Корабли с карапасной палубой...

bym

Активный участник
КАРАПАСНАЯ ПАЛУБА (Turtleback deck, whale-back deck) — толстая, покатая, в виде спины черепахи, броневая палуба, идущая от броневого траверза к оконечности корабля. Иногда называют черепаховой палубой.

(Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941)
 

Вложения

bym

Активный участник
1887 — 1898: Whaleback steamships это был тип грузового парохода с корпусом, который непрерывно изогнутый выше ватерлинии. При полной загрузке, только закругленная часть корпуса ( «Whaleback» ) можно было увидеть выше ватерлинии. Такие корабли использовались на Великих озерах Канады и США, в частности, для перевозки зерна или руды.

Термин разработан в ответ на внешний вид судна при полной загрузке. В общей сложности 44 таких судов были построены с 1887 по 1898 года.
 

Вложения

bym

Активный участник
Грузовое судно Великих озёр (англ. Lake freighter, в буквальном переводе — «Озёрный грузовик», также англ. Laker, «озёрник») — специфический тип грузовых судов, использующийся на Великих озёрах. Грузовые суда Великих озёр являются самыми большими неморскими судами в мире, их длина может достигать трёхсот метров, а ширина тридцати двух.

В середине XX века на Великих озёрах использовалось около трёхсот таких судов, к началу XXI века их количество сократилось до ста сорока.

Некоторые из грузовых судов Великих озёр приспособлены также для выхода в моря. Морские суда, которые также могут проходить на Великие озёра, где они имеют прозвище salties (солёненькие), из-за разницы в плотности соленой и пресной воды должны оперировать с меньшей загрузкой. Однако, наиболее крупные лейкеры не могут выйти в море, из-за того что шлюзы морского пути Святого Лаврентия (225х23,8м) меньше, чем шлюзы на Озерах (до 365х33,5м).
 

Вложения

bym

Активный участник
Большинство грузовых судов Великих озёр являются сухогрузами-балкерами (судами для перевозки навалочных грузов). Они перевозят руду, цемент, песок и другие сыпучие грузы.

Грузовые суда Великих озёр отличаются долгим сроком службы. Одной из причин, объясняющих долгий срок службы грузовых судов великих озёр, является то, что пресная вода является менее агрессивной, чем морская солёная вода. Самым старым таким судном, всё ещё использующимся в нормальной эксплуатации, является цементовоз St. Mary’s Challenger, построенный в 1906 году[2]. Одним из самых долговечных судов было E.M. Ford. Оно служило с 1898 по 1996 год, и до сих пор продолжает использоваться как плавучий склад цемента. Другое долгоживущее судно, J.B. Ford, служило с 1904 по 1985 год и сейчас также используется как плавучий склад цемента.
 

Вложения

bym

Активный участник
Характерной особенностью грузовых судов Великих озёр было наличие двух надстроек, на носу и корме. Такие суда строились до семидесятых годов, после чего возобладала компоновка с одной надстройкой на корме.

В связи с ограничеными размерами шлюзов Водного пути Великих озёр, суда Великих озёр у́же и длиннее морских судов такого же тоннажа.
 

Вложения

bym

Активный участник
Несколько списанных грузовых судов Великих озёр сохраняются как суда-музеи:

Пароход William G. Mather Maritime Museum — музей в Кливленде. Судно было построено в 1925 году

Пароход William A. Irvin — музей в Дулуте, внесён в национальный регистр памятников истории США. Был построен в 1938 году, музей с 1975 года. Является частью культурно-рекреационного центра Duluth Entertainment Convention Center
 

Вложения

bym

Активный участник
Пароход Meteor — Музей в городе Супириор. Является единственным сохранившемся судном типа «спина кита». Корпус такого судна имеет цистернообразную, сигароподобную форму. Судно было построено в 1896 году, служило до 1969 года, было внесено в национальный регистр исторических мест США в 1974 году.

Пароход Valley Camp — музей в Sault Ste. Marie. Был построен в 1917 году.

Пароход Willis B Boyer — Музей в Толедо. Был построен в 1911 году, служил до 1980 года.
 

Вложения

bym

Активный участник
Судостроение и судовождение на Великих озерах развивалось очень своеобразно. Термины, звания, грузовые марки - всё было не так. Самое странное - это своеобразная погода. Например, моряки на судах, попадавших на озера из Атлантики, начинали страдать от морской болезни. Все дело в короткой и резкой озерной волне. Есть факты, когда дым из труб судов, находящихся в прямой видимости ложился во встречных направлениях. Уникальные явления Великих озер - "Белая вода" и "Три сестры". Белая вода - это максимально жестокий шторм, когда вода становится белой от пены, а три сестры - это три очень высоких волны идущих одна за другой. Суда просто разламываются под собственным весом, вывешиваясь на них.
Основная версия рождения балкеров - китов это то, что волны перекатываются через палубу не встречая сопротивления, за счет чего уменьшается бортовая качка. Круглая в сечении форма корпуса позволяет изгибаться ему во всех плоскостях. Грубо говоря - пруток квадратного сечения проще гнется перпендикулярно граням, соответственно судно традиционного сечения чаще гнется в горизонтальной и вертикальной плоскостях, за счет чего металл устает быстрее.
Это преимущество придает круглому корпусу большую живучесть. Наверное за счет этого среди балкеров Великих озер относительно много судов - долгожителей.
 

Вложения

bym

Активный участник
Ну вот как-то так... тема показалась интересной - решил с вами поделиться, други! :bq:
 

Алексей С.

Коломенский водномоторник
Интересные кораблики, но наверное что-то в них не то,
коль скоро они не получили широкого распространения...
 

Paul

Cупер модератор
Интересные кораблики, но наверное что-то в них не то,
коль скоро они не получили широкого распространения...
Они возникли из-за особенностей природных условий Великих озёр. В других акваториях такая форма не актуальна и экономически не выгодна, т.к. и классические корпуса нормально справляются.
 

валенок

Старожил форума
Они возникли из-за особенностей природных условий Великих озёр. В других акваториях такая форма не актуальна и экономически не выгодна, т.к. и классические корпуса нормально справляются.
Не было никаких "природных условий Великих озер" ...тёмное это дело-откуда появились такие очертания,т.к.они противоречат элементарной логике.:(
 

Мюнхаузен

Старожил форума
Интересные кораблики, но наверное что-то в них не то,
коль скоро они не получили широкого распространения...
Внешний вид - не то .. В остальном - преимущества , корпус ближе к трубе , стало быть прочней , можно делать обшивку тоньше , грузить больше , служить дольше и безопасней :ay:
 

xaikan2012

Старожил форума
Не было никаких "природных условий Великих озер" ...тёмное это дело-откуда появились такие очертания,т.к.они противоречат элементарной логике.:(
Да некоторая логика все же была,довольно притянутая за уши. Повышение мореходности за счет ускорения схода воды с палубы. В одном из старых номеров КиЯ было описание подобной яхты *Гелуэй Блезер*, с сечением по миделю в виде луковицы. Также давно киевские яхтсмены построили одну из первых в СССР армоцементную яхту *Цементал* с такой же формой корпуса. Но вскорости быстро привели ее к нормальному гладкопалубному виду. Благо материал армоцемент позволял это сделать. А прочность, вместительность, толщина обшивки - это от лукавого. Ну а безопасность весьма и весьма сомнительно.
 
Верх