Катер разъездной проект 1436 Ярославна

Paul

Cупер модератор
Катер разъездной "Ярославна". У нас в клубе есть один такой. Проект 1436, разъездной катер, строил завод "Вымпел" в Рыбинске. Корпус - стальной, надстройка - композитная (стеклопластик).
http://fleetphoto.ru/models/1467/

Проект – 1436
Доковый вес – 19т.
Длина – 14,7м.
Ширина – 3,45м.
Осадка – 1,2м.
ДВТ – 1,91т.
ГД – 3Д12 х 1, 300л.с./220кВт
Запас топлива – 700лтр.
Расход топлива – 52 л/час
Скорость – 14 уз.
Экипаж – 2 чел.
Пассажиры – 10 чел.
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Paul

Cупер модератор
Из обсуждений этого катера с КиЯ.

Compass:
"По форме корпуса - это увеличеный по ширине и высоте борта адмиральский, однако корма была полностью изменена"
"корма совсем другая, под чистый переходный режим (скорость до 17-20 узлов по проекту-по GPS - было около 28-30 км/ч. Строили головную лодку для В. Терешковой, всего их было 15 судов. Двигатель - 3 Д12, V-развальный 3Д6., Про корму- это я ее уже на мелкоту загнал - 1,5-2 метра, вот и просела."
"Скорость максимальную, что достигли -32 км/ч. Делали, то ее для катаний по морю (Черному), наверное отсюда и мощность такая. Да и не было тогда других мощных и относительно компактных двигателей. По сути - первая отечественная яхта промышленной постройки.
Про мощность - для нормального, не переходного режима ей хватило бы и 100 сил."

(речь идёт о фото из этого объявления: http://www.myboat.ru/files/secondhand/yaroslavna/index.shtml)

gepard629:
"Это катер проекта ЦКБ "Нептун" ... типа "Ярославна". Он строился ограниченной серией на той же Рыбинской судоверфи в 1974-1976 годах. Постороено не то 5 не то 7 судов. Имеет двигатель 3Д12 - 300 л.с. За базу взят корпус 371 проекта, но нос изменен и полностью переделана кормовая оконечность, на корме сделано, что-то напоминающее неподвижные интерцепторы. Увеличен развал бортов и килевая часть. Но это не помогло. На фото хорошо виден избыточный дифферент и волнообразование. А скорость полного хода всего 25-27 км/час. Из-за этого дальше установочной серии не пошел, сколько с ним не бились. А главному конструктору стоил инфаркта и инвалидности. Головной катер "Ярославна" служил для официальных покатушек в ЦКБ "Нептун". Он до сих пор у нас на базе, но давно сменил хозяина и переименован. Катер имеет двухостровную компоновку с кормовой каютой над гребным валом и прогулочной палубой над МО, примерно как у "Камы". На фото вид у катера абсолютно проектный. В Москве мне известны два катерах этого проекта. Ходят как правило 16-18 км/час. Еще одна иллюстрация к обсуждаемой теме."
"Когда "Ярославну" проектировали, ставилась задача (по рассказу ныне покойного Вадима Вавилина, ему пришлось ее доводить), достигнуть скорости не менее 40 км/час. Действительно, это была первая советская моторная яхта. Корпус изготовили в Рыбинске, а достройка шла у нас на ОП ЦКБ "Нептун" в Долгопрудном. Отсюда и 3Д12, других судовых двигателей в то время не было, (как, впрочем, нет и сейчас). Но перебрали массу на обстройке и отделке. По тем временам уровень их был вполне достойный. На "Ярославне" побывали многие, в т.ч. и члены Политбюро - не стыдно было показать. Проектировалась "Ярославна" по Правилам Речного Регистра, т.е. судно речное. Если только впоследствие адаптировали под Регистр СССР. Перевес сразу сказался на скорости и дифференте. Ну и про переходный режим не все знали, (он из всех режимов движения самый сложный). Пришлось переделывать корму. Поскольку настоящие интерцепторы на такой скорости применить невозможно, сделали отгиб кормы, как у "Стрижа". На серии, видимо, сумели достичь 32 км, скорее всего облегчив катер и подобрав винт. Страница отечественного судостроения интересная, жаль, что закрылась, по сути не открывшись."
"У "Ярославны" по отношению к корпусу пр. 371 изменена носовая и кормовая оконечности при почти тех же главных размерениях. Увеличенный кормовой дифферент из-за избыточной мощности (300 л.с). Корпуса с такими обводами глиссировать не будут при любой мощности, (если конечно не поставить турбину АИ-20, или что нибудь в этом роде). Разгонять их, с точки зрения проектирования, путь тупиковый: у этих корпусов нет "горба сопротивления". (У "Берсута" кстати тоже: я видел его кривую сопротивления полученную на модельных испытаниях). Для этих катеров оптимален Фруд по длине не более Frl=0,4 Фруд по водоизмещению - не более Frv=0,8. Более высокие цифры это просто пустая трата денег на переоборудование и топлива на эксплуатацию."
"При 40 км/час Фруд по длине у Вас будет равен Frl=1,03, Фруд по водоизмещению Frv=2,45 что соответствует началу режима глиссирования. При этом от кормового дифферента на этом корпусе, я думаю, Вам избавиться не удастся, а мощность двигателя при грубом пересчете будет около 600-700 л.с. (440-515 кВт). При этом расход топлива (оптимистический сценарий) 0,202 кг кВт/час х (440-515)=89-104 кг/час (103 - 121 л/час), что при автономности по запасам топлива равным 24 часа (всего!) дает объем топливных танков 3,2 куб.м, а использование полезной нагрузки 2,5 т (При полном водоизмещении катера 9,5 т). И это не считая дополнительной массы двигателя."
 

Paul

Cупер модератор
Да, конечно 3Д12 надо менять. Но за скоростью не гнаться. Судя по комментариям Францева (gepard629), обводы не очень удачные, всё равно большой скорости на нём не достичь. Из "Ярославны" может получиться хороший, обитаемый, комфортабельный прогулочно-туристический катер, моторная яхта.
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Леff

Активный участник
Коллеги, что за судно? Нос на Адмиральца похож.LYdHQRuup6nKklnPopEbGDg67JHSYNWJGXYixp46qijOIpzYSXLaiGejp8IxjXOo.jpg
 

Курсант

Старожил форума
Проект "Ярославна", тоже Рыбинской верфи, на форуме где то есть по ней, инфо. Что по ней нужно? Во времена Чурбанова они были почти во всех Волжских городах. В Куйбышеве (в Самаре) она (Ярославна) была в УВД. В Тольятти на ВАЗе "Степан Разин"; в санатории "Волжский Утес" тоже была такая(название забыл уже), в Астрахани в 2008г. тоже еще была такого проекта (название тоже уже забыл).
 

Курсант

Старожил форума
Корпус- металлический; надстройка- дерево, стеклоткань; палуба- металл покрытый деревом; каюты(кубрик)-2; гальюн-1; главный двигатель с постройки ставили- 3Д12(300л.) ; и 3Д6Н(225л.с); генератор- 2ч; упорный подшипник- митчель; винт-правого вращения четырех лопастной; руль был- один. Вроде все, спрашивайте, что помню-отвечу.
 

Курсант

Старожил форума
Просто фото увидел, думал в те врнмена тоже перестраивали. Значит заводской.
300 л.с. его на глиссер пытались вывести?
Не знаю, но волну за собой тащил как у пожарного катера проекта 353, у него кормовой редан чтоб нос меньше задирался, проект вроде содрали с какой то буржуйской яхты и назначение его предполагалось как санитарного катера, вроде так, это мне первый капитан "Ярославны" говорил и кормовая каюта по назначению как карантинный лазарет.
 
Последнее редактирование модератором:

Strannik

Старожил форума
По легенде первый катер Ярославна сделали в подарок Терешковой и был он с 3Д12.
 

Курсант

Старожил форума
Фото Куйбышевской (Самарской) "Ярославны", на фото (конец 80х годов прошлого столетия) второй капитан этого катера проработавший на нем до пенсии, Чернышков Николай Михайлович:
Ярославнв.jpg
 

Курсант

Старожил форума
И еще начало 90х, на фото командир отделения пожарного катера "Смелый", Спиридонов Валерий. На этих фото хорошо видны обводы корпуса, особенно в районе транца.
ярославна 1.jpg
ярославна.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Верх