Навигация
Реклама
Путешествие Мичиган-Хельсинки-Москва Путешествие. Часть 4
В районе 10 утра уже входили во внутреннюю гавань Суоменлинны. Порадовали карты C-MAP - можно посмотреть не только крупный план этой довольно тесной гавани, но и вид сверху - аэрофотографию. Приведены телефоны сервисов, ресторанов, пограничников. Фарватеры обставлены безупречно. Вход в гавань очень узкий - кажется, что с трудом разойдутся две лодки. Но все обставлено вехами и двигаться можно безопасно, несмотря на камни вокруг. Пирс пограничников и таможни расположен прямо напротив входа в гавань (ориентир - надпись "паспортный контроль" на торце пирса). Вправо вглубь гавани - стоянки для яхт.
Швартуемся, выхожу на пирс с намерением отправиться на поиски представителей власти, но путь на берег перегорожен калиткой с металлической сеткой. Рядом висит телефон и инструкция как звонить погранцам. Провод телефона оборван... Остается ходить по пирсу и привлекать к себе внимание. Машу руками всем, кто проходит мимо по ту сторону сетки. Прям зоопарк! Наконец какой-то дядечка в костюме ремонтника машет рукой в ответ - типа, ждите, ща позову. Где-то минут через 20 выходят два дядьки в форме цвета хаки, спрашивают, что оформлять будем: приход или отход. Объясняю, что, вообще-то, отход, но только границу мы хотим закрыть где-нибудь на островах Хапасаари или Сантио, а здесь нам бы только получить штамп в декларацию о вывозе лодки, мол парни из портовой таможни сказали, что так можно. - А-а-а, - говорят дядьки, - так это вам к таможенникам надо, а они с 11 часов работают, как придут - мы их к вам направим.
Делать нечего, ждем. Достали пиво, почистили воблу. В 12-м часу выходят еще двое, но уже в синей одежде - таможня! Вновь объясняю наш план, тру про декларацию и штамп и про "парней из портовой таможни, которые сказали, что так можно". Вид у таможенников сделался озадаченный. - Нет, говорят, - так делать нельзя, но если вы так уверены, мы, на всякий случай, позвоним тем "парням". Мы успели открыть еще по баночке, когда таможня вернулась и... "добро" нам не дала. - Мы, - говорят, - не знаем, кто ошибся, но ситуация такова: мы ставим вам штамп о вывозе лодки, но тогда вы закрываете визы на Суоменлинне и следуете прямым курсом за пределы территориальных вод, либо вы, просто отшвартовываетесь и, ничего не оформляя, следуете на восток шхерами, но только ни на Сантио, ни на Хаапасаари таможни нет (только погранцы), а посему заветный штамп получать надо в Котке (очень важная информация, поскольку в русскоязычной части интернета Хаапасаари часто упоминается и как пограничный, и как таможенный пост - это ошибка!). На вопрос Инны, заданный ею откровенно заговорщецким тоном: - Неужели вы никогда не изменяете правилам? последовал односложный ответ: - Никогда. В принципе сие известие не сильно нас расстроило (в минусах лишь отсроченный возврат депозита и потеря половины дня на заход в Котку), а потому отшвартовываемся и, едва разойдясь с каким-то катерочком, правим в море.





Остров Лауттасаари - часть Хельсинки. Стрелкой показана гавань, в которой мы стояли перед перегоном.



Красные точки - наш путь. Синие пунктирные линии - трассы паромов и прочих транспортных судов, которые тут ходят с регулярностью автобусов. Фарватеры размечены на местности идеально, каждая веха совпадает чуть ли не с метровой точностью со своим положением на бумажной и электронной картах, но башкой крутить надо постоянно, чтобы тебя ненароком не переехали или ты кого.



Причал таможни и погранцов на Суоменлинне.



Недалеко от Суоменлинны нам надо пересечь последний крупный транспортный фарватер. Вот мы уже почти на его середине. Еще чуть-чуть и ставим паруса(дальше - движение менее интенсивное и только местные фарватеры преимущественно для катеров и яхт). В этот момент глохнет движок. Не чихал, не капризничал, просто как будто выключился. Я в панике (без хода в центре оживленного фарватера!), но Юра с Инной невозмутимы и быстро доказывают, что на самом деле есть для нас теперь главный движитель - мы ставим паруса! У-ф-ф, отлегло. Ветерок несильный, но лодка идет уверенно, причем туда, куда нам нужно, а не куда ветер дует Зашелестела водичка. Невероятное это все же ощущение, когда обрывается шум движка и лодка продолжает двигаться, кажется, почти в звенящей тишине, оттеняемой плеском воды. Вроде и скорость почти та же, но почему-то возникает ощущение большей размеренности движения, какой-то что ли обстоятельности. Андрюха ныряет на камбуз и выдает еще по холодненькому будвайзеру. Потихоньку перевожу дух, дрожь в коленках проходит обратно пропорционально содержимому банки. А вроде и ничего страшного. Идем себе спокойно. Шныряют яхточки и какие-то баржонки. Ветерок знай себе дует. Даже солнышко через тучки и дымку припекает. Идем! Даже придремать успел.





Но что это? Темное пятнышко на горизонте постепенно превратилось в военный корабль. Идет нашим курсом, потихоньку догоняя. Уж не дискуссии ли наши на таможенном посту стали причиной такого экскорта? Напрягся чуток, но проклятая натовская военщина решила не распоясываться. Кораблик неспешно догнал нас, с пол минуты шел рядом и, прибавив ходу, ушел вперед и вправо. Позже питерцы говорили, что шутки шутками, но кораблик вполне мог быть выслан чтобы проследить наш путь и мои предположения о том, что, учитывая всеобщую финскую расслабуху и доверие, мы могли бы закрыть визы и получить экспортный штамп на Суоменлинне, после чего, выйдя в море, вновь пересечь границу территориальных вод и вернуться в шхеры, далеки от реальности - над душой тут никто не стоит, но ситуация контролируется очень четко. Возможно это и так.





Инна на руле, так что можно любоваться камнями, соснами и попивать пивко. Ну иногда, правда, допускают сверить карту с позицией на плоттере и соотнести результат с окружающим пейзажем. Как ни странно, все эти три навигационных составляющих продолжают совпадать с невиданной точностью. Все береговые и плавучие знаки находятся ровно там, где им положено быть. Вокруг туча островов и островочков, но несмотря на кажущуюся дикость, почти на каждом, даже на самом маленьком размером с лужайку для пикника, стоят домики, веранды, сауны. В многочисленных заливчиках - яхты у берега или на якорях.
Мы следуем размеченными вехами фарватерами, время от времени сворачивая на выгодные с точки зрения генерального курса ответвления. Ночевку предварительно определили в Порвоо. Во-первых, атлас сулит там комфортабельную гостевую стоянку, а во-вторых очень хочется посмотреть этот упоминаемый во всех туристических проспектах старый финский городок. Ранее мы в нем были только проездом на машине.





Придя в себя, решаю заняться двигателем. Выставляю рычаг газа на 1/2, жму кнопку старта - заводится! Убавляю газ - глохнет. Звонок другу в МСК. Советует проверить чистоту топлива в карбе. Лезу в моторный, отворачиваю сливную пробку - стекает пол стакана чистейшего бензина, что, впрочем, ожидаемо - перед карбом стоит фильтр. В чем же причина? Еще несколько раз завожу движок на повышенных оборотах - все то же самое. Завожу и даю поработать несколько минут с ревом, плавно уменьшаю газ - работает! В общем, причину сего каприза так и не понял, движок исправно оттарабанил до самого Питера.
Между тем, дело к вечеру и планы наши слегка поменялись. Заход в Порвоо решили отложить на "когда-нибудь в другой раз". Дело в том, что заход в Порвоо - это приличный крюк в сторону. Туда идет длиннющий и узкий судовой ход, потеряем часа 3 сегодня и столько же завтра, а между тем вокруг ближайшего острова Onas в атласе отмечены, как минимум, три яхтенных стоянки. Решено - встаем на острове. Рубим паруса и под двигателем подходим к первой из них. "Стоянка" озадачила - практически открытое всем ветрам место, куча камней, мелковато, но действительно стоит пара катеров. Нет, нам это не подходит и мы ныряем в пролив между двумя другими островами. Вот тут гораздо лучше! В глубине пролива обнаруживается хорошо укрытая стоянка с деревянным причалом и швартовными буйками, заведенными на якоря. Стоят четыре финских лодки, но свободных мест еще полно - как минимум, с десяток. Швартуемся, растягиваемся. Все в предвкушении ужина. По случаю нашего первого перехода еще днем я обещал пожарить баклажаны с овощами. Лезу за мангалом. В это время с берега подходит парнишка и заявляет дословно следующее: стоять вам тут нельзя, это место для членов комунны города Порвоо. Объясняем, что мы намерены только переночевать, даже на берег, если надо, выходить не будем и утром уйдем. Ок, - парнишка соглашается: - Если на берег не пойдете, то стойте. Ну и славно! (Чего мы на том берегу не видели, камни с елками?) Как бы ни так! Минут через 5 приходит, очевидно, папаша парнишки. Этот непреклонен - это место для порвинских комуннаров и баста! - Куда же мы пойдем сейчас, - спрашиваем, -дело-то к ночи? Есть тут, говорит, островок недалеко - там место общественное, туда все яхтсмены из Хельсинки ходят - вот туда и идите. Честно скажу, с подобным финским "дружелюбием" столкнуться пришлось впервые.
Делать нечего, отвязываемся и валим. Действительно, в стороне, куда папаша указывал, возле одного из островов находим пригодное для стоянки местечко. Ни причалов, ни мурингов нет, но акватория закрыта со всех сторон островами. Пока мы "шепотом" приближались, на берег вышел мужичок. Предупредил, что там, куда метим, мелко, зато чуть вправо - самое то для нас место. Сказал также, что жечь костры абы где запрещено, но на острове есть специально оборудованные места и расположены они там-то и там-то. Спасибо тебе мужик, чуть подправил нам впечатление об аборигенах! Подходим в указанном месте - действительно, глубина до самого берега, можно даже носом ткнуться. Рядом стоящая яхта так и сделала, но мы опасаемся и растягиваемся, положив с кормы якорь, а с носа завезя конец на сосну. Лепота! Тихо, ветер остался за островом. Пахнет морем и лесом. Прозрачная до самого дна вода, бодрящая такая водичка, но мы не смогли не искупаться. Вода едва-едва солоноватая, после купания можно не ополаскиваться. Шампунь отлично пенится и башка после мойки как одуванчик.
Накупавшись всласть, прикручиваю к релингу мангал. На мангал - сковородку. На сковородку - масло (много!). Как разогрелось - баклажаны, нарезанные кружками около 1 см толщиной. Прелесть данного способа в том, что можно жарить на хорошем огне, не опасаясь за окружающие предметы - брызги масла (а баклажаны брызжутся очень сильно) летят прямиком в воду. Когда баклажаны хорошенько обжарятся с двух сторон (если баклажанов много - жарим их в несколько приемов, постоянно доливая масло, а затем объединяем пожаренное на сковородке), вываливаем ни них сверху резаные помидоры, петрушку и чеснок. Солим. Закрываем крышкой и тушим примерно 20 минут. Затем обильно сдабриваем черным молотым перцем, помешиваем и держим под крышкой еще минут 10. Снимаем с огня, выдерживаем под крышкой еще минут 5-10 и вуаля - обалденный закусон готов. Можно употребить и как самостоятельное блюдо, но идеальное сочетание - с жареным мясом (у нас были лишь сосиски, но зверский аппетит после купания и магия места значительно подняли их статус). С соседних лодок пристально наблюдали за процессом готовки. Мы никого не позвали - умяли внутреколлективно.
План на завтра: переход до Котки. Пользуясь безветрием, загодя поменяли стаксель на 150% геную. Должны прибавить скорости.





Приблизительный (реально шли прямыми ломаными линиями по фарватерам) маршрут от Суоменлинны до острова Onas.



Спал как убитый. Утро встретило хмуро. Тучи, дождик временами. Завтракаем и отходим. При отходе замечаем невдалеке некий зеленый бак, установленный на заякоренном посреди бухты плоту. Ба, да это же откачка для дерьма! Такая же, как на заправке, только не электрическая, а ручная. Подходи кто угодно и откачивайся, бесплатно, только в воду не сливай!
Ветра нет или он закрыт островами. Чапаем под мотором. Тузик послушно бежит на коротком поводке. Чтобы тузику было не одиноко, Инна прикрутила к кормовому релингу спининг и вытравила в кильватер легкую блесну на 40-метровой леске. Высказываю осторожное сомнение в том, что, учитывая нашу скорость и длину лески, блесна сможет сойти с глиссирующего режима и погрузиться. Инна смотрит на меня недоверчиво и даже как-то сердито. Больше к данной теме не возвращаюсь во избежание - здоровый климат на борту дороже правды!



Ближе к полудню тучи сменила подсвеченная солнцем дымка, а потом потихоньку начало раздувать. Заглушили мотор, вздернули паруса. Весьма ходко прошла навстречу яхточка. Отсалютовали друг другу взмахом руки - здесь это непременный ритуал. Незнакомые люди улыбаются и искренне приветствуют, приятно.





Решаю, что самое время заняться упорядочиванием внутрисудовой жизни. Откопал приготовленный еще в Москве судовой журнал. Заполнил титульную страничку и страницу за вчерашний день. Для пущей важности, правдивости и соответствия хорошей морской практике завели моду каждые полчаса отмечать свое положение на бумажной карте, благо это не трудно - достаточно взглянуть на электронную карту и соотнести ее показания с местностью. Зато, если, вдруг, что-то случится с плоттером, будем знать свою позицию с достаточной точностью





Чем ближе к Котке, тем больше шхерный фарватер жмется к берегу, закладывая приличные коленца. Юра предлагает идти открытым морем и повернуть на Котку непосредственно у входного коткинского маяка. Глубины, судя по карте, тут приличные - от 30 и более метров. Камней практически нет, а те, что есть, обозначены. Решено, сходим с фарватера и поворачиваем в море. Ориентир для поворота - маяк на каменной косе (на фотках - он на экране плоттера, на карте и в реальности).



Часам к трем дня окончательно распогодилось. Паруса упруго тянут. Солнышко. Шелест воды вдоль борта. Нырнуть в ледяной ящик за баночкой "будвайзера", почистить воблочку, помурлыкать... Хорошо! Через несколько часов ярко выраженного курортного плавания открывается "Котка-маяк". Вот этот столбик с зонтиком сверху - это он. Кажется крошечным, а между тем на макушке у него - вертолетная площадка.
К моменту выхода на маяк ветер усиливается. Бежим бодро, наживка за кормой поднимается на крыло и даже тузик временами покушается на попытки глиссирования. Инна сматывает удочки, но это не поражение, а лишь отступление, генеральная атака на рыбу еще впереди.
Еще с полчасика и вот она Котка на горизонте.





Рубим паруса и заводимся. Чтобы попасть в центр города, поближе к магазинам и харчевням, надо идти практически прямо, но наша цель - таможня, что в конторе порта на острове Муссало, поэтому сворачиваем влево. В атласе на южной стороне Муссало обозначена гостевая стоянка (буквально: "Гостевой порт "Санталахти") с заправкой, водой, электричеством, рестораном, сауной и даже стиральной машиной. Вход в бухту достаточно широкий, но, как везде тут, всюду камни. Фарватер (по карте - 1,9 м) обозначен вехами, местами он очень узкий - едва ли не 10 метров. На берегу - ветряки, но почему-то не вращаются, хотя ветерок свежий.





И тут мы в очередной раз столкнулись с весьма своеобразным толкованием финнами понятия "гостевая стоянка" (красный крестик на карте). В глубине бухты действительно обнаруживаются плавучие пирсы, но выход на берег со всех, кроме одного, перегорожен сетчатыми калитками. Лишь один пирс не закрыт с берега, но у него уже стоят несколько крупных водоизмещающих катеров и свободны только два места, напротив каждого из которых висят таблички. Естественно, на финском. Остается гадать что там написано - то ли фамилии хозяев этих мест, то ли "добро пожаловать дорогие гости". Надеясь на второе, швартуемся, авось не прогонят. Инна рвется в ресторан, но ресторана тут нет, как нет воды, электричества, заправки и прочих обещанных благ цивилизации. Есть пирс, ручная откачка для дерьма и в кустах дощатый домик для медитаций - все. На другом берегу бухты - пляж и явно какая-то зона отдыха со злачными местами. Догадку подтвердили четверо в зюзю пьяных финнов, подлетевших на моторке и посеменивших как раз туда. Минут через 30 они вернулись еще более веселые и с добавкой, подтвердив - цивилизация там! Тем не менее, слабые попытки Инны пойти в люди были бойкотированы. Вдруг навалилась усталость. Разогрели каких-то условно съедобных консервов с намерением побыстрее лечь спасть, но в итоге, слово за слово, просидели за полночь за бесплодными спорами об укладе жизни у нас и у финов и почему у них порядок и а нас как обычно и стоит ли жить по совести, надеясь поменять мир личным примером. Очень крепко поспорили, но вовремя остановились, не перейдя за грань добрых личных отношений.
ПыСы: Кстати, в зюзю веселые финны все как один были в новеньких ярко-оранжевых спасжилетах.





Чего не отнять у финнов, так это ревностного отношения к порядку и чистоте вокруг. Утром 30 июля, проснувшись и позавтракав, мы всей командой отправляемся в город, я - в таможню, остальные - на экскурсию и разграбление магазинов. На выходе со стоянки, среди дожидающихся лодок трейлеров обнаруживаем белые грибы и заросли малины с небраной ягодой. Неподалеку - 5 контейнеров для мусора (отдельно: бумага, стекло, пластик, металлы и биоотходы). По грунтовке, петляющей меж сосен, выходим к виденныем нами вчера сквозь деревья злачныем местам. Это оказался парк развлечений с аттракционами, спортивными площадками и минигольфом. Напротив - стоянка для кемперов и кафешка. Тут я оставил ребят, решивших вызвать такси (до города пешком пилить около часа), и двинул пешедралом в порт - он тут недалеко, минут 15 ходу. Кажется я понял тайный смысл возможностей, которые путеводитель по финским маринам предписывает той или иной стоянке. Финны указывают не то, что есть на территории стоянки, а то, что в принципе имеется в ближайшей округе! Еще метров через 600, к примеру, (или в 1,2 км от берега) обнаружилась и топливозаправка. А на обратном пути в лесу нашлась и сауна с дровяным подогревом.
В порт я пришел удачно - ровно к началу рабочего дня. Нашел таможню. все окошки свободны. Подхожу к первому попавшемуся.
- Мне бы, говорю, штамп о вывозе лодки вот в эту бумажку поставить.
- А где, спрашивают, ваша лодка?
- Да тут неподалеку, машу рукой предположительно в южную сторону, в гавани Санталахти стоит.
- Когда вы собираетесь покинуть страну?
- Сегодня планируем уйти на Хаапасаари, закроем там визы и завтра рано утром уйдем на Питер.
- Ок, говорит тетенька, давайте сюда вашу бумагу.
Передаю декларацию. Таможенница изучает ее с минуту, потом спрашивает почему в графе "пункт вывоза" значится Суоменлинна в то время как я нахожусь в таможне Котки. Вновь рассказываю историю "про парней из таможни в порту Хельсинки, которые...." ну и так дале.
- Ок, говорит, таможенница, исправьте своей рукой "Суонменлинна" на "Хаапасаари".
- Я не знаю как написать "Хаапасаари" без ошибок. (Ну не уловил я со слуха количества буковок "А"!)
- Я вам помогу.
Тетенька пишет "Haapassari" на клочке бумаги и дает мне. Перечеркиваю "Суоменлинна" в бумаге стоимостью 3000 евро и вписываю действительное место пересечения границы - остров Хаапаасаари. Таможенница принимает у меня бумагу и бухает по ней штампом.
- Хотите мы сами пошлем декларацию в таможню Хельсинки?
- А это действительно возможно, она не потеряется? - малодушничаю я.
- Нет, что вы, в понедельник она уже будет в Хельсинки, но, чтобы вы были спокойны, я сейчас сделаю вам копию...
Стою я, братцы, у таможенного окошка и чувствую, что что-то тут явно не так. Чего-то я явно не понимаю. Ну представьте: приходит неизвестно кто с опухшей, обгоревшей и вдобавок небритой рожей и просит заверить документ, по которому государство Финляндия обязано будет вернуть порядка трех тысяч евро. У неизвестно кого даже не спрашивают паспорт (!) и не желают убедиться, что лодка, о которой он толкует, действительно находится в порту Санталахти, ожидая отхода в Россию, а не продана три раза каким-нибудь наивным финским дедушкам!!! Кроме того, скажите мне, откуда финны знают, что я действительно намерен вывезти лодку? Шпам-то, подтверждающий вывоз, я уже получил, де-юре лодка вывезена! Вся процедура заняла около 10 минут. Ушел из таможни с копией отштампованной декларации и острым чувством незавершенности, как будто чего-то не доделал или отложил на завтра... Почему-то вспомнились разные случаи получения справок в родном отечестве - типа из поликлиники об анализах или из ЖЕКа об отсутствии долга в 9 руб 50 коп...





Продолжение >>>

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 12 марта 2010 | Просмотров : 6685

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU