Путешествия Малой лисы

Дифракция волны
или применение кормового якоря

Морская волна, как и другие волны подвержены дифракции на различных препятствиях.
Самое простое препятствие это стенка - то есть стоите Вы в защищенной гавани, а туда все равно приходит волна. И самое неприятное, то она придет под другим углом чем в море.

Стоим мы на якорной стоянке в Унской губе напротив Петроминска, ветер ровно с берега. У нас отдан носовой якорь - судно соответственно занимает положение носом на ветер, а в борт, почти перпендикулярно направлению ветра, нам приходит волна. Высота волны около 20-30 см, но длина для такой высоты очень большая метров 15-20. И так как длина большая, то корпус успевает ее отработать и накрениться. Крены на такой небольшой волне при раскачке до 10 градусов.
Природу этого явления хорошо посмотреть на волновом генераторе, по красной линии составлен волновой график из которого видна амплитуда и длина волны.
E89FF19E-780F-420A-8FA4-DB1EB8523390.png

Вот примерно также и у нас, волны разбиваются на входе в губу (это примерно 3 км от входа) и поворачивая на входных барах добираются до нас таким явлением.

Постояли, постояли, подумали и решили встать бортом к ветру и соответственно носом на волну, чтобы качка прекратилась.
Не поднимая носовой якорь, повернули против ветра судно подрульками с запасом, отдали кормовой якорь, заглушили двигатели, судно встало перпендикулярно ветру, носом на волну. Качка прекратилась. Жаль, что мы умеем так только правым бортом.
54D54553-0103-4DFB-9063-54035A06262A.jpeg
 
А как спится при такой постановке, два якоря да ещё бортом на ветер?
Крепко :)

А что будет, ветер как такой не очень беспокоит. Нас на ветре не кренит.

Если на пальцах, то ветровая нагрузка от 10 м/с это примерно 60 Ньютон/м2
У нас площадь боковой проекции 50 м2. Соответственно давить будет примерно 300 кг, пусть даже с точкой приложения 2.5 метра.
А кренящий момент у нас на 1 градус примерно 1000 кг.
Соответственно раньше якоря поползут, чем судно существенно накренится.
 
Крепко :)

А что будет, ветер как такой не очень беспокоит. Нас на ветре не кренит.

Если на пальцах, то ветровая нагрузка от 10 м/с это примерно 60 Ньютон/м2
У нас площадь боковой проекции 50 м2. Соответственно давить будет примерно 300 кг, пусть даже с точкой приложения 2.5 метра.
А кренящий момент у нас на 1 градус примерно 1000 кг.
Соответственно раньше якоря поползут, чем судно существенно накренится.
Ну я про то и имею в виду что якоря ползут и начинаются дерганья туда сюда
 
Ну я про то и имею в виду что якоря ползут и начинаются дерганья туда сюда
Якоря не одинаковые, соответственно первым поползёт кормовой, да мы его и отдаём в таком сценарии не на полую цепь, так что его держащая сила раза в три будет меньше носового. Соответственно, в худшем случае просто лодка встанет назад носом на ветер. Это с одной стороны.
Я тестов не проводил, но по имеющимся в интернете, держащая сила Rocna от 20 до 30 раз, пусть 20. Тогда необходимое усилие, чтобы пополз носовой якорь 1400 кг, а тут 300 - то есть сценарий, что якорь сдвинется не очень вероятный.
Ну и третье, вот тут https://boatclub.ru/forum/threads/puteshestvija-maloj-lisy.5661/post-297232 есть фото звукового сигнала - вещь замечательная, очень понравилась, одна из таких как раз выведена в спальню. В конкретно описываемом месте узко, мель за нами примерно в 200 метрах, на 100 метров выставляем аларм и сидим не волнуясь.
 
Последнее редактирование:
А где вы в акватории Белого моря пресную воду добываете? Сколько производительность опреснителя? Можно ли где с берега заправить как и топливо?
 
В Архангельск

Вышли из Уницкой губы в три ночи, чтобы до вечера быть в Архангельске.
Что-то мне не понравилась работа автопилотов накануне, никогда такого не было, чтобы автопилоты не справлялись. И по ходу движения я полез их настраивать. Донастраивался до того, что все вышло из строя: Реймарин начал лодку разворачивать на 180 градусов, Фуруно потерял связь с навигацией.
BB8EAF86-92AD-4AE3-8165-7B61EB061F3D.jpeg

DDCF5557-B862-4AE7-8F77-7FAB7B50E211.jpeg

Стало понятно, что пора остановиться, чтобы спокойно дойти, хоть один автопилот по курсу работает. Потом напишу статью об их сравнении.

За час до подхода к входному бую нас вызвал диспетчер, предупредил, что на фарватере работает два земснаряда и с ними надо согласовывать расхождение. Земснаряды: Белое море и Северная Двина работают достаточно шустро, грузятся грунтом и отвозят его на складирование.
У них свой интересный жаргон, из реального радиообмена при согласовании расхождения:
- Мы пройдем у Вас по корме 3 кабельтовых?
- Пожалуйста, я копаю зеленую.
(имеется ввиду стоит на линии зеленых буев и там ведет выемку грунта)
Аналогично с другим
- Я работаю по красной.
6CBF1C95-D44C-4E43-A07F-399047637ECC.jpeg

Пошли по фарватеру, нас решил обогнать Фитбург
A4509B0B-DCD8-48CD-BC0E-49058AFB1D25.jpeg



По пути интересно, что-то типа локального дока, для подъема части судна, например кормы
0D56CA3D-9CA9-41C2-BAA3-44C5205FCCBC.jpeg


По ходу по фарватеру надо докладывать контрольные точки прохождения диспетчеру, чтобы не читать все время лоцию нанесли эти точки на карту (зеленые флажки) и по ним делали доклад
ScreenShot093.png


Где поставить лодку в Архангельске?
Находясь на Соловках мы поняли, что нам негде стоять. И всю дорогу, где нет связи по спутниковому телефону, где есть связь по сотовому решали этот вопрос.
Были отработаны:
- Архангельский порт - отказал, так как у них обязательна вахта на лодке (имхо вранье, есть суда стоящие и без вахты, надо зимой позаниматься их через ФАС погонять);
- Еще пару причалов примыкающих к порту - нет мест;
- Северодвинский яхт клуб - отказа, официальная версия, что не зайти по осадка, не верю, сложилось впечатление, что директору не хочется заниматься, а деньги не нужны - бывает такое.

Наш последний шанс был яхт-клуб Норд, с директором была предварительная договоренность, но договор заключен не был. Первый раз у нас такое. Видимо сказалась близость Архангельска, я в нем бывал, не знаю, но от 50 до 100 раз и как бы город хорошо представляю.
Подходим к клубу, нам приготовлено место во внутренней гавани, нас встречают на пирсе и по подходу начинают махать руками, чтобы мы разворачивались и вставали временно вторым бортом к Ярославцу Айсберг. Нам помогло наше название, нам сказали, что мы думали придет малая Лиса, а пришла не совсем малая. Итого, места для нас нет, вторым бортом стоять нельзя, так как Ярославец Айсберг и судно Росгидромета - еще к нему бортом стоит, работают и ходят каждый день. Объясняем, что у нас куплены билеты на самолет и нам другого шанса нет. Выкатываем командам Айсберга и Росгидромета по ящику пива, договариваемся, что они уступают нам свое место, а сами встают вторым и третьим бортом соответственно. Вывесили кранцев с двух бортов, зашвартовались с расчетом трех кораблей. В общем встали. На берегу электричество, воды нет.
E954C482-93E6-479B-84A2-BD4FFF30007F.jpeg

2F643AB9-7B24-413C-AAFC-08FB8FA6338B.jpeg

9F17E433-095F-4C5D-9CAE-0D2DAACC0AE7.jpeg
 
По пути интересно, что-то типа локального дока, для подъема части судна, например кормы
Посмотреть вложение 95554
Не, это особенности этого проекта, так он консервируется. На Москва-реке они так-же стоят зимой на консервации. Курсант в этой теме писал про эту особенность
 
А где вы в акватории Белого моря пресную воду добываете? ... Можно ли где с берега заправить как и топливо?
Вода сложнее чем топливо.
Мы бывали только на четырех причалах: Беломорск, Соловки, Чкаловский, Архангельск - вода по шлангу была только в Чкаловске. На заказ полагаю везде привезут.
Сколько производительность опреснителя?
50-60 л/час
 
Вот те раз, у параллельно стоящего руслу причала навальное течение, успев довернуть, встали, зашвартовались, легли спать.
IMG_6960.JPG
Читаю Ваши рассказы как лоцию! Хотел добавить, что на этой фотографии изображён кнехт, который сейчас демонтирован, поэтому швартовка к данному причалу затруднительна.
 
Смотрю по фото - похоже, синей краской все капитаны в одном магазине закупаются. )
 
"Лиса", с каждым годом выглядит более обжитой
- хороший корабль, как вино, со временем улучшается. :)

Хотелось бы подробный обзор про клювастенький тузик, как он себя показал, и как эксплуатируете.
 
Последнее редактирование:
Хотелось бы подробный обзор про клювастенький тузик, как он себя показал, и как эксплуатируете.
Над тузиком все идут эксперименты.
Что мы сделали к этому сезону было тут https://boatclub.ru/forum/threads/puteshestvija-maloj-lisy.5661/post-298532
Некий отзыв тут https://boatclub.ru/forum/threads/puteshestvija-maloj-lisy.5661/post-302080
Полноценно эксплуатировать сейчас страшно, действительно на полном газу нас разворачивает, удержаться можно, но можно и за борт улететь. Вроде причины этого явления частично понятны, напишу об этом отдельно.

В Архангельске.

Пригласили в гости нашего одноклубника ILYA29. Сработал визит-эффект: у нас под мотором лужа масла. Поболтали, пошёл искать откуда лужа. Сорвало трубу с гидравлики, причем это дефект монтажа, а выявился он через 5 лет.
D6BA527F-8B6F-4741-8D04-AA62009DB12F.jpeg

DCA25353-0E3E-45C3-BB31-806BEC4F0489.jpeg


Посетили Сиверко и новое приобретение ILYA29: Белые ночи
BD81323B-3A9B-4A77-8063-BCFCCA775F90.jpeg

Сиверко очень понравился, думаю самый продвинутый Ярославец.

Мы к этому сезону добавили две системы навигации - обе на стационарном компьютере.
Идём, а работает только одна из двух, оказалась интересная неисправность: в компьютер заведён датчик GPS по USB входу, какую программу первой запустишь, та и перехватит управление портом и, соответсвенно, работает.
Доставили на крышу рубки еще датчик GPS. На фото эксперимент: и в таком положении он принимает сигнал, как - не знаю.
BD9D8F9B-A8EE-47D4-85E7-293606648AD8.jpeg


Посетили Морской музей Архангельска, без экскурсовода имхо там делать нечего, но экскурсовод огонь! - полный восторг, очень рекомендую.
DDF36B0D-EF44-4C8A-A5B3-DA461E2E7340.jpeg

BADC4048-4EE0-4FAA-9F54-374E429E2773.jpeg
 
Последнее редактирование:
Вышли на настройку автопилота, покрутились пару-тройку часов вдоль центральной набережной города. Настроили автопилоты.
Архангельск очень изменился, красота, Главному архитектору города полный респект!
94D2310B-4D3A-44A5-97A8-F01EF05D25FA.jpeg
0115FAC0-E88B-4C5E-BA2D-E409FA2D8306.jpeg
9930F044-2C0B-401A-A632-FFCFCADEAB55.jpeg
F8836D4C-F1AF-4284-8B55-30FFDAA8AF3C.jpeg
9BE51A95-E211-4E2C-996D-5A5F45D98F4C.jpeg
BF99CA45-96A2-4A26-A3AE-10850AD285E6.jpeg
9381AE35-E6B8-46B2-8BA7-79A3F38F0E57.jpeg


На этом закончилась наша вторая часть путешествий. Суммарно Лиса провела в Архангельске три недели, пообщалась с соседними корабликам и … собралась дальше на Север.
 
Дальше на Север

Собрались мы дальше на Север. И так как мы ходим в режиме неделя переход, три недели стоянка, то выбор не очень большой и наша следующая цель Нарьян-Мар.

Всех в Архангельске спрашивал: Как Вы учитываете течения? Коротко, их никто не учитывает, но самое интересное объяснение было дано одним капитаном: Так у нас восьми часовой рабочий день, как их учесть, утром выходим - вечером возвращаемся.

Но нам было интересно учесть, поэтому вышли в 22:00 с отливом из Архангельска. Рано утром были в Белом море.
Навстречу попадаются кораблики (интересно это були или такой корпус)
36FCA0BC-A7B3-42E2-9D7A-C92EF676F211.jpeg

Именно на выходе в Белое море и были сделаны фото ILYA29 https://boatclub.ru/forum/threads/puteshestvija-maloj-lisy.5661/post-299638 причем я уже в этот момент лег спать, а на пожелание хорошего пути на 16 канале отвечал первый помощник, наверное суда в эфире с удивлением слушали женский голос на 16 канале.

О течениях в Белом море
Выйдя с отливом, далее нас ждет борьба с приливом. Так чисто умозрительно кажется, что вот - вода выливается из Белого моря, а вот - она заливается, соответственно получается приливно отливное течение. Это абсолютно не так. Характер течения сложный зависит от глубин, береговой линии, видимо поступающих вод от рек. Еще на это накладывается ветер. Но атлас течений Белого моря достаточно подробен, но, как уже описывал, выходя с Соловков мы в прогнозом течения ошиблись.
И тут мне пришла в голову идея ткнуть кнопочку в навигации "Приливы", я ее уже тыкал, но ничего не происходило. Оказывается эта кнопочка выдает только информацию, где непосредственно есть информация об этих самых течениях, то есть на Балтике (где я ее и пробовал) она ничего не показывает. А тут картина совершенно другая.
В Белом море все течения становятся отображены на карте, более того, появляется шкала, для прогноза этих течений от времени. Подробно покрутив этот прогноз, было обнаружено, что по всему морю у нас встречное течение, а есть узкая полоска у берега, где течение (видимо как то завихряется) и несмотря на общий прилив остается попутным. Туда мы срочно и изменили курс.

На карте это выглядит так - верхняя шкала (даты и время реальные)
ScreenShot023.png
ScreenShot024.png
ScreenShot025.png
ScreenShot026.png
ScreenShot027.png


Причем эту полосу разделения течений видно визуально
EEB3C0E1-2070-455D-B46A-BA2FF73326ED.jpeg
3D8C877C-7164-4EE2-8EE2-178F226496B8.jpeg


По моим подсчетам часа два-три сэкономили.
Входим в горло Белого моря.
 
Еще дальше на Север

Проходим горло Белого моря, опускается туман (в принципе на переходе 50% времени был туман) без радара делать нечего. Видим на радаре идет судно, причем на АИС его нет.

- Судно проходящее на траверзе мыс Инцы ответьте Малой лисе.
Судно выходит на связь;
- Добрый день, идем навстречу друг другу как будем расходиться?
- Вы ничего не путаете на дистанции 20 миль мы Вас не видим.
- Мы у Вас прямо по курсу на расстоянии 2 мили.
- Нет, не видим..., а, да, видим.
- Предлагаю разойтись правыми бортами (нам удобнее уже в воронку надо уходить).
- Да, хорошо, правыми.

Все поменяли курс, разошлись, картинка на радаре
ScreenShot029.png


А вот это само судно, расстояние примерно 2 кабельтовых (ровно по центру снимка)
044EFB04-3844-4018-83A4-A59AA64342F7.jpeg


Прилив мы пережили в попутном течении под берегом, теперь наступил отлив, выходим в центр, где скорость течений наиболее сильная
ScreenShot030.png


Течений разгоняется и вот уже 9.1 узел
ScreenShot031.png


В SAS Planet есть интересная функция солнечного календаря и положения солнца, мы уже пересекли северный полярный круг и у нас 24 часовой день (на карте виден наш маршрут)
Снимок2.JPG

Снимок сделанный ровно в 24 часа ночи
6F2EF2D1-D54E-4F1F-9375-88AE9FA1951A.jpeg

Подходим к мысу Канин нос, на берегах виден снег
0A80C57A-E520-43F7-8A71-864BE19633CF.jpeg

Хотелось посмотреть сам мыс и я принял поближе к нему, прошли мыс в километре
ScreenShot032.png

Если кто не видел (я например не видел), то вот на этом фото мыс Канин нос
9BE1FA8B-04C3-440E-A288-63221BFDC39D.jpeg


Мы на полутора суток задержались с прилетом в Архангельск - делали операцию собаке, операция прошла успешно, собака уже на второй день и не помнила, что ездила на операцию, а шов длинной 50 см от которого даже мне не хорошо, она и не замечает.
Были планы зайти в Шойну, на Моржовец, но мы прошли мимо и идем на рекордный для нашего экипажа безостановочный переход 440 миль и на этом покидаем Белое море и ушли в Баренцево.
 
440 миль без остановки это капец!!!
Это так, но там такие расстояния, что меньше 200 миль переход никак не запланировать (это даже если бы мы в Шойну зашли).

Эти 440 миль - это в промежуточную точку, мы держим путь в Индигу. Вышли, как уже писал в понедельник (28.06) в 22:00 из Архангельска, пришли в Индигу в четверг (01.07) в 15:00.

Прогноз погоды на переход

Добиться, чтобы на весь переход более двух суток была хорошая погода - это не реально. Соответственно задача оптимизации, считаем где и когда мы будем находиться и какая там будет в этот момент погода. Помним правило, что волна это факторы: сила ветра, глубина (тут неактуально везде глубины большие), длина свободного пробега и время воздействия.
Соответственно при выходе у нас ветер до 9 м/с (везде всемирное время)

bel_wnd_027.png

Далее ветер усиливается до 13,5 м/с но мы этот участок уже практически пройдем

bel_wnd_036.png


Когда окажемся в воронке там будет затишье
bel_wnd_045.png

За Каниным носом тоже

barn_wnd_057.png


При подходе к Индиге ветер усиливается до 10 м/с, но время воздействия не будет большим

barn_wnd_063.png



Несмотря на то, что ветра с северного направления и свободные пробеги гигантские волновой прогноз выглядит адекватно до 2 метров, причем прикольно: если на Белое море волновой прогноз публикуется с разрешением 0.5 метра, то в Баренцевом море такими мелочами никто не заморачивается и дискретность прогноза 1 метр.
IMG_1789.PNG


Далее, а что такой прогноз по факту.
 
Погодные условия в Баренцевом море

Почему то реальная погода всегда похуже прогноза, если по прогнозу 8 м/с, то это будет 10 м/с
3F355668-FEEA-4C1C-AF04-BDD8DB705735.jpeg

Если далее шли по прогнозу до 10 м/с, то реально увидишь больше.
2BAA0E28-C10B-457B-B514-24D91CA8494D.jpeg


Причем самый неудачный курс - бакштаг, идет 2-х метровая волна, отдельные волны до 3-х метров и мы идем с кренами до 15 градусов
Баренцево море углы крена.jpg


Техническое видео, телефон закреплен неподвижно (прижат к окну)


Второе, как уже говорил, это туманы
7D7FA73C-97E4-430E-A458-31F4508338AF.jpeg

Температура воздуха опускается ниже температуры воды и сразу это приводит к образованию тумана.
Причем в тумане обязательно встретиться судно и без АИС, вот вдоль берега полуострова Канин нос.
08899CCA-0906-441F-92E9-8C48AA3C0056.jpeg
 
Верх