Кронштадт-Москва или путешествие дилетанта

Глава 5
Вечер в на техучастке Вознесенье прошел душевно, под чаек бутерброды и макароны по флотски. Мы подружились с местными товарищами, зарядили у них рацию, телефоны, разжились бочкой солярки и маслом МС 20п. Причем с маслом у нас получилась интересная история.( немножко уклонюсь от сути рассказа, но данное отступление про масло необходимо, потом будет понятно к чему) Как все вы знаете двигатель 3Д6 очень любит кушать маслице, причем даже по паспорту расход у него 3 литра в час. Но те кто имел опыт и у кого двигатель был в хорошем состоянии, говорили мне что 5 литров на полный ходовой день хватает за глаза. Перед самым началом своего путешествия я был озадачен таким раскладами, и взял с собой 100 литров масла. Первые два три дня я следил за маслом и был приятно удивлен, что дневной расход соответствует самым оптимистичным прогнозам, да и давление было в пределах 6-7. Долив масла перед выходом в Онегу, мы были правда несколько озадачены, что расход резко возрос, но отнесли это на перегрев и последующую переборку двигателя. В итоге перед выходом в озеро у меня был заполненный расходный бак и в запасе литров 30, я справедливо полагал, что до Череповца мне точно хватит. Но так как сверчок сомнения у меня в душе поселился, я прикупил еще 50 литров на всякий случай (знать бы мне что он был так близок!!!)
В Онегу мы решили идти по холодку и часиков в 7 отдали швартовы (хотели раньше но был туман) , доложились диспетчеру, получили добро, уточнили сводку погоды (волна 0,3-0,5 усиление ветра не планировалось). Мы взяли курс на выходной буй и уверенно шли. Пройдя первый полосатый буй (отметка 945) мы решили отклонится от судового хода и идти под прикрытием берега, так как волна была небольшая, но неприятная в бок, а катер наш хоть и мореходный но…в общем решили не рисковать…..
Я стоял у штурвала, всматривался вдаль и бросал глаза на приборы....со спины заглянул Дима, спросил как дела, мы машинально глянули на приборный щиток и застыли на месте…..стрелка показывающая давление масла, болталась между 0 и 1, хотя минуту назад давление было 6. Двигатель пока еще работал ровно, но было понятно, что катастрофа неминуема. Неприятное положение…Двигатель мы заглушили и стали решать что делать. Волна была небольшая, но как вы понимаете лучше работающий катер на хорошей волне чем катер без хода на плохой. Мы болтались без хода в 15 км от берега, в стороне от судового хода, ветер не усиливался, но катер неприятно кренился на боковой волне. В принципе ничего супер ужасного в нашем положении не было, у нас была рация, большая 10 местная лодка (правда традиционно не накачанная из за своих габаритов), спас жилеты и круг. Но это сейчас с высоты положения хорошо рассуждать, но на тот момент мы приуныли…)))
Я еще не успел дать команду одеть спас жилеты, но уже отправил Архипа накачивать лодку, как положение снова спас Дима (Дима, респект и уважуха если будешь читать!). Громко выматерившись, в чем был, (хотел написать в чем мать родила) дима сиганул в моторное отделение и практически лег под слани. Светя себе налобным фонариком стал осматривать масляную магистраль. И таки нашел причину! От вибрации соскочил масляный патрубок с расходного бака и все масло выбило под слани, причем соскочил в таком неудобном месте, что вернуть его на место было практически невозможно. В общем совершив очередной подвиг, дима словно герой-связист чуть ли не зубами пережал где-то там и мы смогли долить масло. Мы запустились, легли на обратный курс, масло все равно уходило, но идти было можно, давление держалось. В общем, имевшегося масла нам как раз хватило на обратную дорогу до Вознесенья. Мы ошвартовались у знакомого причала, перевели дух и хлопнули по 100 грамм, я думаю нас после случившегося никто не осудит за это. Дальше мы устранили неисправность, купили еще масла и через пару часов снова пошли в Онегу. Онежское озеро мы прошли за 2,5 часа и приближались к Вытегре. К концу пути за мысом Петропавловский мы немного расслабились и решили встать у берега искупаться (в масле мы были не то что по уши по самое не хочу). Купание прошло успешно, настроение поднялось и мы были готовы к дальнейшим подвигам…
…Которые не заставили себя ждать…Если у кого есть лоция, то на Онежском озере, рядом с м.Петропавловский есть место очерченное красной пунктирной линией и надпись – Временно запретный район для плавания всех судов! Теперь мы знаем почему…)))
Там такие подводные камни и хребты, что огого!! Мы их чудом миновали, но если у вас осадка больше 40 см туда ни ногой!!!
Ну да ладно, в Вытегру мы зашли спокойно, правда удивило обилие судов на рейде и на якорях в устье, но мы ловко маневрируя между ними приближались к грозным Вытегорским шлюзам!
 
спасибо за хорошие отзывы,я рад что вы оценили мой труд )))
...на этом пока все продолжение через денек другой будет
 
... Предлагаю учредить почетное звание ботклуба "Перегонщик-авантюрист"... :) выдавать золотую рюмку с гравировкой "Ух, и здесь пронесло, и там подфартило..."

А вобщем "упрямым дядькам, поем мы песню"
 
Как мне сказал, один уважаемый человек, выслушав мой рассказ...Везет дуракам и евреям...и предложил покапаться мне в моем генеалогическом древе...

прошу понять меня правильно, с уважением отношусь ко всем без исключения национальностям!!
 
Ха, это вам как-то сильно повезло. У на скорость упала с 10 км/ч в стоячей воде до - 0,1 км/ч (минус 0,1 км/ч) :))))

Хорошо пишите! Давайте, не прерывайтесь!

есть у меня подозрение почему мне повезло, как я уже написал, я очень сильно там срезал по неопытности не разобравшись с бакенами, а потом все-таки Адмиралец он избыточен по тяговооруженности, как никак плавучее машинное отделение )))
 
С нетерпением ждем продолжения истории. Такие повести лишний раз подтверждают что настоящими водномоторниками не рождаются- ими становятся.)))) причем, как правило, по нужде...
 
Везет дуракам и евреям...
Ну про яврееф промолчу... :D
А вот что думают психологи про победы дураков.
Дурак (не клинический идиот) из-за своей ограниченной осведомлённости делает меньше ошибок в режимах близких к критическим. Так как он до конца не понимает всего, что происходит.
Проффи же видит всю сложность происходящего и пытается найти какой-то компромисс в решении. Ну, давит на него груз прежнего опыта! В итоге, профи, пытаясь обойти все опасности, частенько запутывает ситуацию ещё больше.
Дурак (новичёк) не перегруженный знаниями строго предерживается простых истин, данных ему при первичном обучении. И часто, самое простое решение является самым правильным.
 
Есть у таких историй побочный эффект. Тянет потом совершить ещё что-то подобное. Тихие места рядом со стоянкой уже не интересны.
 
Глава 6
Когда мы подошли к Шлюзу №1 было уже около 17:30, поскольку вместе с нами в Вытегру с Онеги зашел какой-то пассажир (вылетело из головы название), мы наивно полагали упасть ему на хвоста и быстренечко пробежать все шлюзы с ним. Однако диспетчер охладил наш пыл. Выслушав наш доклад (3 канал), он поинтересовался нашей регистрацией в системе, и поскольку регистрации не было, нам было рекомендовано ошвартоваться в рукаве (сразу после нефтебазы и перед шлюзом есть канал ведущий к центру города, довольно удобное место для стоянки) и сходить в управление канала на ул.Ленина 62 (или 26?). Расстроенный я потопал регистрироваться, думая что уже поздно ничего не работает и т.д…Однако нет, двери управления канала были дружелюбно распахнуты, все были на месте и регистрация заняла от силы минут 5. Затем мне выдали квитанцию с реквизитами, а на вопрос как срочно надо оплатить, сказали что совсем не срочно, ну когда мы в следующий раз будем идти по шлюзам квитанция должны быть оплачена ))). Затем мне предложили поторопиться, потому что мы могли успеть с пассажиром войти в шлюз….Поторопиться-то я поторопился….однако у диспетчера было другое мнение на наш счет. Вначале он оставил на стоянке до 20 часов, а когда мы в восемь вышли на связь, нам было велено курить бамбук до 5 утра, вот так.
Ну облом был не очень большой, тем более что хотелось передохнуть, соответственно мы сварили гречки с тушенкой, попили чаю и завалились спать. В пять утра нам предолжили подождать еще часок, а в 6 реку накрыл такой плотный туман, что все движение на шлюзах замерло до 8 утра. Чтобы не терять времени зря мы сходили и набрали водички (по дороге в город, по стороне нефтебазы, примерно в 1 километре есть отличная ярко-красная колонка).
В восемь утра диспетчер сменился, новым диспетчером оказалась хорошая тетечка (с вечера нас мариновал хмурый мужской голос). Течка вызвала нас сама, и сказала, что поскольку ей срочно надо прошлюзовать встречный караван, мы будем шлюзоваться в гордом одиночестве. Так все и вышло, и в 9:00 мы вышли из первого шлюза. На втором шлюзе нас задержали минут на 40, подобрали нам караван и мы дружно вместе с Волго-Нефть 139 и Окским 55 прошлюзовались. 3,4,5 шлюзы мы прошли как по маслу, везде нам давали 13 рым, мы прекрасно умещались за окским и даже приспособились к его маневрам в шлюзе. Полные радужных надежд по выходе из 5 шлюза, мы устремились к 6, встали не доходя стенки (там довольно удобный бетонный островок с семафором есть) и доложились диспетчеру, предвкушая быструю шлюзовку….Хмурый мужской голос (блин ну почему такая невезуха с мужиками диспетчерами? Все тетеньки были с нами милы и вообще просто душки….а тут..) Короче диспетчер нас обломал, изменил почему-то порядок шлюзовки, оторвал нас от ставшего родным каравана и поставил в отстой….мы с грустью наблюдали как Волго-Нефть и Окский заходят в шлюз без нас и скупые мужские слезы капали нам…..ну в общем понятно куда ))) (мне до сих пор не понятно, почему нас разъединили, все шлюзы одного размера, везде есть 13 рым, мы прекрасно помещались)
Нас промариновали перед 6 шлюзом три часа и запустили с танкером Волго-Балт 7, который из-за своих размеров шлюзовался один. Мы имели удовольствие наблюдать, как супертанкер подрабатывает в шлюзе винтами и его нещадно колотит о стенки, от этих ударов шлюз чуть-ли не содрогался. Вода в шлюзе бурлила, нас нещадно «крестило» и колошматило о стенку несмотря на то что мы тщательно подбили концы. Я в очередной раз порадовался, что мы не на пластиковой яхте а на чугунном пароходе ))). Кстати о птичках, владельцы пластиковых и прочих хрупких плавсредств, не пожалейте раздобыть на шлюзовку дополнительных кранцев, лишними они точно не будут!
В общем как хорошее, так и плохое имеют особенность заканчиваться, закончилась и наша шлюзовка, мы вырвались на оперативный простор, пробежали по левому борту, предварительно запросив разрешения, Волго-Балт 7 и помчались по вверх по Ковже. Времени было около 21:00, то есть все шлюзование у нас заняло около 12 часов.
Правда сильно радоваться было еще рано, впереди нас ждали два наплавных моста, а по уже имевшемуся опыту это дело непредсказуемое…..Однако я зря переживал, лавы на Волго-Балте работают четко. Примерно в 2 километрах я связывался с мостом на 3 канале, докладывался и просил нас пропустить (при этом добавлял, что прямо за нами идет грозный маркиз Карабас, ну в смысле Волго-Балт 7) и это было практически правдой, потому что к тому времени мы обогнали его ну максимум минут на 10-15. В общем, лавы разводили немедленно и мы проходили благодарственно маша руками, посылая воздушные поцелуи ну и пожелать хорошего дежурства по рации не забывали! Незаметно наступила ночь, а мы все шли и шли и не могли найти место стоянки. Кто был на Ковже представляет, что это за мутно-зеленая река Лимпомпо. Течение быстрое, фарватер извилистый, обстановка так себе, и сплошные мели вдоль судового хода. В общем, не имея 100% уверенности, вставать на стоянку опасно. Мы не знали где встать, подходящее места не находилось, ни пристани ни баржи, да и берегов было уже не видно. В общем дурацкая сложилась ситуация и стать негде и идти уже сил не было да и опасно очень. Томить не буду, нам снова повезло, впереди по курсу стоял залитый огнями земснаряд с пришвартованной шаландой. На последнем дыхании мы ошвартовались и стали проситься на ночевку….На нас посмотрели удивленно и сказали, ребята вам крупно повезло, мы только что сломались и поэтому до утра можете стоять спокойно, а то пришлось бы вам топать дальше.
Кстати обстановка на земснаряде напоминала бетонный завод из фильма Джентльмены Удачи, кругом липкая грязь и пыль (высохшая глина похожа на цемент), работал какой-то дизель, было шумно и дымно. Но выбирать не приходилось, а мы и этому были рады. Я презентовал вахтенным бутылку водки, они в ответ разрешили зарядить рацию и мобильник, да еще выдали бакенный аккумулятор с лампочкой, который я привязал вместо клотикового огня. В общем, не смотря на пыль и шум отключились мы практически сразу, поскольку шлюзовки нас прилично вымотали.
 
Продолжайте, вас приятно читать!
Вот только с Ковжей, вы, кажется, обошлись несправедливо. Течение там слабое, фарватер обставлен отлично. Другое плохо - дрова плавают, причем местами приличного размера. Так что, если из шлюза выпускают вечером - имеет смысл сразу встать на ночь тут же у шлюза и нормально выспаться. Лучше утром встать пораньше.
 
... Предлагаю учредить почетное звание ботклуба "Перегонщик-авантюрист"... :) выдавать золотую рюмку с гравировкой "Ух, и здесь пронесло, и там подфартило..."
Нет, переходящий ржавый штурвал. Который, собственно, уже в двух авантюрах участвовал. :D:D:D
 
Нет, переходящий ржавый штурвал. Который, собственно, уже в двух авантюрах участвовал. :D:D:D

Согласен!! Точно, штурвал!!! Вот где собака порылась )))
Все дело в этом штурвале, это он толкает на авантюры!
Так, кто следующий желает, записываемся, товарищи!
Все вопросы по штурвалу к 915 )))
 
Глава 7
Утро 31 августа на реке Ковжа выдалось промозглым, проснулись мы в 6 утра, но так как стоял туман, позволили еще часок подремать. Доспать, к сожалению не удалось, поскольку пошел дождь. Дождь хотя и съел туман, но доставил нам неприятные ощущения. Увы, но наш Адмиралец нещадно протекал, и струйки дождя появлялись в самых неожиданных местах. Натянув на себя оставшуюся сухую одежду, мы пытались спасти от влаги спальники лоции и мобильники. Решив, что лучшее средство от тоски дальняя дорога мы запустились и, попрощавшись с земснарядом, отправились к Белому Озеру. С утра мы долили масло, отметив, что расход небольшой. Затем, нырнув в машинное, я в сотый раз занялся своей любимой пробкой водо-водяного холодильника. Увы, но день не задался с утра. Каждый раз, болтаясь вниз головой и одной рукой выкручивая пробку я боялся ее уронить…..сколько веревочке ни виться….в общем она таки выскользнула у меня из рук и улетела под слани (Масло! Масло, которое мы долили утром….мои руки были еще в масле, я не очень тщательно их вытер) …
Под суровыми взглядами товарищей мозги работают быстро….я схватил топорик и брусок и в три секунды выстругал примерно подходящий по размеру колышек, который забил затем на место пробки. Как ни странно, но кляп работал, даже прибавив обороты мы не отметили течи. Нет, ну за улетевшей пробкой под слани я конечно слазил, а то перед экипажем было неудобно. Правда цели не достиг, вымазался по шею в мазуте, обжегся но морально реабилитировался в глазах друзей ))))
На всякий случай я не стал закрывать люк и все время контролировал взглядом мой кляп. Часа через три (примерно, я точный хронометраж не всегда вел и время по другому на катере текло) мы приблизились к Белому озеру. Дождь к тому времени перестал, ветер частично разогнал тучи, но погода была не очень. Порывы ветра и косматые облака навевали тоску, кляп вызывал сомнения в надежности….в общем, через озеро идти не хотелось. Мы сбавили скорость, пытаясь обнаружить обелиск, указывающий на вход в Белозерский канал. Увидев вход, мы доложились диспетчеру движения. Диспетчер, уточнив наши габариты (длина 12,ширина 2,8 осадка 1,1), радостно сообщила, что канал в одном единственном местечке для нас не проходим, то есть совсем! Нам ничего не оставалось делать, как идти через озеро. Погода не радовала, волну обещали 0,5 но с усилением ветра. Озеро мы прошли. Потратили на это три часа, но каких! Через час после выхода ветер резко усилился и волна стала достигать 1,0-1.2 метра, на с раскачало очень прилично. Нам повезло, что ветер дул в спину и это было на руку. Но идти было тяжело, катер взбирался на волну сбрасывая скорость до 10 км час и скатывался, ускоряясь до 18. Нас спасли хорошие мореходные качества Адмиральца, он уверенно держал кормовую качку и слушался руля. Что будет если откажет двигатель и нас повернет боком к волне думать не хотелось. Мы напряженно вслушивались в звуки двигателя и не отводили глаз от стрелок температуры и давления. Особенно было неприятно ощущать вибрацию корпуса, когда задирало корму и винт молотил воздух. Архип, кстати в это время непринужденно насвистывая варил нам нашу любимую гречку с тушенкой ))). Мы с облегчением вздохнули когда зашли за мыс и стали приближаться к разрушенной церкви…Шексна нас встретила солнечной погодой и чистой водой ))). Мы спокойно двигались по Шексне и подумывали о небольшой стоянке для закупки продуктов. Решили дойти до Гориц и там ошвартоваться. Увидев пристань мы заложили вираж и лихо ошвартовались. Появившийся сонный абориген, представился сторожем и стал требовать с нас 2000 рублей за 15 минутную стоянку. Денег на такую ерунду было откровенно жаль и мы стали выяснять где можно стать бесплатно. Махнув в сторону бухты возле монастыря, абориген охотно объяснил нам, что там можно подойти к берегу. Уточнили насчет глубин, но нас уверили что все яхты свободно встают там. Ну если яхты встают, то нам то чего боятся…В общем мы жестоко поплатились…первый гребень мы проскочили сходу, на втором сели крепко в 20 метрах от берега. Мель. Маневры с реверсом и шаманские танцы с бубном и пером руля не помогли. В итоге решили вытягиваться на якоре, лебедки у нас не было, вся надежда была на свои силы. Раздевшись я спрыгнул в холодную воду и волоча 50 килограммовый якорь потащил его на глубину (предварительно я обошел вокруг и промерил глубины шестом, наметив путь отхода). В общем, что рассказывать, намучились мы прилично, почти час я не вылезал из воды перетаскивая якорь и вставая на него для надежности. Други мои, не жалея ладоней тащили канат, иногда мы подрабатывали машиной, в общем с мели мы сошли. Подойдя повторно к пристани, послав аборигена, сгоняли в магазин за хлебом сигаретами и водичкой. (ума не приложу, почему сразу так не сделали, все виной врожденная интеллигентность, согрешила все-таки моя бабушка с водолазом! Как пить дать согрешила )))) )
И пошли мы дальше…я так замерз, что одев все теплое забился в спальник и моментально заснул. Проснулся я к вечеру, Сизьминский розлив прошли без меня и мы молотили по реке Шексне в примерно 60 км от г.Шексна. Не знаю что меня так сморило, то ли холодное купание, то ли напряжение последних двух недель, в общем я нашел в себе силы только одеть куртку, вылезти на бак и любоваться закатом. На этот раз стоянку до самой темноты мы решили не откладывать и найдя на карте подходящее место попытались подойти к берегу, повезло нам тоже не сразу, место обозначенное в лоции как удобная стоянка, было для нас слишком мелким, зато на противоположном берегу мы углядели настоящую пристань. Пристань на лоции обозначена, это деревня Аристово. Перед самой швартовкой случилась маленькая неприятность, не включился реверс, но причину этого мы поняли позднее. Сама пристань была очень удобной с хорошими кнехтами и кранцами. Сразу расслабиться после швартовки не удалось, во первых надо было залить топливо из бочек. А во вторых у нас появились проблемы с давлением масла, если утром и целый день давление было в районе 6-7, то после болтанки в Белом озере, стрелка потихоньку клонилась влево и последний час болталась между 3 и 4. Нехорошо. Проверка уровня не показала сколько-либо значимых изменений, бачок был полон. Консультации по телефону со специалистом привели к мысли о забитом редукционном клапане, но отсутвие ремкомплекта с медными шайбами и подходящего ключа (трубчатый на 32), отвели нас от мысли о ремонте. Единственное, что нас тешило, это то, что до Шексны было не далеко ( 40 км) и завтра мы с этим давлением сможем дотянуть до этого города, хотя изначальной завтрашней целью у нас был Череповец. Однако Череповец оставался туманной мечтой в наших предрассветных грезах…
Утром, запустив двигатель, я был неприятно удивлен, обнаружив что стрелка давления масла болтается между 2 и 3, однако скрепя сердце я решил дотянуть до г.Шексна, а там встать на ремонт. Но это было еще не все, включив вход я обнаружил, что катер стоит на месте. Двигатель работает, редуктор тоже, вал вращается катер стоит на месте. Хода не было, ни туды ни сюды )))
Винт.
Да, проблема была в нем. Первая мысль была – потеряли винт вчера на реверсе! Но поныряв обнаружили его на месте, правда, легко проворачившегося на валу. Шпонка. У нас срезало шпонку винта! Блин, было так обидно! Но потом подумав, я решил что нам где-то повезло, что неприятность случилась в тот момент когда мы были надежно ошвартованы, а не на фарватере или хуже того в белом озере. Было 7 часов утра 31 августа, утро было чудесным, воздух свежим, изгиб Шексны в этом месте был упоителен, а мы печальны и грустны. Надо было что-то делать….
Так как деревня была в двух шагах, мы поговорили с местными и вызнали телефон главы районной администрации. Вызвонив ее по мобильному, мы поделились с ней своей проблемой. Тетенька (опять хорошая попалась) вошла в наше положение и раздобыла нам телефон капитана обстановочного катера с этого участка. Евгений Михайлович нам посочувствовал и обещал помочь, правда раньше 20 вечера катер подойти не сможет, поскольку у них куча дел. Делать нечего, мы были рады и такому варианту.
Я с Архипом остался ждать помощи, а Дима торопился в Москву. Поэтому пятичасовым автобусом из деревни мы отправили его в Череповец. (Чернов уехал двумя днями раньше из Вознесенья, поскольку у него были проблемы на работе) Дальше как в песне….конец был прост, пришел тягач и там был трос и там был врач….путейский катер Ярославец с гордым именем «Буревестник» прибыл к 20 часам, взял нас под правое крыло и отбуксировал на свою базу в г.Шексна. Архип умчался на поезд, а я остался один в ожидании крана и приговора….
 
Не такой уж он и ржавый...
Там одной изоленты рублей на сто намотано:D
я про штурвал )))
 
А почему был непроходим белозерский канал? При нас в него тоже пыталась яхта сунуться, но вернулась обратно.
 
Верх