Типичная ситуация: из-за нехватки средств на настоящий судовой двигатель приходится устанавливать на катер то, что есть под рукой - как правило, что-нибудь автомобильное или тракторное. При этом владельцу приходится решать две основные технические проблемы - обеспечивать эффективное охлаждение двигателя и реверсирование направления вращения гребного вала. Теоретически, небольшие (до 6 м) и легкие (до 1т) тихоходные катера вполне могут обойтись без заднего хода (придется лишь обойти “острые углы” при регистрации посудины в ГИМС). Во всех других случаях задний ход необходим по соображениям безопасности. Один из вариантов решения задачи - комплектация двигателя реверс-редуктором промышленного изготовления. Лучше всего, конечно, попытаться найти редуктор, специально изготовленный для установки на имеющийся у вас двигатель - в этом случае останется лишь прикрутить их друг к другу. Если же “родного” реверса достать не удалось - устанавливайте любой другой. Главное, чтобы он соответствовал двигателю по числу оборотов, крутящему моменту* и т.п. параметрам. Иногда бывает целесообразно, наоборот, “подогнать” двигатель к имеющемуся реверсу, приняв решение эксплуатировать его (двигатель) на пониженной мощности. Практика доказывает, что на водоизмещающих судах это, помимо прочего, позволяет значительно увеличить ресурс двигательной установки и добиться некоторой экономии топлива.
Если форма и размеры фланцев редуктора и двигателя не совпадают, стыковку агрегатов производят через специально изготовленную цилиндрическую проставку. В этом отношении особенно удобны угловые реверс-редуктры УРРП, которые устанавливаются отдельно от двигателя на свой собственный фундамент и соединяются с коленчатым валом двигателя посредством кардана. Все приведенные в таблице реверс-редукторы имеют встроенные упорные подшипники (т.е. могут воспринимать упор гребного вала). Передачи, не имеющие электромагнитной муфты сцепления, включаются вручную рычагом управления, который может быть установлен с любой стороны корпуса. Включение электромагнитных муфт сцепления производится тумблером на пульте управления, а питание осуществляется от системы электрооборудования двигателя. Что бы связать мощнось, момент и обороты двигателя, воспользуйтесь следующей формулой:
Момент [кг*м]= 716,2 * Мощность [л.с.] / Скорость вращения [об/мин]
Сводная таблица технических характеристик серийно выпускавшихся реверс-редукторов
Марка
11
Двухдисковые реверс-редукторы
Соосные реверс-редукторы с двухдисковым сухим сцеплением
31 (16,5)
Соосные планетарные реверс-редукторы
Соосные планетарные реверс-редукторы с электромагнитной муфтой сцепления
Планетарный реверс-редуктор с зубчатой передачей к редукторному валу и электромагнитным управлением
Одноступенчатый реверс-редукторы со скользящей шестерней
Одноступенчатые угловые реверс-редукторы с цилиндрическими шестернями
3200 (1970)
1. Максимальный крутящий момент на входном валу (кг*м) на переднем (заднем) ходу. 2. Максимальное число оборотов входного вала (об/мин) на переднем (заднем) ходу. 3. Передаточное число на переднем (заднем) ходу. 4. Максимально допустимый упор гребного винта (кг) на переднем (заднем) ходу. 5. КПД передачи. 6. Модуль зацепления. 7. Усилие на рукоятке (кг). 8. Время переключения с переднего хода на задний (секунды) 9. Направление вращения выходного вала. 10. Сухой вес (кг). 11. Марки двигателей, с которыми поставляется (поставлялся) реверс-редуктор.