Про заход в порт Архангельск.
По просьбе некоторых коллег, да и вдруг кто соберется, поделюсь некоторыми практическими рекомендациями по заходу в Архангельск на маломерном судне, зарегистрированном в ГИМС.
С 2018 года портовые власти стали уделять внимание маломерным судам, передвигающимся в акватории порта. Выразилось это в установлении одной не сильно напрягающей, но вместе с тем бюрократической процедуры - получении Разрешения Капитана порта на плавание судна в акватории порта. До 2018 года это было не нужно.
Процедура простая - нужно взять с собой паспорт, судовой билет, удостоверение на право управления маломерным судном и их копии, прийти в капитанию порта, и вам в течение 10-20 минут это разрешение выдадут. Процедура бесплатная. Срок действия разрешения устанавливается либо по дате следующего техосмотра, либо по сроку действия удостоверения на право управления, что раньше закончится. Номер разрешения лучше куда-нибудь записать, он потребуется при докладах.
Адрес капитании: 163000 город Архангельск, улица Карла Маркса, дом 6.
Сайт:
http://www.mapm.ru/Port/Arkhangelsk
Ссылка на информационный источник:
https://29.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/2176427
Про доклады.
До 2020 года маломеров не трогали по вопросу необходимости докладов при входе и выходе из порта. Не принято было, чтобы эфир не засоряли. В 2020 году стали требовать, для маломерных судов длиной более 12 метров. Критериев обязанности докладов по длине судна я если честно в нормативно-правовом поле не нашел, мне они были доведены устно Инспекцией портнадзора. Я в НПА нашел только про обязанность докладов всех судов, оборудованных радиостанцией.
Теперь про сам порт и заход в него, своими словами.
Порт находится на р. Северная Двина и ее дельте. Дельта С.Двины представляет собой 5 рукавов (
Никольский, Мурманский, Корабельный, Маймаксанский, Кузнечевский), из которых непосредственно в Белое море впадают 3: Никольский, Мурманский, Маймаксанский.
Действующий судовой ход - только через Маймаксанский рукав:
Посмотреть вложение 88638
Никольский и Мурманский рукава в месте впадения их в море не обслуживаются, не имеют обстановки, замыты песком. Зайти через них может только судоводитель, хорошо знающий эти места. На старые карты и электронную картографию полагаться не стоит, так как косы перемещаются практически каждый год.
Основными нормативно-правовыми актами, действующими в порту, являются:
МППСС-72:
http://www.mppss.ru/rules/
Кодекс торгового мореплавания:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/
Обязательные постановления в морском порту Архангельск:
https://base.garant.ru/70712544/
Про порядок захода "больших железных пароходов" - здесь:
https://www.rosmorport.ru/filials/arf_serv_nav/
Акватория порта Архангельск начинается в 5 милях от приемного буя (Мудьюгский №1). Архангельск является морским портом, и поэтому необходимо перестроить себя на непривычные единицы измерения - скорость в узлах, дистанции в милях и кабельтовых. При этом, размерения судна и осадки даются в метрах. Это следует учитывать при переговорах по радиосвязи.
В порту работает Служба управления движения судов (СУДС). Своего рода, диспетчерская. Позывной - "Архангельск Радио-17". Они управляют движением, и им следует докладываться. Связь и переговоры в акватории порта - на 14 канале УКВ.
Движение в порту достаточно активное.
Первый доклад, для БЖП - за 2 мили до 5-ти мильной зоны, или за 7 миль до приемного буя. Но в части маломерных судов не будет ошибкой, если первый доклад пройдет при пересечении 5 мильной зоны, тем более что за 7 миль не каждая рация возьмет.
Пересекая 5-мильную зону следует перейти с 16 на 14 канал, и вызвать СУДС (Архангельск Радио-17).
Далее сообщить о входе ("Добрый день, этим временем вошли в 5 мильную зону с северо-запада (или с севера)" и довести информацию:
- куда следуем (в Архангельск, указанием номера причала или конкретного яхт-клуба, стоянки)
- название, тип судна (сказать, что маломерное, регистрация ГИМС)
- флаг, порт приписки
- номер разрешения капитана порта (если его нет и про него спросили, то сказать, что по приходу сразу получите)
- последний порт (портопункт) захода
- осадка носом и кормой. Если осадка носом и кормой одинаковая, или нижняя точка находится по миделю, сказать "осадка Х,Х метра, ровный киль"
- сколько людей на борту, в том числе экипаж и пассажиры (надо сказать что все экипаж, пассажиров нет)
- есть ли заболевшие (заболевших нет)
- фамилия капитана
Могут быть дополнительные вопросы.
Если при пересечении 5 мильной зоны не удалось связаться (слабый сигнал, бывает), то нужно отметить себе время пересечения, и выйти на связь позже, за 1-2 мили до приемного буя. Там как правило уже УКВ долетает. В таком случае, при докладе нужно указать время входа в 5 мильную зону.
Далее следуем указаниям диспетчера СУДС и делаем доклады при проходе контрольных точек. Контрольные точки - далее по тексту.
Следует учитывать, что порт может быть закрыт по штормовому предупреждению (ветер 17 м/с и более, туман с видимостью меньше 5 кабельтовых).
Первая точка, на которую берем курс, это приемный буй (Мудьюгский №1), находится недалеко от острова Мудьюг.
При прохождении приемного буя (контрольная точка) докладываем: Архангельск Радио-17 <Название судна>, траверз приемного буя, следуем на вход". СУДС отвечает о принятии информации.
От приемного буя нужно выйти на входной (Мудьюгский) створ, и следовать в канал. Обстановка вся есть, как положено. В ночное время все светится.
Необходимо иметь ввиду, что в случае отклонения от фарватера диспетчер СУДС выйдет на связь и будет корректировать движение. При входе в канал СУДС берет вас на контроль, и при уходе с судового хода у них срабатывают "алярмы". Наблюдение ведется как через АИС, так и посредством РЛС.
Если идете по бумажной картографии, рекомендую под рукой держать бинокль, так как если Мудьюгский створ видно отлично, то далее будет пара длинных прогонов и створы днем видно не очень хорошо из-за большого расстояния. Если небольшой туман или дымка - не разглядеть. Ночью светятся разборчиво.
Электронная картография C-МАР в части оси судового хода дает правильную информацию, можно идти по ней. При этом, расположение буев может отличаться.
На участке Мудьюгских створ часто работают земснаряды. За милю необходимо запросить их о порядке расхождения (с какого борта оставить).
Также, на данном участке наблюдаются свальные, неоднородные по направлению течения. Курс придется постоянно корректировать.
Скорость течения на данном участке около 1-1,5 узла. Оно попутное на приливе, встречное на отливе.
Далее следуем по навигационным картам и приборам.
При прохождении южной оконечности острова Мудьюг запросят выйти на связь военные, позывной "Восход-Мудьюг". Вопросов задают мало - кто такие, откуда и куда идете.
На участке от о. Мудьюг до о. Лебедин самое сильное течение, скорость его доходит до 3 узлов.
При прохождении о. Лебедин, на траверзе одноименного знака - контрольная точка. Докладываем: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, Лебедин", получаем подтверждение.
При прохождении о. Чижов, на траверзе заднего знака створа Переходной, - контрольная точка. Докладываем: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, Чижовский рейд".
На Чижовском рейде может стоять пограничный корабль. Если он есть, то с большой долей вероятности запросит выйти на связь. Позывной "Вельбот <такой-то>".
В месте разделения Маймаксанского и Кузнечевского рукавов, при прохождении Экономского разделительного буя находится следующая контрольная точка. Докладываем: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, Экономский разделительный буй" (или "вход в Маймаксу"), получаем подтверждение.
Далее характер реки меняется, она становится извилистой. Учитывая высокую вероятность встречного движения больших пароходов, нужно быть внимательным. Расходиться с ними рекомендуется на более-менее прямых участках, а не в поворотах, так как канал узкий.
Следующая контрольная точка - на траверзе устья речки Повракулка. Примета - на берегу завод с большими трубами. Докладываем: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, Гидролизный".
Далее очень внимательно проходим Крутоколенный поворот (последний перед выходом из рукава). Скорость движения в Крутоколенном - не более 6 узлов. Следует также минимизировать волнообразование, так как на берегу, в непосредственной близости от судового хода расположена станция спасения МЧС с водной техникой.
Также, необходимо исключить расхождение в Крутоколенном с большими судами, буксирными составами итп. Их нужно будет пропустить.
На выходе из Маймаксанского рукава - контрольная точка. Докладываем: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, выход из Маймаксы".
При прохождении о. Мосеев, - контрольная точка. Докладываем: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, Мосеев остров".
Если будете двигаться дальше вверх, то контрольными точками будут еще ЖД мост и автомост.
По окончанию движения следует также доложить: "Архангельск Радио-17 <Название судна>, окончил движение, ошвартовался, причал <такой-то>".
Вроде на вскидку всё)
Для топографического понимания расположения контрольных точек, нанес их на карту, обозначил звездой красного цвета, рядом название. Карта не навигационная, и довольно старая, но с названиями створов, навигационных знаков, островов итп. Из-за большого объема (8,4 Мб) на форум не крепится. Кому нужно, могу на почту скинуть. Или посодействовать, как сюда выложить)