Катер типа МА (проект Севастополец)

gmdss

Старожил форума
Я связываю это с тем, что расчет приведен при максимальной загрузке 150 человек, что явно для такого судна перебор.

Для нас с учетом обрезания судна ЦНИИМФ выполнил расчеты ДСО правда в синусах (поэтому я рядом указал градусы): Разные цвета - это разное водоизмещение.Чуть ниже привожу данные для TY-485 для сравнения
.
Когда закончу модель корпуса исторического катера МА для переправы бухты г. Севастополя (1948) мы изучим его гидростатику и уточним ДСО и для 150-ти и для 50-ти пассажиров.

На основании компьютерного анализа формы корпуса ЦНИИМФ выполнил расчёты не "ДСО в синусах", а чрезвычайно полезной и единственно возможной в условиях отсутствия точных данных о водоизмещении и центре тяжести судна т.н. универсальной диаграммы статической остойчивости (УДСО). Спасибо, что предоставили нам возможность ознакомиться с этой оригинальной диаграммой. Жаль только, что конкретные значения водоизмещений опущены.

УДСО показывает зависимость плеч остойчивости (lк) от синуса угла крена и позволяет найти плечи статической остойчивости (lст) для любых заданных эксплуатационных состояний нагрузки (D) и значений центра тяжести Zg. Иными словами УДСО создаёт возможность прогнозирования характеристик рабочих ДСО в зависимости от предполагаемых значений D и Zg, что необходимо учитывать при переоборудовании катера. Собственно с этой целью она и предоставлена.

На Рис.1 показан пример определения плеч статической остойчивости (lст) с использованием УДСО ЦНИИМФ для средних значений D и Zg.

На Рис. 2 показана построенная по этим данным рабочая ДСО катера МА + ДСО мотояхты «Малая Лиса».

Видно, что плечи статической остойчивости (lмакс=0,3м), угол максимума (30°) и угол заката (65°) ДСО катера МА с небольшим перевесом удовлетворяют минимальные требования регламента ТС(ГИМС) к маломерным судам, плавающим в районах IV категории сложности 1 и 2 разрядов #375

А вот метацентрическая высота катера МА ,судя по графику ДСО, значительно выше нормы (≥0,5м) и составляет прибл. 1,1 м, т.е. практически такая же, как у севастопольского аналога - катера МА для переправ #769

Понятно, что после окончательного переоборудования катера, характеристики ДСО могут измениться в лучшую или в худшую сторону, поскольку опыт кренования после спуска на воду, позволит уточнить актуальные значения D и Zg.

Что касается приведёной Вами для сравнения ДСО известной мотояхты, то как видно из Рис.2 запас остойчивости нашего флагмана и по плечам и по моменту значительно выше.При водоизмещении допустим 35 тонн Ммакс(МА) = 35*0,3≈10тм, а Ммакс(Лиса) =50*0,45≈22 тм, т.е. максимальный восстанавливающий момент Лисы в два раза больше.Поэтому, образно говоря, пусть она едет в Находку #8 осваивать дальневосточные моря, а катер МА останется наслаждаться просторами Невы, озёр и Финского Залива.




Рис12.png
Рис.2.png
 
Последнее редактирование модератором:

ФРНК

Активный участник
gmdss, Спасибо Вам огромное за большую проделанную Вами работу, спасибо что поправили меня.
Когда закончу модель корпуса исторического катера МА для переправы бухты г. Севастополя (1948) мы изучим его гидростатику и уточним ДСО и для 150-ти и для 50-ти пассажиров.
Если опубликуете,будет супер!
Видно, что плечи статической остойчивости (lмакс=0,3м), угол максимума (30°) и угол заката (65°) ДСО катера МА с небольшим перевесом удовлетворяют минимальные требования регламента ТС(ГИМС) к маломерным судам, плавающим в районах IV категории сложности 1 и 2 разрядов #375
Об этом я и писал(https://boatclub.ru/forum/threads/kater-tipa-ma-proekt-sevastopolec.7389/post-275730), что теоретически класс может быть и выше - 1 разряд это 3 метра волна и 20миль.
Добавлю от себя, что ДСО по рис.2 для катера МА выполнена из принятого Вами условного значения центра тяжести Zg=1,75м.
Согласно "Смирнову" возвышение ЦТ над ОП катера МА существенно меньше и равна Zg=1,54 м.
Если принять это значение, то ДСО TY-485 и МА совпадут.
Понятно, что переоборудование в 60-е ухудшило этот параметр, да и наша модернизация тоже под вопросом - т.н. весовая дисциплина приводит к постоянной борьбе с лишним весом с попеременным успехом. По тем же оконным рамам как я писал ранее были желающие повесить 3 тонны веса на надстройку, абсолютно не считаясь с последствиями.
а катер МА пусть останется наслаждаться просторами Невы, озёр и Финского Залива.
Принимается! )) Спасибо Вам за пожелания! Все парамметры, которые можно было выправить малой кровью, мы сделали. Мы реально понимаем, что сделать большее из 70-и летнего морского катера для прибрежного плавания бессмысленно.
 
Последнее редактирование:

gmdss

Старожил форума
Согласно "Смирнову" возвышение ЦТ над ОП катера МА существенно меньше и равна Zg=1,54 м.Если принять это значение, то ДСО TY-485 и МА совпадут
Принять это значение к сожалению никак невозможно.По распределению вертикальных весовых нагрузок пассажирский катер МА для бухты в Севастополе и ваш совсем разные катера.

Как следует из книги Леви, центры тяжести катеров, в частности Zg=1,54м для МА, посчитаны исходя из полного количества пассажиров. При этом 150 человек (150х75=11250 кг) катера МА, сидят на скамьях очень низко расположенной палубы.Таким образом своим весом пассажиры выполняют функцию своего рода низколежащего "балласта". Оттого центр тяжести низкобортного севастопольского МА смещён вниз, в чём и проявляется преимущество такой конструкции.

У вашего катера такой статьи отн. низкой и мощной весовой нагрузки (11.2 т ! ) нет. Поэтому в сравнении с севастопольским МА центр его тяжести скорее будет смещён выше, к центру надстройки.

Другое дело, если б было возможно привести скрины страниц с показателями ДСО и Zg вот из этого массива данных. Тогда да, эти показатели можно рассматривать в качестве представительных и для вашего катера..

Протоколы кренования и инф. об остойчивости.png
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
Как следует из книги Леви, центры тяжести катеров, в частности Zg=1,54м для МА, посчитаны исходя из полного количества пассажиров. Оттого центр тяжести низкобортного севастопольского МА смещён вниз, в чём и проявляется преимущество такой конструкции.

У вашего катера такой статьи отн. низкой и мощной весовой нагрузки (11.2 т ! ) нет. Поэтому в сравнении с севастопольским МА центр его тяжести скорее будет смещён выше, к центру надстройки.
Для "Коксохимика"(такое было ранее название у нашего судна) Zg=1,57м при 10% запасе топлива и экипаже:1.jpegИ Zg=1,64м при 100% запасе топлива, полной пассажировместимости и экипаж с учетом того, что люди находятся стоя:3.jpeg
 
Последнее редактирование:

gmdss

Старожил форума
Вот, это уже более представительные данные, спасибо большое! Приведена величина Zg пассажирской версии при крайних нагрузках: порожнем и наиболее неблагоприятной полной (пассажиры стоят). Не исключено,что и Zg модернизированной версии будет находиться где-то между 1,57 и 1,64 м с учётом водоизмещения и неизбежных ошибок определения.Уточнить всё это дело позволит лишь реальный опыт кренования.
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
В сентябре 2018 года добрались до монтажа мачты. Мачта нам досталась еще в 2015 году б/у со списанного катера. Тогда она нам показалась вполне ничего. И в самом деле - покрасить да поставить:0.jpg
КРАСОТА!
Когда дело дошло до её монтажа, глаза раскрылись от 3-х летней спячки и мы увидели, что мачта ржаво-ржавущая и криво-кривущая.
Тут бы нам её выкинуть и сделать новую. Но не тут то было! Ведь выкинуть - это не про нас. У нас так дела не делаются!!! Мы должны испытать всю гамму болезненных удовольствий и поэтому решили как водится, привести её в порядок.
Помню, как то раньше висели такие плакаты в конторах по оплате за свет:
"40 дней не платишь Сеня - познакомься, баба Пеня!!!"
4.jpg
Баба Пеня имеет фамилию Жадина, так как у неё муж - француз по фамилии ЖадИн (с ударением на И). И хоть он косит иногда под хозяйственного музчину, но всё равно остаётся на самом деле жадиной.
И вот эта нескромная завуалированная хозяйственность сыграла с нами злую шутку и мы решили наскоком мачту переделать. Сняли трубы, которые её обрамляют. Зачистили от краски, от ржавчины. Перегрели весь металл, чтобы выровнять. Приварили новые трубы, в процессе приварки поняли, что и старые боковинки так же нужно менять. Сняли боковинки, сварили по сути новую мачту но по старом чертежу, зачистили швы, поставили. Извиняюсь за французкий, натрахались знатно, но нам показалось этого мало. Нужно ещё:
2.jpg
Мачта стала ровной, но всё равно некрасивой. А красивая, элегантная мачта - это залог успеха в жизни любого водномоторника. Все про это с детства знают и в любом клубе Вам с удовольствием расскажут что не видать тебе моря без красивой мачты и если у девушек засматриваются на корму, то на катерах - на мачту!
Тут бы осознать, что теперь то точно пришла пора её выкинуть и сделать новую, но тамада у нас хороший и конкурсы интересные, поэтому в ход пошел еще один знатный конкурс, теперь мачту ещё вот так надо разложить:
3.jpg
Плюс ко всему, мачта должна быть заваливающаяся, чтобы ходить под мостами -что тут скажешь, аппетит вещь неподконтрольная!
Тут бы нам еще раз понять что...(см. выше), но понять не получилось - ведь опять "высокая в небе звезда зовет меня в путь" и без разбора куда.
Закупились трубами, переварили. Спереди в целом получилось более похоже на мачту, чем на кочергу для бельевых верёвок:5.jpg
С обратной стороны менее элегантно. Но, мачта складывается, верхняя часть имеет пятку, на которую при складывании мачта встаёт на крышу рубки:
6.jpg
В рабочем состоянии мачта фиксируется болтами к подошве. Тамада наконец то успокоился и полез грунтовать и красить:
7.jpg
Начали крепить огни, ТВ антенну и рефлектор (приобретенный для симметрии):
9.jpg
Чуть позже поставили РЛС Simrad и на всякий случай предусмотрели 4-е растяжки, чтобы мачта не раскачивалась и не скрипела на волнении:8.jpg
 
Последнее редактирование:

александрик

Активный участник
В сентябре 2018 года добрались до монтажа мачты. Мачта нам досталась еще в 2015 году б/у со списанного катера. Тогда она нам показалась вполне ничего. И в самом деле - покрасить да поставить:Посмотреть вложение 83464
КРАСОТА!
Когда дело дошло до её монтажа, глаза раскрылись от 3-х летней спячки и мы увидели, что мачта ржаво-ржавущая и криво-кривущая.
Тут бы нам её выкинуть и сделать новую. Но не тут то было! Ведь выкинуть - это не про нас. У нас так дела не делаются!!! Мы должны испытать всю гамму болезненных удовольствий и поэтому решили как водится, привести её в порядок.
Помню, как то раньше висели такие плакаты в конторах по оплате за свет:
"40 дней не платишь Сеня - познакомься, баба Пеня!!!"
Посмотреть вложение 83466
Баба Пеня имеет фамилию Жадина, так как у неё муж - француз по фамилии ЖадИн (с ударением на И). И хоть этот француз косит иногда под хозяйственного музчину, но всё равно остаётся на самом деле жадиной.
И вот эта нескромная завуалированная хозяйственность сыграла с нами злую шутку и мы решили наскоком мачту переделать. Сняли трубы, которые её обрамляют. Зачистили от краски, от ржавчины. Перегрели весь металл, чтобы выровнять. Приварили новые трубы, в процессе приварки поняли, что и старые боковинки так же нужно менять. Сняли боковинки, сварили по сути новую мачту но по старом чертежу, зачистили швы, поставили. Извиняюсь за французкий, натрахались знатно, но нам показалось этого мало. Нужно ещё:
Посмотреть вложение 83463
Мачта стала ровной, но всё равно некрасивой. А красивая, элегантная мачта - это залог успеха в жизни любого водномоторника. Все про это с детства знают и в любом клубе Вам с удовольствием расскажут что не видать тебе моря без красивой мачты и если у девушек засматриваются на корму, то на катерах - на мачты!
Тут бы осознать, что теперь то точно пришла пора её выкинуть и сделать новую, но тамада у нас хороший и конкурсы интересные, поэтому придумал еще один знатный конкурс, теперь её ещё вот так разложить:
Посмотреть вложение 83467
Плюс ко всему, мачта должна быть заваливающаяся, чтобы ходить под мостами -что тут скажешь, аппетит вещь неподконтрольная!
Тут бы нам еще раз понять что...(см. выше), но понять не получилось - ведь опять "высокая в небе звезда зовет меня в путь" и без разбора куда.
Закупились трубами, переварили. Спереди в целом получилось более похоже на мачту, чем на кочергу для бельевых верёвок:Посмотреть вложение 83470
С обратной стороны менее элегантно. Но, мачта складывается, верхняя часть имеет пятку, на которую при складывании мачта встаёт на крышу рубки:
Посмотреть вложение 83471
В рабочем состоянии мачта фиксируется болтами к подошве. Тамада наконец то успокоился и полез грунтовать и красить:
Посмотреть вложение 83472
Начали крепить огни, ТВ антенну и рефлектор (приобретенный для симметрии):
Посмотреть вложение 83475
Чуть позже поставили РЛС Simrad и на всякий случай предусмотрели 4-е растяжки, чтобы мачта не раскачивалась и не скрипела на волнении:Посмотреть вложение 83474
Внушительное изделие. Уже зная что вы за фигурой следите. Сколько она весит?
 

ФРНК

Активный участник
Заодно собрали 3-х метровый верстак, как рабочее место для отделочных работ (которые планировали начать с января 2019 года):1.jpg
Далее смонтировали ходовые огни и отмашки:2.jpg
Форму площадок под огни и отмашки сделали точно такими же, как и были на судне ранее -ЗССРЗ аж отдельный проект когда-то давно сделал для предыдущего владельца. Раз так всё серьёзно, то мы решили ничего не менять, хотя возможно и напрасно.
Смонтировали поворотное основание под прожектор:3.jpg
Сам прожектор разобрали для восстановления (алюминиевое зеркало-отражатель помутнело, отдали на покрытие, сам корпус в очистку, покраску и сборку).
Так же поставили антенны для морской и речной рации, для вытяжных вентиляторов установили латунные сальники(покрыты чем-то блетящим, будто нержавейка:4.jpg
Ночные и вечерние работы после основной работы набирают обороты:5.jpg
 

ФРНК

Активный участник
Так как ложить её?
Как говорится, "лёгким движением руки"))). Попытался найти фотографии в сложеном виде, но пока не нашел.
Мы её складывали так: залезали на крышу рубки, откручивали болты (кружочком выделены), а мачта сама на мощной петле (прямоугольник выделен), поэтому мачта она имеет ход только назад. За пятку сверху её берем и опускаем. В нижней точке фиксируем.1.jpg
 

ФРНК

Активный участник
Так же в сентябре установили открывающиеся луксоровские окна. Цвет рамы полностью соответствует цвету резинок, так что внешне не должны сильно выделяться:
1.jpg
Примыкание между рамой и железом на всякий случай вкруг промазали герметиком (sika), после этого прокрасили полиуретановой краской, чтобы не было видно герметика:
2.jpg
Аналогичные операции провели и внутри.
В рубке вырезали отверстия под поворотные вентголовки:3.jpg
По задумке канальный кондиционер подаёт на стекла либо охлажденный, либо нагреваемый воздух, либо работает как осушитель (для предотвращения запотевания стекол).
Так как панель управления будет черной, то поворотные дефлекторы купили от Ларгуса черного цвета:4.jpg
 
Верх