Сборники статей и чертежей по катерам от А.Логинова

Paul

Cупер модератор
Уважаемые коллеги!
Известный вам Алексей Логинов, автор электронных чертежей таких катеров как Ярославец, Костромич, Адмиралец (судомоделисты также знают его работы по военным кораблям) готовит статью и чертежи по катеру Мотоневодник проекта 102Б.
Возникла идея вынести это на всеобщее обсуждение.
В качестве источника информации для теоретического чертежа были использованы ранее опубликованные чертежи.

130768542.jpgSCAN420_2987~.jpg
Просьба напомнить кто их публиковал и к какому катеру относятся карандашные правки на них.

Первый выпуск сборника чертежей и статей в конечном итоге был опубликован по частям. Разбросан по разным сайтам, отдельными частями. Но не всё ещё сделано, например по АМБ пока не готово.
Катера выпуск-1.jpg

Второй выпуск видится таким:
Катера. Выпуск 2 черновой вариант1.jpgКатера. Выпуск 2 черновой вариант2.jpg

Дальше планируется сделать и по МСП-111.

Статьи и чертежи по мотоневоднику уже готовы в черновом варианте. Сюда вошли не только стандартные образцы, но и переделки, в том числе сделаны чертежи Прайда! Чертежи сделаны по известным фото, поэтому они сугубо ознакомительные и не претендуют на абсолютную точность. (это на тот случай, если кто-то захочет по ним повторить Прайд ;))
Однако с публикацией черновых вариантов для их обсуждения, да и с публикацией вообще всего сборника есть определённые проблемы.

Выложить в открытый доступ (самое простое) или для ограниченного круга (рассылка по заявке).
Была мысль и о платной публикации. Платно, чисто символически, в размере 10 рублей, тоже для ограничения от тех кто качает ради того чтобы качать, а настоящего интереса нет. В судомодельной среде это пройдет без проблем, а вот среди водномоторников - вопрос.

Есть еще один мотив. По нашим старым материалам Комбриг и китайцы уже навыпускали модели, вплоть до вкладывания в них чертежей, без упоминания. Алексей не против моделей как таковых, но, честно говоря не совсем они красиво поступили, пропало всякое желание становиться для них бесплатным чертежником. Могли бы минимум приличий соблюсти. С Комбригом вообще отношения довольно натянутые.

Вот пример модели Ярославца, в описании которой упоминается автор чертежей (кстати модель не без ошибок, но в своё время продавалась за 18000 р.):
https://m.shipmodeling.ru/contest2012/index.php?view_position=49765

Поэтому здесь мы надеемся на вашу помощь, предлагайте идеи.
Пока есть идея открыть специальный скрытый раздел на boatclub, который смогут видеть только определённые категории пользователей, например имеющие статус "старожил", т.е. самые активные, проверенные коллеги. Но пока не разобрались с новым движком форума, если есть знающие как это сделать, подскажите.
 
Последнее редактирование:
Вот для примера пара чертежей.

Бурлак.jpg Стриж.jpg
Кстати ватерлиния поставлена, как показано на чертеже общего вида из справочника. Осадка на чертеже и в справочнике указана на ровный киль, без указания осадки носом и кормой при загрузке.
Хотя выглядит это как то странно, как будто нос перегружен. Ну мы же эксплуатируем рыбачки без груза, у нас осадка носом как правило намного меньше.
 
Просьба напомнить кто их публиковал и к какому катеру относятся карандашные правки на них

«Теоретический чертёж мотоневодника МН-102Б, любезно предоставленный коллегой snab из Санкт-Петербурга» публиковали Вы в теме Речная справочная книжка сообщ. 11.

«Свидетельство об остойчивости и надводному борту МН-102Б» есть здесь:

http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=639 сообщ. 8
 
Идею выпуска сборников «Катера» с качественно реставрированными теоретическими чертежами, техническими характеристиками, элементами статики и остойчивости можно только приветствовать.Тем более, что подобная информация представляет интерес не только для судомоделистов, но имеет и чисто самостоятельную теоретическую ценность, как предмет технического наследия в области малого судостроения.

Понятно, что интересный и познавательный процесс поиска, накопления и анализа данных, создание адекватных 3D моделей и копий эскизов подлинных теоретических чертежей крайне затратен по времени, всё не охватить.Поэтому может быть стоит сделать акцент на наиболее известных и представительных проектах.

Платить за электронные издания у нас не принято.Симпатичные информативные брошюры всё равно окажутся в открытом доступе, разделив судьбу большинства изданий, впрочем попутно повышая авторитет и известность автора,что ценно.Тут хороший пример изначально открытая «Речная справочная книжка» кор. инж. Е.Л. Смирнова - авторитетное свободное справочное издание на которое часто ссылаются.

Порой ценность техн. книги значительно повышает раздел Приложение.Может быть стоит вынести в Приложение часть вспомогательного материала в виде чертежей, сводных подробных таблиц ТТД , каких то известных диаграмм, графиков, элементов статики и остойчивости и т.п. Это удобно и позволит разгрузить основную часть.

Нанести конструктивную ватерлинию с учётом дифферента можно, если точно известны проектные осадки на кормовом и носовом перпендикулярах при данном водоизмещении.Или если известно смещение продольного ЦТ от миделя, есть адекватная модель и программа, способная определить посадку.Силуеты действительно оставляют впечатление некоторого дифферента на нос, причём почти одинакового для разных типов судов на базе МН, что быть не может. И поскольку они не являются копиями подлинных чертежей, а сделаны по фото или прочим приблизительным эскизам, то наверное могут быть подкорректированы.

Всем хорошо известна отличная работа П.Л. Кориневского и А.А.Логинова «Ярославец». Взгляд речника.Краткое описание катеров проекта 376, 376у, М.2006 отчасти ставшая настольной книгой по судам данного типа.Поэтому искренне хочется пожелать автору завершить подготовку выпуска «Катера» №2 и непременно продолжить работу в данном направлении с малыми судами других популярных типов.

Unbenannt.png
 
Друзья! Алексей доделал статью.
Просьба не проходить мимо а поучаствовать в обсуждении! Нам важно мнение людей не понаслышке знакомых с этими катерами.
К сожалению, из-за вышеприведённых проблем, чертежи выкладывать пока не буду.
Полную версию статьи с пояснениями и чертежами вышлю по заявке на электронную почту или в личку. Так что пишите!
Здесь, для ознакомления, пока приведу лишь вступление и описательную часть. Остальное по заявке.
 

Вложения

  • Катера. Выпуск 2_1.jpg
    Катера. Выпуск 2_1.jpg
    56.6 КБ · Просмотры: 529
  • Катера. Выпуск 2_2.jpg
    Катера. Выпуск 2_2.jpg
    76.4 КБ · Просмотры: 481
  • Катера. Выпуск 2_3.jpg
    Катера. Выпуск 2_3.jpg
    98.7 КБ · Просмотры: 525
  • Катера. Выпуск 2_4.jpg
    Катера. Выпуск 2_4.jpg
    69.9 КБ · Просмотры: 536
  • Катера. Выпуск 2_5.jpg
    Катера. Выпуск 2_5.jpg
    102.3 КБ · Просмотры: 484
  • Катера. Выпуск 2_6.jpg
    Катера. Выпуск 2_6.jpg
    123.8 КБ · Просмотры: 478
Последнее редактирование:
Да, не могу пройти мимо этого судна. Ну вы понимаете. По моей просьбе Алексей включил в статью катер "Прайд". Привожу пояснительный текст, чертежи по заявке в личку!
(просьба авторов использованных фото откликнуться и пояснить дату, место, авторство для указания в итоговом издании).
 

Вложения

  • Катера. Выпуск 2_18.jpg
    Катера. Выпуск 2_18.jpg
    81.6 КБ · Просмотры: 528
  • Катера. Выпуск 2_19.jpg
    Катера. Выпуск 2_19.jpg
    82.8 КБ · Просмотры: 509
Полная версия сборника "Катера, выпуск-2" выложена здесь:
https://yadi.sk/i/SXgg8hUU_T3O2A
фото МН и других рыболовных судов на оз.Ильмень:
https://yadi.sk/d/AUFZSKnODz9zVQ
Обсуждение также здесь:
http://litoralis.rusff.ru/viewtopic.php?id=44

К сожалению совершенно неизвестна история проектирования мотоневодников. Кто проектировал, какое проектное задание было выдано на проект, как шел процесс создания судна? Все эти вопросы пока остаются без ответов. Складывается парадоксальная ситуация. О крейсере "Варяг", который проектировался еще в 19 веке, да к тому же и в другой стране, известно гораздо больше, чем об этих судах построенных еще на нашей памяти и не в одном экземпляре, а сотнями штук. Попробуйте назвать хотя бы одну книгу о них. Две-три строчки в справочнике, в лучшем случае. А чем они хуже крейсера, который хотя и прославился, но к подвигу которого есть некоторые вопросы? Пользы стране мотоневодники принесли и приносят сейчас гораздо больше. Ну, как минимум, не меньше. Не зря же сказано: Медаль за бой, медаль за труд - из одного металла льют.
 
Последнее редактирование:
Полная версия сборника "Катера, выпуск-2" выложена здесь:
https://yadi.sk/i/SXgg8hUU_T3O2A
Обсуждение также здесь:
http://litoralis.rusff.ru/viewtopic.php?id=44

К сожалению совершенно неизвестна история проектирования мотоневодников. Кто проектировал, какое проектное задание было выдано на проект, как шел процесс создания судна? Все эти вопросы пока остаются без ответов. Складывается парадоксальная ситуация. О крейсере "Варяг", который проектировался еще в 19 веке, да к тому же и в другой стране, известно гораздо больше, чем об этих судах построенных еще на нашей памяти и не в одном экземпляре, а сотнями штук. Попробуйте назвать хотя бы одну книгу о них. Две-три строчки в справочнике, в лучшем случае. А чем они хуже крейсера, который хотя и прославился, но к подвигу которого есть некоторые вопросы? Пользы стране мотоневодники принесли и приносят сейчас гораздо больше. Ну, как минимум, не меньше. Не зря же сказано: Медаль за бой, медаль за труд - из одного металла льют.
В целом понравилось! Есть некоторые неточности, но на это можно закрыть глаза, так как общей картины это не портит. Нужный труд! Автор молодец! Спасибо ему!
 
А что за неточности? Можно поподробнее.
 
А что за неточности? Можно поподробнее.
Вот то , что бросилось в глаза:
на стр.4 "Основными районами лова для мотоневодников являются озера, водохранилища и устья больших рек,(бассейны разряда "О" и "Р")... Разрешено удаление судна от места убежища до 20 миль и морское плавание в пределах видимости берега. Есть ограничение по силе ветра до 4-х, баллов. Класс регистра "Л", т.е. для эксплуатации на мелководных водоемах и реках".
Здесь вижу противоречие одного другому, поскольку не указано, что это сказано о разных проектах мотоневодников и можно подумать, что все это касается пр. 102, поскольку речь здесь идет именно о нем.
далее на стр. 5 про дизель 4Ч10,5/13 говорится следуещее : "Предусмотрен и ручной пуск дизеля, для чего необходимо усилие минимум четырех человек." На этом дизеле ручной пуск не предусмотрен.
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится
Реакции: Paul
Здесь вижу противоречие одного другому

По классу регистра и разряду бассейна противоречия из-за того, что в Справочниках одно, в паспортах другое. Из жизни получается эксплуатация на реках, озерах и водохранилищах. Хотя выходят прибрежное морское плавание. По крайней мере Финский залив и Азовское море. Вроде и среди брошенных аральских кораблей мелькали. Как лучше написать?
По двигателю- про ручной пуск упоминалось в описание этих дизелей.
 
По классу регистра и разряду бассейна противоречия из-за того, что в Справочниках одно, в паспортах другое. Из жизни получается эксплуатация на реках, озерах и водохранилищах. Хотя выходят прибрежное морское плавание. По крайней мере Финский залив и Азовское море. Вроде и среди брошенных аральских кораблей мелькали. Как лучше написать?
С учетом вышесказанного это ВОПРОС ! Здесь, думаю, нужно руководствоваться рекомендациями и данными из "Информаций по остойчивости" на МН102А и МН102Б,(оригиналами).
По двигателю- про ручной пуск упоминалось в описание этих дизелей.
Ручной пуск присутствует только на шлюпочных 4Ч8,5/11 Каспийского завода и на 2Ч10,5/13, тех, что ставились на МН-102А, ТБС-20 и сетеподъемниках первых выпусков.
В мануалах на 4Ч10,5/13 про ручной пуск нет ни слова.
 
Последнее редактирование:
Вот что об этом гласит «Наставление по сохранению плавучести и остойчивости».Стальной мотоневодник пр. 102Б, СМН №657, 1980г.

Из наставления по остойчивости МН-102Б.png
 
Ёмкое название сборника «Катера, выпуск 2», явно предполагает наличие «Катера, выпуск 1». К сожалению выпуск 1 пока не собран, а ведь содержание на привлекательной обложке аннотировано интересное (см. пост 1).

Графика является сильной стороной издания.Наличие дотоле зарытых в форумах редких теоретических чертежей ( МН-102, Прайд и др.) на мой взгляд его достоинство.Хорошо прорисованные, отражающие оригинал боковички и ТЧ представляют ценность не только для моделистов, но и для всех любителей малого судостроения.В своё время использовал чертежи Логинова (Адмиралец ) для создания 3-х мерной модели.Элементы плавучести и нач. остойчивости совпали со справочными в пределах 1% , что свидетельствует о хорошем соответствии чертежей оригиналу.

Ценно, что приведены примеры позитивного переоборудования МН-102. Симпатичный образец бережного отношения к исходнику «Скиф» и радикальная переделка «Прайд» с улучшенными характеристиками.В обоих случаях результат работ - Катер, а не самоходное а-ля бунгало, которое имеет право на жизнь в тихих водах, но здесь о нормальных катерах, описанных в книгах, в т.ч. в этом Сборнике. Описание МН-102 сопровождается красивыми иллюстрациями, а вот от сравнений его с «Варягом» может быть стоило воздержаться. Другое дело очень выразительные местные фото промысловых судов на озере Ильмень. К слову сказать не так давно довелось побывать в В.Новгороде, остались самые приятные впечатления, видел и катера и даже уплывающий вдаль горизонт озера Ильмень, но вот МНов увы разглядеть не удалось :)

Весьма стоящее дополнение - чертежи судов иного типа. Упрощённого плоскодонного корпуса десантного бота пр. 165 с вертикальными бортами и круглоскулого мореходного корпуса. Обращение автора к технике военных лет надо всецело приветствовать.Это заслуженные катера, прошедшие нещадную проверку в ходе прибрежных операций и оставившие заметный след в истории войны, кроме того это отличные образцы для моделирования.

Чертежи других катеров и буксиров, например запропавшие из Сборника №1 или допустим интересная проработка реданного ТКА пр.123, хотелось бы также видеть на страницах новых изданий, если будут.Может быть в разделе Приложение (чертежи), как дополнение к основному содержанию.С минимальными комментариями наподобие «Слава №4». Идея подобных сетевых сборников хороша, хотя представляю сколько труда надо затратить на их подготовку.

1.JPG 2.JPG
 
Последнее редактирование:
Обращение автора к технике военных лет надо всецело приветствовать.Это заслуженные катера, прошедшие нещадную проверку в ходе прибрежных операций и оставившие заметный след в истории войны,

Это особенно актуально в последнее время, когда всё чаще пытаются переписать и исказить историю.
Но также есть ещё и другой момент. Опыт, давшийся кровью, не надо забывать.
Не готовы мы к схватке за реки
В стране, имеющей огромное количество рек, просто поразительно удивительна слабость речных сил и почти полное отсутствие речных военных кораблей.
С учётом активного уничтожения Ярославцев и других "слишком крупных" маломерных судов, не вписавшихся в нормы 20м, это исследование особенно актуально.
 
Друзья! Алексей готовит новый выпуск, в котором будет статья про МСП.
К сожалению Р3459ВП АЛЕКСАНДР , не смотря на своё предложение, так никому чертежей не прислал и на почту не отвечает. Поэтому пришлось использовать те немногие материалы, что были в наличии, спасибо gmdss и
Курсант .

Вот предварительные наброски, просьба проверить на возможные неточности.
МСП-111 Теоретический чертеж.jpg
Также, во избежании плагиата, просьба прислать фотографии катеров типа МСП для публикации и для размещении на обложке выпуска.
Хочу заметить, что данные чертежи МН и МСП - по своему уникальные, так как до сих пор единственными опубликованными и доступными чертежами рыболовного катера этой размерности были чертежи рыболовного бота "Скулте" из журнала "Моделист-конструктор".
 
В личку попробуй написать, он последний раз был на форуме 22 февраля.

Если нужны весь комплект чертежей на 16601 возьми у Володи, пока не продал - потом поздно будет
 
Последнее редактирование:
Друзья! Алексей готовит новый выпуск, в котором будет статья про МСП.
К сожалению Р3459ВП АЛЕКСАНДР , не смотря на своё предложение, так никому чертежей не прислал и на почту не отвечает. Поэтому пришлось использовать те немногие материалы, что были в наличии, спасибо gmdss и
Курсант .

Вот предварительные наброски, просьба проверить на возможные неточности.
Посмотреть вложение 59456
".
Паша, приветствую! У МСП нет сплошного киля как на МН, только ахтерштевнь и форштевнь заканчиваются вроде (нужно уточнить, подзабыл) на ближних к ним переборках.
Р.С. Посылку постараюсь выслать в эти выходные.
 
Последнее редактирование:
С учетом вышесказанного это ВОПРОС ! Здесь, думаю, нужно руководствоваться рекомендациями и данными из "Информаций по остойчивости" на МН102А и МН102Б,(оригиналами).

Ручной пуск присутствует только на шлюпочных 4Ч8,5/11 Каспийского завода и на 2Ч10,5/13, тех, что ставились на МН-102А, ТБС-20 и сетеподъемниках первых выпусков.
В мануалах на 4Ч10,5/13 про ручной пуск нет ни слова.
В мануалах не попадалось, верно. Но про аварийный ручной пуск и сам думал. В принципе вместо ручки маховичек поставить и дернуть можно. Холодный то вряд ли, а вот горячий думаю заведется. За офтоп экскюзми.
 
Паша, приветствую! У МСП нет сплошного киля как на МН, только ахтерштевнь и форштевнь заканчиваются вроде (нужно уточнить, подзабыл) на ближних к ним переборках.

Как на Ярике - днищевой лист наложен на средний кильсон?
 
Верх