Катер Рубин

Paul

Cупер модератор
Уважаемые коллеги! Неожиданно на форуме речных путешественников откликнулся автор-строитель всем нам хорошо известного катера "Рубин"! Я пригласил его к нам, надеюсь он к нам заглянет и сам всё расскажет. А пока привожу его рассказ о постройке "Рубина" и его последующей судьбе:

Здравствуйте.Давайте я вам расскажу об этом катере,как говорится,из первых рук: Катер был построен с нуля мною в Котельничской РЭБ в перид с 1992 по1998 год. На плаву с 1995г,о чем говорит гравировка на судовом колоколе. За основу был взят проект из "Катеров и яхт" с таблицей плазовых ординат.Изначально катер строился,как семейный,для Вятки,поэтому и корпус узкий для ходкости,но в ущерб остойчивости.Хотя при испытаниях на борт положить не удалось.Двигатель использовал тракторный-Д65. Рулевое упр.-гидравлическое от зерноуборочного комбаина СК-5 "НИВА".Рулевая машинка и штурвал от ПСки. Реверс редукторРРП25 от судового 6чсп 9,5/13.Свисток от парового плавкрана РМЗ. Якорь от КСки. Запорная арматура от списанной ЗАРИ-136. Собственно и все.Остальное изготовлено вновь .Наружные и внутренние двери,а также оконные рамы и элементы внутренней отделки-натуральный дуб.Машинный телеграф-уменьшенная копия пароходного изготовлена вручную.Вся фурнитура,дельные вещи настоящие(со списанных судов) в том числе и электрика.Ширпотреба нет.Катер успешно отходил без единой поломки пять навигации от и до.За это время дважды немного перестраивался-была удлинена корма(тянул волну),затем я полностью переделал нос для придания старинного вида.В то время я работал инспектором несамоходного флота и катер использовал еще в качестве рабочего. В 2002 им заинтересовался покупатель,"Рубин"был продан,и в октябре месяце я с другом перегнал его в Серпухов.Шли 19 дней,ночью спали.Запомнился переход через Куйбышевское водохранилище-из Чистополя выход в 20-00 в след за ШП "Славгород".В 5 утра Кам Устье и боковая волна 1.5 метра,местами до 2(по сводке).Думал не выживем,но прошли.Спасибо команде"Славгорода"и лично капитану Александру Ивановичу,что присматривали за нами. Дальше Чебоксарское и опять ветер и боковая волна-отстоялись сутки в Шешкарях и дальше. До троицка шли на одном дыхании,а там опять загвоздка: БМК,работающии на разводке наплавного моста сломался.Мостокоманда говорят:Ждите,Привезут другои из Рязани.Ждем.Снизизу подошла ОКА-5,груженая касимовским щебнем,встала на якорь.Ничего не поделаешь,ложимся спать.Утром без перемен,подхожу к ОКЕ,посовещались-решаем развезти мост сами. Я катером развожу понтоны,ока проходит,встает на якорь.Цепляем за корму ОКИ разводную часть и проходим мы.Ну,думаю,последнии мост прошли,дальше -проще. Кузьминский и Белоомут прошли почти без задержек,а в Щурово пришлось просить у судоходчиков карту верхнеи Оки,спасибо им.В Серпухов прибыли поздней ночью,утром сдача судна на зимовку Караванному капитану,несколько зкскурсий для интересующихся работников затона и в Москву на Ярославскии.Всего на переход затрачено 19 дней(с6по24октября).За время перегона не было ни одной поломки,все технические решения,примененные при строительстве катера себя полностью оправдали за период эксплуатации. Единственный минус,на мой взгляд,это малая ширина корпуса.
 
Re: Мотоневодник зимой

Здравствуйте,мое имя Роман.По просьбе Павла,я с удовольствием пообщаюсь с Вами на тему о мотобаркасе Рубин,построенным в период с1992-1998,спуск на воду-1995 в Котельниче на Вятке мною.
 
Re: Мотоневодник зимой

Здравствуйте,мое имя Роман.По просьбе Павла,я с удовольствием пообщаюсь с Вами на тему о мотобаркасе Рубин,построенным в период с1992-1998,спуск на воду-1995 в Котельниче на Вятке мною.

Здравствуйте!Приятно познакомиться,меня зовут Дмитрий.:br:Вы упомянули,что строили Рубин по плазовым из журнала КиЯ,не могли бы вы уточнить номер и статью журнала.Или я что то спутал?Судно у вас получилось замечательное.:bi:Интересно все,система набора,кол-во переборок,толщина обшивки,чем изолировали и зашивали внутренние помещения.Я уверен в процессе разговора возникнет много вопросов,но пока эти.:eek:
 
Re: Мотоневодник зимой

На Инфофлоте все почитал... Да, кроме ширины все замечательно (и гальюн лишним не был бы). Может план помещений нарисуете?

Продублирую рассказ Романа на Инфофлоте здесь. Я чуть позднее создам отдельную тему и перенесу всё туда. Так что немного потерпите.
http://www.infoflotforum.ru/topic/26888-malenkie-no-gordie/page__st__220

"Раз пошла такая пьянка"! Давайте расскажу подробнее: Вся моя сознательная жизнь так или иначе связана с рекой.Прадед Александр-участник Цусимского сражения в русско-японской войне1905г. Дед -старший диспетчер пристани Советск. Родители тоже речники-отец капитан на судах вятского пароходства,мама тоже в разных должностях с отцом. В 23 года почему-то захотелось иметь какой-нибудь маленький катерок,чтобы иметь возможность ходить по родной Вятке в свободное время.О комерческой выгоде я не думал,и катер нужен был просто для души. Работал в то время сварщиком в РЭБ им. Ст.Халтурина г.Котельнич. Очень нравились малые промерочные катера у изыскательских партий рыбинской постройки.Мысль о постройке каютного катера пришла не сразу.Как Вы понимаете, информации в то время(начало девяностых)взять не где,только библиотека тех отдела РЭБ, и.....журнал(как говорил один сатирик:"Есть три журнала,очень вредные для человека-"Здоровье","За рулем"и "Катера и Яхты") Какие журналы читал я , Вам уже конечно ясно. Еще хочу дополнить,что с 6 класса увлекся техникой и первый мой подвесной мотор был старенький ЛМ-1"Казанец",купленый по случаю у соседа за три рбля(на опохмелку),К этому времени был Вихрь-30 на Казанке 5м3,в то время это был верх совершенства советского маломерного судостроения,а мне хотелось чего-то большего.Итак, журнал,и проект морского буксира "Гранд Бенкс",L=8,3 B=3,0.с таблицей плазовых ординат и внешним видом и вариантом планировки. Затем месяц на раздумье,взвешивание за и против-родители:не дури!,Жена-давай! В итоге победила дружба и проект пошел. Купил судосталь, и..успокоился. Через полгода "торкнуло" второй раз, и зашевелился. Разметил на листе 10-ки плаз, И собрал все шпангоуты. Отойду от темы, и скажу, что размеры ординат из таблицы я пересчттал на свой лад под влиянием "книги Х.Баадера "Разъездные и туристические катера", в которой автор советует придерживаться точки зрения,что "длина бежит", а "ширина скользит". Посчитал число Фруда исходя из примерной длины катера и скорости,которую можно достичь при мощности 60-80л.с., и вышло,что в моем случае остается только скользить длине! Увелмчил длину шпации джо 0,5м. и уменьшил ширину корпуса на 0,4м. Не читайте вредных книг! В моем случае это привело к увеличенной осадке и соответственно к увеличению сопротивления корпуса. Второе не так значимо,а первое для мелководной Вятки просто горе. Скелет катера был выставлен на стапель-постели за полдня,работа не сложная,тем более корпус собирался "вниз килем. Попутно решался вопрос о выборе движителя-винт или гребные колеса?Честно говоря очень хотелось колесник,но прикинув развесовку,выбор пал на винт.Корпус обшили за пару месяцев,с надстройкой повозились подольше(Поиск металла,бартер,и т.д.)Все делали вдвоем-я и опытный судокорпусник.Придерживался чертежей только при сборке корпуса,потом полная отсебятина.При проектировании внешнего вида опирался на свои ощущения и фотографии паробаркасов начала 20 века.Все технические решения принимались не сразу,а после взвешивания" за и против" и из опыта эксплуатации судов.В апреле 1995 катер,после разбития об форштевень шампанского был спущен на воду и хорошенько "обмыт" В период эксплуатации навигации 1995 выявились недостатки,а именно:корпус тянет волну на макс.скорости,при плавание в условиях ледостава: забортный ящик забивается шугой,что вызывает перегрев двигателя.

Летом 1995 катер подняли на баржу,и я резаком срезал корму по переборке.К октябрю новая оконечность кормы была готова(при этом пришлось изготовит вновь гребной вал,кронштейн,гельмпорт,баллер и перо руля по профилю Жуковского,а также "лыжу" и новый гидроцилиндр с шаровыми на концах.В забортник завел обратку.Сбросили-стало лучше,скорость возросла на 1 км/час (а длина-то правда бежит). В 1996 в июле снова на баржу.В этот раз срезаю нос по форпиковой переборке(до переделки форштевень был наклонный).Предъистория такова,что я попросил капитана БТМ-524 Логунова В.А. пройтись мимо на полном ходу,что-бы посмотреть со стороны,как смотрится катер.Александрович по привычке,как на хабаровце,дает задний ход,а Рубин со всего хода врезается в стоящий Р-96Б"Котельнич". Нос всмятку, но швы целы. Сходили до Советска и на баржу. С новым носом катер, на мой взгляд, приобрел законченный вид маленького речного паробаркаса. На этом переделки закончились,закончилась и отделка каюты и камбуза,началась полноценная эксплуатация в роли семейного каютного катера. Да, чуть не забыл, об эксперементах с винтом. Родной трехлопастной винт от ПСки всем хорош,но при отходе от берега или при снятии с мели развивает малый упор в виду большого скольжения при больших оборотах гв-1000, и малом диаметре при шаге-0,43. Ставил "тяговый"-4 лопасти, шаг меньше (уже не помню)D=0,47. Катер как трактор, мели-по х., слазит с берега как танк, но скорость упала на 2 км. Опять за книги. Изготовил насадку на старый винт. Прихватил легонько, прошелся-вроде хорошо, поднялся, приварил основательно, так и ходил до продажи. За 8 лет изъездил двигатель (как говорят почти не слазил). В 2001 установил новый д-65. Катер запускался первым из судов и сливал воду всегда последним. Эксплуатировался глубокой осенью в условиях ледостава. В общем катером доволен,только бы корпус пошире. Пишите вопросы,с удовольствием отвечу. До связи.

Строил для себя,поэтому особо норм не придерживался.Все от того,что узкий корпус(знаю,что допустил промах),а по задумке двери должны распахиваться наружу.Когда начал строительство,мне было 23 года.Строить бы сейчас - многое стало иначе и лучше.А насчет узких дверей не переживайте,бывали крупные и очень крупные пассажиры и никто не жаловался.

Все верно,полутоннель необходим для уменьшения осадки.Винт использовался от ПСки,Д=043,Если делать без тоннеля,то получим 0,43+5-7см(мин зазор между корпусом и диском винта,для уменьшения вибрации от пульсации)+лыжа,проходящая под винтом-это еще 7см,получаем в сумме 0,57.Добавим к осадке кормы без тоннеля,будет уже где-то 0,8-0,9.Многовато,поэтому на Вятке без тоннеля тяжко,если на перекатах 60-80 см в межень. Про обводы,- конечно нужно было оставить остроскулые,проще сборка(на угольнике),но какой пароход начала века без подворотов? А процесс превращения очень прост.При разметке и изготовлении шпангоутов в точке пересечения борта и днища, скуловые кницы скруглял по радиусу

И еще тоннельные обводы кормы дают более горизонтальную линию гребного вала.Правда минусов тоже хоть отбавляй.
 
Последнее редактирование модератором:
Re: Мотоневодник зимой

Здравствуйте!Приятно познакомиться,меня зовут Дмитрий.:br:Вы упомянули,что строили Рубин по плазовым из журнала КиЯ, не могли бы вы уточнить номер и статью журнала.

Номер КиЯ я лично не нашел, но вот статья от-туда:
http://forum.katera.ru/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=83215
 
Павел,спасибо!Роман,браво!:eek:

Re: Мотоневодник зимой

Номер КиЯ я лично не нашел, но вот статья от-туда:
http://forum.katera.ru/index.php?app=core&module=attach&section=attach&attach_id=83215

Теоретический-это хорошо!Вот плазовые бы,так вообще хоть сейчас начинай,эх раззудись рука!Мой размерчик,Роман,были плазовые или вы по теоретическому строили?
 
Последнее редактирование модератором:
Re: Мотоневодник зимой

Теоретический-это хорошо!Вот плазовые бы,так вообще хоть сейчас начинай,эх раззудись рука!Мой размерчик,Роман,были плазовые или вы по теоретическому строили?

http://www.vodnyimir.ru/Kater_v_stile_buksira.html

«КиЯ» №141 и №148

Таблица плазовых ординат
byks1_2.gif
 
Re: Мотоневодник зимой

http://www.vodnyimir.ru/Kater_v_stile_buksira.html

«КиЯ» №141 и №148

Таблица плазовых ординат
byks1_2.gif

Возможно построив плаз в масштабе 1:5 можно будет попробовать скруглить шпангоуты проверив и согласовав все точки по проэкциям.Вот только я думаю,что такой корпус будет обладать все же достаточной валкостью при скругленных обводах.Довольно странно что чертежи мне ранее не попадались на глаза,хотя искал именно в этом направлении.Ширина в три метра не запредельна,на мой взгляд можно было увеличить ее до 3.4 м,что наверно позитивно сказалось бы на валкости корпуса.
 
Re: Мотоневодник зимой

Возможно построив плаз в масштабе 1:5 можно будет попробовать скруглить шпангоуты проверив и согласовав все точки по проэкциям.Вот только я думаю,что такой корпус будет обладать все же достаточной валкостью при скругленных обводах.Довольно странно что чертежи мне ранее не попадались на глаза,хотя искал именно в этом направлении.Ширина в три метра не запредельна,на мой взгляд можно было увеличить ее до 3.4 м,что наверно позитивно сказалось бы на валкости корпуса.

Если нет листогиба, то лучше оставить как в проекте остроскулые обводы. Всё-таки у Романа РЭБ под рукой была, поэтому у него была возможность сделать радиусные скулы.
 
Здравствуйте,Дмитрий,отвечаю на Ваш вопрос: Толщина обшивки корпуса-килевой пояс до носовой переборки-6мм,далее-4мм,днище,скуловой пояс и борта с палубой-3мм.Сталь судовая 3СтСп.Переборки,а их всего4-3мм. Система набора-поперечная.От носа до 2 переборки идет кильсон,далее переходящий в два-служашие фундаментом двителя,которые проходят до транца.Бортовых стрингеров нет.Тепло и звукоизоляция состоит из самозатухающего пенопласта(марку конечно не помню),взятого со списанной Зари.Пустоты заполнены стекловатой.Слани в каюте и камбузе изнутри оклеены пакетами со звукоизолирующим материалом,снаружи оклеены линолеумом.Зашивка бортов и подволоки состоит из березовой,грунтованой фанеры,на которую снаружи приклеен пластик.Раскладки,плинтусы и др.-натуральный дуб,Рамы,двери,окладки тоже.Все изготовлялось в столярке РЭБ.Дубовые элементы сначала пропитывал горячим грунтом,потом покрывал лаком на 2 раза и только после этого подгонял и ставил на место.Шурупы латунь или с покрытием. Первоначально в надстройке были дубовые рамки со стеклами,открывающимися вовнутрь,потом вварил иллюминаторы.Вообще,за годы эксплуатации намаялся я с дубом:каждый сезон приходилось аккуратно сошлифовывать лак в местах где он отслоился и заново покрывать лаком.Это относится к наружным элементам отделки.Еще дуб в местах контакта с водой чернеет,и чтобы этого не случилось 2-3 раза за навигацию делал профилактику.Ясень в этом случае лучше ведет себя снаружи,но РЭБ находится в дубовой роще-поэтому дуб.Ситуация изменилась в лучшую сторону,когда в продаже стали появляться яхтенные лаки. Также прочел на страницах форума о проблеммах зимовки Рубина во льду из-за отсутствия донного кингстона-отвечу. Установка кингстона мною сразу была отвергнута.Причин несколько: 1.При лазаньи по мелям заборник забивается песком.2.При плаваньи осенью во льду кингстон тоже забивается шугои.3. необходимо консервировать на зиму кингстон. На Рубине я установил забортный ящик с разделяющей сеткой и ввареной втулкой в днище.Также,после первой осени,завел обратку с холодильника и проблемма с забоем льда ушла.При постановке на зиму,при работающем двигателе,забивал специально заготовленный конусный чоп в отверстие в днище.Большую часть воды выхватывала помпа,остальную сливал через фильтр. Кран пробку разбирал,и на всякий случай засаливал солидолом с тряпкой.Потом выточил из куска резины конус на стальном штыре. На всякий случаи мой эл. адрес roman.lopat@yandex.ru До связи!
 
Re: Мотоневодник зимой

Если нет листогиба, то лучше оставить как в проекте остроскулые обводы. Всё-таки у Романа РЭБ под рукой была, поэтому у него была возможность сделать радиусные скулы.
Конечно, это не принципиально.Могу себе представить,что при создании данного теор. чертежа в суд.программе,всех выкройек будь-то НО или сборные шпангоуты,флоры,кницы и прочий силовой набор,можно достичь быстрой сборки такого корпуса,единственное что немного усложняет - это тоннель под гр. винт,но тут преимущества осадки каждый должен вывести из района эксплуатации судна.Мне нравится проэкт.
 
Красивый кораблик, очень продуманный подход ,не тупое повторение.
 
Здравствуйте,Дмитрий,отвечаю на Ваш вопрос: Толщина обшивки корпуса-килевой пояс до носовой переборки-6мм,далее-4мм,днище,скуловой пояс и борта с палубой-3мм.Сталь судовая 3СтСп.Переборки,а их всего4-3мм. Система набора-поперечная.От носа до 2 переборки идет кильсон,далее переходящий в два-служашие фундаментом двителя,которые проходят до транца.Бортовых стрингеров нет.Тепло и звукоизоляция состоит из самозатухающего пенопласта(марку конечно не помню),взятого со списанной Зари.Пустоты заполнены стекловатой.Слани в каюте и камбузе изнутри оклеены пакетами со звукоизолирующим материалом,снаружи оклеены линолеумом.Зашивка бортов и подволоки состоит из березовой,грунтованой фанеры,на которую снаружи приклеен пластик.Раскладки,плинтусы и др.-натуральный дуб,Рамы,двери,окладки тоже.Все изготовлялось в столярке РЭБ.Дубовые элементы сначала пропитывал горячим грунтом,потом покрывал лаком на 2 раза и только после этого подгонял и ставил на место.Шурупы латунь или с покрытием. Первоначально в надстройке были дубовые рамки со стеклами,открывающимися вовнутрь,потом вварил иллюминаторы.Вообще,за годы эксплуатации намаялся я с дубом:каждый сезон приходилось аккуратно сошлифовывать лак в местах где он отслоился и заново покрывать лаком.Это относится к наружным элементам отделки.Еще дуб в местах контакта с водой чернеет,и чтобы этого не случилось 2-3 раза за навигацию делал профилактику.Ясень в этом случае лучше ведет себя снаружи,но РЭБ находится в дубовой роще-поэтому дуб.Ситуация изменилась в лучшую сторону,когда в продаже стали появляться яхтенные лаки. Также прочел на страницах форума о проблеммах зимовки Рубина во льду из-за отсутствия донного кингстона-отвечу. Установка кингстона мною сразу была отвергнута.Причин несколько: 1.При лазаньи по мелям заборник забивается песком.2.При плаваньи осенью во льду кингстон тоже забивается шугои.3. необходимо консервировать на зиму кингстон. На Рубине я установил забортный ящик с разделяющей сеткой и ввареной втулкой в днище.Также,после первой осени,завел обратку с холодильника и проблемма с забоем льда ушла.При постановке на зиму,при работающем двигателе,забивал специально заготовленный конусный чоп в отверстие в днище.Большую часть воды выхватывала помпа,остальную сливал через фильтр. Кран пробку разбирал,и на всякий случай засаливал солидолом с тряпкой.Потом выточил из куска резины конус на стальном штыре. На всякий случаи мой эл. адрес roman.lopat@yandex.ru До связи!

Роман,спасибо за развернутый ответ.Должен сказать,что с вертикальным форштевнем,вы действительно достигли полнейшую стилизацию и завершенность судна.Пытался разглядеть кормовую вставку о которой вы упомянули,ее кажется видно по швам,сколько вы вставили 1600-1800мм?Вопросы еще будут,они должны еще сформулироваться:D
 
Роман, скажите, а такой высокий леер - это дань требованиям закона? На яхтах подобного размера леера по колено. И хватает.
 
По корме-точно уже не помню,по палубе длина наставки где-то 1.5 - 1.7м. По лееру-в целях безопасности.
 
Роман,из чего набор и какова шпация.Из чего и какой толщины надстройки.Очень интересует ВРК,диаметр вала,как смазывается водой или солидолом,на резиновом подшипнике или на бронзовой втулке.Немного об отоплении и електрике на катере:eek:
 
Набор- флоры 3мм,фл35,уголок-35х45-4мм,кильсон- сварной т образный 3мм,в корме г образный,скуловые кницы 4 мм,фл35.,полубимс 3мм,фл35.Уголки и другие элементы набора гнулись на кромкогибе,да я раньше об этом уже писал. Гребной вал-шейки 60мм,цевье-55.Задняя часть,в кронштейне, в резинометаллической втулке(Гудрича) 60мм. Передняя часть вала в опорно-упорном пдшипнике,как в КС.Подшипник самодельный,два-8312,два-312,смазка-пластическая. Система эл снабжения-однопроводная,24 и 12 вольт постоянка. Все элементы эл.оборудования настоящие судовые-от выклбчателя в каюте до системы АПС двигателя. Приборы в рубке электрические,включая аксиометр. Отопление-на ходу от двигателя,отопитель от КАМАЗа,на стоянке планировалась автономка,но не успел-продал.
 
Обещанные фото лежат тут:
http://photo.qip.ru/users/leonardy4/96699606/

Крупные планы. Все фото "кликабельны". По ссылке доступны полноразмерные фото.

В стенках капа видны следы от прямоугольных окон. Узкая дверь в рубку - можно было бы сделать шире, но тогда протопчины не давали бы ей полностью открыться. В левом верхнем углу рубки виден замок фиксации открытой двери, т.е. она распахивается полностью. Обратите внимание на грибок вентиляции кубрика. Не смотря на высокие леера на капе сделаны релинги.



Вид на рубку с носа.



Вид на рубку сбоку-сзади. Слева от кожуха дымовой трубы видна тонкая трубка. Раньше на ней был свисток (тифон), работающий от давления выхлопных газов. Управление - шнур, натянутый под потолком рубки. Видно как он выходит под кабелями сзади рубки и уходит в кожух дымовой трубы. Во время стоянки у Фрунзенской набережной этот тифон украли.
Прокладка кабелей выполнена аккуратно, по регистровым нормам. Везде используются серийные судовые герметичные розетки и гермовходы.
Ходовые огни, отмашки, сирена, прожектор - также серийные судовые на 24В. Рядом с выхлопом ГД - выхлоп пускача. Сзади по углам рубки видны вертикальные трубки - сток воды с крыши рубки.



Кап МО. Вид по левому и правому борту. Вход - люк по правому борту.
Обратите внимание на активное использование гнутых деталей - радиусный переход стенка-крыша со следами гибки, треугольные гофры на листах. Гофрирование листов позволяет облегчить конструкцию за счёт экономии на весе набора и возможности использовать более тонкий лист. Но конечно такое можно себе позволить только имея рядом завод.
Рядом с вентиляционными дефлекторами эжекционного типа видна заливная пробка и штатная судовая вентиляция расходного бака.



Вид на борт катера. Борт довольно низкий. Обратите внимание на ряд проушин, приваренных вдоль ватерлинии. Их назначение не известно, может Роман пояснит для чего они.



Вид на корму. Позади МО находится камбуз. По площади помещение совсем небольшое. Раковина справа на переборке МО, над ней бак из нержавейки.
Обратите внимание на козырёк над иллюминатором и следы на стенке - очевидно и здесь раньше было прямоугольное окно с деревянной рамой. По углам сохранились бобышки для крепления антивандального щитка.
К сожалению после продажи никто не ухаживал за деревянными элементами и лак весь облез. Но дуб пока держится.




На фото наш коллега Кормчий. Это чтобы лучше понять пропорции и размеры катера ;)

 
Последнее редактирование модератором:
Оборудование рубки. Изнутри лак на дубовой раме хорошо сохранился ;)



Кормовая часть днища и ВРК. Виден обтекаемый руль и кольцевая насадка винта. Днище имеет небольшую килеватость.
Обшивка кормы состоит из кусочков. Видимо последствия переделки...

 
Верх