Извеняюсь не часто, стараюсь в терки не влезать. Смотрю, читаю, что понравиться. Да и некогда, катер, пчелы...
Соглашусь с высказыванием при одном условии, что многие дипломы купили или настучали на своих колег тем самым очкуют ходить в ночное время, в тумане...у меня таких в экипаже полно. Но капитану имея полномочия их не убрать, крепко жопу лижут.
О, на конец ответ; ходили мы и я, в том числе по бумажным атласам, картам. По ночам в любую непогоду, приостанавливались только когда знали, что стоит патрульный катер судоходной инспекции. Имея магнитный, а еще лучще гирокомпас. На каждом прямолинейном участке, на створах в атласе по реке карандашом в светлое, и в темноте время- если снизу шли писали курс со стрелочкой, с верху наоборот. Тем самым когда накрывал туман, дождь, одним словом в непогоду сбавляли ход и придерживаясь курса + - шли дальше.Всегда в движении рулевой или штурман передвигал как правили стиратель ную резинку по атласу.
Для этого в хорошую погоду смотрели в экран не лучших на то время радаров ("Донец" - работал всегда, но приходилось работать головой как электронной машинкой. "Миус"- был по новее но работал в хорошую погоду, в непогоду фальшивил на 80%. ) Первый капитан и старший помощник заставляли смотреть, запоминать картинку радаров, что в дальнейшем очень пригадилось в работе для опыта. Всего не напишешь. Практику прошел отличную. По морским картам проще, все без изменений. В тумане по озерам шлипо счислению, была возможность определялись по радару. При подходе к узкости в озере иногда опускали якоряна 8-10 м. Это у Валаама. Атласы и бумажные карты имею и всегда держу в запасе. При электронной навигации все проще, но многие не могут при всем этом пользоваться, про туман говорить не хочется, очкуют. Как в поговорке" смотрят в книгу, видят фигу"