Катер типа МА (проект Севастополец)

Я связываю это с тем, что расчет приведен при максимальной загрузке 150 человек, что явно для такого судна перебор.

Для нас с учетом обрезания судна ЦНИИМФ выполнил расчеты ДСО правда в синусах (поэтому я рядом указал градусы): Разные цвета - это разное водоизмещение.Чуть ниже привожу данные для TY-485 для сравнения
.
Когда закончу модель корпуса исторического катера МА для переправы бухты г. Севастополя (1948) мы изучим его гидростатику и уточним ДСО и для 150-ти и для 50-ти пассажиров.

На основании компьютерного анализа формы корпуса ЦНИИМФ выполнил расчёты не "ДСО в синусах", а чрезвычайно полезной и единственно возможной в условиях отсутствия точных данных о водоизмещении и центре тяжести судна т.н. универсальной диаграммы статической остойчивости (УДСО). Спасибо, что предоставили нам возможность ознакомиться с этой оригинальной диаграммой. Жаль только, что конкретные значения водоизмещений опущены.

УДСО показывает зависимость плеч остойчивости (lк) от синуса угла крена и позволяет найти плечи статической остойчивости (lст) для любых заданных эксплуатационных состояний нагрузки (D) и значений центра тяжести Zg. Иными словами УДСО создаёт возможность прогнозирования характеристик рабочих ДСО в зависимости от предполагаемых значений D и Zg, что необходимо учитывать при переоборудовании катера. Собственно с этой целью она и предоставлена.

На Рис.1 показан пример определения плеч статической остойчивости (lст) с использованием УДСО ЦНИИМФ для средних значений D и Zg.

На Рис. 2 показана построенная по этим данным рабочая ДСО катера МА + ДСО мотояхты «Малая Лиса».

Видно, что плечи статической остойчивости (lмакс=0,3м), угол максимума (30°) и угол заката (65°) ДСО катера МА с небольшим перевесом удовлетворяют минимальные требования регламента ТС(ГИМС) к маломерным судам, плавающим в районах IV категории сложности 1 и 2 разрядов #375

А вот метацентрическая высота катера МА ,судя по графику ДСО, значительно выше нормы (≥0,5м) и составляет прибл. 1,1 м, т.е. практически такая же, как у севастопольского аналога - катера МА для переправ #769

Понятно, что после окончательного переоборудования катера, характеристики ДСО могут измениться в лучшую или в худшую сторону, поскольку опыт кренования после спуска на воду, позволит уточнить актуальные значения D и Zg.

Что касается приведёной Вами для сравнения ДСО известной мотояхты, то как видно из Рис.2 запас остойчивости нашего флагмана и по плечам и по моменту значительно выше.При водоизмещении допустим 35 тонн Ммакс(МА) = 35*0,3≈10тм, а Ммакс(Лиса) =50*0,45≈22 тм, т.е. максимальный восстанавливающий момент Лисы в два раза больше.Поэтому, образно говоря, пусть она едет в Находку #8 осваивать дальневосточные моря, а катер МА останется наслаждаться просторами Невы, озёр и Финского Залива.




Рис12.png

Рис.2.png
 
Последнее редактирование модератором:
gmdss, Спасибо Вам огромное за большую проделанную Вами работу, спасибо что поправили меня.
Когда закончу модель корпуса исторического катера МА для переправы бухты г. Севастополя (1948) мы изучим его гидростатику и уточним ДСО и для 150-ти и для 50-ти пассажиров.
Если опубликуете,будет супер!
Видно, что плечи статической остойчивости (lмакс=0,3м), угол максимума (30°) и угол заката (65°) ДСО катера МА с небольшим перевесом удовлетворяют минимальные требования регламента ТС(ГИМС) к маломерным судам, плавающим в районах IV категории сложности 1 и 2 разрядов #375
Об этом я и писал(https://boatclub.ru/forum/threads/kater-tipa-ma-proekt-sevastopolec.7389/post-275730), что теоретически класс может быть и выше - 1 разряд это 3 метра волна и 20миль.
Добавлю от себя, что ДСО по рис.2 для катера МА выполнена из принятого Вами условного значения центра тяжести Zg=1,75м.
Согласно "Смирнову" возвышение ЦТ над ОП катера МА существенно меньше и равна Zg=1,54 м.
Если принять это значение, то ДСО TY-485 и МА совпадут.
Понятно, что переоборудование в 60-е ухудшило этот параметр, да и наша модернизация тоже под вопросом - т.н. весовая дисциплина приводит к постоянной борьбе с лишним весом с попеременным успехом. По тем же оконным рамам как я писал ранее были желающие повесить 3 тонны веса на надстройку, абсолютно не считаясь с последствиями.
а катер МА пусть останется наслаждаться просторами Невы, озёр и Финского Залива.
Принимается! )) Спасибо Вам за пожелания! Все парамметры, которые можно было выправить малой кровью, мы сделали. Мы реально понимаем, что сделать большее из 70-и летнего морского катера для прибрежного плавания бессмысленно.
 
Последнее редактирование:
Согласно "Смирнову" возвышение ЦТ над ОП катера МА существенно меньше и равна Zg=1,54 м.Если принять это значение, то ДСО TY-485 и МА совпадут

Принять это значение к сожалению никак невозможно.По распределению вертикальных весовых нагрузок пассажирский катер МА для бухты в Севастополе и ваш совсем разные катера.

Как следует из книги Леви, центры тяжести катеров, в частности Zg=1,54м для МА, посчитаны исходя из полного количества пассажиров. При этом 150 человек (150х75=11250 кг) катера МА, сидят на скамьях очень низко расположенной палубы.Таким образом своим весом пассажиры выполняют функцию своего рода низколежащего "балласта". Оттого центр тяжести низкобортного севастопольского МА смещён вниз, в чём и проявляется преимущество такой конструкции.

У вашего катера такой статьи отн. низкой и мощной весовой нагрузки (11.2 т ! ) нет. Поэтому в сравнении с севастопольским МА центр его тяжести скорее будет смещён выше, к центру надстройки.

Другое дело, если б было возможно привести скрины страниц с показателями ДСО и Zg вот из этого массива данных. Тогда да, эти показатели можно рассматривать в качестве представительных и для вашего катера..

Протоколы кренования и инф. об остойчивости.png
 
Последнее редактирование:
Как следует из книги Леви, центры тяжести катеров, в частности Zg=1,54м для МА, посчитаны исходя из полного количества пассажиров. Оттого центр тяжести низкобортного севастопольского МА смещён вниз, в чём и проявляется преимущество такой конструкции.

У вашего катера такой статьи отн. низкой и мощной весовой нагрузки (11.2 т ! ) нет. Поэтому в сравнении с севастопольским МА центр его тяжести скорее будет смещён выше, к центру надстройки.
Для "Коксохимика"(такое было ранее название у нашего судна) Zg=1,57м при 10% запасе топлива и экипаже:
1.jpeg
И Zg=1,64м при 100% запасе топлива, полной пассажировместимости и экипаж с учетом того, что люди находятся стоя:
3.jpeg
 
Последнее редактирование:
Вот, это уже более представительные данные, спасибо большое! Приведена величина Zg пассажирской версии при крайних нагрузках: порожнем и наиболее неблагоприятной полной (пассажиры стоят). Не исключено,что и Zg модернизированной версии будет находиться где-то между 1,57 и 1,64 м с учётом водоизмещения и неизбежных ошибок определения.Уточнить всё это дело позволит лишь реальный опыт кренования.
 
Последнее редактирование:
В сентябре 2018 года добрались до монтажа мачты. Мачта нам досталась еще в 2015 году б/у со списанного катера. Тогда она нам показалась вполне ничего. И в самом деле - покрасить да поставить:
0.jpg

КРАСОТА!
Когда дело дошло до её монтажа, глаза раскрылись от 3-х летней спячки и мы увидели, что мачта ржаво-ржавущая и криво-кривущая.
Тут бы нам её выкинуть и сделать новую. Но не тут то было! Ведь выкинуть - это не про нас. У нас так дела не делаются!!! Мы должны испытать всю гамму болезненных удовольствий и поэтому решили как водится, привести её в порядок.
Помню, как то раньше висели такие плакаты в конторах по оплате за свет:
"40 дней не платишь Сеня - познакомься, баба Пеня!!!"
4.jpg

Баба Пеня имеет фамилию Жадина, так как у неё муж - француз по фамилии ЖадИн (с ударением на И). И хоть он косит иногда под хозяйственного музчину, но всё равно остаётся на самом деле жадиной.
И вот эта нескромная завуалированная хозяйственность сыграла с нами злую шутку и мы решили наскоком мачту переделать. Сняли трубы, которые её обрамляют. Зачистили от краски, от ржавчины. Перегрели весь металл, чтобы выровнять. Приварили новые трубы, в процессе приварки поняли, что и старые боковинки так же нужно менять. Сняли боковинки, сварили по сути новую мачту но по старом чертежу, зачистили швы, поставили. Извиняюсь за французкий, натрахались знатно, но нам показалось этого мало. Нужно ещё:
2.jpg

Мачта стала ровной, но всё равно некрасивой. А красивая, элегантная мачта - это залог успеха в жизни любого водномоторника. Все про это с детства знают и в любом клубе Вам с удовольствием расскажут что не видать тебе моря без красивой мачты и если у девушек засматриваются на корму, то на катерах - на мачту!
Тут бы осознать, что теперь то точно пришла пора её выкинуть и сделать новую, но тамада у нас хороший и конкурсы интересные, поэтому в ход пошел еще один знатный конкурс, теперь мачту ещё вот так надо разложить:
3.jpg

Плюс ко всему, мачта должна быть заваливающаяся, чтобы ходить под мостами -что тут скажешь, аппетит вещь неподконтрольная!
Тут бы нам еще раз понять что...(см. выше), но понять не получилось - ведь опять "высокая в небе звезда зовет меня в путь" и без разбора куда.
Закупились трубами, переварили. Спереди в целом получилось более похоже на мачту, чем на кочергу для бельевых верёвок:
5.jpg

С обратной стороны менее элегантно. Но, мачта складывается, верхняя часть имеет пятку, на которую при складывании мачта встаёт на крышу рубки:
6.jpg

В рабочем состоянии мачта фиксируется болтами к подошве. Тамада наконец то успокоился и полез грунтовать и красить:
7.jpg

Начали крепить огни, ТВ антенну и рефлектор (приобретенный для симметрии):
9.jpg

Чуть позже поставили РЛС Simrad и на всякий случай предусмотрели 4-е растяжки, чтобы мачта не раскачивалась и не скрипела на волнении:
8.jpg
 
Последнее редактирование:
В сентябре 2018 года добрались до монтажа мачты. Мачта нам досталась еще в 2015 году б/у со списанного катера. Тогда она нам показалась вполне ничего. И в самом деле - покрасить да поставить:Посмотреть вложение 83464
КРАСОТА!
Когда дело дошло до её монтажа, глаза раскрылись от 3-х летней спячки и мы увидели, что мачта ржаво-ржавущая и криво-кривущая.
Тут бы нам её выкинуть и сделать новую. Но не тут то было! Ведь выкинуть - это не про нас. У нас так дела не делаются!!! Мы должны испытать всю гамму болезненных удовольствий и поэтому решили как водится, привести её в порядок.
Помню, как то раньше висели такие плакаты в конторах по оплате за свет:
"40 дней не платишь Сеня - познакомься, баба Пеня!!!"
Посмотреть вложение 83466
Баба Пеня имеет фамилию Жадина, так как у неё муж - француз по фамилии ЖадИн (с ударением на И). И хоть этот француз косит иногда под хозяйственного музчину, но всё равно остаётся на самом деле жадиной.
И вот эта нескромная завуалированная хозяйственность сыграла с нами злую шутку и мы решили наскоком мачту переделать. Сняли трубы, которые её обрамляют. Зачистили от краски, от ржавчины. Перегрели весь металл, чтобы выровнять. Приварили новые трубы, в процессе приварки поняли, что и старые боковинки так же нужно менять. Сняли боковинки, сварили по сути новую мачту но по старом чертежу, зачистили швы, поставили. Извиняюсь за французкий, натрахались знатно, но нам показалось этого мало. Нужно ещё:
Посмотреть вложение 83463
Мачта стала ровной, но всё равно некрасивой. А красивая, элегантная мачта - это залог успеха в жизни любого водномоторника. Все про это с детства знают и в любом клубе Вам с удовольствием расскажут что не видать тебе моря без красивой мачты и если у девушек засматриваются на корму, то на катерах - на мачты!
Тут бы осознать, что теперь то точно пришла пора её выкинуть и сделать новую, но тамада у нас хороший и конкурсы интересные, поэтому придумал еще один знатный конкурс, теперь её ещё вот так разложить:
Посмотреть вложение 83467
Плюс ко всему, мачта должна быть заваливающаяся, чтобы ходить под мостами -что тут скажешь, аппетит вещь неподконтрольная!
Тут бы нам еще раз понять что...(см. выше), но понять не получилось - ведь опять "высокая в небе звезда зовет меня в путь" и без разбора куда.
Закупились трубами, переварили. Спереди в целом получилось более похоже на мачту, чем на кочергу для бельевых верёвок:Посмотреть вложение 83470
С обратной стороны менее элегантно. Но, мачта складывается, верхняя часть имеет пятку, на которую при складывании мачта встаёт на крышу рубки:
Посмотреть вложение 83471
В рабочем состоянии мачта фиксируется болтами к подошве. Тамада наконец то успокоился и полез грунтовать и красить:
Посмотреть вложение 83472
Начали крепить огни, ТВ антенну и рефлектор (приобретенный для симметрии):
Посмотреть вложение 83475
Чуть позже поставили РЛС Simrad и на всякий случай предусмотрели 4-е растяжки, чтобы мачта не раскачивалась и не скрипела на волнении:Посмотреть вложение 83474
Внушительное изделие. Уже зная что вы за фигурой следите. Сколько она весит?
 
Заодно собрали 3-х метровый верстак, как рабочее место для отделочных работ (которые планировали начать с января 2019 года):
1.jpg

Далее смонтировали ходовые огни и отмашки:
2.jpg

Форму площадок под огни и отмашки сделали точно такими же, как и были на судне ранее -ЗССРЗ аж отдельный проект когда-то давно сделал для предыдущего владельца. Раз так всё серьёзно, то мы решили ничего не менять, хотя возможно и напрасно.
Смонтировали поворотное основание под прожектор:
3.jpg

Сам прожектор разобрали для восстановления (алюминиевое зеркало-отражатель помутнело, отдали на покрытие, сам корпус в очистку, покраску и сборку).
Так же поставили антенны для морской и речной рации, для вытяжных вентиляторов установили латунные сальники(покрыты чем-то блетящим, будто нержавейка:
4.jpg

Ночные и вечерние работы после основной работы набирают обороты:
5.jpg
 
Так как ложить её?
Как говорится, "лёгким движением руки"))). Попытался найти фотографии в сложеном виде, но пока не нашел.
Мы её складывали так: залезали на крышу рубки, откручивали болты (кружочком выделены), а мачта сама на мощной петле (прямоугольник выделен), поэтому мачта она имеет ход только назад. За пятку сверху её берем и опускаем. В нижней точке фиксируем.
1.jpg
 
Так же в сентябре установили открывающиеся луксоровские окна. Цвет рамы полностью соответствует цвету резинок, так что внешне не должны сильно выделяться:
1.jpg

Примыкание между рамой и железом на всякий случай вкруг промазали герметиком (sika), после этого прокрасили полиуретановой краской, чтобы не было видно герметика:
2.jpg

Аналогичные операции провели и внутри.
В рубке вырезали отверстия под поворотные вентголовки:
3.jpg

По задумке канальный кондиционер подаёт на стекла либо охлажденный, либо нагреваемый воздух, либо работает как осушитель (для предотвращения запотевания стекол).
Так как панель управления будет черной, то поворотные дефлекторы купили от Ларгуса черного цвета:
4.jpg
 
Внезапно понял, что немного нарушил хронологию рассказа. Немного ранее покраски солнечной палубы мы выполнили финишную покраску на юте. Решено красить палубу и в дальнейшем борта судна в глубокий синий цвет.
Началось всё с выбора оттенка цвета. Синий цвет очень разный и по-разному вопринимается.
На мой взгляд это самый сложный цвет из-за очень разных цветовых оттенков. Подобрать две разные вещи одинакового синего оттенка - очень непростая задача. Часто две синие вещи несочетаются между собой из-за разных оттенков. Есть яркий, есть спокойный, есть теплый, есть холодный. Кому-то один синий оттенок нравится, а другой раздражает. Есть, к примеру, синий - современный, резкий, динамичный:
9.jpg
А есть синий, который отлично смотрится на ретро-технике. К примеру ЗИЛ-118 "Юность":
0.jpg

Или вот на вагоне поезда "Ориент Экспресс"(Восточный экспресс):
8.jpg

Спокойный, теплый, темно-синий цвет.
Мы искали именно его.
Проблема для нас заключалась еще в том, что мы использовали двухкомпонентную полиутерановую полуглянцевую краску Тиккурила Темадур, дополнительно матируя её Аэросилом (по совету Силли-Билли). При этом цвет неизбежно уползает в желтизну на пару оттенков и вместо синего становится сине-зеленоватым. Для сохранения нужного оттенка, пришлось провести определенную коррекцию оттенка в сторону более холодного цвета на этапе выбора колера краски.
В итоге взяли несколько пар-троек маленьких пробников и выкрасили в разные цвета куски металла, которыми усеян был наш ангар.
После экспериментов вышли на нужный цвет. Так, M357 - более холодный фиолетовый цвет после покраски с добавлением Аэросила на металле становился более теплым оттенком N357:
2.jpg

Для пробы выкрасили палубу на юте. Правый борт:
4.jpg

Общий вид:
7.jpg

Люк в ахтерпик. Цвет при вспышке выглядит более ярким, чем есть на самом деле:
6.jpg

Левый борт (здесь на фото цвет наиболее реальный, именно так он выглядит при естественном освещении):
5.jpg

Трап на солнечную палубу:
1.jpg

Сложный процесс с выбором синего закончился!
3.jpg

Видя всю эту суету с пробниками наша верная публика в ангаре стала откровенно тревожится за нас, резонно предполагая что кукушка походу таво - соскочила с резьбы!
 
Когда заходит речь о тёмно-синем, вспоминаю давнюю историю.Поехал я когда то на автозавод в Тольятти забрать ВАЗ 2103,как тогда говорили «самовывозом», прямо с конвейера.Хотел было взять красного цвета, уж очень он мне нравился.Но такого не оказалось.Показали поблёскивающую новым лаком тёмно-синюю, но с красными сиденьями.Один сказал: бери не пожалеешь, редкий цвет, у нас его «министерским» называют.И действительно, на удивление оказался стойким, через много лет, перед продажей, выглядел как новенький.А вот многие красные пообветрились, былой блеск потеряли, не стойким оказалось покрытие.Я и тут наблюдаю, как сильно подержанная красная, так зачастую почему-то матовая с проседью.А тёмно-синие выглядят просто шикарно.Один недостаток- боятся грязи, любое загрязнение на кузове, особенно застывшая грязь после дождя становится очень заметным.

1.jpg 2.jpg
 
Ноябрь 2018 занимались проброской видео и аудио кабелей.
По видео системе, общая идея такова: поставить камеру в каждый трюм, в МО, в рубку, на баке, на юте, на обе открытые палубы. Получилось всего 8 шт. Схематично это можно отобразить так - в трюмах и МО:
1.jpg

В надстройке:
2.jpg

В рубке:
3.jpg

Монитор разместить в рубку в панели управления.
Таким образом, полностью закрывается внешний контур (на судно не попасть минуя камеру), кроме того осуществляется визуальный контроль за трюмами, а размещенные снаружи камеры могут помочь при швартовке и маневрах. Камера в рубке для анализа своих действий, или действий капитана в сложных ситуациях.
Видеорегистратор оснащен жестким диском, записывает поток со всех камер, и, подключенный к роутеру, позволяет в любое время дня и ночи удаленно посмотреть как там поживает наш малыш)).
От общей идеи не мудрствуя лукаво перешли к реализации. Признаюсь честно, мониторинг видеосистем не проводили, выбор сразу пал на в целом простую, понятную и доступную по ценам и по наличию продукцию CARCAM, плюс ко всему у них есть свой сервис, техподдержка, русские мануалы, удобный интерфейс программы видионаблюдения, к тому же система понятна и известна многим мастерам. Всё это для пуско-наладки и последующей эксплуатации имеет определенное значение. Был приобретен сам регистратор:
4.jpg

8 камер с функцией ночного видения:
9.jpg

Все(кроме одной) компактного размера:
6.jpg

Одну взяли здоровую для юта в надежде что это поможет лучше видеть свою корму при швартовках)):
7.jpg

Комплект уже расключенных кабелей нужных длинн:
8.jpg

Питающие кабеля для регистратора и к каждой камере:
5.jpg

Питание: DC12V.
Получив весь комплект приготовились к проброске кабелей.
 
Последнее редактирование:
Про синий, прямо законспектировал. Мне, потом, тоже синий выбирать.
 
Попутно вместе с видеокабелями кидали и аудиокабеля.
По задумке, у нас на судне должно быть 16 динамиков, подключенные к трем независимым звуковым каналам:
1) наружные динамики на открытых палубах, на солнечной палубе, на юте (с дополнительным усилителем) - управляются из рубки
2) внутренние динамики в кают-компании, душевой и гальюне (управляются из рубки)
3) внутренние динамики в каюте капитана и в гостевой каюте(носовой салон) управляемые из кают.
По каждому каналу можно одновременно пускать разную звуковую информацию, можно три канала объединить в один. План-схема на главной палубе:
14.jpg

План-схема на солнечной палубе и в рубке:
15.jpg

Усилитель в первом канале(наружные колонки) позволяет подключить к нему дополнительные переносные динамики - к примеру, чтобы все соседи на День Победы качественно послушали "Катюшу"))!
Отдельно стоит отметить громковогоритель-рупор на крыше рубки, подключенный к морской радиостанции STANDARD HORIZON GX2360S, имеющую хороший встроенный усилитель. Благодаря этому можно из рубки как делать голосовые сообщения (типа "эй там на баркасе!"), так и включать автоматическую подачу звуковых сигналов при тумане (4-е типа сирен оповещения, колокол и свистки).
Для визуального отличия видеокабеля проложили в серой гофре:
10.jpg

Открытая палуба правый борт:
11.jpg

Ворох кабелей у места видеорегистратора в рубке:
12.jpg

За месяц в целом полностью управились с прокладкой кабелей, которые согласно инструкциям еще нужно вести отдельно от силовых кабелей для исключения образования наводок.
 
Последнее редактирование:
Вы писали: "Камера в рубке для анализа своих действий, или действий капитана в сложных ситуациях." Тогда для полноты анализа установите и микрафон в рубке. Если не ошибаюсь, то данные регистраторы поддерживают N-ое количество ауди входов.
В разрыв провода поставить простейший тумблер и запись вести только при сложной навигационной обстановке или по другим причинам
В итоге получите что то типа черного ящика
 
Верх