Катер Костромич Т-63 "Барон"

Общей схемы так и не построил, а сети в лодке следующие:
1) сеть12в "освещение" - досталась в месте с лодкой, ничего не менял, просто вынес выключатели с панели управления на стенку. Выключатели в каютах - начнут работать только после этой панели (вечером даешь свет всем каютам, а в каютах каждый лично включит себе лампочку).
2) сеть12в "навигационные огни" - тоже ничего не менял, поменял только лампочки с накаливания на "светодиодные со стабилизатором питания", кушать стало в 4 раза меньше. Правда "зеленый" правого борта теперь не идеальный. Зато перекоммутировал на выключателях в 2 кнопки "ходовые огни" и "стояночный огонь" (раньше каждая лампочка кушала по 2ампера и выключателей было штуки 4)
3) трасса "заряд от генератора" - объединяет 3 банка аккумуляторов (корма, центр, нос) - состоит из пары 120мм2 проводов (длина 15м туда и 15м обратно), тут нужно большое сечение, ибо даже 50А ток падает на этой трассе на 0.3в - а это немало для нормального напряжения заряда аккумуляторов в 14.0вольта).
К этой "трассе" через УРА присоединены стартовые аккумуляторы. Рядом с каждым банком аккумуляторов - на плюсовом проводе стоит плавкий предохранитель в 300А - защита от замыкания трассы на корпус
4) сеть12в "управление двигателями" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления до двигателей: плюс, минус, зажигание, реле для втягивающего, лампа давления масла, глушилка
5) сеть12в "датчики двигателя" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления до двигателей - датчики температуры, датчики перегрева, датчик холла на тахометр, итд.
6) сеть12в "датчики и насосы топлива" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления в топливный отсек: датчики уровней топлива, реле перекачивающих насосов
7) сеть12в "тримы и подрули" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления до подрулей и колонок - провода на разные релюшки тримов и подрулей.
8) сеть220в "бытовая": береговая розетка - автомат защиты по напряжению - "зарядник-инвертер", от него автоматы защиты, от них розетки 220в
9) сеть220в "сауна" - отдельная линия с защитой, не связанная с инвертером, просто вилка в рундуке
10) бензогенератор 220в - ни к чему не подключен, запускается своим аккумулятором, в него можно воткнуть вилку "береговое питание" или вилку "сауна".
.....
Все датчики - обычные, аналоговые (не NMEA)
Панели выключения освещения и огней - со встроенными автоматами-предохранителями.
Крупные потребители (рация, дисплей Гармин, громкая связь и подобные - со своими предохранителями на проводах)
.....
Ну и прочие соединения-линии:
- солнечные панели - контроллер12в - аккумуляторы
- эхолоты, gps-антенны, антена рации, тв-антена
- линия до датчика положения руля
- линия до шунта амперметра.
- линия до дворников
- магнитола и разводка по динамикам
- система громкой связи
- поворотный фонарь-прожектор
- пара маломощных компьютерных вентиляторов на 0.7Вт , которые постоянно вентилируют трюмные помещения в направлении "вытяжка", без них - через день стоянки попахивало соляркой.
- внутри приборки - отдельная разводка на подсветку, и на включение приборов (какие-то приборы включаются клавишей, какие-то "замком зажигания"
......
Все "сети 12в" могут отрубаться одним рубильником в аккумуляторной.
......
Отдельная важная "сеть" - разводка трюмных помп.
Она запитана напрямую с сервисного банка аккумуляторов через предохранители в 20А.
От поплавков-выключателей помп - на приборку контрольный провод, чтобы при срабатывании помпы зажигать красную лампочку и пищать.
.......
В целом такие-вот "проводочки" использую, может вам что подскажут.
В если себе будете составлять схему - составляйте по отдельным "сетям", согласно их назначению.
Все вместе на одной схеме - запутаетесь.
......
Из самого важного, где действительно нужна схема - это в сетях на приборы-индикаторы и на трассу "заряд". Если будет неправильное подключение "земли", для приборов-индикаторов как-то связанное "землями", через которые протекают зарядные и расходные токи - то приборы начинают "шалить". В зависимости от включенных потребителей будут показывать лишнюю температуру, неправильный уровень топлива и подобное. Остальные "сети" простые и друг-другу не мешают.
Спасибо за подробный рассказ! Ещё подскажите, за что отвечают эти большие красные фонари на панели?
 

Вложения

  • IMG_20220908_055236.jpg
    IMG_20220908_055236.jpg
    267 КБ · Просмотры: 86
Был-бы этот винт "11шаг20диаметр" в наличии - я его бы и взял.
Но ошибся бы - и он бы не подошел именно по шагу, т.к. был-бы слишком легкий.
.......
Сейчас у меня "15шаг19диаметр" и на 2000об/мин у меня самый удобный круизный ход в 12км/ч.
А максимум оборотов у меня в 2700об/мин и 16км/ч.
2000об/мин - это весьма нешумный режим работы двигателя и по номограммам - самый экономичный на лошадиную силу (если максимально нагружать двигатель в районе 2200об/мин - какие-то самые минимально возможные для этого двигателя 2ХХгр на квт*час)
.......
Если бы я взял "11шаг20диаметр" - а это грубо говоря в 1.5 раза меньший шаг, то:
на 2000об/мин у меня-была-бы скорость в 8км/ч
на 3000об/мин скорость в 12км/ч
на 4000об/мин скорость в 16км/ч
на 4500об/мин (а стоит ли так крутить в отсечку?) - возможно было бы 18км/ч
просто бы рабочий диапазон оборотов сдвинулся бы вверх, на тех-же скоростях шума было-бы много больше, а скорости условно те-же.
......
Да, с 11шагом и на 1дюйм больше диаметром - упора могло-бы быть и больше, и я бы смог на этих скоростях уже тянуть маленькую баржу. Но оборотов и шума - сразу в 1.5раза больше, расход на этих оборотах - точно чуть больше, масложор - однозначно больше, нагрев коллектора (неохлаждаемой части) - точно больше. Я пробовал, крутил так на 3й передаче (как раз редукция в х1.4раза). Комфорта много меньше, нагрева в моторном - много больше).
.....
Если-бы в колонке была друга редукция то, возможно был бы эффект
- редукция 1.8 * 11шаг20диаметр это могло быть лучше чем
- редукция 2.2 * 15шаг19диаметр
....
Хотя параметры требуемого винта обсчитывались на паре "калькуляторов", с выбранными параметрами редукции/мощности/оборотов/веса судна/длины/ширины и расчеты показывали винт в 15шаг20диаметр. Но во всех калькуляторах не было параметра "момент" и главные опасения были - что двигатель "не провернет" винт. Поэтому редукция в колонке выбиралась максимальной в 2.2. (ее на воде не поменять).
А винт для эксперимента - максимально доступный из рекомендованных, чтобы по результатам эксперимента можно было двинуться "вверх по шагам" (17",18",19",21" - это недорого и все есть в продаже) или "вниз по шагам" (13",11" - а вот это уже недешево, под заказ из далеких стран, и то не факт, что найдется)
....
Но эксперимент подтвердил - что "момента в 170Нм" для винта 15шаг19дюймов хватает, а для улучшения характеристик будущие поколения судостроителей могут попробовать комбинацию
- редукция 1.8 * 11шаг20диаметр
да объем работ впечетляет, сам прошел это по установке двух ОМ 601, момент 120, вал 35мм, реверс редуктор ПРМ на катер, 14 метров на 4.5 метра ширины, проектный вес 25 тонн. Правда винты были 19 с шагом 13 и при 2300 оборотов, с редукции 1 к 3, показывали 10-11 км. при пустом катере около 13 тонн. Если ходить по европейским каналам, то комфортно, но тогда нужен другой катер.
имхо,
не знаю как на колонках, советовать не возьмусь.
Но себе надо было ставить винты большие, как по шагу так и по диаментру. Но потянули бы ДВС, не знаю ( хотя отработали хорошо, порядка 130-150 часов). Вовремя остановились, и перешли на Д243, момент под 470. Сейчас стоят винты от БМК (до лучших времен, воможно потребуется замена редукторов), диаметр 650мм. Упор замечательный, а скорость 13-14 маловато 😂 надо увеличивать шаг, вес катера пока 19 тонн.
Думаю, да и Ваш и мой опыт показывает, для катеров наших размеров, ДВС нужны с большим моментом, хотя специалисты считают по максимально допустимым оборотам, не беря в расчет, что не будет эксплуатации ОМ601 или аналогов, на оборотах 4500. Не буду критиковать специалистов, мы же "чайники" проходим ликбез на своих граблях, с созданием кучи рабочих мест:D
Для меньших катеров, или точнее других обводов и спокойных водоемов, данные моторы подойдут. Но точно, не сэкономишь на маринизиции.
Хороший Ваш обзор и познавательный рассказ, может поможет начинающим совершить меньше ошибок и сэкономить время.
С уважением,
 
Интересно, а почему Д243 не поставили? Мотор достаточно компактен. Простой. Запчасти в каждом магазине. 1800 об крутит легко. Понятно что это 4 цилиндра. Не 6 ка.
Но вес конечно по более. Зато объем и момент хорошие.
 
Спасибо за подробный рассказ! Ещё подскажите, за что отвечают эти большие красные фонари на панели?
Большие красные фонари мне достались с лодкой.
Раньше "большие фонари + пищалки под ними" были подключены на срабатывание двух помп.
Сейчас помп стало больше, индикация их срабатыванимя выведена на маленькие лампочки+пищалки на приборке. Большие фонари уже удалил.
....
Также "старт-стоп" раньше был с маленькой красной и железной кнопки, а "зажигание" вообще включалось рубильником.
Сейчас "зажигание-старт-стоп" - оно на замках зажигания.
Сейчас "красная и железная кнопки" - уже без подключения.
.....
Также про электросеть:
Освещение в кают-компании и по бортам стоит вида "потолочный люминисцентный светильник из Газели", так с лодкой достались. Весьма энергоемкие модули, часто выходят из строя, и этих светильников много. Стоят по 500-700р/шт.
По мере возможности буду менять модули на такие-же светильники "потолочный СВЕТОДИОДНЫЙ светильник из Газели" - монтажный форм-фактор и дизайн такой-же, а кушает меньше.
...........
Еще про лампочки:
В трюмах меняю обычные 22вт лампочки накаливания на бытовые светодиодные 12вольт, вот эти "Camelion LED5-MR16/830/GU5.3 5Вт 12В". Светят ярко, кушают мало, размер небольшой. При желании можно распотрошить лампочку и получить чистый тонкий светодиодный диск без корпуса - чтобы еще компактнее монтировать в старые светильники.

Всякие светодиодные ленты и "лампочки для фар" с авторынков - сколько не пробовал - светят слабо и очень быстро выгорают светодиоды. А "бытовые-домашние" 12в светодиодные - очень хороши.
 
Интересно, а почему Д243 не поставили? Мотор достаточно компактен. Простой. Запчасти в каждом магазине. 1800 об крутит легко. Понятно что это 4 цилиндра. Не 6 ка.
Но вес конечно по более. Зато объем и момент хорошие.

>>масса дизеля сухого/снаряженного – 430/490 кг
По массе - пара Д243 вообще никак не подходила для кормы.
У шестицилиндровых ОМ603 сухая масса - 220/240кг (все алюминиевое, кроме блока)
.......
Ну и от прямовпрысковых технологий хотелось уйти в сторону CommonRail или форкамеры:
По опыту использования дизельных двигателей Volvo-Penta на парусной лодке и на глиссирующем катере - всегда эти двигатели казались очень шумными: впрыск-удар-впрыск-удар.
А соседский дизельный мерседес W124 - просто завораживал своим "бензиновым" звучанием.
Стоит-прогревается, из под капота - шелест.
 
Последнее редактирование:
А как катер ведет себя против ветра? Тормозится?
 
А как катер ведет себя против ветра? Тормозится?
Ну, против ветра торможений не оценивал, сложно их оценить на реке Неве с очень непостоянным и сильным течением (где 3км/ч, где 5км/ч, где 7км/ч), а на стоячей воде не доводилось серьезные ветра встречать.
......
Зато есть интересные наблюдения разной скорости на открытой воде и в узком Новоладожском канале. Узкий канал - он почти 1км/ч съедает! При первом выходе - не ожидал этого эффекта, опоздал на разводной мост, скорость на полном ходу оказалась ниже расчетной!

В канале просто не хватает воды для спокойного движения теплохода!
Казалось-бы "маленькое суденышко", в канале, который в 10раз шире его корпуса!
Но теплоход винтами засасывает всю воду под себя и на траверзе лодки - прямо "отлив" случается! Вода уходит на 10см по высоте и оголяет берег/камни/ветки.... в момент этого отлива песчаной береговой линии "плюс метр" появляется, через несколько секунд вода возвращается!
Выглядит очень необычно!
Но шоу оплачивается излишне сожженым дизелем!
При длине канала в 110км - некритично, но заметно!
 
Последнее редактирование:
Интересно, а почему Д243 не поставили? Мотор достаточно компактен. Простой. Запчасти в каждом магазине. 1800 об крутит легко. Понятно что это 4 цилиндра. Не 6 ка.
Но вес конечно по более. Зато объем и момент хорошие.

Там вес сильно больше. Д240 450 килогирмм весит...
 
Примерно как у меня.
Я в свое время с форума выписку сделал по размерам винта для Д-243 с пч 3к1
736Х564
или 550Х733
В обоих случаях сумма Д+Ш=1300 мм и около того.
У меня 600Х420 не дотягивает.
Какие из них стоят?
 
Верх