Навигация
Реклама
Речная экспедиция Владимир - Санкт-Петербург Путевые заметки. Часть 3

РЕЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
"ВЛАДИМИР - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ"


Часть 3. Кинешма, в Волге рыбы нет, ночной инцидент, пожар в Ярославле, о пользе резервных аккумуляторов, отрыжка социализма, вымогатели из "КиМа".


По моим прикидкам, за ночь мимо катера прошло не менее полутора десятков различных судов, а вот солнечное утро встречает нас совершенно пустынной рекой. Позавтракав, за два часа добегаем до Кинешмы. Кинешма Здесь на речном вокзале нас ждут владимирские телевизионщики, приехавшие забрать отснятые сюжеты и передать запас чистых кассет. Вставать у причала вокзала неохота. Во-первых, постоянно подходят суда местных линий, а, во-вторых, по опыту уже знаем, что покоя нам здесь не дадут (тем более что и Матрозов в своем письменном напутствии предупреждал: "Народ в Кинешме наглый, учитывать!"). В другом месте к берегу не подойти - каменная отсыпка и накатывающая на нее волнишка. Решаем попытать счастья у дебаркадера, превращенного каким-то местным предпринимателем в гостиницу и ресторан. Хозяева не возражают и мы швартуемся к увешанному покрышками высокому борту - не очень удобно, зато спокойно. Дебаркадер Пока ребята с "ТВ Центра" занимаются своими делами, команда успевает сбегать на рынок и посетить евроотделанные туалеты дебаркадера - соскучился народ по цивилизации!

Рынок безумно дорогой - ограничиваемся самым необходимым, присовокупив к этому два пучка петрушки и курицу. Хотелось вяленой рыбки (настоящей волжской!), но вся она оказалась привозной, выбор крайне беден, цены соответствующие. За две дохленькие плотвички торгаш запросил 40 рублей. Да за такие деньги у нас во Владимире десяток воблин купить можно!

Выйти из Кинешмы удалось лишь в половине первого. Полдня потеряно, и мы во что бы то ни стало решаем дойти сегодня до Костромы. Плавание на этом участке Волги сложностей не представляет, надо лишь внимательно следить за знаками судоходной обстановки ибо мели и прочие подводные препятствия встречаются в самых неожиданных местах, иной раз посреди ровного плеса в 10 метрах от фарватера с 9-метровыми глубинами. Так это было километрах в 7 выше Кинешмы. Спасибо установленному уже в Нижнем Новгороде эхолоту - вовремя предупредил. Первый раз наглядно убеждаюсь в том, что этот прибор действительно полезен даже на обставленных навигационными знаками водоемах. Датчик я поставил внутри корпуса (сталь 2 мм), из-за чего "дальнобойность" эхолота снизилась с 80 до 20-25 метров, зато не пришлось дырявить обшивку, да и защита от повреждений гарантирована. ЭхолотВыбор модели глубиномера диктовался, прежде всего, ценой. В отведенном бюджетом диапазоне удалось найти простенькую рыбопоисковую "Пиранью 1х " и еще более дешевую модель той же фирмы с цифровой индикацией глубины. Я выбрал первую. Разница в цене всего-то 600 рублей, но за эти деньги получаешь графический дисплей с изображением рельефа дна и в качестве приятного дополнения - возможность уесть нашего экспедиционного рыболова. Когда тот в очередной раз заводит песню про тотальное отсутствие рыбы, достаточно ткнуть пальцем в дисплей эхолота и вежливо поинтересоваться, на сколько кило судачина, по его мнению, в настоящий момент движется в сторону нашей кормы...

А вот покупка радиостанции была нам уже не по карману. Спасибо Евгению Матрозову, подарившему портативную РСД-шку. Подключенная к наружной антенне, она до сих пор обеспечивала неплохую дальность и качество приема-передачи, но сразу за Кинешмой вдруг закапризничала. Волга в этом месте довольно широка, но, видя, что нас параллельными курсами собираются обогнать сразу два судна, я решил связаться с ближайшим из них - "Ригой" - по радио. Теплоход Рига Запросил один, второй, третий раз - в ответ только треск и свист. Позже эта неисправность будет сама собой пропадать и вновь возвращаться. В конце концов, рация перестанет работать на прием в пятом канале и нам придется просить встречные суда переключаться для общения во второй канал, подтверждая это дело сигналом отмашки.

Места вокруг красивые. Берега по-прежнему высокие холмистые, луговые справа и поросшие лесом слева. Если не считать Кинешмы, индустриальные пейзажи отсутствуют. Очень хорош Плес. Не знаю как весь город, но то, что видно с воды, радует глаз - зеленые холмы, маковки церквей, свежевыкрашенные одно- двухэтажные дома. Очень уютно смотрится и манит на берег побродить по улочкам, посидеть за столиком под матрасной раскраски навесом. Надеюсь, получится на обратном пути. Плес

От Кинешмы и выше заливов почти нет, но если не идти до упора и останавливаться засветло, мест, удобных для стоянки, можно найти множество. Надо лишь учитывать, что из-за мелей далеко не везде удастся подойти к берегу. Причем даже если всего лишь в 20 метрах от берега эхолот показывает 10-14-метровую глубину, это вовсе не означает, что в 5 метрах она не упадет до полуметра и менее. По-видимому, это беда всех зарегулированных рек, в которых нарушен процесс естественного переноса осадочных пород.

Ужин застал нас возле Волгореченска. Два пучка петрушки и базарная кинешемская дичь в дежурство Петра Петровича превратились в "сациви". Не уверен, что блюдо в чем-то, кроме петрушки, имело отношение к грузинской кухне, но на борту "Не валяя" соколовская готовка произвела форменный фурор. Успех закрепили хорошеющей день ото дня апельсиновой вытяжкой.

Надеялись прийти в Кострому до темноты, но не вышло. Последние 10-15 километров одолеваем глубокой ночью и, надо сказать, что путешествие это удовольствия не доставляет. Огни на буях и береговых знаках горят как попало (или не горят вовсе), а на подходе к городу еще и сливаются с общей иллюминацией - попробуй разбери, где тут буй, а где фонарный столб, светофор, стоп-сигнал автомобиля. Кое-как распознаем в световой мозаике огни судоходного пролета моста - по четыре зеленых на опорах и красный посередине. На них и правим, но что это? Красный и один из зеленых огней вдруг начинают смещаться в сторону. Ставлю к штурвалу Андрея, сам до рези в глазах всматриваюсь в темноту и вдруг почти кричу: влево, уходи резко влево! Навстречу из нашего (!) судоходного пролета прет сухогруз и расходиться с ним по правилам левыми бортами уже нет времени. Ночь скрадывает расстояния, мы оказались гораздо ближе к мосту, чем казалось, и если бы не этот маневр, поход мог бы кончиться плачевно. Когда понял, что "пронесло", схватился было за рацию, но "встречняка" так и не вызвал - сомнения взяли, прав ли я, может быть пролет двусторонний? Миновали мост - нет, все-таки два пролета и мы шли именно в свой!

Второй мост прошли без происшествий, но ночью все же надо спать, а не шарахаться по иллюминированной ночным городом незнакомой реке! Убеждаюсь в этом вторично, пытаясь подойти к Ипатьевскому монастырю, что на левом берегу Волги в устье реки Костромки. По словам Матрозова, там тихо, глубоко и очень удобно для стоянки. Увы, удостовериться в этом мы смогли лишь на следующий день. Ночью же, сунувшись в Костромку чуть правее судового хода, первым делом уперлись в бревенчатую запань. Прямо по курсу маячила то ли причальная стенка, то ли груда затопленного хлама. Осветить ее фарой не удалось - мешал контровой свет от подсветки стен монастыря, а подходить ближе я не рискнул. Вообще, из-за огней на берегу видимость была практически нулевой. Влево уйти тоже не получилось. Сунулись туда и чуть не сели на мель. В общем, покрутились мы перед Ипатьевским и вернулись в Волгу, встав там на якорь выше устья Костромки метрах в 15 от левого берега (ближе тоже не подойти - мелко). Близость судового хода и поднявшийся сильный ветер обещали тревожную ночь, но обошлось, переночевали спокойно.

Утром загадка разъяснилась. "То ли причальная стенка, то ли груда затопленного хлама" оказалась двумя большими баржами, оставленными без огней посередине Костромки. Идти надо было мимо запани прямо на них, а ближе и проход к стенам монастыря рассмотрели бы!

КостромаОшвартовавшись прямо перед монастырем и отправив на промысел обладателей фото- и видеокамер, занялись неотложными делами: Николаич суетился на камбузе, а я завалился спать - никак не могу прийти в себя после предстартового марафона. Поспать удалось недолго. Минут через 30 на берегу загалдели. Ребятня, с экскурсией из Владимира. Про нашу вылазку ничего не знают, но с энтузиазмом фотографируются на фоне катера. Просят прокатить, но наши съемки окончены и мы отходим на Ярославль. Дойти туда до конца рабочего дня явно не успеем, а мимо пройти нельзя - в Ярославле надо купить трансмиссионное масло для "реверса" и масляные фильтры (во Владимире продавцы четырех самых именитых магазинов две недели мололи языком, но нужных фильтров так и не продали). К тому же у Николаича что-то с ногами - пухнут и болят. Надо попытаться отправить его в поликлинику. Одним словом, спешить особенно нет смысла, так как покончить с делами мы сможем не раньше обеда следующего дня, а, следовательно, вечером ожидается свободное время. Соколов в предвкушении хвалится судачьей снастью, раздобытой у фотографа костромского музея. Фотографом оказался мужик со спиннингом, по утру при входе в Костромку драпанувший от нас на резиновой лодке. Принял "Не валяй" за рыбинспекторский катер. Странные у местных инспекторов нравы - сами, по словам музейщика, в открытую сетями промышляют, а людей даже с удочками гоняют, мол, не сезон! Снасточка, пожертвованная нашему штатному рыболову, состояла из грузила и двух поводков с крючками. На крючках две силиконовые рыбки. Главное, сказал фотограф, найти место, над которым кружат чайки. Туда снасть и бросать - без улова не останешься. Не знаю, не знаю, чем дальше идем, тем все больше кажется, что рыба волжская гуляет и плодится исключительно на базарных прилавках!

Первые километров 10-15 за Костромой Волга вновь становится немного скучноватой. Низкие голые берега, провода ЛЭП, окруженные полями деревеньки. Апофеоз унылости - поселок Красный Профинтерн. Километрах в 3-х от него выше по течению у левого берега большой и явно не посещаемый человеком остров (по крайней мере, ни мусора, ни натоптанных троп мы там не видели). Коренной берег порос соснами. Между берегом и островом - широкий (40-50 м) и глубокий (до 9 м) пролив, заходить в который, однако, надо очень аккуратно, так как от ухвостья острова вниз по течению тянется большая песчаная коса. Посматривая на эхолот, мы зарулили туда, чтобы спокойно, без пляски на волнах, пообедать.

Выше острова места пошли веселее. Замелькали куртинки леса, иной раз даже соснового. На зеленых холмах забелели церковки . Чем ближе к Ярославлю, тем больше в деревеньках виллоподобных коттеджей. Иные выстроены со вкусом и вида не портят.

Наконец-то оживает река. Туда-сюда пролетает мужик на пластиковой "мыльнице", к плавучим обслуживающим базам неторопливо подползают брюхатые "Волгонефти", деловито снуют "ярославцы". Без такого соседства идти, конечно, спокойнее, но уж очень одиноко и скучновато. В черте города движение по воде вообще не хуже автомобильного - только успевай крутить головой. Такое "веселье" уже излишне и мы с радостью заныриваем в реку Которосль, чтобы, как нам советовали, встать там на ночь к дебаркадеру ярославской ГИМС. Которосль, судя по карте, протекает через центр Ярославля, так что может быть еще успеем сделать кое-какие закупки и прогуляться по городу. Увы, планам провести вечер в лоне цивилизации не суждено было сбыться. ГИМСовский дебаркадер мы нашли, и ГИМС на нем явно имелся, только в слишком уж расслабленном состоянии этот самый ГИМС пребывал. Банки пива в руках и печать удовлетворенности жизнью на лицах водно-моторных стражей спокойной ночевки не предвещали. Под разочарованные возгласы обитателей дебаркадера возвращаемся в Волгу. Решаю встать на ночь на противоположной стороне острова, расположенного напротив устья Которосли. Судя по количеству разбросанной стеклотары и кострищ, местечко пользуется популярностью у любителей разгульных пикников, но сегодня будний день и, несмотря на хорошую погоду, островок пустынен. Большего нам и не надо.

Пока готовился ужин, я сменил масло в двигателе и масляный фильтр, а Петр успел выполнить традиционную программу-минимум по спортивной рыбалке. Иначе говоря, пошел и утопил очередную хитрую снасть. Ту самую, судачью. Силиконовых рыбок помянули стопариком апельсиновки, потом еще и еще. Одним словом, ужин плавно перетек в затяжной банкет, причем вроде бы без очевидных на то причин. Предвкушение ли завтрашнего визита в город тому виной или величественное зрелище кроваво-красного заката? До сих пор не могу понять, чего это мы так вдруг разгулялись! Кстати, закат в сумерках плавно опустился на землю. Думал, допились, но нет - это гигантский пожар на той стороне Волги. Прямо над центром города поднялся огромный столб дыма. Свет от пламени подсвечивал облака. Что-то пожары нас преследуют, куда ни придем - всюду что-то загорается, но вот так сильно впервые. Позже в Рыбинске, купив местную газету, узнаем, что сгорел местный сарайный "шанхай" и ходят слухи, что это дело рук "людей Лужкова", мол, московский градоначальник что-то в Ярославле собирался строить и таким способом расчистил место.

Утро выдалось на редкость теплым и солнечным. На скорую руку завтракаем и скорее в город. Поворот ключа зажигания, дизель издает скрипящее "квак" и замолкает... На вольтметре - 11,2 В. Погуляли! Вместо рекомендованных производителем 70 а/ч, наш аккумулятор имеет всего 55, да и те уже порядком потрепаны жизнью, а у нас вчера музыка, свет на всю катушку... Самое обидное - в корме стоит заряженный "щелочник" и накануне достаточно было повернуть ключ на приборной доске, чтобы сегодня завестись без проблем. "Прикурить" не у кого, на веслах тоже не пойдешь - ветер поднялся. Приходится освобождать шкив для резервного пуска двигателя шнуром. Для этого надо снять стенки капота и ремень помпы забортной воды, а раз помпа работать не будет, то и все дюритовые шланги мокрого выхлопа. Возни минут на 30. Еще примерно столько же упражняемся с Андреем в синхронности действий. Я поворачиваю ключ зажигания, а он должен вовремя уловить момент остановки коленвала и продолжить работу стартера, дергая за намотанный на шкив шнур. Как назло, имеющиеся в наличии веревки или слишком толсты для наматывания на шкив или тонки и лопаются даже сложенные в несколько раз. На шнурки порвали около трех метров капронового шпагата. Наконец Андрей научным образом распределяет силу рывка и помогает коленвалу совершить почти полный оборот. Звонкий стрекот сухого глушителя возвещает о нашей победе. Ура! Хвала небесам и фирме "Моторсервис", научившим наш дизель заводиться "с полтычка"! Пока гоняем движок на холостых, пока ставим на место ремень и шланги, наводим порядок... Короче, на правом берегу Волги под стенами речного вокзала Фильтр забортной водымы оказались лишь в половине третьего. Прогулки по городу, естественно, отменяются, да и Николаич бунт устроил - ни в какую не хочет врачам сдаваться. Раз так, программа визита сокращается до минимума. Отправляю Андрея с Димой за трансмиссионным маслом, фильтрами и хлебом, а сам вторично лезу с гаечным ключом к двигателю. Из выхлопной трубы валит пар, а вокруг катера плавают тучи мусора. Диагноз ясен, засорился фильтр забортной воды. Добираюсь до него - так точно! Засорился наглухо, да так, что "амуровская" помпа (зверь оказалась машина!) "всосала" его вместе с жестяным каркасом в гармошку.

Пока чищу и выпрямляю фильтр, на борт с экскурсией проникают местные "гавроши". Это уже традиция. Стоит нам встать в людном месте, как на борт пытаются проникнуть или малолетняя шпана или великовозрастные красномордые и дурно пахнущие балбесы, которых мы прозвали гоблинами. Шпана чаще всего любознательна и забавна, интересуется устройством катера и не отказывается от карамелек. Гоблины не отказываются вообще ни от чего, но предпочтение отдают спирту. В спирте гоблинам приходится отказывать и мы их за это не любим.

К четырем часам ребята вернулись с хлебом и маслом, а самое главное - с фильтрами. Рассказали, что зашли в какой-то подвальчик, там продавец что-то там щелкнул на компьютере и вот - нате вам, пожалуйста, аналоги нужных вам фильтров по цене 130 рублей за штуку! Во Владимире с меня хотели взять втрое дороже, но даже за эти деньги не смогли подобрать фильтр с совпадающими посадочными размерами.

Пополнив контейнер на речвокзале накопившимся за неделю мусором, отшвартовываемся на Рыбинск. Судя по стекающейся к нам по телефону информации, через день-два должен пройти циклон и установится благоприятная для броска через "Рыбинку" погода. Скорее вперед, не пропустить бы момент!

На ночь встали, не дойдя до Рыбинска двадцати километров. Волга на этом участке все больше походит на реку, нежели на водохранилище. Судовой ход местами сужается до 40-50 метров, множество каменистых отмелей и каменных гряд. Огни на буях горят с разной степенью яркости. Один еле тлеет, другой горит во всю мощь, так что в отсутствии лоцийного атласа ничего не стоит перепутать в темноте дальний по ходу буй с ближним. Решаю, что благоразумней все же упустить погоду, нежели оказаться на камнях, и, как выяснилось, правильно делаю. На следующий день над Волгой низкие тучи и сильный ветер. Спешить в "Рыбинку" никаких резонов.

Рыбинск был известен какРыбинск перевалочный пункт на пути грузов, в первую очередь зерна, в Питер. Сюда по весенней высокой воде подходили и разгружались крупные волжские суда, товар приобретался и направлялся вверх по "Мариинке" владельцами мелких суденышек. В память о былых временах в городе сохранено здание биржи, спускающееся монументальным фундаментом к волжской воде.

Проскочив практически весь город, швартуемся к шатким мосткам лодочной стоянки, расположенной на правом берегу сразу за большим песчаным пляжем (нельзя сворачивать к ней сразу с судового хода - на траверзе стоянки обширная мель, которую надо обогнуть, поднявшись чуть выше по течению и вернувшись к бонам стоянки вдоль берега). Объявляю банный день, но перед этим отправляю народ заправлять газовые баллоны, а сам лезу менять масло в реверс-редукторе на купленную в Ярославле синтетическую "трансмиссионку". Пока менял, гонцы вернулись с одним-единственным баллоном. Оказалось, что обычные 5-литровые баллоны в Рыбинске вообще не заправляют, но я как раз для такого случая купил один баллон с вентилем (как у большого баллона). Вот его-то ребятам и удалось заполнить, причем заправщика еще пришлось упрашивать. Благодетель слупил 50 рублей и еще 70 ушло на такси.

Баня в Рыбинске - реликт жилкомхоза времен развитого социализма. Единственное ее достоинство - 10-минутная досягаемость пешим ходом. "Нумеров" нет, душевых кабинок тоже (кажется, дама при входе даже оскорбилась, узнав о наших запросах). Есть правда сауна, но она... только ночная и заказывать надо за сутки. Короче, если на фасаде написано "Баня", то какого черта вам еще надо - вот она вам, баня, берите билеты и полезайте мыться! Мы и полезли, жаль без резиновых сапог. Что-то подобное было, я смутно помню, во Владимире, кажется в семилетнем возрасте. Только грязной мыльной воды на полу было меньше и целой штукатурки на стенах больше. На мытье ушло ровно столько, сколько требуется, чтобы пару раз намылиться и сполоснуться.

Из дневника рулевого: "В общем, получили мы незабываемые впечатления и поспешили удалиться. Банщик даже вышел из своей каморки и, провожая нас, возмущался, что "молодежь разучилась париться в нормальной бане".

Погоды мы решили ждать по ту сторону рыбинского шлюза, чтобы при благоприятном ветре не терять времени на шлюзовку. И правильно сделали! На прохождение шлюза ушло 2,5 часа. На запрос по радио диспетчер ответил отказом. Долго объяснял что-то про правила и шлюзовые договоры, но, в конце концов, дал понять, что дело в деньгах. Денег я платить не собирался. Принципиально. Во-первых, мы входили в шлюз с Волги, а не с Канала имени Москвы. Во-вторых, с каких это пор руководство канала позволяет себе переписывать российские законы, согласно которым мы должны шлюзоваться бесплатно? Диспетчеру шлюза, правда, все эти доводы - пустой звук. "Мое дело маленькое!" Дает телефон диспетчера канала. Та, в свою очередь, - "мобильник" заместителя начальника. Вызваниваю заместителя то ли в бане, то ли на огороде. Выслушивает, просит подождать. Ждем. Андрей идет прогуляться за причальную стенку и возвращается с куском льда: "А вот кому пиво охладить!" 17 мая, зелень кругом, птички поют, а за причальной стенкой огромная глыба льда! Майский лед Пока утрамбовываем лед и пиво в ведерко, нас вызывает по рации диспетчер канала из Москвы и обрушивает град вопросов. Где и кем зарегистрировано судно? Какой класс регистра ему присвоен? Кто владелец? Есть ли на борту откорректированные карты водохранилища? И т.д., и т.п. Не спросила, разве что, какой марки у нас гальюн, а то был бы у меня шанс ответить кратко и честно: "Гальюн марки кринолин!" Все остальное любопытство приходится удовлетворять, недоговаривая и изворачиваясь. - Есть ли у вас откорректированные карты? - Карты есть, - отвечаю (молчу про "откорректированные", поскольку "карты" у нас одна - топографическая двухкилометровка) и тут же перехожу в наступление: "Если вы чем-то в этом плане поможете, мы будем признательны!". Действует: ничем не помогут, у самих карт мало, а посему - валите в свою "Рыбинку". Победа! Рыбинский шлюз позади... Еще минут 15, и диспетчер шлюза приглашает нас в камеру. Шлюзуемся одни, даже без встречного судна.
Из дневника рулевого: "Подъем прошел спокойно. Нас пугали, что бывают фонтаны до полуметра, но мы их так и не увидели. Может для нас воду пускали с меньшим напором, чем для "грузовиков", а может еще по какой причине. Поскольку время уже позднее, а идти, на ночь глядя, да по плохой погоде в водохранилище неохота, решили заночевать на восточном берегу Юршинского острова. За ужином случился спор. Дело в том, что капитан планирует старт завтрашнего перехода через водохранилище на раннее утро. Завели будильники на три утра, но Александр Николаевич заявил, что ему будильник не нужен, что он и так встанет. Вот об этом капитан с Николаичем и поспорили. На коньяк...

Константин Колесов.
Август 2003


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 11 января 2007 | Просмотров : 5707

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU