Сравнение остойчивости разных судов вещь интересная.
Есть субъективные впечатления, когда например вроде бы по всем данным остойчивое судно как-то излишне «валяет» и наоборот.Помню пассажирские катера 50-60-х типа «Алмаз» под 100 тонн, длина 25 м, ширина 5,2 м. На волнах шли уверенно, с каким-то то особенно плавным покачиванием.Плавать на них было сущее удовольствие, очень сбалансированный, надёжный проект. Субъективные впечатления важны, и на уровне ощущений отражают устойчивость проекта. .
Для объективного сравнения есть числовые критерии. Например максимальный восстанавливающий момент, Мвосст = lст*D, где lст – максимальное плечо ДСО, а D – водоизмещение.
Сравним макс. восстанавливающие моменты "Фламинго" и "Ярославца", используя проектные ДСО (см. Рис.) при водоизмещении:
1.Катер «Фламинго», в неповр. состоянии D=43,2 тонн
2.Катер «Викинг». Переоборудованный «Ярославец» на кл. «М2» с балластом D=41,85 тонн
3.Катер «Ярославец» кл."О"при водоизмещении D=31,4 тонн
Макс. восстанавливающие моменты на углах максимума ДСО (около 40°):
1.Катер «Фламинго». Мmax = 0,275*43,2 ≈ 12 тм
2.Катер «Викинг». Мmax = 0,32*41,85 ≈ 13 тм
3.Катер «Ярославец» Мmax = 0,30*31,4 ≈ 9,4 тм
Видно, что макс. восстанавливающий момент катеров «Фламинго» и «Викинг (балласированный Ярославец)» при прибл. равном водоизмещении почти одинаков, т.е. их способность противостоять крену
одинаковая.Что отчасти и объясняет приведённые в сообщ. выше данные. Другое дело штатный «Ярославец» , восстанавливающий момент которого почти на 30% меньше.