Навигация
Реклама
Москва-Соловки Беломоро-Балтийский канал

Москва - Соловки

Часть III. Беломоро-Балтийский канал.

Если спросить меня: "А чем ББК лучше других каналов, которыми ходил?" я не покривлю душой если отвечу "Всем!". Печать КГБшного прошлого потихоньку уходит и со внешнего вида канала и из голов людей там живущих. И сквозь это проступает красивое и добротное изделие рук человеческихНа бетонной стенке видна структура дерева, из которого была сделана опалубка. Положено на него много душ и крови людей которым не нашлось иной судьбы в стране победившего зверья. Но видимо люди были настолько хорошо воспитаны, что даже из-под палки, умирая, практически голыми руками все-таки не сумели сделать плохо. 200 километров, из них 40 рукотворных…Повторю фразу Мошковского сказанную про Белозерск: "Будете в тех местах - помяните всех добрым словом".

В конце 80-х вследствие упавшего до нуля судопотока канал хотели "законсервировать", то есть попросту "утопить", так как консервация 19 шлюзов (суммарно 31 камера), 3-х мостов и нескольких гидроузлов в постперестроечную эпоху однозначно привела бы к невозможности восстановления - растащили бы все и прежде всего электрику и цветмет. Слава Богу не дошло. В последние несколько лет найдены деньги и проведена практически полная реконструкция шлюзов (чуть-чуть не успели к юбилею): во всех шлюзах работают все рымы: стены гладкие, никакой арматуры; световое обеспечение стопроцентное; все работает. Нижние камеры в 10 и 11 шлюзах - последние не реконструированные - реконструкция по плану в 2004 году. Можно было бы оставить хотя бы одну для истории…

Чем же все-таки лучше ББК? Шлюзовать вас всегда будут в одиночку, на подходе минут за 10 свяжитесь по рации (не забудьте поздороваться) и тогда двери будут открыты: зайдете сходу. В любом случае "мариновать", то есть задерживать без нужды вас не будут нигде, всегда сообщат изменения в обстановке, погоду, а если надо то и откуда встречная яхта. По желанию (лучше пожелайте) "как больсым" выдадут путевой лист с габаритами и прочей информацией.

Байки "Благовеста" от 1996 года о том, что если вы нарушите непрерывность прохождения (например из-за ночевки) то вас начнут искать, не байки, а быль: после 11 шлюза мы ушли на ночевку километра на 3 от судового хода; с утра на подходе к 12 шлюзу диалог:
- Канал 12, яхте "Гея".
- Здравствуйте, потерянная яхта "Гея"!
- А мы не потерянные! Мы в Идели на ночевке стояли.
- А мы вас потеряли. Ночью СТК проходил - я его спрашивал не видели ли вас. Подходите, готовлю камеру.

Совершенно без проблем вам могут позволить выбраться на стенку шлюза, поснимать (не смотря на существующие ограничения, об этом позже), или же наоборот - забрать члена экипажа.

МОСТ

Как всегда в России ложка дегтя. В виду того, что никто не предупреждал, а в путевом листе это последние строки на последней странице (которую обычно не читают) выполняю роль пугала:
Железнодорожный мост между 18 и 19 шлюзом фотографировать запрещено!

Дело в том, что этот мост до сих пор считается стратегическим объектом; явный и безусловный запрет на фотографирование есть в путевом листе; вокруг моста стоят щиты с запрещающими надписями (правда стоят они в кустах, видимо чтобы враг не догадался); на самом мосту в будке сидит часовой и, что самое важное, бдит; а самое противное, что в Беломорске до сих пор есть госслужащий "в штатском" в должности майора госбезопастности, которого поднимают с постели по каждому такому поводу. А поводов в каждый сезон более трех десятков: пару раз в неделю приходит "турист" и на каждом по три-четыре "фотошпиёна". Не всем из них выпадает счастье узреть "господина майора" воочию, но кто-то попадается.

Познакомились с этим блюстителем государственных интересов и мы - лодка маленькая, все на виду, прятаться негде, а путевой лист я не дочитал. В итоге часовой узрел одного из членов команды в открытую снимающего это чудо инженерной мысли (а мост действительно нестандартной системы разводки) и вызвал начальство. Пришлось отдавать кадры и писать объяснительную. Тем не менее в Интернете есть несколько прекрасных фотографий (не наших) моста во всей красе.

Но на этом проблемы с мостом не заканчиваются. Перед тем, как принять решение о входе в ББК осмыслите следующий факт:
Высота судоходного пролета моста 12.2 метра в сведенном состоянии. Мост разводится не каждый день даже в случае заказаной разводки для больших судов. Проблема в том ,что в теплый день мост заклинивает и его физически не удается разблокировать. Разводка моста заказывается не менее чем за 12 часов - не забудьте заказать ее в Повенце при необходимости и уточнить по ходу.

Совет восьмой: Если высота топа мачты от воды более 12 метров, сделайте следующее: замерьте точно высоту, и если высота не превышает 12.5-12.7 метра попробуйте пройти в закрене чтобы не ждать разводки, тем более, что со стороны 18 шлюза места для ожидания вообще нет. Помните, что касание моста вашим судном неминуемо приведет долгим и нудным разбирательствам по причинам, описанным выше.

В нашем случае при высоте 12.3м опытным путем было выяснено, что 200 кг (два самых милых и добрых члена экипажа) на конце гика, выведенного в перпендикуляр к ДП позволяют закренить Картер на 15-17 градусов, что в свою очередь позволяет понизить эффективную высоту заведомо ниже 12 метров (по моим расчетам ~11.5-11.7). И тем не менее, когда в таком виде заходили на обратном пути под мост, холодок по спине пробежал: на глазок запас был около полуметра; в любом случае не рассчитывайте на неуказанный т.н. технологический запас и прочие греющие душу "заначки". Тем более что небольшая ветровая волнишка и сброс воды шлюзом могут достаточно прилично поиграть мгновенным уровнем.

Участок пути от 18 шлюза до акватории речного порта Беломорск, включая мост, является участком одностороннего движения и регулируется начальником порта, т.о. застревать там нельзя.

Процедура оформления прохождения канала состоит из двух частей: подготовительной и оформительской.

Под первой я понимаю предварительные (по весне) созвоны с руководством ББК и обсуждение деталей. Связываться надо в Медвежьегорске с заместителем директора Бжезовским Евгением Николаевичем, телефон (8143) 42-18-68. По сути, ему надо направить факс на номер 42-25-72 с параметрами судна (осадка, длина, ширина, высота) и с официальным запросом на прохождение. В ответ вам дадут "добро" и сообщат, что "в виду малого модуля вашего судна сумма сборов незначительная". Телефоны в походе держите при себе - а вдруг понадобятся. Бжезовский человек хороший и всегда идет навстречу, если что-то надо решить. Помимо этого надо обязательно иметь Атлас ЕГТС том 4. В управлении можно купить новый (около 2000р), а можно откорректировать старый.

Оформительская часть производится в Повенце и состоит в том, что необходимо предъявить атлас, документы и лодку на обозрение судоходному инспектору. В нашем случае он проверил и выдал последние корректуры на атлас, удовлетворился ГИМСовскими документами и устно спросил про рации, спасы и огни (у нас все по нормам). После этого вы должны сходить к диспетчерам канала (около километра от порта) и договориться о входе в ББК. В принципе это можно сделать и с воды по рации, но только в случае если оплату прохождения Бжезовский решит принять в Беломорске. Иначе оплата будет в Повенце. Мы оплатили оба прохода в Беломорске на возврате и стоило это по 400 руб в один конец. При выходе из ББК в Онегу заход в Повенец для оформления не требуется. Зато очень удобно, пока лодка шлюзуется с 5 по 1 шлюз, сбегать в магазин и купить пива.

1. ПОВЕНЕЦ, "ПОВЕНЧАНСКАЯ ЛЕСТНИЦА"

Подходя к порту, запросите у капитана или диспетчера добро на вход и место для швартовки. Наилучший вариант - зайти как можно дальше вглубь акватории порта и встать врастяг между законсервированным озерным буксиром и полуразрезанным лихтером, используемым как причал. На атласе он нарисован самым дальним в берег, немного уступом, справа от грузового причала. За длительную стоянку могут взять немного денег, но при этом "отработают": это все-таки порт и местных мальчишек гоняют. Впрочем, пацанве просто интересно, без всякого намека на "пойдем им устроим".

Движение на ББК небольшое (до 100 прохождений за навигацию), но бывают заторы: нам навстречу по "повенчанской лестнице" тащили плавдок, и в результате мы зависли до следующего утра, так как разойтись успевали только у 2 шлюза, но там стоять негде, а плавдок уже проходил 4-ый. Лучший вариант в подобной ситуации со встречкой - стоянка между 4 и 5 шлюзом: можно отползти от судового хода, поселок недалеко - можно сбегать в магазин, песчаный пляж, лес, просто красивое место. Но еще лучше не тормозить.

Между первым и вторым шлюзами слева по ходу новая красивая церковь с очень интересным фундаментом. Ее видно еще на подходе с Онеги. Будет время - сходите.

От Повенца в Медвежьегорск каждый час ходит маршрутка, ехать около получаса (25 км), так что место для подмены экипажа удобное. Вообще весь ББК идет вдоль железной дороги на Мурманск, так что подсадки и высадки возможны каждые 20-40 км. Маршрутка уходит с площади где находится диспетчерская южного склона канала. Поселок был построен для обслуживания порта и ББК, сейчас живет только каналом и подсобными хозяйствами. Бедновато, но проблем с местными нет.

2. ДО ВЫГОЗЕРА

Прохождение повенчанской лестницы (по шлюз љ7) занимает не менее 6 часов, а то и все 10 особенно если с караваном, так что может оказаться, что надо заночевать до выхода в Выгозеро.

Оптимальный график прохождения канала - в 5-6 утра зайти в шлюз љ1, в ночь пройти Выгозеро и к вечеру второго дня попасть в Беломорск. Но может не получиться и придется дважды ночевать в канале. В период белых ночей в принципе шлюзуют круглосуточно, но все зависит от световых условий: если "повезет" с погодой то, могут и отказать, как было в нашем случае.

В канале есть два сверхузких участка с односторонним движением, которое регулируется вахтами шлюзов: один из них между 7 и 8 шлюзами длиной 7 км (лист 6), другой между 12 и 13 длиной 4 км. Основное опасение вызывал участок на подходе к 8 шлюзу так как он является большим по протяженности и шлюз не находится в прямой видимости от входа, а шлюз љ7 уже в 15 км позади и не слышит нас, к тому же Гранит-44 не страдает высоким качеством и мы эпизодически не могли договориться со шлюзами на "повенчанской лестнице" из-за несовпадения частот каналов. Тем не менее шлюз љ 8 нас нормально услышал на обоих проходах.

В районе островов Скальных, участок Волгожа между 8 и 9 шлюзами (лист 8), живет местный бурхан: в обоих направлениях нас заставала сильнейшая граза, причем в обратном это происходило "средь чистого неба". Кто такой бурхан? Так на Байкале называют богов-духов, которые являются "управляющими" данных территорий, обычно изображается в виде хмурого человечка: бурхан дядька суровый. Что делать, чтобы его задобрить? "Побурханить" - вылить за борт рюмку водки за хорошую дорогу.

"Южную" ночевку мы оба раза делали сразу после 9 шлюза напротив причала Телекинской обстановочной базы. У острова Чигаева стоят 2 понтона, и стоят видимо давно. Мы растягивались от них на берег в зависимости от ветра и чуствовали себя очень спокойно.

Совет девятый. Имеет смысл озаботиться о "грязном" кранце - большой подушке для борта, используя которую можно длительно стоять у самых неподготовленных стен, включая бетон, ржавое железо и гнилые доски с гвоздями. При шлюзовках малыми силами это тоже большое подспорье.

У нас до сих пор идет дискуссия о том как его сделать, чтобы не занимал много места. Пока наиболее предпочтительнее выглядит старая покрышка, но она здоровая и мы ее не берем. Можно попробовать сплести "тихими зимними вечерами", но пока не доходят руки. В общем "тема для докторской".

После 9 шлюза вы долго и незаметно для себя (30-35 км) выходите в Выгозеро.

3. ВЫГОЗЕРО. НАДВОИЦЫ

Путь через озеро длиной 50 км трудностей не представляет. Места красивые, настоящая Карелия, хочется побродить по нему, но обычно торопишься либо туда, либо обратно. В Сегеже можно подсадить кого-нибудь, но лучше это сделать между 10 и 11 шлюзом в Воицком озере: станция "Надвоицы" видна с трассы канала и находится в 200 мерах от берега.

В самом Выгозере должна быть великолепная рыбалка, сети стоят практически везде. Последнее кстати может представлять проблемы при хождении вне фарватера. В последние годы бакена на основном ходу заменены с кромочных на осевые. Судовая обстановка поддерживается в порядке. Стояночных мест много, как и на всем канале, но грунт в основном камень - нужен хороший "адмирал".

В шлюзе љ 10 в нижней камере обычно на пару часов застревает пассажирский "турист" для пикника. Нижняя камера не реконструирована и там для шлюзовки нужны как отпорники так и багры: рымов нет, есть камень и деревянная обрешетка стен, местами уже разрушена. Попросите шлюзовщика не сбрасывать воду быстро и будьте настороже.

Кстати - все шлюзы ББК самотечные, так что самое безопасное место на шлюзовке это задняя по ходу часть ванны.

При подходе к 11 шлюзу будьте особенно внимательны с правой кромкой. У нас в атласе рукой капитана "Волгонефти": "!!!! т/х "Мег" чиркнул по какому-то препятствию правым бортом у буя 154 !!!!"

4. К БЕЛОМУ МОРЮ.

После 11 шлюза интересное место для стоянки за о. Кода. Но мы туда не полезли, а ночевали в Идели, причем дважды и оба раза выполняли заход в Идель практически вслепую - заведомо после полуночи в пасмурную погоду. Стоянка хорошая, но заход ночью… в общем как в самолете по приборам, потому что дополнительный судовой ход снят, а вокруг его пни.

Итак. Фарватер дополнительного хода идет по руслу реки Идель и глубина не должна быть менее 4 метров - следите за эхолотом, это основной ваш прибор! Дойдя по каналу до пары вех на 1274 км, вы должны лечь на ПУ приблизительно 315, когда по корме находится южная оконечность ближнего острова Носырева (на котором стоит створ "Енг встречный"), а нос смотрит на просеку, которая осталась от снятого створа дополнительного судового хода. Так надо пройти приблизительно 1.8 км, до поворота русла вправо к поселку возле безымянного острова, находящегося справа по ходу. Когда остров окажется на траверсе, надо лечь на ПУ приблизительно 350, по корме должна находиться восточная оконечность о. Кочкома, а нос должен целиться в основную группу деревьев в поселке Идель, находящуюся в 100 метрах от воды Так надо пройти около километра, пока северо-западная оконечность безымянного острова не окажется приблизительно на "5 часов". Здесь надо заложить плавную дугу влево, приведя северо-западную оконечность острова в положение "точно по корме" (на "6 часов"), при этом нос ориентировать лодочные гаражи с ПУ около 315. Для нахождения пристани, пройдя гаражи надо держаться вдоль правого по ходу берега, ориентируясь на две серо-серебряные цистерны в 50 -70 метрах от воды. Дело в том, что пристань находится практически вровень с водой и разглядеть ее в бинокль с расстояния даже 500 метров очень тяжело. Внимание! Слева по ходу начиная со второго поворота (возврат на 315) явственно видны луды. Лучше отклоняться вправо - там опасность только затопленные пни. Тем не менее, держать скорость выше 3-3,5 узлов не рекомендуем: на втором выходе (днем при ясной погоде!) мы все-таки поймали пень при глубинах 3,8 метра в районе второго поворота, разогнавшись более 4 узлов и потеряв по эхолоту русло. Стоянка абсолютно спокойная (якорь с кормы, нос на пристань), местные не тревожат. Тревожат комары. Просто звери какие-то. Станция и железная дорога рядом. Координаты пристани по GPS N 64d07.5m E 034d15.3m.

По утру после стоянки в Идели мы столкнулись с описанным в начале этой части беспокойством сотрудников канала по поводу нашего исчезновения с судового хода. Обратите внимание на лозунг на валу плотины 12 шлюза. Это покруче "Идет вода Кубань-реки куда велят большевики".

В атласе на 21 листе, где изображен канал между 12 и 13 шлюзом есть неточность: между 1293 и 1294 км канал существенно шире слева по течению и по ходу.
После 13 шлюза вы идете по реке Нижний Выг. Между 15 и 16 шлюзами будьте крайне внимательны: сети стоят практически на фарватере и достаточно часто.

Питьевую воду после 12 шлюза брать не рекомендуем. А лучше вообще заправиться в Онеге на о. Сал.

5. БЕЛОМОРСКИЕ ПОРТЫ

Про разводной (в обоих смыслах) железнодорожный мост я уже рассказал. Если есть проблемы с высотой мачты и разводка нужна однозначно, лучше не спускайтесь вниз за 18 шлюз до времени разводки "минус час" - стоять там негде.

Наплавного моста на 1331.7 километре уже не существует. Полуразобранный он пришвартован к берегу между причалом љ2 и причалом љ3 речного порта Беломорск.

В виду существующих явных проблем с местными в речном порту г. Беломорска, необходимо сократить время пребывания там до минимума. Аборигены активно проявляют нездоровый интерес как к лодке, так и к ее экипажу, вздумавшему прогуляться по окрестностям.

Дело в том, что речной порт находится не в собственно Беломорске, а в "выселках" под названием Водник. Этот поселок был построен исключительно для обслуживания ББК и речного порта. Население не более 500 человек. К сожалению, по объективным причинам поселок целиком и полностью превратился в люмпенское поселение. Территория порта не контролируется никем. Даже капитан порта приезжает из Беломорска. Ночевать в речном порту не рекомендую категорически. Выспаться не дадут. Но если так получилось - уйдите от берега. Если есть танкера, ожидающие разводки моста на рейде, спрячьтесь у них за кормой в районе 281 буя. Впрочем, у местных есть лодки…

Лучше всего стать врастяг между углом причала љ3 и наплавным мостом. У причала љ3 стоит обычно речной "турист", пока морские катера возят туристов на Соловки. Ни в коем случае не пытайтесь приставать к разрушеной деревянной пристани для маломерного флота, разбитой плавмастерской и причалам љ4 и љ5. Пристань для маломерного флота настолько прогнила, что любое перемещение по ней опасно для жизни.

У капитана порта вам надо получить добро на выход в море, предъявив ему морские рации и судовую роль. Оформление занимает немного времени, так как погранцов в порту нет. Кстати связываться с капитаном уже от 18 шлюза лучше на 16 морском канале, так как у него тоже Гранит-44, который иногда барахлит. Здание капитана порта является самым северным, ближним к морю. Зеленого цвета, вход с торца по лестнице на второй этаж.

Все выше описанное не означает, что Беломорск - это плохо. Как только разрешение на выход получено, шлюзуйтесь в соленую воду. Стоять лучше всего в рыбном порту (начальник Заикин Владимир Алексеевич). Вход в него между нефтяным и угольным причалами. Проходите вглубь ковша северного мола к плавдоку. Там есть несколько плавучих причалов и полуразрезанный лихтер с парой катеров. Можно встать врастяг и не зависеть от приливов. Стоянка недорогая. Есть сторож, который контролирует проход на территорию порта. Рыбаки предлагают свежую рыбу недорого. До города 20-25 минут ходьбы. В одном из ближайших домов магазин "Пятерочка" с обычным для нее ассортиментом. До вокзала 40 минут ходьбы от порта. Производство в городе есть, так что народ живет, не люмпенствует. Есть сауна, в центре, у почты, в том же здании где и баня. Возле сауны на берегу реки Нижний Выг неплохое кафе с ассортиментом "на перекус". Бензоколонка ТНК на границе города - лучше взять такси, если нужна солярка. Такси дешевые, но их немного. Если нужно заменить экипаж, место подходящее с условием не задерживаться в речном порту. Прохождение морского канала необходимо согласовывать с капитаном порта на 16 канале. Стационарная радиостанция "Стандарт 2345" позволяет говорить с портом на расстоянии до 25-35 км.

Михаил Хавин,
яхтенный капитан
Июль, 2004


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 10 января 2007 | Просмотров : 14347

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU