Навигация
Реклама
Перегон. Путешествие или авантюра? Путешествие. Часть 1
5 МАЯ, ЗА СЕМЬ ДНЕЙ ДО ВЫХОДА.

Рано утром сажусь в газель-фургон, куда вчера было загружена хренова туча всякой всячины для, необходимой по моему пониманию, для перегона «костромича» из Котласа в Москву. Устраиваю в ногах своего маленького бурбусика, - бурбуля 60 см в холке и под 60 кг весом. Собаке конкретно в ногах тесно.



Да и не привычно ей так ездить – избалована огромным багажником Лендровера. Газель не спеша выезжает на МКАД, и обратного пути нет. Раскладываю перед собой на торпеде два мобильных – МТС и Мегафон, один спутниковый – Турайя и фотоаппарат. Почти сразу понимаю – с водителем мне повезло. Сергей, так зовут водителя, едет ровно и спокойно. Привычный к московским выкрутасам газелистов, я ожидал ненужной суеты и бессмысленных обгонов. Про себя благодарю Леонидыча, который его мне рекомендовал. Трасса Москва-Ярославль хорошо знакома и на ней до Ярославля для меня нет ни чего интересного. Мысли плавно перетекают не оставшиеся не решенными перед выездом проблемами. Собственно главных проблем две – не получил отправленные мне по почте карты Северной Двины, Сухоны и Северо-Двинской системы. Плавно перехожу от созерцания к решению проблем. Начинаю доставать Вологодский РВПиС и лично начальника - товарища Благодатного. Хочется сразу сказать, отнеслись ко мне по-человечески. Итак, постепенно выясняется, что начальника сегодня не будет – уехал в командировку. Постепенно объяснив троим или четверым сложившуюся ситуацию. Дело в том, что я их просил не высылать карты мне по почте. А они их послали. И вот я еду в Котлас, а карты где-то там идут почтой. Постепенно приходим к решению – они мне дают карты Сухоны и Северо-Двинской системы на время перехода. На 2-м шлюзе в Топорне я их верну. Меня такой вариант в принципе устраивает. Карты на переход у меня будут, а дома меня будут дожидаться мои карты, за которые я заплатил 12 тысяч. Пока переговаривались, подоспел и Ярославль. Где-то на подъезде к нему заправились газом. Серёгина газель оказалась на газу.
Въезжаем в Ярославль и, ориентируясь по указателям, держим путь на Вологду. Где-то недалеко мелькнула проходная Ярославского завода РТИ. В лихие 90-е я через заводик «Фритекс», расположенный на одной территории с ЯрРТИ протащил кучу зачётов, даже волгу 3110 себе выкроил. Постепенно город переходит в какие-то сараи, гаражи и склады. Но, заканчиваются и они. Дорога на Вологду гораздо хуже Ярославки. Полно мест, где идёт ремонт.
Собака начинает вести себя подозрительно. Ещё бы – 6 часов в скрюченном состоянии.



Я вообще удивлён, что она ещё не заплевала всю кабину. Прошу Сергея где-нибудь остановится. Увы, сделать это не так-то просто. Почти вдоль всей дороги идёт обустройство обочин. В общем, кое-как пристроились на автобусную остановку, но отойти от дороги оказалось сложно – вокруг одно болото. Сухая, только метровая полоска свежеотсыпанного песка вдоль асфальта. Еле нашли проход в лесок, естественно сильно извозившись в грязи. Но, дело сделано – собаке явно легче. А собственно, что ей надо – попила, побегала, сделала свои собачьи дела.
Двигаемся дальше. Начинаю решать по вологодскому принципу сходную проблему с Котласским РВПиС. Всё тоже самое – карты пошли почтой. Но, с Котласом всё было легче. Сразу сказали – всё дадим. Ехать становится скучно. Начинаю опробовать Турайу. Связи нет. СМСки проходят, а прозвонится не удаётся. Откладываем его в сторону. В принципе, я был готов к такому повороту дел. Ещё дома пытался дозвонится, но среди городской застройки связь была нестабильная. А если направление на юг закрыто зданием, то сигнала вообще может не быть. Именно поэтому и был приобретён автомобильный комплект для Турайи с докстанцией и антенной круговой направленности. Правда возиться с установкой её на газель смысла не вижу. Безделье продолжает одолевать. Достаю мобильник с навигатором и пытаюсь сориентироваться в пространстве. Занятие полностью бестолковое. Карта слишком схематичная, но то, что мы где-то недалеко от Вологды всё равно понятно. Вот, наконец, появляется Вологда. На въезде останавливаемся у поста ГИБДД и спрашиваем, как проехать на улицу Речников. Милиционер с ходу объясняет – прямо, на право, потом до моста и за мостом на лево. Потом прямо и потом на лево на стрелку. Сделав всё так, мы оказались в совсем не том месте. Берём языка, и выясняется, что толи мы ошиблись в количестве перекрёстков, толи милиционер не правильно сказал, суть в том, что пришлось опять искать дорогу. И минут через 15 мы поворачиваем на улицу Речников. Вологодский РВПиС обитает в старом деревянном двухэтажном здании. Быстренько выгуливаю собаку и иду внутрь. Из приёмной, где я оставляю коробку конфет, меня отправляют в соседнюю комнату. Там обедают два мужика. Оказывается я приехал в обед. Они выдают мне под роспись две толстые книги – одна с картой Сухоны и Вологды, вторая с картой Северо-двинской системы. В благодарность поздравляю их с наступающим праздником 9 мая и оставляю подарочную бутылку водки в красной бархатной коробке. Мужики сразу начинают предлагать помощь – давайте найдём вам лоцмана, по Сухоне в первый раз трудно и т.д. Вежливо посылаю их и лоцмана, и удаляюсь в сторону машины. Ехать ещё далеко.
Опять немного поплутав, выезжаем из Вологды в направлении на Архангельск. На выезде опять заправляемся.
В придорожных лесочках под деревьями начинает что-то регулярно белеть. Приглядываюсь – да это прошлогодний снег еще не до конца растаял.



С грустью вспоминаю теплую Москву. Вот, на конец, впереди появляется мост. Это Сухона. С любопытством разглядываю реку – не широкая, но течение явно сильное. Воду так и крутит.



Медленно ползём по ремонтируемому мосту, и я делаю первые снимки Сухоны в этой поездке.



Километров через пять подъезжаем к развилке – Архангельск прямо, Великий Устюг на право. Уходим вправо. Дорога новая и хорошая, хотя и не широкая.



Прикидываю расстояния. Пройдено где-то около пятисот километров. До Котласа ещё приблизительно 450 километров. Что ж полпути пройдено. Время – 14-30. Вдоль дороги неожиданно для себя отмечаю обработанные поля. Честно говоря, думал, что тут всё в селах заброшено. По крайней мере, такое ощущение было, когда читал в интернете вологодские и архангельские новости. Едем дальше. Вскоре, где-то справа от нас остаётся Тотьма. Снега под деревьями становится гораздо больше. Вернее, уже растаявшей земли меньше под деревьями, чем снега.



На подходе к Нюксенице упираемся в какой-то шлагбаум и будку при нём. Указатель на Великий Устюг висит так, что не понятно, куда же ехать. Решаем поворачивать на право, вроде, главная дорога идёт туда. Вскоре убеждаемся в правильности выбора – попадаем на следующий мост через Сухону.



Уже дома на этом фото увидел вставший на ночь у берега небольшой теплоходик, видимо, путейский. Здесь река гораздо шире. Время уже шесть часов вечера. Начинает потихоньку смеркаться. Смотрю карту – осталось 170 километров. Прикидываю время, думаю, что к девяти будем в Котласе.

Где-то между Нюксеницей и Великим Устюгом всё-таки Сергей делает остановку возле кафе. Видимо он устал по настоящему, проехали-то не мало. А ему ещё после этого ехать в Москву. Сергей идёт обедать, ну и заодно отдохнуть, расслабится вне машины. Мне есть не охота, я по дороге не раз залезал в сумку подкрепится. Использую это время для выгула собаки. Ей совсем тоскливо она в скрюченном положении едет уже больше 12-ти часов. Надо бы пустить собаку побегать без поводка, но площадка вся замусорена битым стеклом, пробками, консервными банками. Проблемы с порезами мне сейчас ни к чему. Мы чинно наматываем круги по чистому асфальту. Собака у аборигенов этого кафе явно вызывает любопытство. Нас рассматривают в окна кухни. Потом из служебного входа появляется дама обширной окружности. Сразу становится понятно, что она тут при кухне. Дама задаёт вопрос: «Скажите, а какой породы ваша собака?» Я к этим вопросам уже в Москве привык. Ответ обычно вызывает замешательство – порода-то не часто встречающаяся, и я стараюсь уйти от прямого ответа. Очень не хочется долго и нудно отвечать на вопросы что, откуда, сколько съедает за день и сколько стоит. Я начинаю устало петлять: «Да вы всё равно не знаете породы…» Но видимо не на ту напал – работница общепита выдает длинную, но вполне цензурную речь. Смысл этой речи таков – да я всех собак знаю. Что бы отвязаться сразу называю породу: «Это южноафриканский бурбуль.» В ответ долгое молчание, да такое громкое, что видно как шевелится мозг. Потом раздается негромкое и задумчивое: «Ну, да…» Работница общепита удаляется в недра кафе. Сразу же количество лиц в окнах удваивается. Сквозь приоткрытую дверь слышу напряженные разговоры. До меня доносится – собака-убийца…, сожрёт любого…, негров ими травят… Смотрю на свою бурбуську, вроде не замечал за ней склонностей к убивству или негроедству. Ну да ладно, мы к таким пересудам ещё в Москве привыкли. Правда, надо отдать должное – девушка с характером. Пока мы жили на катере в котласском порту, так там на расстоянии прямой видимости от нас не появлялось ни одной собаки.
Выходит Сергей, мы садимся в машину и продолжаем наш путь. Вскоре вдали в сумерках появились огоньки, это Великий Устюг. Выезжаем на мост – Сухона ещё шире.



Время восемь вечера, осталось ещё 60 километров до Котласа. Сергей видит газовую заправку и решает ещё раз заправится. Я остаюсь в машине – лень выходить. Последние километры до Котласа дались трудно – стемнело, дорога разбита, да и водитель устал. Звоню продавцу катера, подтверждаю, что я на подходе. Валера – продавец катера, объясняет мне как проехать. Около десяти пересекаем мост через Северную Двину, и въезжаем в город Котлас. Немного проезжаем и у первого же перекрёстка, где можно прочитать названия улиц останавливаемся и даём Валере свои координаты. Через полчаса он подъезжает на Оке и показывает нам дорогу в порт. Ещё через некоторое время мы, наконец, попадаем к месту стоянки катера. Вот он стоит под прожектором рядом с плавкраном.



Время – 23-00, путь почти 1000 километров. До двух ночи выгружаемся и заносим всё на катер. После этого Валера с Сергеем уезжают. Всё – я с собакой на катере, теперь надо разложиться, и готовить катер к выходу. К шести утра я, наконец, всё затащил в катер и разложил так, что бы можно было все, что нужно сразу достать. Ложусь спать.

6 МАЯ, ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ ДО ВЫХОДА.

Проснулся около часа дня. Долго не хотел вставать, но к двум часам всё же выполз из спальника. Утро, как и положено, утру следующего дня, было тяжелым. Спина болит жутко, и совсем не гнётся. Приехал Валера. Обсуждаем и утверждаем с ним порядок действий по подготовке катера к перегону. Заодно прошу его заехать в Котласский РВПиС и забрать карты. Валера уезжает на работу, а я пытаюсь немного двигаться и навести минимальный порядок на палубе. Катер весь опутан обрывками лохматых стальных тросов. Да и к берегу пришвартован таким же лохматым тросом. Для собачьих лап это что нам ходить босиком по битому стеклу. Постепенно освобождаю катер от стальных лохмотьев и швартую его на капроновый трос.
Теперь по палубе можно ходить, не опасаясь порвать одежду или пропороть ногу. Стоящий рядом на берегу мусорный контейнер доверху наполнен обрывками тросов. Темнеет, приезжает Валера, привозит карты, пару мешков с дровами – обрезками досок с пилорамы. В принципе, жить можно. Печка хоть и прогорает быстро и так же быстро остывает, но прогревает то же быстро. Налаживаю бензиновый генератор. Генератор – китаец, был куплен уже второпях и чисто – на всякий случай. Мощность всего 2 кВт (KIPOR IG 2000), но как он меня потом выручал. Во многом ему я обязан нормальному завершению пути. Тепло, свет и вода есть – значит, есть шанс всё поставить на ход. Постепенно начинаю всему находить постоянные места.







Носовая каюта. Центральное место занимает двадцатипятикилограмовый мешок собачьего корма.



7 МАЯ, ЗА ПЯТЬ ДНЕЙ ДО ВЫХОДА.

Вычищаю от всякого барахла трюм, и переношу туда часть привезённого с собой имущества, которое не нужно постоянно под рукой. Приезжает Валера, привозит шесть бочек под дизтопливо.



Медленно и стараясь не гнуть спину, занимаюсь электрикой. Постепенно оживают ходовые огни. Заваливаю мачту и креплю фал для флага. Приезжает Валера и привозит электрика. Снимаем старые убитые аккумуляторы и ставим восемь новых 3СТ215, привезённых мною. Электрик долго возится, пытаясь как-то из подручного материала сделать нормальное подключение аккумуляторов. Заодно Валера договаривается с местными властями о том, что бы меня подключить к берегу. С береговым электричеством жизнь совсем налаживается, ведь у меня с собой пара маломощных электрообогревателя. Я специально выбирал такие для работы с инвертором в 1 кВт, который я так же привёз с собой. Теперь топка печки совсем не нужна. И генератор не бухтит и не воняет. От его постоянного бухтения и выхлопных газов довольно сильно болит голова.



Единственное предназначение этого железного монстра, стоящего рядом на берегу - быть подставкой под прожектор, освещающий причал, где заправляются питьёвой водой.

8 МАЯ, ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ДО ВЫХОДА.

Приезжает Валерин капитан и мы, наконец, запускаем двигатель. Сизый дым стоит стеной, будка сторожей в двадцати метрах полностью скрывается из глаз. Но, после прогрева градусов до 40, дым постепенно уменьшается. Прогретый двигатель практически не дымит. Надо сказать про катер подробнее. Катер этот, собственно не катер, а буксирный теплоход проекта 1606 с двигателем по проекту 3Д6Н, а по факту 3Д12 с пневмозапуском. Осуществляется запуск от стандартного баллона со сжатым воздухом. Сам катер ни каким изменениям не подвергся. Конструкция практически полностью первозданная. Только котёл переделан под дрова, вход в гальюн сделан снаружи с левой стороны рубки и вход из рубки в машину заделан. Вместо входа в машину получилась маленькая кладовка, вход в которую сделан, так же как и в гальюн, но с правой стороны рубки. Вход в МО сделан люком на капе. Вот, собственно, и все переделки. Штатно на капе слева установлен пенообразовать – столитровый бак обвязанный трубопроводами. Этот пенообразователь я перед отплытием я презентовал Валере. Тот был очень рад, так как у них буксиры с системой тушения пеной стоят дороже. Собственно, возвращаемся к подготовке к перегону. После обеда, когда Валера с капитаном уехал, я поднял мачту и хотел поднять флаг. Но блок соскочил, и пришлось опять завалить мачту.

9 МАЯ, ЗА ТРИ ДНЯ ДО ВЫХОДА.

Праздник. Ограничился мелкими работами. Поставил мачту.







Когда её ставил, то чуть не свалился с крыши рубки. Я стоял на рубке, когда по затону прошла «Заря».



Она, как всегда, подняла большую волну, и я с незакреплённой мачтой в руках еле удержался. Но, всё-таки мачту поставил, и поднял флаг.
А у людей был праздник. На той стороне затона народ выехал на пикник.





День, действительно был на загляденье – солнце, тепло. Хотя, деревья были почти голые и дул холодный ветерок.
Немного про ту сторону. На другой стороне Лимендского затона посёлок Лименда. Собственно и сам Лимендский затон, это бывшее устье речки Лименда. Возникла необходимость к лесозаводу в посёлке Лименда подвести железнодорожные пути, и отсыпали дамбу, а речке сделали другое руло.



Дамба, по которой идут железнодорожные пути и автодорога в посёлок Лименда.

Раньше на той стороне в посёлке было несколько крупных предприятий – ССРЗ, кирпичный завод и лесозавод.
Кирпичный завод уже много лет мёртв. Даже здание частично разрушено.



Лесозавод раньше лес гнал даже на Кубу, но сейчас еле жив. На ССРЗ жизнь, говорят, ещё теплится, но это скорее выживание.



10 МАЯ, ЗА ДВА ДНЯ ДО ВЫХОДА.

С утра пришел электрик и поставил привезённый мною генератор Г-3000 на двигатель катера, вместо стоявшего там ранее родного. Тот давал всего киловатт, новый до трёх киловатт. Вечером приехал капитан, и мы пошли на дело. Сначала сходили к причалу лесозавода и взяли там старый трап. На катере своего трапа не было. На обратном пути я впервые встал сам за штурвал. Прошел минут десять и при подходе к причалу меня подменил капитан. Собственно, это был мой первый опыт судовождения, все остальные знания только теоретические. В общем, всё не сильно отличается от машины.
Когда стемнело, пошли на дело. Подошли к бункеровщику.



Взяли полторы тысячи литров в баки и 1200 литров в бочки на корме. Расчёт был в темноте наличными. По ходу дела спиливаем вьюшку для буксирного троса и снимаем двухсотлитровый бак для пенообразователя. Так же Валера забирает ящик для песка. Ни когда бы не подумал, что всё это может поместиться в обычную Оку. Но Валера всё это грузит в Оку и увозит.

Жизнь в затоне идёт своим чередом.



Бункеруется буксир "Инженер Фадеев".



Подошла заправиться Заря



Пробежала мимо мотозавозня



Она же пробежала ещё раз



А, этот облезший понтон с сарайчиком, носит гордое название "Станция бункеровки питьевой водой".

11 МАЯ, ЗА ДЕНЬ ДО ВЫХОДА.

Идёт дождь, холодно. В принципе, я собирался выходить в этот день, но, так уж получилось – не вышел. Пока провозился с наклейкой номеров, пока собирался с мыслями… Короче, решил перенести выход на завтра, всё же 12-е число.

12 МАЯ, ДЕНЬ ПЕРВЫЙ ПУТИ

Встаю в половине пятого утра – погода отличная. Решаю идти. Первый раз в жизни самостоятельно пускаю двигатель. Запуск делаю воздухом. При низких температурах двигатель пускается от аккумуляторов плохо. Собственно в этот день всё будет в первый раз. Пока двигатель греется, я завтракаю, выгуливаю собаку, отключаюсь от береговой сети. Вот, наконец, двигатель прогрет, и я потихоньку отхожу от берега. Прохожу около километра по Лимендскому затону и выхожу в Вычегду.



Практически сразу разгоняю катер до 17 км/час, двигатель раскручивается где-то до 1300 оборотов. Прохожу несколько километров и выхожу в Северную Двину.



Вообще-то, местные Северную Двину от слияния Юга и Сухоны до впадения Вычегды называют Малой Северной Двиной. Но, на карте просто Северная Двина, и я буду придерживаться этого названия. Итак, пройдя немного по Северной Двине, я иду вдоль Котласа. Прохожу мимо пассажирского порта – хмурого серого здания, мимо элеватора.





Захожу под автодорожный мост. Вижу, в дали что-то желтеется. Беру бинокль – навстречу мне идёт мотозавозня.



Отмахиваюсь с левого борта. Завозня мне отвечает. Первое самостоятельное расхождение, время половина шестого. Расходимся, и я в заднее окно хочу её сфотографировать.



Лучше я бы этого не делал! Упускаю штурвал и катер на скорости начинает правый разворот. Пока я «махал крыльями», катер уже выскочил на собственную волну. Ощущение поганое, катер сильно мотает и кренит. В общем, немного струхнул. Но, опять встал на курс и пошел вверх. На мотозавозне, наверное, долго чесали макушки, пытаясь разгадать смысл в моём манёвре. Течение довольно спокойное, держу обороты 1200, скорость 16-17 км/час. На высоком и местами обрывистом правом берегу иногда встречаются деревушки.







Левый берег низкий, местами заболоченный. Но, и на нём полно жилья. Он, вообще, более обжитой, но дома стоят далеко от реки.



Часов в семь вижу впереди что-то непонятное. Плывёт какое-то странное сооружение. По мере приближения всё становится на свои места. Это буксир тянет земснаряд, к которому с левого борта пришвартована мотозавозня. Обгоняю их по левому борту. Опять же – первый самостоятельный обгон.



Немного успокаиваюсь – вести катер не так уж и трудно. Правда где-то в районе 48-50 буя я немного заплутал, но быстро сориентировался и почти не вылетел с судового хода. Вот и буй № 1.



Мне направо в Сухону.



На правом берегу Сухоны Великий Устюг. Открываю правую дверь и практически постоянно фотографирую – много отреставрированных церквей и соборов.













Вот прошел мимо «Колхозницы». На борту название – «Учебно-тренировочное судно1».



За ним двухэтажное деревянное здание с заколоченными окнами первого этажа и мачтой с антеннами сзади. Видимо это здание речного порта.



Набережной в традиционном понятии нет. Берег под уклоном градусов 30 уходит вверх, местами сделаны лестницы.





Впереди показался автомобильный мост, по которому я семь дней назад проезжал на машине.



Захожу под мост, прохожу один, другой, третий буй.



Всё, следующий нормальный буй будет только через 222 километра. Если, конечно, не считать нескольких буёв в Опоках.

Продолжение >>>

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 22 марта 2010 | Просмотров : 8533

Top.Mail.Ru
© 2024 Клуб водномоторников BOATCLUB.RU