Весной 2018 года вплотную занялись электрикой. Тема в целом крайне скучная, но с практической стороны архиважная и очень объемная. Детально её обсуждают на отдельных ветках, поэтому, чтобы не залезать "по уши в галоши", лишь вкратце поделюсь ходом событий в этом направлении.
На судне по сути дела мы рассматривали три режима эксплуатации:
1) У причала с береговой сетью 220В;
2) На ходу;
3) На необорудованной стоянке на воде или у берега.
Вопрос,в каждом режиме нужно иметь возможность пользоваться всеми имеющимися на судне потребителями? Или осознанно принять решение, что какие-то приборы использовать можно будет не всегда? Вот к примеру чайник 220В. Его включили к примеру на якорной стоянке. И для этого нужно чтобы запускался дизель-генератор? Или предусмотреть инвертор 12В/220В? А хватит заряда батареи? Или же вообще полностью отказаться от 220В на судне? Поставить электрочайник на газовую плиту(шутка, не делайте так никогда) и никаких проблем - сам вскипит и делу конец-бубенец!) Значит нужен газ на борту. Или не нужен? То есть одно тянет другое и далее по кругу.
Самый простой способ, который пришёл в голову, это начать отталкиваться от общего перечня потребителей, которые планируются к установке, учитывая конечно имеющийся бюджет и физическую возможность купить и установить это в рамках своего судна с учетом развесовки, общего веса, осадки и тп. Поэтому теоретическая часть была "в стадии П" (обдумывания значит) и заняла, пока делали другие дела на судне по сути несколько лет.
Сам список не один раз подвергался корректуре, но в конечном итоге получился лист из 293 различных приборов(потребителей, датчиков и тп), хотя особо "не наглели" и по-многу раз решали, точно ли нам это нужно. Список сделали в виде таблицы(первая страница для примера):
В нашем случае потребителей 3-и группы - 220В(желтый цвет), 12В(синий) и прочие (звук, видеокамеры, различные датчики) - без цветной заливки. Газ, дрова и "экопечки на отработке жена не понимает, поэтому от этих источников энергии решили отказаться.
Внезапно я понял, что уже купил и смонтировал чуть раньше подрульку на 24В и что на ней напряжение в 24В немного упустил из виду.
"Это залет боец" - подумалось мне, так как иметь на судне 12В и 24В одновременно - признак плохого вкуса и дурного воспитания, это Вам любой кэп в любом портовом кабаке обязательно скажет)). Поэтому внезапно и против моей воли появилась на судне еще 24В.
Но есть и плюс - что сечение кабелей у 24В нужно в два раза меньше, чем для кабеля 12В при прочих равных. Для судна под 20 метров это весомый агрумент, так как рост сечений кабелей идет в почти прямой зависимости от длины трассы, а следом за ними вес и цена, что многое ставит на свои места. Раз уж от 24В мы уйти не смогли, решили использовать её ещё. Так, другие ёмкие потребители - носовой и кормовой шпиль тоже заложили на 24В, плюс решили сохранить старую сирену 24В и отмашки 24В. Тут выяснился и второй плюс приборов на 24В - если они лежат в магазинах в наличии (Мореман, Маритим, Фордевинд Регатта), то они заметно дешевле чем аналоги на 12В. Вероятно спроса на них нет и продавцы пытаются продать их с меньшей наценкой.
Принципиально схема распределения постоянного тока получилась такая(в последствии переработана - появился полноценный щит 24В с ЗУ для него в качестве резерва к существующему конвертору):
Сеть 220В условно разбили на 2-е группы - первая, т.н. бесперебойная, которая работает от инвертора(потребители "сидят" на своей шине) и вторая основная - с использованием дизель-генератора(потребители "сидят" на своей шине), при этом при включении генератора все "инверторные потребители" переходят на генератор:
При стоянке на берегу с сетью 220В эти сети автоматически объединятся:
К примеру оба холодильника, морозильник, водогрей, тот же чайник, ТВ, ряд бытовых розеток и маломощных конвекторов, ряд светильников посадили на инверторную сеть, а зарядное устройство, стиральную машинку с сушкой, кондиционер, духовой шкаф, варочную поверхность, посудомойку, гриль и пр. емкие потребители на сеть генератора.
Составили кабельные журналы, нарисовали схемы проброски проводов:
Начали потихоньку собирать щиты. ГРЩ12В в процессе сборки:
Начали готовится к проброске кабелей.