Цель экспедиции: подчеркнуть
вековую связь двух древних столиц России и роль,
которую играют в их развитии внутренние водные
пути; привлечь внимание властей и частных
инвесторов к восстановлению и развитию
туристического судоходства на Клязьме в
частности и на реках России в целом.
Идея экспедиции. Издревле реки были
самыми удобными и недорогими путями сообщения.
По рекам был проложен путь "из варяг в
греки". Новые города возникали, как правило, на
берегах рек. Имена всех русских столиц - Киева,
Владимира, Санкт-Петербурга, Москвы - неразрывно
связаны с названиями рек - Днепра, Клязьмы, Невы,
Москва-реки.
Но не только этим исчерпывается связь нашего
города с Санкт-Петербургом. Судьбы множества
людей, вошедших в историю России, от Александра
Невского, Михаила Сперанского и Александра
Суворова до Сергея Степашина и Вадима Густова
связывают Владимир и Санкт-Петербург.
Историческая справка о таких людях, составленная
по нашей просьбе сотрудниками
Владимиро-Суздальского музея-заповедника,
насчитывает более 50 страниц и это далеко не
исчерпывающий список!
Санкт-Петербург, который называют "окном в
Европу", был построен в устье Невы, поскольку
именно она служила удобным выходом из российских
рек в море, соединяла морские торговые пути с
обширной сетью внутренних водных артерий.
Значение речного транспорта в России было столь
велико, что 205 лет назад для поддержания его
устойчивой работы и планомерного развития
императором Павлом I был учрежден "Департамент
для произведения и правления всех дел по водяным
коммуникациям" - первая в истории России
государственная служба путевого хозяйства и
гидросооружений.
Особенно бурно российские внутренние водные
пути развивались в 30-70 годы прошлого столетия.
Благодаря строительству уникальных
межбассейновых соединений (Волго-Балтийский,
Беломоро-Балтийский, Волго-Донской каналы, Канал
имени Москвы) и цепи водохранилищ удалось
соединить в единую судоходную систему все
сколько-нибудь крупные реки европейской части
России. Не только Москва, но и десятки других
российских городов получили право именовать
себя "портами пяти морей", поскольку
появилась возможность дешевой и
беспрепятственной доставки грузов и пассажиров
по рекам до Балтийского, Белого, Черного,
Азовского, Каспийского морей или между ними. В те
же годы значительно были улучшены судоходные
условия на реках Сибири и Дальнего Востока.
Россия по праву имела статус великой речной
державы, поскольку столь обширной системой
внутренних водных путей не обладала ни одна
другая страна.
Частью величайшей в мире системы российских
речных судоходных путей была и остается река
Клязьма. По ней грузы из Владимира, Вязников, Шуи,
Холуя и Гороховца доставлялись в города нижней
Волги, а по верхней Волге и Мариинской шлюзовой
системе в Санкт-Петербург и страны Европы. Вплоть
до 80-х годов прошлого столетия, помимо грузового,
на Клязьме существовало пассажирское и
прогулочное судоходство. К сожалению, именно на
примере современной Клязьмы можно
проиллюстрировать упадок, в который приходит
российское речное судоходство из-за бездействия
властей и равнодушия общественности. За минувшее
десятилетие в России из разряда судоходных
выведены тысячи километров речных путей. Такая
же участь грозит постигнуть и Клязьму и это при
том, что существует реальный и экономически
обоснованный спрос на возобновление по ней
прогулочного и туристического судоходства.
Задачи экспедиции: в указанные сроки и
без потерь пройти запланированный маршрут;
принять участие в праздновании 300-летия
Санкт-Петербурга (официальная программа
праздника: 26 мая - "Все флаги в гости к нам");
максимально широко рассказать о подготовке,
проведении и итогах экспедиции в печати, сети
интернет, на радио и телевидении.
Маршрут: участники экспедиции пройдут
на моторном катере по Клязьме, Оке, Волге,
Горьковскому и Рыбинскому водохранилищам,
Шексне, Свири, Белому, Онежскому и Ладожскому
озерам (по обходным каналам) и Неве. Общая
протяженность маршрута - 2000 километров (в один
конец). Планируемое время прибытия в
Санкт-Петербург - 24 мая. Для подготовки подробных
репортажей планируются короткие остановки в
центрах речного судоходства (Н.Новгород,
Череповец и т.д.). Схема здесь>>
Транспортное
средство: стальной водоизмещающий катер на
базе проекта љ567, двигатель - дизельный
"Ruggerini" 27 л.с., движитель - гребной винт.
Габаритная длина катера 9 метров, ширина 2 метра,
водоизмещение 2,5 тонны, осадка 0,4 метра.
Крейсерская скорость - 15 км/ч. Конструкция катера
дозволяет относительно комфортное
сосуществование в длительном походе и
размещение на ночлег без выхода на берег 6-8
человек.
Преемственность и информационное
обеспечение. Настоящей экспедицией мы
намерены продолжить серию акций, направленных на
возрождение судоходства по Клязьме (1997 год -
переход на катерах от Владимира до устья в честь
110-летия клязьменского судоходства, серия публикаций в
газете "Молва"; 2000 год - переход
Владимир-Муром под девизом "Судоходству на
Клязьме быть!", публикации в "Молве",
"Аргументах и фактах", "Владимирских
ведомостях", "Комсомольской правде"; 2002
год - восстановление перевального знака (см.фото)
на правом берегу Клязьмы в районе Боголюбова в
честь 115-летия судоходства на Клязьме, публикация
в "Молве", телерепортажи на КТВ "Доброе"
и телеканале "ТВ-Центр Владимир"). Ход
экспедиции "Владимир - Санкт-Петербург. Два
берега одной реки" также будет освещаться в
печати, на телевидении, радио и
специализированных интернет-сайтах. Планируется
оперативная отправка репортажей с борта катера
(посредством компьютера и мобильной связи) и
привлечение к работе штатного пресс-секретаря
экспедиции.
Мы убеждены, что наша нынешняя акция будет
способствовать привлечению внимания
общественности к развитию туристических водных
маршрутов и водно-моторному туризму.
|
Наши спонсоры
Владтелеком
(мобильная связь на период подготовки и
проведения экспедиции)
Завод Автоприбор
(техничеcкая помощь)
ГТК Владимир
Инженерно-технический центр Моторсервис (техническая
помощь)
СП СуРо
ООО Энерготеплохим
Татнефть-Владимир
ЦУМ Валентина
Государственный исторический музей-
заповедник г.Суздаль
|
Информационная
поддержка
|
Состав экспедиции:
Константин Колесов - капитан катера,
руководитель экспедиции. Окончил Тимирязевскую
сельскохозяйственную академию. Последние 8 лет
занимается журналистикой. Один из основателей и
постоянный автор Клуба водномоторников www.boatclub.ru.
Первую моторную лодку построил в 9-м классе.
Андрей Измашкин - постоянный член
команды, матрос-рулевой, ответственный за
компьютерное обеспечение и связь. Закончил
Владимирский госуниверситет. Работал в отделах
компьютерной верстки газет "Молва" и
"Владимирские ведомости", возглавлял отдел
верстки и дизайна в газете "Владимирская
торговля", работал дизайнером в
полиграфическом салоне "Офисная
полиграфия". В настоящее время занимается
версткой и дизайном ежедневной газеты
"Жизнь" (г.Москва).
Петр Соколов (г.Владимир) - постоянный член
команды. Закончил Владимирский педагогический
институт. В настоящее время - фотокорреспондент
владимирской областной газеты "Молва". Член
Союза журналистов РФ.
Александр Альмяшев - опытный речник и
сотрудник лодочной станции, а ранее инспектор
ГИМС Владимирской области.
Дмитрий Скрыпников и Олег Кондратьев -
съемочная группа ТВЦ
* Связь с экспедицией поддерживалась в CB-
диапазоне на канале С30 (частота 27,305МГц, сетка С
-европейская, канал 30) |