Спасибо, теперь примерно понятен разброс цен на схожие корабли. Если делать качественно, выходит дорого).
Ещё может поделитесь электросхемой корабля? Наверняка ведь был проект. Спасибо.
Общей схемы так и не построил, а сети в лодке следующие:
1) сеть12в "освещение" - досталась в месте с лодкой, ничего не менял, просто вынес выключатели с панели управления на стенку. Выключатели в каютах - начнут работать только после этой панели (вечером даешь свет всем каютам, а в каютах каждый лично включит себе лампочку).
2) сеть12в "навигационные огни" - тоже ничего не менял, поменял только лампочки с накаливания на "светодиодные со стабилизатором питания", кушать стало в 4 раза меньше. Правда "зеленый" правого борта теперь не идеальный. Зато перекоммутировал на выключателях в 2 кнопки "ходовые огни" и "стояночный огонь" (раньше каждая лампочка кушала по 2ампера и выключателей было штуки 4)
3) трасса "заряд от генератора" - объединяет 3 банка аккумуляторов (корма, центр, нос) - состоит из пары 120мм2 проводов (длина 15м туда и 15м обратно), тут нужно большое сечение, ибо даже 50А ток падает на этой трассе на 0.3в - а это немало для нормального напряжения заряда аккумуляторов в 14.0вольта).
К этой "трассе" через УРА присоединены стартовые аккумуляторы. Рядом с каждым банком аккумуляторов - на плюсовом проводе стоит плавкий предохранитель в 300А - защита от замыкания трассы на корпус
4) сеть12в "управление двигателями" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления до двигателей: плюс, минус, зажигание, реле для втягивающего, лампа давления масла, глушилка
5) сеть12в "датчики двигателя" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления до двигателей - датчики температуры, датчики перегрева, датчик холла на тахометр, итд.
6) сеть12в "датчики и насосы топлива" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления в топливный отсек: датчики уровней топлива, реле перекачивающих насосов
7) сеть12в "тримы и подрули" - 1.5мм2 провода в общем кабеле. От поста управления до подрулей и колонок - провода на разные релюшки тримов и подрулей.
8) сеть220в "бытовая": береговая розетка - автомат защиты по напряжению - "зарядник-инвертер", от него автоматы защиты, от них розетки 220в
9) сеть220в "сауна" - отдельная линия с защитой, не связанная с инвертером, просто вилка в рундуке
10) бензогенератор 220в - ни к чему не подключен, запускается своим аккумулятором, в него можно воткнуть вилку "береговое питание" или вилку "сауна".
.....
Все датчики - обычные, аналоговые (не NMEA)
Панели выключения освещения и огней - со встроенными автоматами-предохранителями.
Крупные потребители (рация, дисплей Гармин, громкая связь и подобные - со своими предохранителями на проводах)
.....
Ну и прочие соединения-линии:
- солнечные панели - контроллер12в - аккумуляторы
- эхолоты, gps-антенны, антена рации, тв-антена
- линия до датчика положения руля
- линия до шунта амперметра.
- линия до дворников
- магнитола и разводка по динамикам
- система громкой связи
- поворотный фонарь-прожектор
- пара маломощных компьютерных вентиляторов на 0.7Вт , которые постоянно вентилируют трюмные помещения в направлении "вытяжка", без них - через день стоянки попахивало соляркой.
- внутри приборки - отдельная разводка на подсветку, и на включение приборов (какие-то приборы включаются клавишей, какие-то "замком зажигания"
......
Все "сети 12в" могут отрубаться одним рубильником в аккумуляторной.
......
Отдельная важная "сеть" - разводка трюмных помп.
Она запитана напрямую с сервисного банка аккумуляторов через предохранители в 20А.
От поплавков-выключателей помп - на приборку контрольный провод, чтобы при срабатывании помпы зажигать красную лампочку и пищать.
.......
В целом такие-вот "проводочки" использую, может вам что подскажут.
В если себе будете составлять схему - составляйте по отдельным "сетям", согласно их назначению.
Все вместе на одной схеме - запутаетесь.
......
Из самого важного, где действительно нужна схема - это в сетях на приборы-индикаторы и на трассу "заряд". Если будет неправильное подключение "земли" для приборов-индикаторов (как-то связанное "землями", через которые протекают зарядные и расходные токи) - то приборы начинают "шалить". В зависимости от включенных потребителей будут показывать лишнюю температуру, неправильный уровень топлива и подобное. Остальные "сети" простые и друг-другу не мешают.