Часть 3 – выбор стационаров
Еще до покупки катера по вопросу "восстановления стационара" был сделан выбор в пользу двух небольших дизельных двигателей, размещаемых в кормовом отсеке и передающих момент на углоповоротные колонки. Оригинальный машинный отсек был переделан задолго до меня и разместить там полноценный двигатель уже не представлялось возможным - только снова глобально переделывать помещения лодки, а это возня дольше чем на зиму, и этого совсем не хотелось.
Главный критерий выбора модели двигателя был – ремонтопригодность. Хотелось простого человеческого счастья: «заходить в магазин и просто покупать нужные запчасти и расходники», а не «судорожно разыскивать детали на ebay, craiglist, blocket.se и др.» с доставкой из Европы в Санкт-Петербург. Разыскивался небольшой современный дизельный двигатель на 100-150лс.
Вначале было желание поставить два «Сummins isf 2.8» от Газелей/УАЗов, но наличие сложного электронно-управляемого впрыска останавливало. Если придется менять программу управления – то фиг найдешь тех специалистов, которые будут под твой теплоход прошивку подгонять. «Загоняй машину на стенд - там все настроим», для теплохода такая роскошь недостижима.
Приходилось сделать выбор в пользу простой привычной механики.
Выбор пал на дизельный Mercedes ОМ603 - рядная шестерка, атмосферный дизель с механическим ТНВД, 110лс, 170Нм Двигатели этой линейки ОМ601,ОМ602,ОМ603, а также ОМ604,ОМ605,ОМ606 - достаточно популярная в РФ техника. Она активно ставилась на легковые авто Mercedes С,Е и S классов, на полуторки Mercedes Sprinter, а также используется водомоторниками в качестве двигателей на дизель-генераторах на замену двигателей 4Ч. Кроме того в западном интернете встречаются готовые к продаже маринизированные двигатели с шильдиком «Mercedes-Marine» на базе OM603. Да и отдельные компоненты для самостоятельной маринизации (коллектора, помпы, кронштейны) встречались на западных сайтах в виде готовых наборов для конвертации этого двигателя.
Кроме того, серия 60Х - это форкамерные двигатели, и вспышка в них происходит плавно, в два этапа (вначале в форкамере, а затем фронт пламени распространяется в цилиндр. Множественная вспышка в дизеле - это то, что сейчас реализуется сложной технологией «CommonRail» с электронным управлением, а в далеких 80х было реализовано «просто форкамерой». Благодаря двухэтапной вспышке – двигатели работают тихо, "не тракторят", крутятся до 4500об/мин, ходят слухи о невысоких требованиях к солярке, но солярка у нас везде обычная - автомобильная. Недостаток форкамерных двигателей – чуть более низкий КПД, ибо форкамера «съедает теплом» часть энергии. Ну, при имеющихся преимуществах в доступности и ремонтопригодности – для любительской эксплуатации «чуть более низкий КПД» - вполне сойдет.
Из разнообразия двигателей серии ОМ60Х хотелось использовать именно шестицилиндровую версию - из-за максимальной мощности и хорошего баланса по вибрациям. А также именно поколение ОМ603 (а не 606) - т.к. в ОМ603 используется чисто механический ТНВД, а также всего 2 клапана на цилиндр, что упрощает конструкцию и повышает тепловую надежность головки.
В нашей стране двигатели ОМ601, ОМ603 встречаются на авто W124 и W210 (атмосферные версии 2.0л, 3.0л) и W140 (турбированная 3.5л версия этого двигателя). Пятицилиндровый 2.5л ОМ602 - самый популярный дизель на Mercees Sprinter первых поколений. Большая часть компонентов этих двигателей взаимозаменяемые, да и мерседесов этих моделей в нашей стране достаточно много. Это радовало потенциальным обилием запчастей как оригинальных, так и аналогов, как новых, так и б/у с разборок.
Вначале очень хотелось взять турбированную версию ОМ603, но турбированные версии на 3.0л - это рынок США, и в Европе и в РФ таких живых не встретить. Очень долго искал именно турбированную 3.0л версию, которую ставили на W124, но за все лето в продаже только 2 экземпляра нашел - один убитый, другой со спиленным номером.
Турбированный 3.5-литровый ОМ603 ставился на «шестисотые», на кузов W140. Но этот двигатель брать не хотелось - многие владельцы W140 ругали свой двигатель за частое прогорание прокладки ГБЦ между цилиндрами. Ибо двигатель 3.5л – это расточенный на заводе двигатель 3.0л. И камеры сгорания большего диаметра при тех-же размерах блока оставляли более тонкую перегородку между цилиндрами. На автофорумах полно отзывов о прогоревших прокладках ГБЦ, которые иногда меняют по разу в год, и решение с такой пониженной надежностью тоже не годилось.
А предложений атмосферных 603х моторов было просто дофига - поэтому был сделан выбор в пользу атмосферного варианта. Если срочно потребуется – можно быстро найти такой-же и поменять весь двигатель целиком, а не мучаться весь сезон с капиталкой уникальных турбированных 603х моторов.
По мощности в 110лс * 2шт - это сопоставимо с оригинальной мощностью Костромича.
Еще в прошлом сезоне на воде посредством экспериментов выяснили, для хода в 10км/ч корпусу Костромича нужно 25лс+25лс. Поэтому 110лс+110лс – вполне хватает, чтобы ходить «как на подвесниках», а то и быстрее.
По весу ОМ603 - 220кг каждый – это самый легкий из доступных дизелей, а с учетом, что монтировать их придется не по центру корпуса, а кормовом отсеке, вес - это немаловажный фактор. Кроме того, кормовой отсек еще и невысокий - по высоте двигателя были ограничения. Когда-то рассматривал еще вариант тойотовского 1HD на 200лс и на 365кг весом, но он не подходил ни по высоте, ни по массе. Два таких были бы хороши на миделе в штатном моторном отсеке, но как я писал - не было больше места «на миделе», была только свободная корма.