Катер Стриж, проект 1390

#1
Скриншоты сделал из этой видеозаписи:
http://www.youtube.com/watch?v=up6KJxoz0zU
Там стриж появляется на 5 минуте 50 секунде. Качество сьёмки отвратительное, но ничего другого в сети не нашел.
Кто нибудь знает про этот стриж?
Может есть информация о нём, фотки.
 

Вложения

gmdss

Старожил форума
#2
Кто нибудь знает про этот стриж?
Конкретно про этого шахматиста инфо не имею.Однако пр. 1390, шифр «Стриж» с угловым редуктором и кормовым расположением двигателя весьма примечательный.И вроде бы на форуме не освещался.

Особенно интересно решение внешнего вида /К.Старосельский.Катера.2008/.По сути к катеру применили обтекаемые автомобильные формы с большой площадью остекления.Так сказать автомобиль на воде.Однако в результате катер приобрел приятный,стремительный вид,соответствующий требованиям малых командирских катеров.Когда-то у меня был выбор между Стрижом и Адмиральским,выбрал последний,но может быть стоило взять Стриж.Уж очень он мне тоже нравился.

ТТД пр. 1390 «Стриж» из http://russian-ships.info/vspomog/1390.htm
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:
#3
Согласитесь, дизайн супер! Вот только качество сьёмки оставляет желать лучшего.
P.S. всех с наступающем 2012!
 

Рейдер

Старожил форума
#4
Конкретно про этого шахматиста инфо не имею.Однако пр. 1390, шифр «Стриж» с угловым редуктором и кормовым расположением двигателя весьма примечательный.И вроде бы на форуме не освещался.
ТТД пр. 1390 «Стриж» из http://russian-ships.info/vspomog/1390.htm
Доброе время суток, Коллеги. Не удержался и зарегистрировался на Вашем форуме.
В настоящий момент владею таким катером, если кому то интересно, спрашивайте, постараюсь ответить.
О катере: Длина 7,81м, ширина 2.45м. водоизмещение полное 3,2т. Корпус сварной из АМГ-5 толщина бортов 4 мм днище в районе киля 5мм палубы и надстройки 3мм.
"родной" двигатель 6чсп9,5/11 - выбросил на второй год эксплуатации. Заменил на д-245 (турбо дизель ММЗ 122л.с.).
Скорость крейсерская 24км/ч Максимальная(под новым дизелем) 34км/ч. Расход топлива в крейсерском режиме 0,43-0,6л/км ДТ.
Мореходность: попадал в на Горьвовском ВОДОХР в хорошую волну. При высоте волны 1,5м можно идти крейсерским ходом(но ощущения острые) в 1,8-2м. идти можно малым ходом, ощущения Острые.
Изменена конструкция валовой линии: УРРП установлен на амортизаторы(3 опоры), установлен упорный подшипник+эластичный вал. Установлен прокачной гальюн, начато строительство ходовой рубки.
Катер беспроблемный, но похоже я из него вырос. Смотрю в сторону МСП-40 или Костромича.
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Ondatra

Старожил форума
#5
Наверное самый главный + это ширина в 2450мм Это же транспортный габарит! К этому катеру прицеп и можно путешествовать по стране, и рекам Сибири, и вообще каким угодно рекам. Да и в городах гостиница не сильно нужна.
 

Рейдер

Старожил форума
#6
Наверное самый главный + это ширина в 2450мм Это же транспортный габарит! К этому катеру прицеп и можно путешествовать по стране, и рекам Сибири, и вообще каким угодно рекам. Да и в городах гостиница не сильно нужна.
этот + хорош для тех, кому он нужен. Чтобы таскать этот катер на прицепе, нужна как минимум "шишига", а лучше "Урал". Таскать крузаком пробовали(не я)...20км и головка блока пропеллером...так что всё относительно.
Реальный + всё же в скорости(относительно теплоходов таких, как Костромич, МСП), позволяет достаточно удалиться от города, имея время: пятница вечер-воскресенье вечер. Экономичности, относительно глиссирующих и полуглиссирующих импортных катеров того же водоизмещения, неприхотливость к качеству ДТ, возможность заправиться на реке, что позволяет достаточно далеко "забираться", доступность з/ч.
По каким угодно рекам на Стриже не пойдёшь...габаритная осадка 1,2м и открытый гребной винт..то есть по судоходным рекам(замена ГВ на угловую колонку, снимает первые два +, так как диаметр и обороты колонок не оптимальны для полуглиссера).
Гостиница действительно не нужна, особенно если говорить о туризме. Но это всего лишь "плавучий кунг", не "прорабская"(если так можно обозвать), как Костромич (а дозрел уже до второго).
 
Последнее редактирование модератором:

Ondatra

Старожил форума
#7
Спасибо, вразумили. А то я всё думал о концепции катера в транспортном габарите, но вес видимо перевешивает все плюсы. Хотя постоянно заниматься "туризмом" рядом с домом надоедает до зубовного скрежета. И если катер не источник заработка, и всё на нём доделано, то стоит он сиротливо у бона. А вот судостроение, на мой взгляд, никогда не бывает скучным, т.к. нравится людям смотреть на плоды рук своих. Хотя я может чего не знаю.
 

Рейдер

Старожил форума
#8
зрел-зрел(до костромича) да так и не дозрел...точнее по результатам эксплуатации за последние 3 сезона имел от эксплуатации эмоции исключительно положительные..самое время продолжать, а не менять. В "походы" выходных дней (пятница вечер-воскресенье вечер) проходили шутя нешуточные расстояния 120-300км(туда обратно ессно..не совсем уж маньяк:D). Это позволяет делать сочетание таких качеств как умеренный расход топлива (0,43-0,5л/км в зависимости от загрузки и волны), хорошие мореходные качества(по паспорту до 2,5м реально попадал в 2м...с непривычки ощущения острые...я бы даже сказал, едва не обосрамился:D..но повторить тянет:ay:), довольно шустрый ход (22-24км/ч -не напрягаясь, а если надо то и 36). Автономность хода по топливу 320км(буду увеличивать - маловато топлива...об этом ниже).
Мне задали вопрос: нет ли мысли заменить дизель на подвесник....НЕТ, господа. Дизель (родной) нужно заменить на д-245 и будете иметь, то что описал. Случаи переделки под подвесник описывались на КиЯ. Результат: расход топлива 40л/час при той же скорости и быстрое желание избавиться от катера.
 

Рейдер

Старожил форума
#9
Теперь собственно к недостаткам и недоработкам катера.
Родной дизель 6чсп9,5/11 ещё на момент проектирования катера считался устаревшим и был принят, так как другого всё равно не было(об этом написано в книге "Катера" Старосельцева). Дизель имеет явно не достаточную мощность(55л.с.), с ним катер ходил с расчётной скоростью только порожнём с одним рулевым. В грузу тащил за собой огромную волну и коптил(причины всем понятны, разъяснять думаю не надо). В нём всё время что то ломалось, при чём самым невероятным образом(например откроется ВДРУГ свищ в рубашке охлаждения и вода внутреннего контура уйдёт за ночь в картер). Очень плохой запуск(уже при +10 могут быть проблемы...при 0 -2 -труп). В общем избавился и забыл как страшный сон.
Второе: каюта имеет никакой объём. Это устраняется вырезанием таранной переборки до уровня переборки мидельшпангоута(порога входа в каюту). В освободившемся форпике делается зашивка и организовывается полутороспальная койка. После замены двигателя на более мощный турбо дизель, со временем открывается следующая проблема(которую все ошибочно связывают с УРРП-25 -родным реверсредуктором). То есть он начинает ломаться. А именно: ломается через какое то время хвостовик вторичного вала, идущий к гребному валу. Причина поломки не в УРРП..Причину мне назвал один мой хороший знакомый ипросто хороший челоек и механик: упор винта возрос вследствии установки более мощного дизеля, лапы уррп очень хилые..на них редуктор при нагрузке отклоняется и гнёт гребной вал, далее биение постепенно делает своё дело. Проблема устраняется установкой упорного подшипника и эластичного вала. Редуктор устанавливается на амортизаторы, что очень ощутимо снижает шум и вибрацию.
Следующее слабое место катера -его осадка(кормой 1100мм). С этим ничего не поделаешь(если хочешь сохранить скорость иэкономичность) поскольку родной винт оптимален..этого не даст ни колонка, ни тем более подвесник. Поскольку это не устранимо, а ходить всё же охото, я поставил эхолот. При чём не в корме, как делается штатно, а в шахте ближе к носу. Эхолот отлично работает на всех скоростных режимах, хожу в основном вдоль судового хода(да и по нему тоже..чё греха таить), при подходе к берегу иду самым малым, глядя на показания эхолота. ПОМОГАЕТ...и здорово помогает. Кроме того начал строительство ходовой рубки и установил прокачной гальюн(очень удобно, никто не просится при движении подойти к берегу)установил автономный отопитель.
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

gmdss

Старожил форума
#10
...по результатам эксплуатации за последние 3 сезона имел от эксплуатации эмоции исключительно положительные...
Спасибо за развёрнутые дельные подробности по катеру.Именно они меня и интересовали.Понятно,замена стационара на мощный ПМ совсем не очевидна по расходу, опять же и катер ломать ни к чему.По поводу проблем 6чсп9,5/11 и УРРП-25 слышал.Тем более интересно было ознакомиться с тонкостями позитивной стыковки пары Д-245+УРРП-25 и решения проблемы отн. большой осадки носовой локализацией датчика эхолота.Да и плавание на волне чуть не в три надводных борта впечатляет.Приятно слышать положительный рапорт о катере,который мне всегда нравился.На мой взгляд это отличный пример взвешенных,разумных переделок и усовершенствований серийного образца.Кстати не ожидал,что в освободившемся форпике возможна организация спального отсека, да ещё с симпатичными иллюминаторами.
 

Вложения

Ondatra

Старожил форума
#11
Да уж, упорный подшипник рулит! Вещь у Вас получилась хорошая и длительного срока службы:D. И кстати опять я за своё, столько лодок и кемперов на дорогах Европы, неужели и правда 2,5 тонный катер на телеге= сразу головка блока цилиндров у джипа винтом?
 

Рейдер

Старожил форума
#12
спасибо господа за высокую оценку моих стараний:eek: постараюсь ответить ну или "подискутировать") на предложенные темы. Про подвесной мотор данные не вымышленные, и не расчётные(хотя и по расчётам всё видно). Есть данные реальные, полученные от передельщиков. Мощность подвесного мотора в 115л.с. оказывается на пределе(из за неоптимального диаметра винта и как следствие всего остального) в итоге чел получил расход что то около 40литров в час 95го бензина при скорости 24-26км/ч итого порядка 1,5л/км(с д-245 0,43-0,5л/км)расход увеличивается втрое.ГДЕ БРАТЬ НА ВОДЕ БЕНЗИН?? ДТ я думаю все умеют находить:D . Катер автоматом превращается из "крейсера" в тяжеленную каютную мотолодку...к тому же весьма тихоходную(если сравнивать с нормальными глиссирующими лодками того же класса). Так же были попытки "улучшить" обводы, отрезанием отгиба днища и прочей ерундой.В итоге ко всему перечисленному добавился большой ходовой дифферент и склонность к броченгу(бросает на курсе непредсказуемо на волне). В общем знаю ТРИ таких переделки...все они продаются в инете...при чём давно.
6чсп-однозначно на металлолом(у меня его за 8 лет никто не купил даже за 3т.р.-так и сдал). Насчёт УРРП-25....да в общем я им доволен, после описанных переделок валовой линии. Включается (не поверите) МЯГКО, без треска и ударов. На это повлияла настройка кареток муфт сцепления и в бОльшей степени применение эластичного вала. То есть развязка жёсткого сцепления гребной вал/редуктор. Масса вала что то около 25кг, винта 15кг. Раньше при включении этим деталям весьма резко(чуть смягчали синхронизаторы) передавалось вращение. Сейчас вращение передаётся промвалу, имеющему два эластичных элемента. При включении он отъигрывает удар собственным скручиванием.
Про перевозку за мощным внедорожником ничего сказать не могу...НЕ ЗНАЮ.. Тащить катер в пределах 500км -дело сомнительное: через 20часов и так туда придёте(это два дня отдыха на воде: переходы по 3, а под настроение и 5 часов с остановками "на шашлык") как себя зарекомендует внедорожник в качестве ракетного тягача, сказать не могу....из воды на берег -точно не вытащит. На фото момент выхода катера на берег(передние колёса УАЗ, задние от тракторной телеги)...тащу 30-ти тонной лебёдкой(дно илистое) 14мм трос нередко рвётся. Тогда иду за блоком и тащу через него. Если конечно рассматривать "урал" в качестве внедорожника, тогда может и всё получится:D
Так же на фото установка сонара эхолота(бОльшая часть фоток не загрузилось, хоть и ужал до предела:(
 

Вложения

Gera

Старожил форума
#13
Катер очень красивый, сложных форм крыша каюты. И именно поэтому грех превращать его в сарай надстройкой рулевой рубки квадратных форм. Хотя, конечно, сразу видны большие трудности по вписыванию доп рубки в формах, подобных формам крыши каюты сплошные радиусы, изгибы, важно соблюсти пропорции...
Может быть, просто перенести пост рулевого в каюту, по принципу компоновки "хардтоп", а кокпит затентовать?
 

Gera

Старожил форума
#14
Да, и ещё вопрос - а куда Вы установили гальюн? Из фото непонятно.
 

Рейдер

Старожил форума
#15
Катер очень красивый, сложных форм крыша каюты. И именно поэтому грех превращать его в сарай надстройкой рулевой рубки квадратных форм. Хотя, конечно, сразу видны большие трудности по вписыванию доп рубки в формах, подобных формам крыши каюты сплошные радиусы, изгибы, важно соблюсти пропорции...
Может быть, просто перенести пост рулевого в каюту, по принципу компоновки "хардтоп", а кокпит затентовать?
У меня нет трудностей по вписыванию радиусной рубки в обший стиль катера, так как владею трёхмеркой. Рубка радиусная и максимально вписывающаяся в общую архитектуру катера, выглядит весьма убого, а главное - нефункциональна(напоминает крышу от запора:D). Нефункциональность - прежде всего в результате того, что радиусы скрадывают полезную площадь. Моя рубка ещё не достроена и рано ВАМ судить о том, что в итоге будет(она не достроена, как можно судить о том, чего пока нет). Если говорить о стилях в судостроении, то если обратите внимание на ушедшие в небытие "ракеты", "метеоры", найдёте в них то же самое казалось бы противоречие стилей (радиусов и граней) однако выглядят они весьма гармонично. Если же врнуться к моему случаю, то я не собираюсь ни кого поражать и удивлять красотой, я строю так, как считаю нужным для себя. Перенести же ПУ в каюту, это потеря полезной площади...и много чего ещё. Вам доводилось бывать в 2 метровую волну на водохр.? Пассажиры, что находятся в каюте очен часто "пребывают в невесомости" и не видят ничего кроме обрушивающихся на палубу и лобовую часть каюты волны, а "хотелось бы" смотреть куда едёшь(видеть осевой буй, хотя бы иногда) и немного рулить... "хардтоп", грех.."стриж" это не "орлан" сравнивать некорректно:D
Вот на фото, на мой взгляд - это сарай(хотя "в стиль вписывается") сарай - потому что неоправданно велик, таким его пришлось строить для того, что бы в нём можно было находиться, его чрезмерный объём - плата за радиусы, за "стиль". Учитывая что за двигатель, становится ясным что это не "крейсер"(далеко не уйдёшь, и в штор лучше не попадать).
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Рейдер

Старожил форума
#16
Автономность хода по топливу 320км(буду увеличивать - маловато топлива...об этом ниже).
У "Стрижа" в первозданном виде много свободных объёмов, от чего и мало места. Объёмы эти вскрывать не только можно, но и нужно. Но делать это надо с умом. С форпиком разобрались, далее объёмы двойного борта в каюте и под диванами. Места в них придостаточно для расположения рундуков. На непотопляемость катера вскрытие данных воздушных ящиков не повлияет, сейчас расскажу почему. Лет 6 назад повредил киль в районе форштевня, но не заметил того, что пробил обшивку: вода "откуда то" всё время бралась под носовой койкой, но её было настолько мало, что я и не подозревал о пробоине. То есть на плавучести это почти не отразилось: даже вырезанная до уровня диванов переборка была неприодолима для воды. Слышал истории от двух других стрижеводов. Один проломил днище под салоном в полном грузу. Вода в трюме поднялась и едва показалась над настилом(настил от киля в 400мм). Её распространение ограничивали: переборка на миделе(порог каюты), бортовые диваны и носовая("таранная") переборка. То есть при пробоине носовее мидельшпангоута, катер не потопляем. С пробоиной же в МО, всё намного хуже. Слышал историю от другого знакомого стрижевода. У него оторвало крепление дейдвуда, он успел выброситься на берег и привязать катер носом к дереву...корма затонула, вода перелилась через переборку МО в каюту воздушные ящики в МО были задраены....не спасли. Выводы: повреждения носовой части катера до миделя - не опасны, повреждения в МО-"смертельны". Все воздушные баки в каюте можно вскрывать, оставляя высоту их борта до уровня диванов(порога каюты). Что бы иметь возможность выброситься на берег(отсрочить затопление) в случае пробоины в МО, установил помпу об БТРа производительностью 180л/мин. Это было так сказать предисловие, дабы избежать возможного ненужного флуда, на тему: да как жешь так, можно и т.п.:D
 

Рейдер

Старожил форума
#17
И так вернёмся к топливным запасам. В катере предусмотренны два топливных танка(то есть отсека: их внешние стенки являются обшивкой корпуса). Находятся они напротив дизеля в МО. Объём порядка 80л. каждый. Данный запас обеспечивает автономность хода по топливу гарантированно 320 км. Маловато.. и не спасают ситуацию 2 20-ти литровых канистры, удобно сныканных в МО под кормовым диваном. Как только(после переделки валовой линии) катер стал ходить без поломок, так стали рости и аппетиты на дальность. Закидать побольше канистр в МО -не реально(да и сам способ не подуше). Нереален потому, что ЦТ катера и так смещён в корму.. с полным запасом топива пассажиров(ходим обчно 4-5чел) приходится либо выгонять на нос(в хорошую погоду) либо загонять в каюту. Ну в жару на нос и так все лезут, а вот загнать в каюту сложнее...все хотят "драйва". Катер конечно идёт, но приходится чуть поддать, волна увеличивается, не смертельно конечно, но не приятно. Отсюда давняя мечта о расположении доп. баков в каюте под настилом. Долго думал как это сделать: трюм разделён рамными шпангоутами шпация 450мм. Получалось что либо их нужно вырезать, усиливая потом корпус(идея не нравилась), либо делать три бачка и как то их хитро обвязывать в одно целое(получалось сложно, дорого, малоэффективно-много объёма терялось впустую на то, что бы их обвязать и они просто влезли туда). Пока "мыслил" в этом направлении, лет 8:D приобрёл оргоно-дуговой сварочный инвертор, способный варить до 4мм. АМГ-5. И проблема оказалась легко решаемой...нужно всего лишь установить продольные отбойные пластины и заварить объём двух шпаций, превратив их в танк. В танк необходим доступ, для этого пойдут горловины оставшиеся от воздушных ящиков. Обьём одной шпации 90 литров(то есть три шпации -лишку). Делаю две и получаю 180литров(в придачу к штатным 160), смещение ЦТ в нос. Вероятно это и будет основным топливным танком, штатные будут резервными. Автономность хода по топливу увеличится более чем в двое и составит более 700км, чего так не хватало. На фото корпус стрижа, пометил шпации о которых идёт речь.
Фото клоазета по просьбам трудящихся. Выгородка ещё не построена. Будет из фанеры со сдвижной дверью уровень потолка по уровню родной каюты(это позволяет сделать достаточно глубокий трюм). Всё никак не соберусь сделать над мангалом вытяжку.
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Рейдер

Старожил форума
#18
Сегодня был на стоянке, померял смотровые горловины от воздушных ящиков. Они просто созданы для того, что бы с их помощью превратить данные шпации в топливный танк.:bo: 450х800 с запасом на подгонку...жаль задрайки давно порезаны на мелкие нужды...но не беда, изготовить их заново не трудно.
 

Вложения

Рейдер

Старожил форума
#19
Долго думал чем перекачивать топливо из доп. танков. Думал поставить погружной бензонасос от жигулей..да уж больно низкая производительность (60л/час) это значит что на перекачку уйдёт больше часа...-не годится. Думал поставить насос от пецки газели..да в первозданном виде он не готов: двигатель не герметичен, ставить снаружи не очень удобно, из за длинных шлангов производительность и бе того не супер, ещё снизится. В общем отъискал в закромах топливоперекачивающий насос от истребителя МИГ-21:ay::D Его двигатель находится внутри пустотелого корпуса, являющегося и рабочей камерой насоса. Большой конечно(полторашка из под пива для масштаба) но не тяжёлый (кг 2,5 примерно). Зато производительность сумасшедшая (180л/мин вроде бы....-в инете про него ничего не нашёл, но ведро воды даже от 12в. он выбросил за секунду:D
 

Вложения

#20
У меня такой компрессор валялся где-то.
Номинальное напржение у него какое?

Я бы все-таки не стал топливные баки конструктивно делать из элементов корпуса. Во первых усталость металла, стриж давно уже не мальчик по возрасту?, во-вторых от сварки напряжений добавится. Куда как надежнее сделать на заказ из ткани. Яндексом поищите "мягкие топливные баки"
 
Последнее редактирование модератором:
Вверх