны в справочной брошюре о Сайме) но я не смог воспользоваться. Иногда рыл ямку в укромном месте в лесу... Николай, который финн, живёт тут и просвещал меня насчёт финских порядков не считает, что я плохо сделал.
Просто лес и берег доступны везде и всем. Даже если строения на берегу. Заборов нет, потому гуляй, где хочется, но там где строения, дорожки... не надо, конечно. Ряд островов заповедные и обозначены белыми столбиками "охраняется законом о природе". Когда по первости погуляли по такому острову - думали, кошмарное нарушение, поймают/арестуют. Многие из местных нас видели, взаимные приветствия, никто не сказал "низя", доносов тоже не было. Николай считает, что и там гулять можно... Видимо, надо познакомиться с "законом". Пока не было потребности гулять за столбиками. И так мест красивых - не счесть... Есть отдельные места со своими правилами: например, национальный парк "Коловеси", где нельзя под мотором ходить, там зато раздолье для каяков, байдарок... правила рыболовства (мне - до фонаря, не рыбак) есть общие, а в некоторых местах (пороги) - написано, свои правила. Конечно, мои "сведения" весьма приблизительные, но здравого (в какой-то степени) смысла достаточно, чтобы не попасть в конфликтную ситуацию. Кроме налога на топливо в переносной таре (не знал изменений в правилах, нарвался) никаких штрафов и препятствий за 4 финских навигации не было...
 
#10
Множество мест с откачкой льяльных вод - огромный плюс. Протечки воды в МО сведены к минимуму, уровень повышается медленно, потому отключаю осушительный насос, чтоб не рисковать (хоть он и отключается до захвата масляной плёнки и на глаз - ничего страшного не выбрасывает). Сдать замасленную воду раз в 3-4 недели несложно. У нас... вспоминаю лишь одно место: баржа "Свирь" на одноименной реке. Теоретически СКПО должны брать. Подсказывайте: где у нас сдают ?
 
#12
У меня слив мытьевой за борт. Наверное, это неправильно. Точно не знаю. Претензий, например, при контроле на границе, не было. Кто бы подсказал ?
Гальюн - био, вытряхиваю его в береговых туалетах лесного типа - они есть на всех "диких", но оборудованных для пикников местах (в маринах - не поймут). Есть спец места для опорожнения биотуалетов (показаны в справочной брошюре о Сайме) но я не смог воспользоваться. Иногда рыл ямку в укромном месте в лесу... Николай, который финн, живёт тут и просвещал меня насчёт финских порядков не считает, что я плохо сделал.
Просто лес и берег доступны везде и всем. Даже если строения на берегу. Заборов нет, потому гуляй, где хочется, но там где строения, дорожки... не надо, конечно. Ряд островов заповедные и обозначены белыми столбиками "охраняется законом о природе". Когда по первости погуляли по такому острову - думали, кошмарное нарушение, поймают/арестуют. Многие из местных нас видели, взаимные приветствия, никто не сказал "низя", доносов тоже не было. Николай считает, что и там гулять можно... Видимо, надо познакомиться с "законом". Пока не было потребности гулять за столбиками. И так мест красивых - не счесть... Есть отдельные места со своими правилами: например, национальный парк "Коловеси", где нельзя под мотором ходить, там зато раздолье для каяков, байдарок... правила рыболовства (мне - до фонаря, не рыбак) есть общие, а в некоторых местах (пороги) - написано, свои правила. Конечно, мои "сведения" весьма приблизительные, но здравого (в какой-то степени) смысла достаточно, чтобы не попасть в конфликтную ситуацию. Кроме налога на топливо в переносной таре (не знал изменений в правилах, нарвался) никаких штрафов и препятствий за 4 финских навигации не было...
Володя,разъясни пожалуйста про "налог на топливо в переносной таре"и какие взыскания в этом ключе?
 
#13
По таможенным правилам в переносной таре можно 10 литров. В цистернах - сколько хочешь. У меня были устаревшие правила и я выстроил 50 литров бензина на палубе в канистрах. Объяснения, что генератор, что камбуз, что кушать надо - никакого впечатления не произвели. За лишние 40 л налог оказался кусачий - примерно 90 евро. Банк отказался принимать оплату - я не клиент и это не автоштраф. Помогли сами таможенники на обратном пути - отвезли на авто в сухопутный пропускной пункт Нуйамаа, заплатил, бумажка, отвезли обратно. Сделал алюминиевый бензобак несъёмный для бензина - так можно. Вывод: незнание не освобождает, правила надо читать актуальные... Вове Адмирал поставила двойку....
Автору темы извинения. Засорил...
 
Вверх