Катер типа МА (проект Севастополец)

ФРНК

Старожил форума
Решил создать и затем по-возможности развить тему по катерам прибрежного плавания типа МА.
Информации немного, часть удалось собрать самому, большую часть информации собрал Александр, PALM3R(http://sev-transport.info/ ).
Сперва хотел опубликовать ту историческую информацию, которой владею, затем её развить.

Начну издалека.
В 1955 году в СССР впервые прилетел Жульен Галеотти – сотрудник французского телевидения, который привлек внимание КГБ. Оперативники заподозрили его в шпионаже. Галеотти, по их версии, намеренно отставал от туристической группы, чтобы фотографировать промышленные и другие объекты советских городов. За тонкие черные усы Галеотти получил от КГБ кличку «Усач».
46B8B15B-BD02-4EC5-96A6-0E1B73AA2049_w1023_s.jpg
Задержали «Усача» в Севастополе. Здесь его уже ожидала усиленная бригада слежки, которая фиксировала его передвижение – на Графской пристани, площади Нахимова, Приморском бульваре и Сапун-горе. После задержания Галеотти отвезли в Симферополь, а потом и в Киев, где он признался, что исполнял задания спецслужбы Франции. Впоследствии его обменяли на двух сотрудников КГБ, арестованных во Франции.
Среди снимков, сделанных французом (https://ru.krymr.com/a/photo-sevastopol-glazami-shpiona/29487858.html) есть и такой кадр.
8D3472BF-FE5D-4B3C-89F5-6651A99D1E3B_w1597_n_st.jpg

Группа туристов сгрудилась вокруг экскурсовода на Графской пристане в Севестополе. Слева к причалу подходит катер проекта МА. Об этом катере далее и пойдет речь...
 
Последнее редактирование:
Попробуем взять покрупнее самого героя нашего повествования.
MA.jpg

Издательство ""Судостроение" выпустило в 1975г. книгу Б.З. Леви "Пассажирские суда прибрежного плавания".
373_am.jpg

В этой книге есть некоторое упоминание о судах, данного проекта:
Без имени-063.jpg

Согласно данным сайта Транспорт Севастополя", в 1948 году, в числе других объектов, строители сдали заводу корпусный цех, сооруженный на месте разрушенного немцами. В это время в ЦКБ-51 уже проводились работы по проектированию служебно-вспомогательного катера на 150 мест типа МА.. Сразу же после введения в строй корпусного цеха завод приступил к строительству катеров типа МА. Старожилы хорошо их помнят: "Румб", "Накат", "Ураган" и другие. Они долго и исправно трудились в севастопольских бухтах. Что представляли собой эти суда?
1.jpg
Это были одновинтовые, однопалубные теплоходы с надстройкой, простиравшейся от носа до кормы. В надстройке располагался пассажирский салон с деревянными лавками вдоль бортов. В средней части находилось машинное отделение и ходовая рубка. Главный двигатель - дизель марки "6ДУ-224" мощностью 150 л.с., изготовленный заводом им. К.Либкнехта (бывший "Букау-Вольф" в Магдебурге). Скорость полного хода составляла 10 узлов. Корпус имел наибольшую длину 19,9 м. Предназначались эти катера для эксплуатации в закрытых портовых водах, и чувствовалось, что строились они "на скорую руку". Вспомогательных помещений для экипажа проектом не предполагалось. Также не было дистанционного управления главным двигателем из ходовой рубки. Не предполагалось по проекту шумовой и тепловой изоляции машинного отделения и пассажирского салона. Как следствие - минимальный уровень комфорта. Но главное задание все-таки было выполнено. Острота проблемы обеспечения пассажироперевозок была снята. А Севморзавод продолжал претворять в жизнь послевоенную судостроительную программу...
 
Последнее редактирование:
Согласен, заход очень издалека.:)
Дело в том, что снимков данного проекта единицы и ни одного нет крупным планом в нормальном качестве. Преимущественно, после продолжительного поиска можно при желании найти примерно такие:
pvu4kpwg079yukvbjt.jpg

Источник: pastvu.com
За вышкой для ныряния, притаился наш герой.
И это при том, что в серии было сразу 12-ть судов, которые трудились в гаванях Севастополя ежедневно на протяжении 15-ти лет.
 
Последнее редактирование:
Художник В.С. Бибиков нарисовал картину Город-герой Севастополь.
В 1961 году репродукция этой картины была выпущена на почтовых карточках
1.jpg
1а.jpg

На переднем плане изображены два катера типа МА при посадке посажиров
 
Есть фотография примерно с этого же места. На мой взгляд самая четкая и самая лучшая фотография катера типа МА в первозданном как говорится виде
390440673.jpg

Фото опубликовано на forum.sevastopol.info пользователем routir
 
Последнее редактирование:
Пара довольно художественных фотографий, где одним из объектов съемки является наш герой повествования:
989293602.jpg

Источник: https://meshok.net
808557328 (1).jpg

Фото: Иван Кибзий (Молдавия)
 
Последнее редактирование:
Очень интересно! Ждем фото
Спасибо большое!
Как ни странно, но на самом Севморзаводе по этому катеру не сохранилась никакая документация, и мои попытки найти какие-либо архивные документы не увенчались успехом - в 2013 году я общался с рядом сотрудников в т.ч. и с главным инженером, но увы, найти удалось лишь одно фото в музее завода, о котором следующая история:
152027777.jpg
На фото рейдовый катер РК-1552 с принадлежностью к Черноморскому флоту. Снимок не ранее 1968 (на заднем плане видна корма ПСК пр.596П) Судя по состоянию катера, я предполагаю, что это один из пассажирских судов МА, который после замены портофлота на более комфортные суда какое-то время служил в качестве вспомогательного судна КЧФ. Благодаря коллеге parohod (https://fleetphoto.ru/author/452/) эта информация появилась и на http://russianships.info/vspomog/ma.htm
 
Катер данного проекта попал и в кино. В фильме "Увольнение на берег", киностудия "Мосфильм", 1962 г.
Увольнение_на_берег_01.jpg

Есть кадры, где на заднем плане пару секунд виден катер МА, стоящий у причала Графской пристани
 
В Новгородском музее-заповеднике (Великий Новгород) хранится картина Васина Виктора Федоровича "Севастополь. Южная бухта", написанная им в 1961 году, на которой так же изображен катер проекта МА
Васин В. Ф..jpg
 
Вместимость 150 человек для таких небольших судов была возможна только благодаря компоновке сидений как в вагонах метро. Вместо дверей были проемы, закрывающиеся брезентовым полотном. Однако удобства это не добавляло и в 1957-1958 году началась модернизация этих катеров, в результате которой пассажировместимость снизилась до75 чел, катера вместо цифро-буквенных комбинаций МА-хх (Морское Агенство) получили названия Ураган, Накат, Риф, Румб, Штиль, Туман, Дрейф, Зыбь.
Как минимум три катера имели не круглые иллюминаторы, а судовые окна, выполненные из деревянных рам. На фото ниже база Севастопольского морского агентства у которого первым к нам бортом пришвартован МА-1 как раз с таким окнами, за ним разукомплектованный второй катер (вероятно всего МА-2, так как он был одним из первых утилизированных в 1959 году) и на киль-блоках стоит третий катер МА. Если фото действительно 1959 года, то тогда это вероятнее всего МА-12 Румб, который был модернизирован одновременно с МА-1.
i.jpg

Источник: https://ok.ru/kakdorogse/album/51602591449173/441382009173
Бесплатный сервис по раскраске черно-белых снимков https://demos.algorithmia.com/colorize-photos выдает такой вариант раскраски:
МА-1.png
 
Таким образом катера этого проекта имели как круглые иллюминаторы, так и судовые окна с деревянными рамами.
128118566.jpg

Северная бухта, 1954 г. Источник: Фото предоставлено из семейного архива Лотоцких
Так как на чертежах в справочниках указаны круглые иллюминаторы, логично предположить, что судовые окна катера начали приобретать в результате модернизации.
736139447.jpg

Инкерманская бухта, 1961-1966 гг. Источник: группа "Ретро Севастополь" соцсети "ВКонтакте"
Однако вероятен и другой вариант развития событий: От первоначальной установки судовых окон отказались в пользу круглых иллюминаторов по экономическим причинам (поставить круглые иллюминаторы намного проще, чем изготовление и монтаж оконных рам). К тому же при монтаже деревянных рам, серьезным вопросом встает примыкание к металлу и герметизация стыков.
Обе версии имеют примерно одинаковую силу. Имеющиеся снимки свидетельствуют, что катера с круглыми иллюминаторами вполне неплохо жили до конца 60-х, как и катера с прямоугольными окнами. К сожалению, до сих пор однозначной версии развития событий нет.
 
Из найденных документов, интерес представляет прежде всего "Краткий технический паспорт" на МА-11, формуляр которого был утвержден в 1955 году, заменивший собой предыдущую форму(еще довоенную).
Безымянный.jpg

Владелец Черноморское морское пароходство. Порт приписки указан Евпатория, а регистровый номер М-2850 свидетельствует о записи в Регистровой книге морских судов СССР
 
Ну а самым старым найденным документом является Растяжка наружной обшивки 19.04.1950г.
3.jpg

В шифре значится:
Катер на 150 чел. зав. №497 (вариант№2). Министерство Судостроительной Промышленности СССР Завод №497 Севастополь.
1.jpg

Чертеж согласован Военпредом ВМС Капитаном 3 ранга Бариенковым.
Так же стоит штамп "Годен для катеров по заказу ОКС".
2.jpg

Общий вид документа очень плачевный, фотографирую как есть(скотч, подводка ручкой и тп не моя работа).
 
Евпаторийская история работы судна МА-11 (кроме порта приписки в документе) нигде не нашла своего продолжения. В городском музее Евпатории информации найти не удалось, в порту Евпатории открестились искать какие-либо данные. Снимков и воспоминаний участников событий так же не выявлено. Поэтому эта часть истории остается темным пятном. По временному периоду совпадает со временной работой МА-11 в качестве буксира топливозаправочной баржи в Севастополе с 1961г. Возможно, какая то работа и производилась в Евпатории, или по версии историка советского флота Сергея Столярова (Sergey_Odessa https://fleetphoto.ru/author/161/) после вывода из работы портофлота Севастополя предполагался перевод судна в Евпаторию, но дело до реализации не дошло. Очевидно что судну стали искать новое предназначение.
 
Последнее редактирование:
Примечательно, что катера имели и другие различия, не только судовые окна/иллюминаторы.
Так, на снимках у одних катеров выход на ют из надстройки не предусмотрен:
588207974.jpg

Фото из архива музея СВВМИУ. Источник: forum.svvmiu.ru
В то время как на других он присутствует:
Катера на Графской Пристани (1960)1.jpg

Так же анализируя севастопольские фото, нельзя не обратить внимание на различия в корпусе судна. Так на верхней фотографии корпус прямой, плавно переходящий в надстройку. В то время, на нижнем снимке надстройка немного уже и остаёт от корпуса, появилась потопчина для прохода вдоль борта.
4.jpg

Середина 1960-х гг. Фото: Б.Г. Шейнин.
Источник: бигборд в г. Севастополь, проект "70 лет без войны"
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Верх