Совсем не ожидал, что экологическая тема заполнена тосолом. Я то, дурачок, никогда им не пользовался. Консервация на зиму - слить воду из внутреннего контура системы охлаждения, отсоединить и заглушить забортные кингстоны (в шаровый кран затолкать кусочек поролона), открутить пробки из нижних точек теплообменников и циркнасоса... Куда тосол-то ? Кингстон выдерживает разморозку, он конический, да и редко это случается - в трюме темп. примерно забортной воды. Утечки тепла при отоплении тоже подогревают машинное...
Насчёт экологии у меня было так: прежде, чем я стал ходить в Финляндию, тщательно устранял все протечки жидкостей в МО. Заменил расширительный бачок, капитально отремонтировал циркнасос и насос забортной воды на камбуз (Marina), стал следить за шлангами, подтягивать хомуты, менять ненадёжное... Так поступления воды стали медленными и можно прийти, сдать в Лаппеенранте трюмные воды, и месяц не беспокоиться, что что-то попадёт за борт. Была и непредвиденная ситуация, когда в Хамине, при стоянке на якоре, начал включаться осушительный насос. Проржавел корпус маслоохладителя в солоноватой воде - потёк ручьём. Спасло то, что автоматический выключатель осушительного насоса достаточно высоко установлен и выключает насос раньше, чем за борт попадёт масло, плавающее по верху (от него мне не избавиться). Маслоохладитель я тогда грубо отремонтировал (жесть от банки с краской+красный герметик+винтовые хомуты) и экология не пострадала (я тоже). На финской таможне иногда заглядывают в МО, бывали вопросы насчёт воды в трюме, пока мои объяснения о постоянном уровне и сдаче вод принимались. Хотя однажды на мой вопрос "Ну как ? Нормально ?" финн ответил с юмором: "Не знаю..."