Катер типа МА (проект Севастополец)

ФРНК

Активный участник
Последнее фото катера типа МА в Севастополе датируется летом 1980 года
1980.jpg

Фото: Ю.Ткаченко, источник: https://picasaweb.google.com/114184754516698071349/1980#5502634316950348210
На данном снимке у плавмастерской виден катер проекта МА с немного измененной надстройкой.
Кормовой салон выполнен открытым, а в носовом салоне установлены морские судовые окна.
Катер стоит у сдаточной базы (причал 93, 94) военных кораблей проектов 1124, 1124М, а так же подводных лодок проектов № 877, 636, где проводились работы по достройке, пуско-наладочные работы и исправление недостатков, выявленных в ходе испытаний. Вероятнее всего это заводской катер. По данным Александра Palmer(https://fleetphoto.ru/author/70/), завод построил для себя несколько катеров данного типа, имеющих названия "Севастополец", "Орджоникидзевец", "Морзаводец", но других данных по ним пока нет.
 

ФРНК

Активный участник
В 1965 году с инициативой по профсоюзной линии выступили Запорожский метизный завод и Запорожский коксохимический завод, которые предложили выкупить у ЧМП списанные теплоходы МА-4(Накат) и МА-11 (Риф).
мешок.jpg

Автор фото неизвестен. Источник: http://meshok.net
В то время крупные предприятия в г. Запорожье строили свои собственные базы отдыха на Днепре. Для доставки отдыхающих на базы отдыха, а так же организации прогулочных рейсов по реке и требовались суда, поэтому многие предприятия Запорожья обзаводились своими теплоходам разных проектов.
Так, завод Гамма(п/я 77) - "Электрон"(пр. 544),
Запорожский моторостроительный завод - "В. Омельченко" (тип ОМ),
Радиоприбор - "Аркадия"(пр.485), "Фотон" (пр.1438)
Запорожсталь - "Запорожсталь" (тим Москвич),
ЗТМК - "Титан", "Титан-2" (оба тип ОМ),
Запорожский трансформаторный завод - "Розсвит" (пр. 1430) и тп.
Таким образом, после осмотра, оба катера проекта МА были перегнаны в г. Запорожье, где пройдя модернизацию на Запорожский ССРЗ обрели вторую жизнь.
 

ФРНК

Активный участник
sudorem.jpg

На Запорожском ССРЗ в 1967 году по проекту №750 была закончена модернизация теплохода "Риф"(переименованного в "Коксохимик") и теплохода "Накат"(проект №395).
Внешний вид теплохода "Коксохимик"
2риф.JPG

3риф.JPG

Внешний вид теплохода "Накат"
1накат.JPG

Главное отличие заключалось в том, что у "Коксохимика" носовой салон был закрытый, а кормовой открытый, в то время как у "Наката" закрыта была вся надстройка.
Другие внешние отличия: разная форма рубки, разные окна.
Внутренние отличия: количество посадочных мест, расположение мест в салоне, 2 гальюна на "Коксохимике", в то время как на "Накате" вместо них были кладовые.
 

ФРНК

Активный участник
Стоит добавить, что Запорожский ССРЗ кроме ремонта судов и постройки различных барж имел опыт собственного строительства пассажирских судов.
Это суда типа "Опыт" (8 ед.):
34328.jpg

Источник: музей ПАО «Днепроспецсталь»
Самый крупный проект пассажирских судов для местных линий тип "Рассвет" (6 ед):
236211.jpg

Источник: https://ok.ru/profile/467962241566/album/529281098526/837088464414
И массовый выпуск (27 ед.) судов типа "Каштан":
77266.jpg

Автор фото: VadimDnepr https://fleetphoto.ru/author/4554/
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
Новые собственники катеров типа МА в условиях плановой экономики смогли оперативно добиться, чтобы модернизация купленных в 1965 году двух катеров была включена в план завода на следующую, восьмую пятилетку (1966-1970).
Поч.jpg

Фото знака "Почетный работник ЗССРЗ"
Заводом был выполнен и согласован детальный проект модернизации, был расписан каждый элемент:
20200410_011806[1].jpg

Кроме общего проекта модернизации, были выполнены расчеты остойчивости, непотопляемости, и после спуска на воду опыты кренования.
Расчеты.jpg

Расчеты2.jpg

Благодаря конструкторам завода, катерам удалось придать современный на тот момент, законченный и лаконичный вид.
Очевидно, что стилистически катерам типа МА постарались придать похожий облик с проектом 839А(тип МО) - сравните тип 839А ниже на фото:
32851.jpg

Источник: архив Зотова Н.М. Альбом от коллектива ЦТКБ МРФ 14 ноября 1964 г. Ленинград.
И проект модернизации катеров типа МА:
План2.jpg

Оба проекта похожи, с той лишь разницей, что суда проекта МО имели обитаемые трюма (можно ли их назвать нижней палубой?) и были 28 метров длиной, в то время как катера типа МА были 20 метровые и нижней палубы не имели.
После выполнения всех работ, долгожданная голубая книжка, "Удостоверение на годность к плаванию" была выдана судовладельцам и оба катера начали свою работу на реке Днепр.
20200411_153318.jpg
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
На данной схеме совмещен предыдущий облик катеров проекта Севморзавода и новый, полученный на ЗССРЗ
схема.jpg
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
Наши оба скромняги, сменив место обитания, продолжали вести скрытный образ жизни, благодаря чему найти каких-то толковых сведений, фотографий о советском периоде жизни этих катеров на Днепре особо не удалось.
Н. Клименко в 2000 году выпустил книгу "Будни и праздники сталепрокатного" про историю Запорожского Метизного завода (которому пренадлежал "Накат").
будни.jpg

В книге есть следующее упоминание на 93-й странице:
"К услугам метизников - водная станция на Днепре, свой теплоход (Накат) для речных прогулок".
Так же приведены фотографии базы отдыха в Каневском и пионерского лагеря в Великом Луге, куда ходил теплоход "Накат" от водной станции в г. Запорожье.
будни2.jpg

В лучших традициях скромности, в фотоальбоме "Запорожье" от 1990 г.(Издательство "Челек") есть фотография водной станции метизного завода, где "Накат", спрятавшись за парусом яхты "РОК" попал в кадр.
Накат.jpg

На первом плане крейсерско-гоночная яхта "РОК" (тип «Алькор») из Энергодарского яхт-клуба. Серийно выпускалась на Ленинградской экспериментальной судоверфи по проекту ведущего конструктора В. В. Чайкина. Поэтому она для фотографа показалась куда как интереснее, чем простой стальной пароход.
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
По "Коксохимику"("Риф") ситуация аналогичная. Несмотря на то, что местом стоянки являлся заводской причал у Моста Преображенского на виду всего города и главного фарватера реки Днепр, советских снимков данного катера найти не удалось. Есть лишь один снимок, сделанный с острова Хортица, где на заднем плане едва виден пришвартованный "Риф".
риф.jpg

Источник: https://www.etoretro.ru/pic79197.search.htm
Это пожалуй все что удалось найти по советскому периоду этих катеров на реке Днепр.
 
Последнее редактирование:

ФРНК

Активный участник
В 1992 году Запорожский сталепрокатный завод (бывший Запорожский метизный завод) приобретает теплоход "Борисфен" (тип "Каштан"), а "Накат" списывают с баланса и через несколько лет утилизируют.
Таким образом на период незалежной Украины остался только один катер проекта МА - "Коксохимик", который в этом же 1992 году переименовывают в "Риф-2" после очередной модернизации: кормовой салон и открытую боковую палубу закрывают окнами. Выполняют довольно качественную отделку салонов для того времени.
Кормовой салон:
Кормовой салон.jpg

Носовой салон:
носовой салон.jpg

Проход по левому борту в сторону кормового салона:
проход.jpg


Рубка:
рубка.jpg


Машинное отделение:
МО.jpg

Все снимки: Николая Водопьянова, "Запорожкокс"
 

Алексей С.

Коломенский водномоторник
Всё-таки спрошу - откуда у вас такой интерес именно к этому проекту?
 

ФРНК

Активный участник
Всё-таки спрошу - откуда у вас такой интерес именно к этому проекту?
Алексей, спасибо за вопрос! Мой дедушка был инициатором и участвовал в организации покупки теплохода заводом.
К сожалению, до конечной реализации он не дожил. А я, будучи маленьким, приезжал летом к бабушке и каждый день по дороге на пляж заглядывался на этот теплоходик.
Колоссальный труд, раньше кандидатскую давали не только за изобретение, но и за обобщение и систематизацию.
Спасибо большое за такую оценку, очень приятно!!! Для объективности будем считать что выдана с авансом.
 

ФРНК

Активный участник
На этом снимке "Риф-2" у родного причала, 2004 год.
image11.jpg


В 2005 году судно поднимают для докования и замены части обшивки. Вместо спасательных плотов, решено установить два ящика на кормовой части надстройки с индивидуальными спасательными жилетами.
1196.jpg

Фото: Ярослава Любецкого
Вплоть до 2011 года, судно проходило ежегодное освидетельствование и находилось в работе.
В 2011 году Регистр приостанавливает действие Свидетельства о праве плавания (не было выполнено докование в 2010 году) и вплоть до 2013 года теплоход простоял без движения.
19120532.jpg

Фото Николая Водопьянова, "Запорожкокс"
В 2013 году владелец теплохода, "Запорожкокс" выставил его на продажу.
1372857762_524562663_1----2.jpg

Фото Николая Водопьянова, "Запорожкокс"
После серьезных раздумий и размышлений, я решил, что могу купить это судно.
Не очень правда ясно представляя себе как и где буду его восстанавливать, перегонять в Санкт-Петербург и тп., но детская мечта, память о дедушке не оставляла мне шансов, поэтому, собрав волю в кулак, а деньги в пиджак)), я взял билет на самолет и прилетел в Запорожье для осуществления моей детской мечты.
Но это уже следующая история...
 
Последнее редактирование:

Алексей С.

Коломенский водномоторник
но детская мечта, память о дедушке не оставляла мне шансов, поэтому, собрав волю в кулак, а деньги в пиджак)), я взял билет на самолет и прилетел в Запорожье для осуществления моей детской мечты.
Вот жеж какой поворот сюжета! Не ожидал :eek::eek:
 

ФРНК

Активный участник
Так почему же следующая - органичное продолжение введения.
Спасибо большое!
Я уже несколько лет до этого неторопясь подыскивал себе водное средство(катер-лодка-пароход). За период поиска сформировал перечень своих пожеланий.
Прежде всего я рассматривал судно, на котором можно более-менее комфортно жить на воде все лето.
Судно должно быть до 20 метров(ГИМС), иметь ширину желательно не менее 4-4,5 метров, чтобы было достаточно пространства внутри для обустройства быта, быть стальным и приносить соответствующие ощущения от нахождения на железном пароходе.
11.jpg

На фото: В кают-компании теплохода накрывают обед
Детские и юношеские прогулочные рейсы на теплоходах, пара речных и морских круизов, учеба в морской академии давала свой набор теплых воспоминаний.
3.jpg

На фото: туристы вернулись с экскурсии на теплоход
Это восторг и радость нахождения на борту и щемящее чувство, когда оставался на берегу и провожал взглядами туристов, махающих руками на уходящем вдаль пароходе.
2.jpg

На фото: Первый рейс после открытия навигации

Так как я любитель ретро техники, достижений советской эпохи, то предпочтения отдавал нашим судам 50-60х годов, когда закругления, плавные линии и приятные глазу очертания в дизайне еще не заменили собой "практичность, кубизм и квадратизм", а суда были похожи больше на прекрасных лебедей, чем на гаражный коорператив.
Я отдавал себе отчет, что такое старое судно и понимал, что вложений в него потребуется немало. Или ушатывать и добивать пожилой пароход, или вкладываться и поддерживать его в идеальном состоянии... Конечно, разный подход формирует разный бюджет.
Очевидно, что оценить полностью все подводные камни я не мог и теперь конечно же любому, кто соберется покупать старое судно советую тридцать три раза подумать, расписать бюджет, умножить на три и оценить все риски и всю сложность переделки, восстановления и ввода его в эксплуатацию.
Но это сейчас, а тогда, так или иначе, я предполагал, что купив старое судно я получу сразу море эмоций, заряд сил и "базу", отталкиваясь от которой неторопясь, вдумчиво и последовательно буду его делать "под себя", благо обременений в виде дачи, огорода и прочего у меня не было, а делать что-то я люблю, хоть и не всегда умею с первого раза. Поэтому переделываю зачастую по несколько раз пока не пойму что получилось именно то, что хотелось. Как ни крути, я отношусь к тем людям, которые от любого процесса создания получают непрерывное удовольствие...
В таких вот размышлениях я посматривал разные варианты, пока не увидел объявление о продаже "Риф-2".
Из минусов была: внешне невысокая мореходность, размер чуть больше 20 метров (20,3м), другое государство(Украина).
Плюсы: История теплохода, связанная с нашей семьёй, детские воспоминания, хорошая ширина 4,5 метра, красивый дизайн, большой потенциал, который увидел в его модернизации.
Плюсы перевесили минусы и сделка состоялась.
Не мудрствуя лукаво, решили, что ремонт судна будем проводить на ЗССЗ - заводе, который уже делал на этом теплоходе в свое время модернизацию, а затем и плановые ремонты и находился неподалеку от старого места стоянки.
IMG_9431.jpg

На фото: перегон теплохода на ЗССРЗ
 
Последнее редактирование:

ju_jutsu_zp

Коллега
В 1965 году с инициативой по профсоюзной линии выступили Запорожский метизный завод и Запорожский коксохимический завод, которые предложили выкупить у ЧМП списанные теплоходы МА-4(Накат) и МА-11 (Риф).
Посмотреть вложение 73561
Автор фото неизвестен. Источник: http://meshok.net
В то время крупные предприятия в г. Запорожье строили свои собственные базы отдыха на Днепре. Для доставки отдыхающих на базы отдыха, а так же организации прогулочных рейсов по реке и требовались суда, поэтому многие предприятия Запорожья обзаводились своими теплоходам разных проектов.
Так, завод Гамма(п/я 77) - "Электрон"(пр. 544),
Запорожский моторостроительный завод - "В. Омельченко" (тип ОМ),
Радиоприбор - "Аркадия"(пр.485), "Фотон" (пр.1438)
Запорожсталь - "Запорожсталь" (тим Москвич),
ЗТМК - "Титан", "Титан-2" (оба тип ОМ),
Запорожский трансформаторный завод - "Розсвит" (пр. 1430) и тп.
Таким образом, после осмотра, оба катера проекта МА были перегнаны в г. Запорожье, где пройдя модернизацию на Запорожский ССРЗ обрели вторую жизнь.
Еще помню в Ореховой бухте теплоход Искра,пр.1430. Судя по названию мог принадлежать одноименному заводу.
 
Верх