Об остойчивости катеров

Мне представляется такой способ недостаточно надёжным.
В данном случае, отличие плохого от хорошего заключается в десятых долях секунды.
Т.е. - во времени вполне сопоставимом с временем рекции человека.

А что если попробовать такой способ -
Вы говорите что катер заметно кренится когда один человек встаёт на борт.
Для фиксации времени Вы всё равно делали выстрел из доски за борт.
Поставить на эту доску этого человека и замерить на сколько он просел.
Потом замерить плечо выстрела относительно ДП и взвесть этого человека как есть (т.е. - в пальте, калошах и часах).
Главное не отпускать его никуда, чтобы он не успел в кустики сбегать.
Из этих данных нетрудно подсчитать кренящий момент и сответствующий угол крена.

Собственно - это и будет начальный участок диаграммы остойчивости, причём полученный прямым измерением.
Мне так кажется, что такие данные будут существенно надёжней.
Во-первых за счёт того, что все входящие величины мы можем замерить с достаточной точностью.
И во-вторых - на результаты не будут влиять продольный момент инерции судна, успокоители качки и т.п.
Методов измерения наверняка оч.много.Можно также и с электроникой поколдовать...просто я применил простейший метод,с хорошим секундомером,т.к. ничем более не располагал и этого оказалось,мне,достаточно.Если заниматься подобной деятельностью регулярно и профессионально,то наверняка нужно применять электронные методы регистрации периода качки.
 
Тупо снимаешь на видео одновременно объект и секундомер,покадрово просматриваешь...
 
Действительно, весьма остроумное решение.К тому же съемка является своего рода документом, подтверждающим реальное проведение испытаний, что например при продаже остойчивого судна повысит его ценность и привлекательность.Да похоже и при покупке не помешает проверить остойчивость подобным сканированием.Дельное предложение.
 
Начальная остойчивость это, конечно, хорошо, но не меньшее, если не большее значение для безопасности имеет диаграмма остойчивости при больших углах крена.

В частности - максимум и угол заката.
Именно от них зависит безопасность судна при крене.

Так точно !
К сожалению. только у Вас и gmdss это прозвучало.
Я как раз владелец судна с развитыми надстройками и пониженной начальной остойчивостью, но с избыточным надводным бортом, который обеспечивает остойчивость при больших углах крена. Вполне доволен мореходными качествами. Сказанное подтверждается походами по Онеге и Ладоге. Хоть и приятно, когда катер не чувствует перемещения пассажиров и не надо им талдычить "следите за креном, больше двух не перемещаться", (на что, конечно. никто внимания не обращает), но я не отдал бы завоёванное жизненное пространство за повышенную начальную остойчивость. Для меня и других любителей "сараев" важно обеспечить крепление балласта и других грузов, чтобы не допустить их перемещения при большом крене.
Мне нравятся "Мария" Валенка, и "Прайд", и "Багира" и множество других по классике перестроенных судов. Но бывают и удачные "сараи" (всё хорошо в меру):eek:
 
Мне нравятся "Мария" Валенка, и "Прайд", и "Багира" и множество других по классике перестроенных судов

Я...владелец судна с развитыми надстройками и пониженной начальной остойчивостью, но с избыточным надводным бортом, который обеспечивает остойчивость при больших углах крена


Выставил фото упомянутых судов вместе, чтоб лишний раз полюбоваться делом рук человеческих - предметом самостоятельных усилий и творческих исканий немеряных.Концепция c удлинненным капом и кормовой рубкой 1-3 спорит с концепцией объемных надстроек, несколько компенсированных остойчивостью формы с увеличенным бортом, но с почти квартирной обитаемостью.

Количественная оценка остойчивости дана только катеру поз.1.В других случаях можно лишь качественно предполагать: либо по аналогии,либо по общим ощущениям.Для безопасности однако надо знать количественную оценку остойчивости, чего и требуют кстати отечественные Временные Правила... ГИМС:

http://www.vselp.ru/pages-print-51.html

Основные моменты здесь следующие:

1. Для сертифицированных судов, имеющих техническую документацию, остойчивость определяется по диаграммам статической остойчивости:

- максимум - при угле крена, не менее 25°
- угол заката не менее 60°.

2. Для судов не имеющих технической документации ( по сути любительский самострой),остойчивость предписывается оценивать по мет. высоте.Ее значение определяется опытным путем,своеобразным методом накренения судна переносом груза, с использованием простой формулы,причем:

- мет. высота при всех вариантах нагрузки должна быть не менее 0,5 м.

К сожалению в любительской практике нет условий для построения диаграммы и определения максимума и угла заката. Поэтому и надо провести хотя бы простейший опыт по определению именно мет. высоты - важного критерия остойчивости, с использованием:

- либо метода накренения судна (Временные Правила ... ГИМС)
- либо метода измерения периода качки (Пост 1 и обсуждение выше)

Если Уставы написаны кровью,то Правила постройки и экспл. судов утопленниками.Только нормативная оценка остойчивости способна реально оценить безопасность катера и явиться объективным критерием для сравнения остойчивости разных катеров.

P.S. Следует заметить, что параметры минимальной остойчивости, указанные Временными Правилами...ГИМС весьма либеральны.Например Баадер предполагает более жёсткие пределы для морских катеров:

- мет. высота катеров длинной от 20 до 10 метров не менее 0,9 – 1,0 м
- максимум - при угле крена не менее 60°
- угол заката не менее 90°

На изм. фото:

1 Мария http://photo.qip.ru/users/leonardy4/95245034/103409014/#mainImageLink
2 Прайд http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=1085&page=15
3 Багира http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=1085&page=8
4 Кетти http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=1085&page=4
 

Вложения

  • 1 Мария.JPG
    1 Мария.JPG
    103.2 КБ · Просмотры: 856
  • 2 Прайд.JPG
    2 Прайд.JPG
    110.2 КБ · Просмотры: 908
  • 3 Багира.JPG
    3 Багира.JPG
    130.2 КБ · Просмотры: 1 043
  • 4 Кетти.JPG
    4 Кетти.JPG
    134.1 КБ · Просмотры: 916
Последнее редактирование модератором:
gmdss - спасибо за ценную информацию !
Вопрос о нормировании остойчивости я задавал даже инспектору ГИМС (уже имея в кармане новый талон техосмотра) но ответа не получил, так как отсутствовал инспектор, специализирующийся на технических вопросах. Друзья же неизменно отправляли к "деду Баадеру".
Полметра метацентрической высоты - думаю, наберём (опыт с раскачиванием я проделывал, но давно...). Перемеряю ...Ключевые слова там "при любом варианте загрузки". Если 10 человек (по судовому билету) да на верхней палубе - такой вариант не исследовался...
 
Последнее редактирование модератором:
...Ключевые слова там "при любом варианте загрузки". Если 10 человек (по судовому билету) да на верхней палубе - такой вариант не исследовался...

Полметра метацентрической высоты - думаю, наберём

На мой взгляд требование "при любом варианте загрузки" относится прежде всего к сертифицированным судам с диаграммой остойчивости и судам с самоотливным кокпитом.

См. Примечание 1,2 к пункту 6.2.8.6.5. и пункт 6.2.8.7. Временных правил...ГИМС.

Для несертифицированных судов определение мет. высоты по методике, описанной в Примечании 3, конечно может производиться при разной загрузке, в том числе и при максимальной – 10 человек.Однако в этом варианте люди должны были бы находиться на своих штатных местах,а не на палубе.Причем загрузка должна располагаться симметрично относительно диаметральной плоскости.Только так могут быть получены корректные,воспроизводимые результаты.

Например при оценке угла крена при 60-процентной грузоподъемности по пункту 6.2.8.2. пассажиры и груз наоборот смещаются в определенном, правда довольно путаном порядке к борту, но здесь прямо предписывается их расположение на штатных посадочных местах.

Так что испытаний с произвольным размещением десятка людей на палубе маломерного судна вроде бы никто и не требует.Все таки это особый случай, однако весьма реальный и потому представляет интерес для самого владельца.

Что касается уровня метацентрической высоты,то в "Справочнике по катерам, лодкам и моторам" есть такая рекомендация:

http://tapemark.narod.ru/vodnik/1_04.html

- для судов выходящих на открытую воду, рекомендуется обеспечить метацентрическую высоту не ниже 0,5 м;

- если катер рассчитывается на плавание при волне до 3 баллов, метацентрическая высота должна быть не менее 0,7 м.

По Баадеру для 10-15 метровых морских катеров до 1,0 м
 
Последнее редактирование модератором:
Начальная остойчивость это, конечно, хорошо, но не меньшее, если не большее значение для безопасности имеет диаграмма остойчивости при больших углах крена.

В частности - максимум и угол заката.
Именно от них зависит безопасность судна при крене.


В "Информации об остойчивости и непотопляемости" 14701 - 070 -107 ЭД в приложениях приведена сводная таблица параметров остойчивости; таблица посадки и остойчивости при затоплении отсека; схемы распределения нагрузки, однако не приведена диаграмма статической остойчивости, нет данных по углу заката... (поперечная МЦВ 0.54..0.64 м)
Где можно найти диаграмму остойчивости для пр.14701; какая амплитуда качки может быть опасна?
Возможно, аналогичные данные есть для проекта 1606, не поделитесь ли информацией, у кого она имеется, уважаемые водномоторники?
 
"Информация об остойчивости и непотопляемости" 14701 - 070 -107 ЭД, в приложениях приведена сводная таблица параметров остойчивости; таблица посадки и остойчивости при затоплении отсека; схемы распределения нагрузки

Где можно найти диаграмму остойчивости для пр.14701 и пр.1606 ?

Уважаемый Александр,по моим представлениям данную информацию можно было бы найти в архивах РРР, может быть даже ГИМС, на бывших предприятиях изготовителях или в документах эксплуатирующих подобные суда организаций.Например списки некоторых владельцев по данным проектам есть в:

http://fleetphoto.ru/

Интересный проект 14700/14701 кратко уже затрагивался на форуме,однако сравнительная информация об остойчивости была бы весьма интересна и уместна в данной теме.Поэтому Вы не могли бы разместить здесь копию или скрин из "Информации об остойчивости и непотопляемости", особенно сводную таблицу параметров остойчивости.
 
Последнее редактирование модератором:
Уважаемый Александр,по моим представлениям данную информацию можно было бы найти в архивах РРР, может быть даже ГИМС, на бывших предприятиях изготовителях или в документах эксплуатирующих подобные суда организаций.Например списки некоторых владельцев по данным проектам есть в:

http://fleetphoto.ru/

Интересный проект 14700/14701 кратко уже затрагивался на форуме,однако сравнительная информация об остойчивости была бы весьма интересна и уместна в данной теме.Поэтому Вы не могли бы разместить здесь копию или скрин из "Информации об остойчивости и непотопляемости", особенно сводную таблицу параметров остойчивости.

Да, мало этот проект здесь обсуждался... Да и мало их в Москве и подмосковье. Предприятие-изготовитель только один, в Рыбинске.
"Информацию об остойчивости" если не в полном объеме, то самое основное отсканирую и выложу обязательно.
Хорошо бы что-то вроде справочника по судам и дизелям сделать, в который модераторы могли бы добавлять информацию.
 
Да, мало этот проект здесь обсуждался... Да и мало их в Москве и подмосковье. Предприятие-изготовитель только один, в Рыбинске.
"Информацию об остойчивости" если не в полном объеме, то самое основное отсканирую и выложу обязательно.
Хорошо бы что-то вроде справочника по судам и дизелям сделать, в который модераторы могли бы добавлять информацию.

Отдельный раздел "справочник" где бы размещалась только справочная информация, фото типовых судов и дизелей и без возможности обсуждения?
Может быть и стоит так сделать, надо подумать... :bw:
 
Отдельный раздел "справочник" где бы размещалась только справочная информация, фото типовых судов и дизелей и без возможности обсуждения?
Может быть и стоит так сделать, надо подумать... :bw:

Ну конечно! Сразу попадаем в этот раздел, смотрим, а уж что интересно или не понятно - обсуждаем, задаем вопросы. Получается часто так, что начинаем обсуждать одно... ( а дальше все знают). Потом на 30 страницах трудно что-либо найти. :)

Да там потом расширенный справочный раздел можно сделать, и не только по судам и дизелям, а еще по навигационному оборудованию, и прочему.
По судам информацию, наверное, лучше добавлять в раздел "Серийные суда", поскольку он уже существует.
 
...Ключевые слова там "при любом варианте загрузки". Если 10 человек (по судовому билету) да на верхней палубе - такой вариант не исследовался...

Оказывается еще как исследовался. Для катера пр. Р-376У тип “Ярославец“ на Байкале. Изучали мореходность и начальную остойчивость при любых вариантах загрузки, в том числе с людьми на палубе. Рекомендую почитать,весьма интересно:

http://forum.katera.ru/index.php?/topic/3647-na-jaroslavce-v-more/page__st__25

Результаты сведены в таблицу, где указаны условия загрузки,метацентрическая высота h в метрах, определяемая по периоду качки и критический крен, причем три последних позиции считаются опасными:

1.без балласта / h=0,50 / период качки 4,5 сек
2. с балластом / h=0,60 / период качки 5,0 сек
3. груз 15 тонн / h=0,45 / 12 пассажиров на палубе / угол входа палубы в воду 24° / опасный случай
4. груз 10 тонн / h=0,50 / 12 пассажиров на палубе / угол входа палубы в воду 26° / опасный случай
5. груз 0 тонн / h < 0,50 / 12 пасс. на одном борту / угол крена катера до 11° / очень опасный случай

Среднее значение h для поз. 1-4 состовляет 0,51±0,04 м, отклонение от среднего ±8%, что в пределах погрешности измерений.

Более того, в http://www.kateratut.narod.ru/proekt/376t.htm оказался редкий по нынешним временам документ для маломерного судна: диаграмма статической и динамической остойчивости пр. Р-376У, что позволяет определить углы максимума и заката.

Получается исчерпывающее резюме по мореходности и остойчивости Ярославца:

1. Начальная остойчивость постоянна при любых вариантах штатной загрузки, метацентрическая высота h=0,5 метра.

2. Угол максимума 45° и угол заката диаграммы остойчивости 85°.

3. Предел плаваний по силе ветра 6 баллов, в пресных водах Байкала соответствует средней волне 2 метра, что подтверждает разрешенный район плаваний: бассейны “О“ с высотой волны до 2 метров.

4. Перевозка палубного груза запрещена инструкцией, нахождение людей на палубе в кол. более 10 человек не допускается.

5. В нештатных ситуациях загрузки и для улучшения поведения катера на волне рекомендуется укладывать в трюм балласт - от 0,5 до 2 тонн.
 

Вложения

  • Диаграмма остойчивости катера пр. 376 У, тип Ярославец.jpg
    Диаграмма остойчивости катера пр. 376 У, тип Ярославец.jpg
    127.1 КБ · Просмотры: 1 082
Последнее редактирование модератором:
Уважаемый Александр,по моим представлениям данную информацию можно было бы найти в архивах РРР, может быть даже ГИМС, на бывших предприятиях изготовителях или в документах эксплуатирующих подобные суда организаций.Например списки некоторых владельцев по данным проектам есть в:

http://fleetphoto.ru/

Интересный проект 14700/14701 кратко уже затрагивался на форуме,однако сравнительная информация об остойчивости была бы весьма интересна и уместна в данной теме.Поэтому Вы не могли бы разместить здесь копию или скрин из "Информации об остойчивости и непотопляемости", особенно сводную таблицу параметров остойчивости.


Отсканировал часть. Модераторы могут скачать, обработать файлы, как необходимо и выложить в раздел справочника по серийным судам

http://depositfiles.com/files/qttyxybmh

Если нужно, остальные страницы могу отсканировать.
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо!
Пока выложил постранично:

http://photo.qip.ru/users/leonardy4/96631867/

Давайте соберём все страницы и тогда перегоним в PDF и будет нормальная электронная копия. :ay:

Спасибо. По мере сил и свободного времени текст отсканю вышлю.
Еще много есть док по 14701, но расшивать и сканировать на широкоформатном надо. Хлопотно. Лучше по запросу, что нужнее.

А Ю.Раввинский где стоит? Глянуть бы, как каюта из носового гр. трюма получилась...
 
Спасибо. По мере сил и свободного времени текст отсканю вышлю.
Еще много есть док по 14701, но расшивать и сканировать на широкоформатном надо. Хлопотно. Лучше по запросу, что нужнее.

А Ю.Раввинский где стоит? Глянуть бы, как каюта из носового гр. трюма получилась...

Да в у нас, в "Круизе", в Капотне, в начале клуба стоит. Только вот насчёт доступа туда не знаю как теперь организовать... :bw:
А чертежи на 14701 есть? Теоретический, разрезы, планы, виды, мидель-шпангоут, схемы (электрика, топливо и т.п.) ?

 
Последнее редактирование модератором:
Верх