Катер типа МА (проект Севастополец)

Ну и не забывайте, в какой стране живем. Сейчас мы маломерные, с правами на мотолодку, и жизни радуемся... Я очень надеюсь, что так будет и дальше. Но свой пароход прорабатываю так, чтобы требованиям регистра он, по возможности, соответствовал. Береженного.... Под регистр легче возьмут... Когда то вон ярики бегали маломерками и жизни радовались. А теперь?
Так не так страшен регистр (в смысле документ). Привести судно в состояние соответствия требованиям регистра не так уж и сложно, хотя конечно трудо и финансово затратно. А вот административная процедура этого дела непредсказуема и весьма затратна.
Но еще более неприятны всякого рода сан, эко, трудо, пож, и прочие инспекции.
 
Последнее редактирование:
Итак, праздники подходят к концу, пора вернуться к повествованию по постройке нашего судна )).
Май-июнь-июль-август 2020 года мы собирали рубку(салатовым выделено то, что было сделано на август 2020 года):
Планировка помещений2.jpg

Дело оказалось совсем непростое, но обо всём по-порядку.
Судя по описанию походов наших формучан, рубка - это место где весь экипаж любит находиться во время переходов. Поэтому кроме самой панели управления и штурманского кресла она должна иметь возможность разместиться остальным членам экипажа.
Для этого мы запланировали угловой диванчик и столик. Размер диванчика должен быть такой, чтобы ночью при необходимости его можно было использовать как спальное место.
Началось всё как обычно с наброска. Прежде всего нарисовали примерную панель управления:
1.JPG

Сверху придумали разместить:
Рации морская и речная, отмашки, панель управления дворниками и панель метеостанции, панель вентиляции, пульт кондиционирования, пульт управления якорной лебедной, кнопку сирены, а так же дружную тройку - кренометр, барометр, хронометр)). Ну и "ручку кручения" прожектором что стоит сверхну на рубке.
Снизу левое крыло панели:
Панель навигационных огней, бортовой компьютер и планшет, связанный с картплоттером с возможностью вытаскивать его из панели.
По центру:
Картплоттер, панель управления двигателем, аксиометр, панель автопилота.
Правое крыло панели:
Рукоятка газ-реверс, панель подрульки, далее приборы топлива, воды и пр, панель дизель-генератора, индикаторы питания 220В/12В, трюмные помпы.
Рядом с комьютером нужен откидывающийся штурманский столик с лампой для карт и прочих бумажных пособий.
На этом общий принцип был принят.
Для панели управления закупились как нам показалось всем необходимым:
Итак, в наследство нам досталась светоимпульсная отмашка "Импульс 24", на 24В. Её мы решили сохранить, хотя потом настрадались с нею, так как барахлил блок розжига, пришлось заказывать с Костромы деталь и менять. Далее купили панель управления 3-мя дворниками - можно управлять каждым по отдельности, задавать частоту работы. Всё лаконично просто и понятно(производитель "TMC", Тайвань):
1.jpg

Купили речную рацию NAVCOM CPC-300 и морскую рацию STANRADD HORIZON GX2360S. У неё есть отличная функция подключения громкоговорителя напрямую к рации, чтобы можно было в матюгальник орать "ОТДА-А-А-АТЬ ШВАРТОВЫ, ТВОЮ НАЛЕВО-О-О!!!!". В общем полезная вешь как нам показалось.
Так же для панели над окнами купили кнопку с фиксацией для включения судовой сирены(досталась так же по наследству, для её работоспособности разобрали и заменили подшипники), пульт управления якорной лебедкой (можно носить с собой, можно вставлять в кармашек на панели). Три дружных брата -барометр-кренометр-хронометр:
3.jpg

Далее, так как у нас парусность довольно серьёзная, то купили метеостанцию NASA Clipper Wind System (магазин Marinea в Хельсинки). Следующий элемент - пульт управления для кондиционера. Он изначально был белого цвета, но мы решили изготовить черную термопленку с пиктограммами и наклеили поверх пульта, чтобы он стал черным. Плёнка подходит для сенсорных пультов, после наклейки внешний вид пульта стал более пацанским)). Далее купили на алиэкспрессе панель на 4 клавиши для включения приточной и вытяжной вентиляции в МО и помещениях.
Для центральной панели ранее супруга купила штурвал из дуба из Индии. Темно-коричневый цвет штурвала задал в дальнейшем цвет отделки всей рубки. Картплоттер с радаром и эхолотом Simrad NSS Evo3( Маринеа, Хельсинки), аксиометр Vetus (Mepratuote, Турку):
4.jpg

Панель управления двигателем FPT, панель автопилота и панель подрульки Vetus.
На левое крыло панели купили на алиэкспрессе две панельки для включения освещения(бак ют, солнечная палуба, открытые палубы, прожектор) и навигационных огней. Компьютер- моноблок с сенсорным экраном ASUS V161GAT-BD031D, 15.6", беспроводную клавиатуру с тач-падом и беспроводную мышку. Так же взяли 5 панелей трюмных помп с звуковым оповещением и режимом работы в авто и ручном режимах. Датчик уровня расходного бака от УАЗа (он пошел на левое крыло панели управления):
6.jpg

По совету Максимовича (https://www.youtube.com/channel/UC_dGBcMrwOM7cjE7bkfmcNw) прибрели Ipad со встроенным датчиком GPS для работы с картами, прокладками марштуров, путевыми точками и просмотром полезных программ типа прогноза погоды и тп)). Ну и дистанционные размыкатели Blue Sea с выносной кнопкой для шпиля и подрульки (наш электрик рассказал, мол подрульки бывает что "залипают" и их с пульта не выключить, только отключением массы дело можно спасти).
Для правого крыла панели в наличии два аварийных индикатора высокой температуры выхлопа для ГД и ДГ, датчик черных вод Wema:
2.jpg

Датчик питьевой цистерны и 4 датчика топливных цистерн (Vetus).
Так же три кнопки включения режимов работы сети 220В(берег, генератор, инвертор), панель генератора Lambordini:
5.jpg


Индикаторы напряжения с указанием оставшейся емкости батареи АКБ 5 штук(сервисная, ГД, ДГ, Рации, подрульки), амперметр постоянного тока, и виктроновский оповещатель о разряде АКБ.
После того, как скомплектовались, стали думать, как разместить всё в рубке, чтобы было понятно и удобно.
 
Последнее редактирование:
Общий план рубки такой:
2.JPG

Под панелью управления небольшой холодильник, слева складной штурманский столик, вдоль дивана конвектор, на задней стенке шкафчик. В подволоке три светильника, аудиоколонки, вентрешетки.
Развертка по правому борту. Под окнами дверцы для доступа к кабельным линиям (и чтобы была возможность протянуть ещё кабелей из МО и трюмов в рубку).
3.JPG

Развертка по правому борту:
5.JPG

Более детализированное изображение панели управления. Под лобовыми окнами выведены дефлекторы от кондиционера для предотвращения запотевания окон, по центру над штурвалом решено разместить магнитный компас:
4.JPG

Задняя стенка с шкафчиком. В нём РЩ220В, видеорегистратор, усилитель связи(4G модем, усилитель звука и две магнитолы (для внутренних помещений и наружных с возможностью их объединенения). На подволоке видеокамера:

6.JPG

Далее перешли к практической части - создания модели панели управления.
Так как у нас рубка предварительно была нарисована на комьютере, и затем по раскрою сделана с нуля, то в отличие от всех остальных помещений у нас по факту довольно небольшие допуски и отклонения от модели - по сути рубка вся ровная. А это очень облегчает проектирование и саму отделку. Вот мы и решили воспользоваться этим фактором и сделать панель управления, а так же отделку сперва на комьютерной модели, а затем по полученным лекалам изготовить детали на производстве, чтобы снизить время на монтаж и подгонку всего и вся).
С этой идеей мы и взялись за дело!!!
 
Последнее редактирование:
Первым делом внесли в существующую модель рубки те изменения, которые мы вносили по ходу строительства (к примеру набор на подволоке, уточнили высотные отметки и пр):
После чего сделали предварительный макет панели управления, взяв за основу сделанные ранее рисунки.
Занялись размещением штурмана на кресле судоводителя в привязке к самой панели. Задача - найти оптимальное значение при котором он (штурман) сидя будет иметь максимальный обзор снаружи судна, а так же будут оптимальным образом читаться приборы:
4.jpg

Первая прямая линия - это носовой габарит судна, вторая - это линия обзора картплоттера:
10.jpg

Взгляд желательно должен падать на приборы под углом 90 градусов. Если угол более острый, то приборы читаются чуть хуже. Для этого нужно подобрать оптимальный угол наклона самой панели:
5.jpg

Такая же процедура выполняется для штурмана, стоящего стоя. В результате найдено оптимальное значение поворота панели управления при котором читаются приборы и видны габариты судна как сидя так и стоя:
9.jpg

При этом стоя приборы читаются хуже чем сидя, но зато стоя кроме носового габарита видны и боковые габариты судна(что важно при швартовых операциях).
Что видит штурман(сидящий) на кресле перед собой (панель двигателя, аксиометр по центру и картплоттер читаются идеально, штурвал не загораживает их):
8.jpg

Для того, чтобы правое и левое крыло панели управления лучше читались, их развернули каждую своим боком вокруг судоводителя. Что видит штурман при повороте головы вправо:
11.jpg

И что видит штурман при повороте головы влево:
12.jpg
 
После того, как были опробованы 4 разных варианта, остановились на следующем варианте панели управления:
Общий вид панели :
15.jpg

Правое крыло подверглось корректировке:
13.jpg

Все приборы мы замерили и отрисовали, замерили как наружные размеры, так и внутренние. Это необходимо для того, чтобы учесть при проектировании каркаса уходящие внутрь элементы приборов. К примеру, чтобы уходящий вглубь панели аксиометр не уперся в обрешетку.
Внешний вид панели с вырезами под приборы вид спереди:
14.jpg

Для того, чтобы удобно было подходить к открывающимся боковым окнам, стойки панели управления вместо вертикальных, сделали под углом, завалив к низу так, чтобы панель не мешала ногам (ступням ног) при подходе к бортовым окнам:
6.jpg

Обратная сторона панели управления:
7.jpg

Сделали чертежи всех деталей каркаса, необходимых для их изготовления:
2.jpg

3.jpg

На манер икеевской мебели пронумеровали детали для сборки каркаса:
1.jpg

С проектированием панели управления в целом закончили. Заказали детали на производстве.
 
Последнее редактирование:
С проектированием панели управления в целом закончили. Заказали детали на производстве.
Зная Вашу щепитильность в проработке мелочей,
наверно не заметил ящичков для мелочей в панеле по фронту. Или их не будет.
А также со слов, более опытных колег, окна страдают от перемещения предметов. А сверху панели мало места по высоте до лобовых окон. Наверняка там чего нибудь будут класть.
Сам нахожусь в стадии постройки панели.
А так, как говорится "дуракам половина работы не показывают", это ко мне ;)
Не перестаю удивляться Вашей постройке.
С уважением,
 
Было бы интересно это узнать - какого ТЗ они придерживались, соответствия каким нормам добивались ?
Владимир благодарю за Вашу оценку! Мы поставили задачу ЦНИИМФ, чтобы полностью выполнялись действующие требования техрегламента, о чем правильно написал коллега Xaikan2012, а так же чтобы после модернизации показатели остойчивости стали лучше (задача максимум), или на крайний случай не хуже, чем они были до переделки судна (задача минимум).
 
Посетил сей шикарный кораПь.

Впечатление от увиденного можно охарактеризовать всего одним словом- ШЕДЕВРАЛЬНО!!!

Еще раз повторюсь, будь я у власти, Сергею и Юлии памятник при жизни бы поставил.

 
Посетил сей шикарный кораПь.

Впечатление от увиденного можно охарактеризовать всего одним словом- ШЕДЕВРАЛЬНО!!!

Еще раз повторюсь, будь я у власти, Сергею и Юлии памятник при жизни бы поставил.

32 секунды видео!Рекламные спойлеры длиннее делают! Маловато будет. Требуем продолжения!
 
Посетил сей шикарный кораПь.

Впечатление от увиденного можно охарактеризовать всего одним словом- ШЕДЕВРАЛЬНО!!!

Еще раз повторюсь, будь я у власти, Сергею и Юлии памятник при жизни бы поставил.

Форма кормы действительно благоприятно сказывается при попутном волнении. Однако, это не "вельботная" корма, а так называемая "крейсерская", что несомненно лучше, поскольку такая форма еще и не мешает росту скорости.
2.jpg
 
Последнее редактирование:
. Однако, это не "вельботная" корма, а так называемая "крейсерская",

ИМХО, но вельботная и крейсерская корма это фактически одно и то же.
Пишу без всякого сарказма, если знаете отличия, напишите, буду рад пополнить свои знания.
Даже в описании одного и того же проекта некоторых судов периодически пишут то одно, то другое название кормы.
 
ИМХО, но вельботная и крейсерская корма это фактически одно и то же.
Пишу без всякого сарказма, если знаете отличия, напишите, буду рад пополнить свои знания.
Даже в описании одного и того же проекта некоторых судов периодически пишут то одно, то другое название кормы.
Проспекты, составленные полуграмотными менеджерами, совсем не годятся для изучения предмета "Теория судна".
Вельботная корма имеет заострённые обводы, можно наблюдать на спасательных шлюпках, мотоботах. Крейсерская корма - например на фото, представленном выше.
К сожалению под руками нет подходящих фото, а шарить в интернете на ночь глядя совсем нет желания. Уж не обессудьте.
 
Последнее редактирование:
Посетил сей шикарный кораПь.
Михаил, спасибо большое за отзыв и визит к нам на пароход!
Михаил и Дмитрий(dialmi) с сыном приехали в Кронштадт, откуда мы все вместе совершили переход в родную гавань - я/к Балтиец.
Спасибо Вам за отличную компанию!) Надеюсь на новые встречи!!!
1.jpg
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Верх