В феврале-марте смонтировали систему кондиционирования. Покупать морские кондиционеры не было доступных финансов, поэтому закупили бытовую мультисплит-систему (когда один наружный и много внутренних блоков. Преимущество главное - что один наружный блок занимает меньше места, чем если бы у каждого был свой наружный. Еще один важный момент, что кондиционеры можно использовать и на отопление. Причем энергоэффективность такого мероприятия весьма привлекательна: на 1 кВт затраченного электричества вырабатывается за счет замкнутого фреонового контура до 3 кВт тепла/или холода(!) Обогревать можно до -7С наружной температуры или, поставив зимний комплект, и до -25С (что мы и сделали - подогрев картера и дренажа + регулятор скорости вентилятора). Еще один очень важный момент, что кондиционеры можно включать на осушение, что крайне актуально для борьбы с конденсатом и повышенной влагой.
Наружный блок решили разместить на солнечной палубе. Для этого вварили трубу для прокладки внутри неё фреонопровода и межблочных кабелей:
Прокинули медные трассы в каучуковой изоляции, закрыли их наглухо лотками чтобы случайно не повредить в дальнейшем при стройке и в процессе эксплуатации:
Внутренние блоки - канального типа. Размещаются в трюмах(кроме одного, который "спрятали" вниз кровати в боковой каюте). Кондиционироваться должны все жилые помещения: носовой салон, кормовой салон, рубка, каюта капитана. Каждый своим внутренним блоком. Управление блоками происходит с помощью проводных пультов, идущих в комплекте.
От внутренних блоков по трюмам проложены воздуховоды в теплоизоляции, для предотвращения образования конденсата(пенофол С10):
В сами помещения выходят только решетки вдоль окон. К примеру на фото носовой салон по правому борту выведена из трюма подача охлажденного воздуха:
А по левому борту аналогично выполнен забор воздуха. На забор воздуха нужно ставить фильтры, иначе испаритель внутреннего блока забьется и чистить его придется только полной разборкой (в комлекте именно к канальным кондиционерам фильтры не идут и многих почему то забывают их ставить).
Еще в ЦНИИМФе при расчете остойчивости нам дали следующую рекомендацию: если волной вдруг выбьет боковое стекло, то попадающая внутрь надстройки вода должа уходить в трюм (а оттуда осушетельной системой за борт), иначе дополнительная вода в надстройке создаст нежелательный крен, который в штормовых условиях со временем "добъёт" судно. Сделав такие воздухозаборы мы добились выполнениия этой рекомендации - вода в этом случае за счет погиби палубы будет скатываться под окна и уходить в трюм через воздуховоды.
В рубку под окна так же вывели воздуховоды - они будут выполнять и обдув стекол и осушение и охлаждение/обогрев рубки. Для этого в дальнейшем смастерили камеру статического давления и развели воздуховоды с повоторными дефлекторами к каждому окну. Пока остановились только на подводе труб в рубку:
Трассы обвальцевали, выполнили вакуумную сушку, дозаправили фреон по весам с учетом длин трасс:
Под кондиционер сварили небольшую опорную раму, а сам кондиционер чуть позже поставили на небольшие виброопоры. Кондиционер инверторный, то есть меняет свою мощность в зависимости от потребности:
На каждом воздуховоде поставили регулировочный клапан, чтобы можно было выставить свои расходы воздуха. Попутно сделали общеобменную вентиляцию (на фото часть воздуховодов кондиционирования, часть вентиляционных):
С кондиционирование в основном вопрос был решен. Оставалось выполнить отводы дренажа и решить вопрос как спрятать этот "ящик" на солнечной палубе.