Кама 93 Орион

gromoverjetc

Старожил форума
#1
Всем привет! Почему то обсуждения технических подробностей, вопросов эксплуатации, доработок и так далее этой Камы регулярно оказываются интересными для форумчан. Поэтому решился таки создать отдельную ветку, дабы не засорять профильные.

Краткая предыстория. Началась эта затея чуть более года назад, вот этой темой https://boatclub.ru/forum/threads/nuzhen-sovet-po-vyboru-korablika.6311/

В процессе долгих поисков и метаний было принято решение приобрести катер Кама. Ничего более адекватного на тот момент в продаже не было, по бюджету кое как напряглись и приобрели. В целом, несмотря на выявившиеся позже недостатки о которых чуть позже, покупкой я остался доволен. Катер покупался зимой, задаток был оставлен за судно на берегу... Далее пережидали зиму, и пришло время взойти на борт собственного корабля! ( о, как красиво завернул). Некоторое количество головняка доставили приколы с уровнем воды от "русгидро", которые за зиму слили весь каскад водохранилищ, и воды на месте банально не было. В результате вместо 1 мая, катер мы забрали только 29 мая. Далее состоялся самый, наверное странный перегон из всех, которые здесь описаны...

Вот по нему тема https://boatclub.ru/forum/threads/peregon-katera-kama-turist-uljanovsk-moskva.6737/

Странность перегона заключалась в доработках катера по пути. За время перегона была переделана муфта, передающая вращение с двигателя на редуктор, и переделан кусок валолинии, от редуктора к гребному валу.

Перегон закончился в Рыбинске, где Каму слиповали для замены гребного винта. После замены винта мы пошли на север! И таки дошли. Но так как двинулись мы на месяц позже, да еще подсуропили вояки со своими ядреными бомбами в двинской губе, кама зазимовала на сереве, в глубине кандалакшского залива.

Вот темка о походе на север. https://boatclub.ru/forum/threads/kama-idet-na-sever-2019.6892/

Для начала вроде как и все.

Чуточку позже начну выкладывать свои соображения и измышления по матчасти катера. Чем доволен, чем нет, что надо переделать...

Пока вопрос, стоит ли в эту тему переместить информацию о доработках катера, которые осуществлялись?
 

gromoverjetc

Старожил форума
#4
Немного расскажу о доработках. В процессе перегона, на подходе к Нижнему Новгороду, выявилась первая проблема. Появился странный стук в двигателе на холостых оборотах. Стук явственно прослушивался зоне последнего цилиндра/колокола. На рабочих оборотах стуков не было. Особенно неприятно было в шлюзах. На тот момент двигатель заметно подогревался и плохо держал обороты после сброса, стук сильно беспокоил...

На совете экипажа приняли решение, что далее так двигаться нельзя, нужна как минимум консультация дизелиста. В Нижнем Новгороде мы остановились у Димы Рейдера, под борт к его костромичу. Диме удалось добыть часть чертежей богородского редуктора, после изучения которых было принято решение "резать не дожидаясь перитонита"

Конструкцией муфты были поражены все без исключения. Я бы назвал эту конструкцию "сферический блин в вакууме" примитивнейший узел, который сотни и тысячи раз был решен на судовых движках, дизель-генераторах, и черт знает где, богородские конструктора умудрились усложнить до безобразия.

Далее по муфте приведу цитаты из темы по перегону, там достаточно подробно все описано.

Цитаты не цепляют вложения. Сейчас соберу отдельным постом...
 

gromoverjetc

Старожил форума
#5
Итак разборка редуктора

По вскрытию ничего особенного сказать не могу. Демонтировали упорник с куском валолинии, срезали каркас пайол, ослабили передние подушки двигателя, освободили задние, поддомкратили двигатель, завели под подушки редуктора два куска швеллера и по ним вытянули редуктор.
 

Вложения

  • 101.9 КБ Просмотры: 87
  • 99.8 КБ Просмотры: 92
  • 218.5 КБ Просмотры: 89
  • 178.8 КБ Просмотры: 89
  • 210.2 КБ Просмотры: 90
  • 136.6 КБ Просмотры: 87

gromoverjetc

Старожил форума
#6
Теперь о конструкции муфты. Она странная. На форумах запрещена ненормативная лексика, поэтому описывать сложно...

Красными кружочками на эскизе показаны места с зазором и трением металл по металлу.

В центре диска зубчатая муфта компенсации несоосности, центральная втулка которой имеет скользящую посадку на шлицы первичного вала РР. В итоге втулка зубчатой муфты шевелится на шлицах, диск шевелится на муфте, стаканы шевелятся в диске и стаканы шевелятся относительно пальцев. Резинки истерты и болтаются что на распорной втулке, что в стакане. Верхние торцы стаканов совместно истерлись об шайбы, нижние проели кольцевые канавки в маховике глубиной около 3 мм и стерлись об маховик. И вся эта хрень радостно звенит и гремит, как ведро с болтами, пока не вклинит под нагрузкой...

Фактически ведомый диск имеет неограниченное количество степеней свободы.

Вишенка на торт - угловой шаг пальцев в маховике произвольный, с разбегом 1 - 4 градуса, при том что это не заданный нерАвный шаг для обеспечения однообразной установки, а именно произвольный. Заменить диск при необходимости задача крайне трудно разрешимая. Узел изготовлен по месту.

Фотографий мало, фото стакана догадался сделать в последний момент, перед ввариванием последней ремонтной втулки.
 

Вложения

  • 60.1 КБ Просмотры: 62
  • 185.5 КБ Просмотры: 63
  • 114.7 КБ Просмотры: 62
  • 112.4 КБ Просмотры: 60
  • 112.6 КБ Просмотры: 57

gromoverjetc

Старожил форума
#7
Завершающий пост про муфту. На кой черт в конструкции редуктора заложен этот железный блин с ведром шелобушек, я так так и не понял. Твердость и конструкция резинок такова, что погасить какие либо составляющие крутильных колебаний или ударные нагрузки они не в состоянии. Для компенсации несоосности более чем достаточно шлицов первичного вала РР. Но что есть то есть...

Для замены упругих элементов пальцевых втулок решено было использовать полиуретановые втулки проушин амортизаторов от Нивы. Они конусные, что дает возможность заневолить диск в плоскости и при этом не требует высокой точности работ. Токарь изготовил стаканы, распорные втулки подошли от старого узла. Повозиться пришлось со сваркой, варил в несколько заходов, с разных сторон, что позволило избежать деформации ведомого диска. После сборки и обтяжки диска с упругими элементами на маховике с удивлением обнаружил, что без высокоточных приборов измерить отклонение плоскости диска от плоскости маховика невозможно.

После сборки узел работает нормально, посторонних звуков нет. После ремонта стало понятно, что диск гремел не только на холостых, в целом стало намного тише.
 

Вложения

  • 113.3 КБ Просмотры: 65
  • 83.3 КБ Просмотры: 64
  • 141.1 КБ Просмотры: 62

gromoverjetc

Старожил форума
#8
Доработанный узел на данный момент имеет наработку около 300 моточасов или пробег около 2000 км. Это немного, но все же достаточно показательно, чтобы такую конструкцию считать достаточно жизнеспособной. Никаких посторонних звуков, или чего либо, что бы потребовало внимания к этому узлу пока не отмечено.
 

yura

Старожил форума
#9
На СРРП 26 такая же муфта,только шлицы сделаны в приливе диска и все втулки ставятся со стороны редуктора.
Вместо веревки лучше иметь кусок цепи с мелкими звеньями пару метров-не тянется и вяжется-развязывается проще.
 

yura

Старожил форума
#11
Может она роль увеличенного маховика выполняет?
Да нет-просто у них налажен выпуск,они же не китайцы перестраиваться. Сейчас идут типа диска сцепления авто.Некоторые крепятся 5-ю болтиками на М-6:),а не огромными шпильками.
 

АНДРЭ

Старожил форума
#12
Может она роль увеличенного маховика выполняет?
Судя по фото,были использованы стандартные болты крепления корзины сцепления трактора, маховик без переделок.По этому такой диск, кстати, очень часто встречаются такие решения, минимум переделок стандартных деталей.
 

gromoverjetc

Старожил форума
#13
Немножко о названии катера. К выбору названия мы подошли настолько серьезно, что первый сезон проплавали вообще без названия :).

Изначально я хотел назвать катер "Кашалот". Так назывался швертбот Николая Павловича Гребешкова, первое судно, на котором мне довелось ходить, еще пацаном в середине 80... Но это название категорически не нравилось супруге. Поскольку общую судомореходную тему супруга поддерживает, с удовольствием и у руля стоит и веревки тянет, я решил не настаивать, хотя фраза "катер шестнадцать шестьдесят семь" осточертела...

Как то смотрели мы семьей фильм, довольно старый, "люди в черном" И там проскочило слово "ОРИОН". то ли кота так звали, то ли галактику, не помню точно. Слово понравилось всей семье. А когда разобрали значение, понравилось еще больше.

Орион, сын Посейдона и дочери Миноса нимфы Эвриалы. От Посейдона он получил дар ходить по волнам, как по земле.

Вот так и появилось у нас название. Ближайшей весной при спуске на воду будем бить шампанское...
 

gromoverjetc

Старожил форума
#15
Коллеги, а есть где-нибудь тема, где комплексно рассмотрена система энергообеспечения катера?

А то вот стал соображать, что то не выходит общую концепцию родить. Хочется все хорошо и по уму сделать...

Пытаюсь решить, как свести в одну энергосистему Генераторы на ГД, дизель генератор, Инвертор, солнечную энергетику.

Пока накидал мысли:

- Отдельная группа потребителей, все что нужно чтобы катер двигался. Навигация, судовая связь, огни, трюмные помпы... Висит на штатном генераторе ГД.
Обязательна возможность в ручном режиме подзарядить аккумулятор и/или подать питание на группу от любого из источников на борту.

- Сервисная группа. Свет, вентиляция, отопление, водоснабжение. И все остальное. Заряжается от дополнительного генератора на Гд, солнечных панелей, дизельгенератора.

- контур питания холодильников. На отдельном инверторе малой мощности. У мощных инверторов потребление холостого хода больше мощности холодильника. Например у 12 в 3 квт сибконтакта он около 5 ампер. Автозапуск из дежурного режима хорошо работает только с пылесосом. С холодильником не срабатывает. По этим соображениям инвертор минимальной мощности, чтобы только пускал холодильники.

- основной инвертор. Питает разведённые по катеру розетки 220.

- дизельгенератор. Вот тут вопрос. Развести его на отдельные розетки, или принудительно гасить инвертор и через АВР переключать все розетки, кроме холодильных, на генератор. Склоняюсь ко второму.

- Вопрос берегового питания? На самом деле весьма вторичен. До Европы Кама не дойдет по мореходности, а по России в оборудованных маринах делать особо нечего... Разве на длительных стоянках, что, впрочем, при наличии солнечный панелей, перекрывающих холодильники, тоже не особо актуально.

Также вопрос зарядки сервисной группы от дизельгенератора. То ли зарядники от 220, то ли повесить на дг дополнительный ген на 24 вольта... Последний вариант дешевле и проще, но с другой стороны возможность зарядки от берега тоже нужна...

Итого режимы энергосистемы.

1 Долгая стоянка без экипажа. Питаемся солнышком. Из потребителей холодильники и система сигнализации о протечках... По возможности заряжается сервисная группа.

2 Ходовой режим. Питаемся от навесного генератора на ГД, инвертора.

3 Короткие стоянки. Питаемся от сервисной группы.

4 Длительные жилые стоянки. Солнечные батареи, дизельгенератор.


Вообще, основной затык комфорта, это время заряда свинцовых аккумуляторов. 10 часов. Если беречь ресурс, то 15 часов. С этим ч уже столкнулся, долбанный дырчик, который на долгих стоянках пердит над ухом с утра до вечера... Батареи, которые можно забить током 100500 амер за час не рассматриваю по всем понятным экономическим соображениям. Поэтому на борту надо иметь солнечные батареи такой мощности, которая даст положительный баланс при усредненном потреблении.

Дизельгенератор, при хороших солнечных батареях вроде как и не очень нужен, разве что для кондиционера, но иметь для надежности и автономности один хрен надо...


В общем путаюсь пока... Буду благодарен, если пошлете в тему, где обсуждалось.

Ну и похвастаюсь в теме обновкой для катера. Дизель янмар, водяной, 8 квт, 1500 оборотов. Предстоит соответственно маринизация и кожух.
 

Вложения

weeFOX

Старожил форума
#16
как свести в одну энергосистему Генераторы на ГД, дизель генератор, Инвертор, солнечную энергетику.
Вы почему то логику начали строить от генераторов, а имхо надо строить от аккумуляторов - и чтобы любой источник, любой генератор заряжал все группы.
Логика должна быть от того устройства, которое работает 24 часа.
Вопрос берегового питания?
Если Вы в Европу открытым морем собрались, то это один вопрос, а шхерами Ваша Кама и до Саймы и до Стокгольма легко - только конечно выйти надо.
поэтому берег обязателен, даже для России.
Дизельгенератор, при хороших солнечных батареях вроде
А в сенябре-октябре солнце кончилось, а у Вас лодка на воде тогда останется без водоотливной системы, без сигнализации (Вы же радар решили ставить, так и до сигнализации дойдет). Еще один аргумент за берег. Не надейтесь на северах на солнечные панели.
 

motoras

Старожил форума
#17
Тут все про группы. Сервисная, пусковая. Честно не понимаю зачем все это. У меня второй катер с двумя группами (основная и резервная). Все на все хватает. Только генератор имеет свой акб. Ну сдохла одна группа. Переключился на резервную. Ну а что бы допустить что бы сдохла группа это нужно быть великим долб-м или реальная неисправность,типа тупо вышедшим из строя одного акб,что в общем то один раз было с купленным одним аккумулятором б/у. Мониторить напряжение. Если за ночь высасывает акб, то значит акб дохлые. У меня без солнца 2*225 А*ч легко хватает на 2 суток с работающим холодильником. В любом случае подпитку Эл энергией генератором не решить. Тут уже думать. Либо солнце либо ветряк терпеть.
По опыту во время отдыха генератор почти не включаем. Только чайник согреть или кофе сварить. Иногда воду согреть. Действительно акб заряжать генератором очень долго.
 

weeFOX

Старожил форума
#18
группы. Сервисная, пусковая. Честно не понимаю зачем все это
А почему Вы рассматриваете вопрос только посадить? У Вас на группе предохранитель стоит? - наверное же по делу стоит. А чтото коротнуло, вылетел предохранитель и у Вас стало на одну группу меньше. Техника безопасности вообще раздражающая вещь, вкладываешь денги не понятно во что, но один раз в жизни ...
 

motoras

Старожил форума
#19
А почему Вы рассматриваете вопрос только посадить? У Вас на группе предохранитель стоит? - наверное же по делу стоит. А чтото коротнуло, вылетел предохранитель и у Вас стало на одну группу меньше. Техника безопасности вообще раздражающая вещь, вкладываешь денги не понятно во что, но один раз в жизни ...
У меня предохранители стоят только на потребители. Полностью на группу не стоят.
 

gromoverjetc

Старожил форума
#20
Вы почему то логику начали строить от генераторов, а имхо надо строить от аккумуляторов - и чтобы любой источник, любой генератор заряжал все группы.
Логика должна быть от того устройства, которое работает 24 часа.

Если Вы в Европу открытым морем собрались, то это один вопрос, а шхерами Ваша Кама и до Саймы и до Стокгольма легко - только конечно выйти надо.
поэтому берег обязателен, даже для России.

А в сенябре-октябре солнце кончилось, а у Вас лодка на воде тогда останется без водоотливной системы, без сигнализации (Вы же радар решили ставить, так и до сигнализации дойдет). Еще один аргумент за берег. Не надейтесь на северах на солнечные панели.
Про логику согласен. Про аккумуляторы не написал. Аккумуляторов в сервисной группе будет 6 штук по 200 а/ч. 200 условная цифра, какие оптимально по цене/качеству выйдут, такие и возьму. Может 190, может 225. Количество определяется массой. На одном борту гена весом 300 кг, на втором 6 аккумов.

Соответственно ёмкость 200х12х6=14.4 квт/часа

Увеличить ее проблемно. По примерным подсчетам, нужна примерно тонна балласта без учета топлива. 600 кг уходит на электричество, 400 на якорное хозяйство и прочее.

По прикидкам, должно хватать. Основных потребителей, пока что два, это холодильники и отопитель, особенно на северах.

Попробую грубо подсчитать.

На холодильник условно закладываю 1 квт/ч в сутки включая поправку на кпд инвертора.

На отопитель 0.6 квт часа в сутки.

Итого 1.6 квт/ч в сутки непрерывно, как наихудший вариант.

Добавим туда электочайник. Это 1.5квт/60мин*5мин=0.125 квт/ч один чайник. 8 чайников это 1 квт/ч

И микроволновку. Это 2 квт/60мин*3 мин=0.1 квт/ч. 10 микроволновок это еще 1 квт/ч

Пока насчитал 3.6 квт/ч

Еще 0.4 квт/ч спишу на водоснабжение, электрогальюн, свет, стояночные огни и всякую хрень, типа зарядки гаджетов.

Итого 4 квт/ч/сутки.

Соответственно на запланированной батарее, не экономя электричество, можно стоять трое суток. По факту дольше, потому что на стоянке не грех чайничек и на газу вскипятить.

Далее расчет заряда. Трое суток сажали батарею. В описанном выше режиме, из батареи в 14.4 квт/ч съели 12 квт/ч. Это расход примерно 80% заряда. С учетом нелинейности заряда она зарядится за 10 часов.

Соответственно четвертый день либо ходовой, либо пыхтит гена.

Либо каждый день гоняем гену 3 часа.

В режиме стоянки, только холодильники, получаем 14 дней до полного разряда. В принципе меня устроит. Уезжая на 2 недели холодильник проще разгрузить....

Батарея собрана из 6 аккумов 12в 200 а/ч. Соответственно мы рассматриваем при заряде как батарею 24в 600 а/ч. Заряжать ее можно током 60 ампер, с чем справится любой навесной гена.

Про коммутацию батарей пока особо писать не хочу, изучаю вопрос. Скорее всего используя систему резервирования (поочередное согласованное использование батарей) можно повысить эффективность заряда/разряда. Я пока не изучил оптимальные пределы заряда и разряда и прочие подробности.

По технической реализации. Промышленный программируемый контроллер со всеми задачами коммутации и управления прекрасно справится.

Про береговое. По береговому, наверное все просто. Добавляется ещё один авр с высшим приоритетом. По умолчанию работет инвертор. Завели гену, погасили инвертор, висим на гене. Дали берег, перешли на берег, погасили и заблокировали инвертор и генератор, заряжаем батареи.

Про солнечные батареи. Изучаю вопрос реальной эффективности. Если разумное количество батарей обеспечит лишний день стоянки без пуска гены, или внятно продлит стоянку без людей, то ставить буду. Если нет, то стоимость батарей и контроллера проще потратить на соляру и шумоизоляцию генератора..

В целом, достаточно заманчиво, львиную долю входных расходов на солнечную энергетику составляют аккумуляторы и инвертор, а их так и так ставить.

Но занимать всю крышу рубки ради экономии на спичках неохота...
 
Вверх