Гребной вал

Полную информацию по материалам для гребных валов, в том числе и для мощностей менее 300 лс
можно найти в Справочнике по современным судостроительным материалов под редакцией Л.Я. Попилова. https://ru.b-ok.cc/book/2519490/4cc0ee
 
Это вал от СЧСа , но он по винт обрезан , длина примерно 3 метра.
К нему есть ещё промежуточный.
 

Вложения

  • IMG_2913.JPG
    IMG_2913.JPG
    180.4 КБ · Просмотры: 154
  • IMG_2914.JPG
    IMG_2914.JPG
    157.3 КБ · Просмотры: 159
Вал от катамарана Волга метра четыре и с винтом.
 

Вложения

  • IMG_2915.JPG
    IMG_2915.JPG
    104.6 КБ · Просмотры: 168
Балласт есть но без ручек примерно 30 кг. ,если надо завтра скину фотки.
 
Чушки по 30? Не, спасибо, это для больших пароходов - уложил в трюм и забыл. Для нас лучше что-нибудь помельче.
 
Чушки по 30? Не, спасибо, это для больших пароходов - уложил в трюм и забыл. Для нас лучше что-нибудь помельче.
чтож Вы так товарищ)я вот в Иркутске видел чуть ли не смертоубийство за такие чушки)))а Вы?что нить помельче....)))
 
Смотрю на гребные валы с шейками (на чертеже для примера гребной вал для судна проекта Р94), они между шейками гидроизолируются, вопросы:
1. Ведь сами шейки не гидроизолированы, а для чего гидроизоляция, для уменьшения поверхности вала и уменьшения токов электрохимической коррозии?
2. Толщина гидроизоляции 4 мм - а что это физически? Вроде оклейка стеклотканью, но тогда 4 мм маловато тяжело исполнить?
3. Нужно ли вал балансировать в сборе с этой гидроизоляцией, потому что очевидно, что равномерно не оклеить?
4. Самое главное, а если она отслоится, валу придет конец? Как ее контролировать?
вал судовой.jpg
 
Интересно, а какой материал самый подходящий для шеек?
 
Интересно, а какой материал самый подходящий для шеек?
Странный вопрос. Материал вала и материал шеек на представленном чертеже одинаковый, это одна деталь.
Толщина гидроизоляции 4 мм - а что это физически? Вроде оклейка стеклотканью, но тогда 4 мм маловато тяжело исполнить?
стеклоткань и эпоксидная смола с пластификатором. Нормально 4 мм. Оно еще и приклеено к поверхности металла - поверхность обрабатывается грунтом или праймером и подготавливается под приклейку.
3. Нужно ли вал балансировать в сборе с этой гидроизоляцией, потому что очевидно, что равномерно не оклеить?
а вот тут - хз. Но потеки после полимеризации обрабатывают на станке и шкурят.

все ИМХО, по памяти, последний раз своими глазами процесс видел 30 лет назад, в 4м цехе Севмаша :)
 
Материал вала и материал шеек на представленном чертеже одинаковый, это одна деталь.
Это же не значит, что там хорошо сделано :)

У меня есть прелюбопытнейший и редкий документ, презентованный мне @Курсант

Суть вопроса: на красивой 40 метровой яхте на которой он был капитаном появилось «пение» валов (а также такое явление есть и на Лисе), они это дело в доке исследовали и пришли в выводу, что это изза некоторого коррозийного износа вала и его взаимодействия с резино-металлическим подшипником. Начиная с какого-то числа оборотов гул пропадал.

На Лисе симптомы аналогичные визг-писк стоит до 500-550 об/мин на валу далее пропадает.

Что считал Курсант:
1. Что это из-за взаимодействия вала с подшипником - на 100% согласен.
2. Что при росте числа оборотов гул не пропадает, а сдвигается в неслышимую область - с этим я не согласен, предположим у нас 8 ламелей в подшипнике, вал крутится 10 об/сек, взаимодействие с дефектом 800 Герц. Но в данном случае это не очень важно.

На яхте Курсанта это исправили проточив шейки валов в минус (валы были без шеек) и наплавив на проточенные места оловянную бронзу - проблема пропала.

На Лисе мы валы переодически вытаскиваем туда-сюда :) на местах трения с подшипником дефекты есть незначительные на глаз невидимые, но рука чувствует, но вероятно их хватает для «пения» вала. Причем по ощущениям проблема нарастает, если раньше она проявлялась при винтах большой массы, то сейчас начала и при винтах малой массы.

Задумывался, а почему именно нам с Курсантом не повезло, и остальные с такой проблемой не встречаются, пришло на ум:
1. Чаще на яхтах высокооборотистые движки и хватает числа оборотов, чтобы пения не было.
2. У нас в рубке, салоне шумность менее 40 дБ (это шум в комнате с работающим системным блоком от компьютера) соответственно эти винты слышно, на каком нибудь Р94, от которого чертеж в примере, до этого писка как до лампочки, других шумов навалом.
3. Общий пробег сказывается.

Поэтому я считаю:
1. Прямые валы без шеек - ошибочны.
2. На шейках должен быть более мягкий металл - так собственно во всех книжках.

А вот вопрос какой именно не понятен, встречается в литературе: БрО10Ц2 или БрО5Ц5С5. Для валов диаметром до 150 мм (не понятно почему?) применяют латуни ЛМц 55-3-1, ЛМц 59-1-1.
Если расшифровать:
- Оловянно- цинковая бронза;
- Оловянно- никелево- цинковая бронза;
- Оловянно- цинково- свинцовая бронза;
- Алюминиево марганцевая бронза.

Причем, если бы меня спросили, но я в этом не понимаю, я бы сказал поставить берилливую бронзу, а такого даже варианта нет.
Курсанту поставили БрО5Ц5С5 - там в документе написана оловянистая, но на самом деле это марка оловянно-цинково-свинцовая. Причем это надо рассматривать во взаимосвязи с технологией нанесения у Курсанта было наплавление, а, скажем, при термоплсадке возможно это и не оптимальный вариант.

Вообщем кто знает из чего предпочтительнее шейки, или интересно почему не ставят берилливую бронзу было бы интересно.

Документы от Курсанта в приложении.
 

Вложения

  • B9FD0DE9-841C-45BF-BFEB-B81326BCCB67.jpeg
    B9FD0DE9-841C-45BF-BFEB-B81326BCCB67.jpeg
    99.1 КБ · Просмотры: 34
  • 585E2A24-FCCF-43DF-B0F3-27C5D47F85CA.jpeg
    585E2A24-FCCF-43DF-B0F3-27C5D47F85CA.jpeg
    149.5 КБ · Просмотры: 34
Это же не значит, что там хорошо сделано :)

У меня есть прелюбопытнейший и редкий документ, презентованный мне @Курсант

Суть вопроса: на красивой 40 метровой яхте на которой он был капитаном появилось «пение» валов (а также такое явление есть и на Лисе), они это дело в доке исследовали и пришли в выводу, что это изза некоторого коррозийного износа вала и его взаимодействия с резино-металлическим подшипником. Начиная с какого-то числа оборотов гул пропадал.

На Лисе симптомы аналогичные визг-писк стоит до 500-550 об/мин на валу далее пропадает.

Что считал Курсант:
1. Что это из-за взаимодействия вала с подшипником - на 100% согласен.
2. Что при росте числа оборотов гул не пропадает, а сдвигается в неслышимую область - с этим я не согласен, предположим у нас 8 ламелей в подшипнике, вал крутится 10 об/сек, взаимодействие с дефектом 800 Герц. Но в данном случае это не очень важно.

На яхте Курсанта это исправили проточив шейки валов в минус (валы были без шеек) и наплавив на проточенные места оловянную бронзу - проблема пропала.

На Лисе мы валы переодически вытаскиваем туда-сюда :) на местах трения с подшипником дефекты есть незначительные на глаз невидимые, но рука чувствует, но вероятно их хватает для «пения» вала. Причем по ощущениям проблема нарастает, если раньше она проявлялась при винтах большой массы, то сейчас начала и при винтах малой массы.

Задумывался, а почему именно нам с Курсантом не повезло, и остальные с такой проблемой не встречаются, пришло на ум:
1. Чаще на яхтах высокооборотистые движки и хватает числа оборотов, чтобы пения не было.
2. У нас в рубке, салоне шумность менее 40 дБ (это шум в комнате с работающим системным блоком от компьютера) соответственно эти винты слышно, на каком нибудь Р94, от которого чертеж в примере, до этого писка как до лампочки, других шумов навалом.
3. Общий пробег сказывается.

Поэтому я считаю:
1. Прямые валы без шеек - ошибочны.
2. На шейках должен быть более мягкий металл - так собственно во всех книжках.

А вот вопрос какой именно не понятен, встречается в литературе: БрО10Ц2 или БрО5Ц5С5. Для валов диаметром до 150 мм (не понятно почему?) применяют латуни ЛМц 55-3-1, ЛМц 59-1-1.
Если расшифровать:
- Оловянно- цинковая бронза;
- Оловянно- никелево- цинковая бронза;
- Оловянно- цинково- свинцовая бронза;
- Алюминиево марганцевая бронза.

Причем, если бы меня спросили, но я в этом не понимаю, я бы сказал поставить берилливую бронзу, а такого даже варианта нет.
Курсанту поставили БрО5Ц5С5 - там в документе написана оловянистая, но на самом деле это марка оловянно-цинково-свинцовая. Причем это надо рассматривать во взаимосвязи с технологией нанесения у Курсанта было наплавление, а, скажем, при термоплсадке возможно это и не оптимальный вариант.

Вообщем кто знает из чего предпочтительнее шейки, или интересно почему не ставят берилливую бронзу было бы интересно.

Документы от Курсанта в приложении.
На заводе Ленина, в Астрахани, изношенные валы наплавляли нержавейкой, под слоем флюса.
До сих пор у многих кто там живёт, "верёвки на балконах" для сушки белья, из этой нержавеющей проволоки.
 
На заводе Ленина, в Астрахани, изношенные валы наплавляли нержавейкой, под слоем флюса.
До сих пор у многих кто там живёт, "верёвки на балконах" для сушки белья, из этой нержавеющей проволоки.
Так это не решает проблему взаимодействия подшипника и вала.
 
Так это не решает проблему взаимодействия подшипника и вала.
ИМХО к сказанному выше (хотя мои доводы часто воспринимаются как антинаучные) скажу.

Следует разделить две задачи, первая - пение вала, вторая - защита вала от коррозии.
Несмотря на то, что одно является спусковым крючком для второго.
Пение вала следует искать в районах резонанса с крутильными и изгибными колебаниями вала.
И количество ламелей с оборотами тоже могут способствовать, хотя причиной может быть излишняя длина контакта при изгибе вала в подшипнике.
Кстати, вы расчёт крутильных/изгибных/линейных (вдоль вала) колебаний делали?
Также, может быть попутаны причины коррозии. Институт (уважаемый) пишет о "сначала разрушение вала, потом пение", а ситуация может быть обратной - "неправильная работа подшипника, биение вала с усталостным разрушением зон импульсного контакта, затем коррозия"
По логике института, как только появляется рытвина, у нее должна пропасть возможность контакта с подшипником, образоваться слой оксида хрома, который перестанет стираться, и перестать корродировать, однако это не так.
ИМХО, при определённых оборотах, вал перестаёт при вращении скользить на опорной поверхности, и начинает "звёздочкой" обегать поверхность подшипника изнутри, отталкиваясь от ламелей, и испытывая точечные нагрузки существенно выше проектных при скольжении, и к тому же циклические. Что приводит к усталостному износу.

То, что в данном примере удалось избавиться от проблем наплавкой, просто совпадение. Поменялись какие то другие характеристики вала, которые вывели систему из резонанса.
 
Очевидно, что природа писка или воя гудрича это прерывистое движение резины по валу. То есть прилипание резины, её деформация и последующее проскальзывание на величину соответствующую угловой скорости по шейке вала. Все остальные вибрации и резонансы звук меняют но вторичны.
Следовательно чтобы избежать звуков нужно применять резину с определёнными свойствами - менее эластичную, или содержащую присадки типа графита.
А шейка вала должна иметь максимальную твёрдость для наименьшего износа резины и самого вала. Коррозионная стойкость материала шейки - ну здесь все просто..
 
Верх