При какой волне и ветре ходить не страшно?
Вопрос конечно интересный. Но я бы задал вопрос по другому, при какой волне и ветре ходить безопасно?
И конечно ответ для каждого судна будет разным, и для каждого судоводителя тоже. Хотя более правильно говорить о мореходных качествах судна и условиях плавания.
Тогда надо четко выделить составные части понятия мореходности и также знать, при каких внешних условиях мореходность удовлетворительная, неудовлетворительная и просто катастрофически недостаточная.
В понятие мореходности входит:
1. Скоростные качества судна. Экономичная скорость. Максимально возможная скорость и возможное время поддержания такой максимальной скорости. Минимальная скорость, при которой сохраняется управляемость.
2. Управляемость. Время отклика на поворот штурвала. Чувствительность к углу поворота пера руля. Радиус циркуляции. Очень важно время выполнения поворота на 90 градусов.
3. Остойчивость. Недостаточная, нормальная, избыточная. Причем недостаточная начальная
остойчивость в сочетании с достаточной статической и динамической остойчивостью на больших углах крена ни есть зло. Намного большим злом является избыточная остойчивость.
4. Качка. Взаимосвязана с понятием остойчивости, но при этом надо учитывать, что все элементы остойчивости определяются на спокойной горизонтальной воде. А качка есть поведение судна на волнении, на склоне волны.
5.Заливаемость. Попадание воды на палубу и главное скорость схода воды с палубы. Степень проницаемости различных люков, дверей, дренажных патрубков.
6. Парусность боковая и лобовая. Потеря скорости от встречного ветра. Угол крена от ветра в борт.
7. Склонность к слемингу, ударам волн в носовой части. Как правило при возникновении слеминга приходится снижать скорость, но при этом важно сохранить достаточную управляемость.
8. Физическое и моральное состояние судоводителя и экипажа. Способность сохранять работоспособность в течении всего времени перехода.
9. Соблюдение правил безопасности. Наличие надежного леерного ограждения. Наличие защищенного поста управления.
Внешние условия:
1. Волнение. Зыбь. Ветровая волна. Прибойная волна. Волна, пришедшая с глубокой воды на мелководье. Высота и длина волны. Важный, но часто не учитываемый показатель - крутизна волны. Курс судна относительно волны.
2. Ветер. Сила и направление. Совпадение направления ветра с направлением волнения.
3. Глубина. Глубокая вода или мелководье.
4. Температура и влажность воздуха. Точка росы. Обледенение.
Отмечу, что все это перечисленное опытные судоводители знают, понимают и применяют на почти подсознательном уровне.
Поскольку в первом сообщении был вопрос по поводу Ладоги и Онеги, в дальнейшем попробую описать хождение в разных условиях на примере своего судна. Хотя с 1996 года на Ладоге попадал далеко не во все возможные условия, например никогда не встречал мертвой зыби. И за все время занятием водяными делами с 1972 года мертвую зыбь испытал единожды, будучи матросом на крейсерской яхте. В районе острова Гогланд.
И видео с различными метеоусловиями на Ладоге:
https://youtu.be/VqWmZ345e2M