Навигация
Реклама
Москва-Соловки Изменения и дополнения 2006-2007 г. к путеводителю От Москвы до Соловков на катере и яхте

Изменения и дополнения к путеводителю
«От Москвы до Соловков на катере и яхте»
(
www.yachtmaster.ru)
2006-2007 гг. Первый выпуск.

1. Стоянка в районе устья р. Медведицы «Ежихина гавань».

После поворота русла Волги направо (там где впадает река Колкуновка), на 212 километре справа по ходу открывается большой залив с красивыми сосняками, песчаными пляжиками и кучей мелких островков. Вход в залив расположен между двумя мысами, но туда заходить как-то не пытались, потому что в атласе (и не только свежем, но и более древних) недвусмысленно стоят глубины менее метра прямо от входа (см. рис. 1).

Рис.1 Схема Ежихиной гавани.

И мы бы очередной раз прошли мимо если бы в 2006 не углядели в глубине левого рукава здоровенный катер с осадкой никак не менее 1,3 метра. Тогда, набравшись храбрости и видя, что дело к вечеру, мы рискнули. И с первого захода сели на мель, причем крепко. Заход вглубь идет по руслу ручья, идти надо строго перпендикулярно судовому ходу (см. фото 1, 2), нацелившись в горло узкого залива-ручья на дальнем берегу этого большого залива и ни в коем случае не срезать углы на входе. Русло проходит в 20-30 метрах от травяных зарослей, являющихся хорошим ориентиром окончания мелководья левого мыса.

Фото 1 2. Заход в гавань по руслу ручья

На баре глубины поднимаются не выше чем до 2,5 метров, в глубине иногда опускаются до 4,8. Стоянка носом в берег возможна только в одном месте – у дальнего берега перед входом в ручей справа. То есть во всех остальных случаях тузик очень к месту. Зато оборудованных стоянок множество – и костер запалить, и шашлык сготовить, и за столом посидеть место найдется. Дальность от судового хода и высокие берега гарантируют полное спокойствие сна капитана.
Название дано вследствие большого количества ежей, совершенно не боящихся людей. Так нам по крайней мере показалось. Из минусов – в воде могут быть пиявки, хотя мы купались без последствий

Вход в большой залив напротив бывшей стоянки «плиты» на 207 (209) км следует считать непроходимым для килевых яхт – пытались по всякому, глубины на входе поднимаются много выше 1,5 метра.

2. Вход на стоянку «Штаны»

Несмотря на большую популярность этой стоянки в окрестностях Калязина, у некоторых коллег возникли сложности с обнаружением захода туда. Публикуем пару фотографий для уничтожения данной проблемы (см. фото 3,4). Внутри бухты для переезда с одного берега на другой в 2006 году функционировал самодельный рыбацкий паром на ручной тяге – будьте внимательны, не повредите эту переправу (см. фото 5).


Фото 3. Заход в бухту «Штаны», вид на подходе со стороны Углича.


Фото 4. Бухта на траверсе


Фото 5. Рыбацкий паром на ходу.


3. Изменения по Вытегре

После прохождения шлюза № 1 в путеводителе была заявленна возможность прохождения по руслу р. Вытегры до порта и старого шлюза. Теперь габарит проводов понижен до высоты 8 м. Попыток пройти вдоль берега (как описано в путеводителе) в 2006-2007 годах нами не проводилось.

4. Стоянка в Гарницкой губе

В самой глубине Гарницкой губы функционирует турбаза (телефоны хозяина Виктора Ивановича: +7(921) 2266327; +7(8142)727727). Если необходимо можно переночевать у причала турбазы – за это денег хозяин не берет. При желании и предварительном звонке можно организовать все, начиная от ночевки в «цивилизованных условиях» на берегу до бани и хорошего обеда/ужина в гостинной турбазы. Турбаза функционирует в круглогодичном режиме.

5. Стоянка на острове Сал.

В 2007 году при стоянке в бухте острова Сал (у рыбацкого причала о. Карела) обнаружено, что бочки с остатками солярки на о. Карела настолько проржавели, что прохудились. В результате вытекающая на землю солярка попадает в воду бухты прямо у причала. В связи с вышеизложенным и, учитывая тот факт, что это единственная точка подхода «носом в берег» (так как рыбацкие причалы на о. Сал полностью разрушены выше уровня воды), данную стоянку в настоящий момент следует считать аварийной. Иными словами полноценный отдых в данной бухте невозможен.
Для ликвидации этой экологической катастрофы необходима посылка судна приличных размеров с грузовой стрелой: ориентировочный объем бочек 500 л каждая, плюс к тому надо будет дополнительно убрать несколько кубометров отравленого грунта

6. Изменения по Повенцу

Вышла новая редакция Атласа ЕГС Том 4. Содержание аналогичное старым редакциям с учетом корректур. Стоимость порядка 3800 рублей.
Все причалы бывшего повенецкого порта (кроме обстановочной базы) теперь частные – принадлежат организации типа ООО «ЭПРОН-Север». Стоянка платная и не очень маленькая по деньгам. Однако инспектор ГРСИ, чей катер стоит у причалов порта, договорился, что время проведения досмотра перед входом в ББК является для досматриваемых судов бесплатным (обычно час-два). С другой стороны можно спокойно ткнутся носом в береговой песок у озерного окончания причала – это никем не запрещено и бесплатно (совет от инспектора ГРСИ).
Описанного в путеводителе лихтера нет – порезан и сдан «на иголки». Собственно упомянутое выше ООО и занимается распилом отслуживших судов и сдачей их в металлолом. Все это происходит в бухте порта Повенец прямо у причалов, так что стоянка достаточно некомфортная.
В качестве альтернативы в добавление к уже рекомендованым можем порекомендовать причал после шлюза № 5 слева по ходу. Стоянка спокойная несмотря на близость судового хода – судопоток по ББК сильно упал по сравнению с 2003 годом, нефтерудовозы не ходят. Однако есть относительный подъем траффика в этом году (по словам инспектора), что связано с освоением Штокмановского месторождения.

7. Стоянка перед выходом в Выгозеро.

Судя по состоянию причалов Телекинской обстановочной базы, база либо расформирована, либо причалом у шлюза № 9 не пользуется. По-этому рекомендуем в качестве пункта нормальной стоянки сам причал – грунт хорошо держит якоря даже в навал. Население поселка проблем не доставляет. Заход к причалу необходимо начинать с фарватера между буем № 70 и о. Чигаева – см. рис. 2.


Рис. 2. Заход к причалу Телекинской обстановочной базы.

8. Стоянки на беломорском склоне ББК

Перед шлюзом № 13 находятся садки рыбного хозяйства. Чуть в глубине залива находится какой-то причал, скорее всего принадлежащий данному хозяйству – расспросы диспетчера на шлюзе ситуацию не прояснили, за исключением того, что ни причал ни садки никакого отношения к ББК не имеют. В процессе ожидания шлюзовки наблюдали людскую деятельность на причале – наверняка можно и рыбки купить и отстояться если что (см. рис. 3).
В качестве хорошей стоянки можем рекомендовать стоянку в заливчике правого берега р. Нижний Выг после буя 222 (1304,5 км). На подходе хорошим ориентиром служит торчащая из воды водокачка у левого берега на 1303 километре, через километр после нее судовой ход подходит под правый берег, и по прохождении красного буя 222 русло немного отворачивает направо. Вход в залив хорошо виден от мыса у 22 буя. На входе глубины около 4 метров. Углубиться сильно в залив не удастся, ни в прямой рукав, ни в правое ответвление – мы встали посредине, кинув якорь с кормы и завязав носовой за березу на левом (по ходу) берегу. Подойти ближе чем на 3 метра к берегу нигде не удалось. Единственный минус – комары. Зато стоянка спокойная. См. рис.4


Рис. 3 и 4 Стоянки на беломорском склоне ББК.

9. Изменения по Беломорску.

Изменений много и большинство не в лучшую сторону.

По порту:
- Причал № 2 теперь занят Кометой, которая возит (иногда по 3 раза за день) экскурсии на Соловки.
- Причал № 3 единственный общественный - портовый, но туда на наших лодка не встать - будет бить о бетон, стенка высокая.
- Маломерный причал полностью обрушился, причалы 4 и 5 тоже нерабочие, хотя наверное носом к ним подойти можно.
Основная точка стоянки – маленький деревянный причальчик за Причалом №2. Туда можно зайти, но стоянка будет платной (по 150 р за сутки), т.к. эта территория принадлежит тому же частному лицу что и Комета. Но вроде охраняют и нет проблем с местными.
Альтернативный вариант – встать на другой стороне носом к остаткам причала №1 – там более тихо и дико, но понадобиться тузик.

Досмотр
Теперь проводится инспектором ГИМСа, который специально для вас прибудет к капитану порта. По-этому лучше созвониться заранее и его предупредить. Их двое – Кузнецов Михаил Сергеевич и Рудный Александр Васильевич, телефоны +7(81437)53698. Без их «добро» капитан порта вас в море не выпустит. А им потребуется класс мореходности нормальный, а не «5000м от берега». По-этому заранее все выясняйте – что будут требовать (в т.ч. и по пиротехнике). Инспектора нормальные, вполне понимающие ситуацию, один из них бывший начальник бывшего рыбного порта.

Бывший рыбный порт и сам город
Территория рыбного порта никем не контролируется и ничего интересного уже не представляет. Одни руины, сняты даже рельсы подъездного пути. Никакого «свободного» железа (кранов, старых лихтеров, плавдоков, о которых написано как о возможном месте стоянки) нет – все вывезено на переплавку. Единственное место, где еще можно стоять – между молом и пирсом нефтяного причала. Там стоят два оставшихся в живых рыболовных судна, хотя зачем они ходят в море тоже не до конца понятно – рыбный завод тоже не работает.
Вообще ситуация в Беломорске удручает – не работает ничего кроме железной дороги. Ни лесопилка, ни рыбный завод – ничего. Работают только магазины и такси. И те и другие торгуют спиртным и закусью. Окуда у народа деньги непонятно, в том числе и таксистам, но они развозят «бухло» под заказ круглые сутки. У населения пропал огонек перспективы в глазах (в 2003 он был) и это самое тяжелое из общего впечатления.
Следует признать, что «гонку за Соловки» Беломорск проиграл – Кемь действует более слажено и напористо (см. ситуацию на Кузовах) и это дает свои плоды. Одиночная Комета на фоне кемских достижений совершенно не выглядит конкурентом. К тому же Комета не местная – по осени она уходит на зимовку в Петрозаводск.

10. Соловецкие острова.

Стоянка на Б. Соловецком
Теперь возможна только у Тамарина причала: в б. Благополучия не пускают (приказ на уровне чуть ли не министерства). То-есть глубже Сельдяного мыса не зайти. Да и не надо – в сухой док с мачтами не пройти все равно: местные жители повесили трос на воротах. Есть еще причал «Хета» (или «Хота») но он тоже не берет (видимо по сговору с хозяином Тамарина причала, т.к. стоянка на Тамарином платная - 320 р/сутки). Остается только стоять на рейде, но тут опять нужен тузик. К МЧСовской базе килевке тоже не подойти. С другой стороны Тамарин причал со всех сторон обкопан до глубин 5-6 метров и стоянка у него спокойная, даже если даванет NW – якоря держат. Однако томбуй у нас кто-то винтами рубанул на отходе. Вообщем не очень все здорово.
Есть один альтернативный вариант, но его надо исследовать – искать проход. Бухта называется Школьная и туда должны (судя по картам) существовать ходы с глубинами не выше 2.5 м даже в самую низкую воду. В самой бухте достаточно глубоко – см. рис. 5.


Рис. 5. Гавань Благополучия и окрестности

Стоянка там должна быть неплохая – я видел эту бухту мельком с берега (дорога к лабиринтам идет мимо), но в тот момент ею не интересовался детально.
Улучшение туристической инфраструктуры идет достаточно медленными темпами, но идет. Кемские фирмы создали плотный траффик подвоза экскурсантов; в программу входит не только Б.Соловетский, но и Кузова (по дороге) и за доп. деньги видимо Анзер. Появились приличные отели (например «Соловки»), но на наш взгляд все-таки пока маловато. Тривиально найти сауну или баню крайне тяжело – есть только в «Соловках» плюс одна частная. На такую кучу туристов явно мало.
Туристов кстати прибавилось и ощутимо. В том числе много тех, кто приходит на своих плавсредствах – как «надувастики» так и «полновесные» яхтсмены.

Монастырь и посещение Анзера
Отдельная тема – монастырь. За прошедшие четыре года в плане реставрации и восстановления сделано крайне мало – с учетом того, что это наследие ЮНЕСКО и с учетом огромного количества волонтеров создается впечатление, что не делается вообще ничего – за прошедшие четыре года выпрямили маковку колокольни, подновили купола и успели побелить стены (и то не везде). То-есть работы по восстановлению стоят. И вместо того чтобы заниматься делом, РПЦ с музеем были заняты перетягиванием одеяла. Теперь перетягивание вроде завершено, но радоваться не стоит – станет еще хуже:
http://grani.ru/Society/Religion/m.127475.html
http://www.petrozavodsk.ru/news/68900.html
Если это действительно так то это откровенное безобразие: для того чтобы вторично попасть на Анзер мы были вынуждены уговаривать минут 20 какого-то с позволения сказать отца со здоровенным крестом поверх рясы с недовольным видом отрывавшегося на разговор с нами от разговора по мобиле и так ничего и не решившего. А потом в итоге выяснилось, что нам достаточно было дождаться ту же женщину (Марину Васильевну), которая выписывала нам разрешение в 2003. Едва взглянув, она тут же нас вспомнила и выписала нужную бумагу в течение 1 минуты. Притом, что в Троицкой бухте на Анзере помимо нас были еще два судна пришедшие напрямую из Архангельска, которые не заходили предварительно на Б.Соловецкий.
А теперь они что – будут обстреливать самодеятельных туристов из пушек монастыря? Чтобы не дай Б-г не потревожили монахов. Восстановление на Анзере (который передан РПЦ давным давно) идет еще более медленными темпами – там смотреть нечего кроме великолепной природы.

Природа.
К моему стыду не знал, что в Белом Море водятся медузы и звезды – был несказанно удивлен. Пытался фотографировать, но ничего толком не получилось. Белухи опять ближе 50-100 метров не подпускали, хотя мы старались едва ползти на парусах.
На мысу в километре от Кремля есть лабиринт (пеленг от кремля ~240, идти надо по дороге мимо школы, далее на пляж). Но этот лабиринт искусственный – по словам местных его сделали студенты некоторое количество лет назад.

11. Кузова

Немецкий Кузов взят в аренду (непонятно как такое возможно, но…. взят) некой турфирмой из Кеми. С одной стороны есть большой плюс – производятся рекреационные работы (туалеты, причальчики, навесики, костровища, очень хорошо облагорожен родник), проложены тропы пешеходных маршрутов, поставлены указатели.
С другой стороны есть минусы и большие. Вопервых кемски парни хотят попробовать за это брать денег со всех выходящих на остров. На каком основании непонятно, но мысль такая явно прописана в выставленных на берегу объявлениях. Во-вторых для туристического увеселения (видимо) происходит массовое создание всякого рода «древностей» типа фальшивых сейдов и пр. При том, что рядом с фальшивками есть настоящие ценности – и стоянка первобытного человека и так называемый «Черный сейд» и многое другое. Как будет осуществляться охрана и контроль целостности этих объектов непонятно.

Важная информация!!!!

В последние несколько лет в Карелии повысилась опасность заражения клещевым энцефалитом, причем качественный скачок произошел в последние 2-3 года. Случаи укусов клещем зафиксированы не только в южной части Карелии, но и в районе Беломорска и Кеми. По-этому заранее стоит задуматься о прививках. Информация получена от мединцинских работников в г. Петрозаводск.

В качестве справки советуем посетить в Интеренете следующий ресурс:
http://encephalitis.ru/

Михаил Хавин,
яхтенный капитан.


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 17 февраля 2008 | Просмотров : 15392

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU