Заземление на лодке

Случай из моей жизни. Когда купил первый свой МСП, он был притоплен и нужно было откачать воду. Насос ( какой-то с дойки коровьей) сразу в воде не работал и нужно что бы он наверху раскрутился. Я завёл гену ( армейский) воткнул насос,взял его в руки, раскрутил улитку и полез в катер. Немного покачнуло и я оперся на корпус. И в этот момент меня здорово шарахнуло, насос выпал из рук и я благодаря этому остался стоять. Но когда насос лежал в воде, и работал то от корпуса током не било. Вот что это было?

У генератора один вывод был соединен с шасси. Ну или пробита изоляция. Генератор стоит на земле, какой то контакт с землей имеет. Для больших токов такой земли недостаточно, а тряхануть хватило...

У насоса повреждена изоляция. На ногах скорее всего обувь, имеющая так или иначе некоторое сопротивление. Заземление у гены паразитное, сопротивление также высокое, поэтому не било. Когда хватанулся рукой за корпус, фактически хорошо заземлил собственное тело, железный объект большой площади, лежащий на мелководье, это идеальное заземление. Суммарное сопротивление всей цепи оказалось достаточно малым, чтобы ток достиг чувствительных значений...

Когда насос в воде, он условно заземлен и ток идущий через пробитую изоляцию уходил напрямую в воду. (Если быть точным, большая часть тока. Через руки трогающие насос он тоже шел, но мизерный)

А вот если трогать такой насос находясь в воде так, что площадь поверхности тела, находящегося в воде сравнима или больше площади поверхности насоса, уже шарахнет...

Кстати этот случай на ту же тему, что землить или все, или ничего. Когда насос был в воде, могло, например, босого человека дергать от рамы генератора...



Заземление убирает плавающие потенциалы. Фаза должна быть фазой, ноль,- нолем. За правильный ноль можно браться голой рукой стоя по колено в воде. (Но не нужно). Частичное заземление приводит к тому, что у оставшихся плавающими потенциалов появляется тоска опоры. Стоял бы генератор на резиновом коврике, - током бы не било...

У меня на катере проводка уродская, была заземлена на корпус, но не вся. Часть розеток с землей, часть без. Переделывать в первый сезон не пытался, но оторвал к чертовой матери всю землю, и проверил тестером, что ее нигде точно нет...
 
В догон предыдущему сообщению. Если бы гена был заземлен "по уму", на вбитый штырь, то то тряхануло бы горазно сильнее, а могло и убить...
 
Может насос пробивал где то на массу.
Наверно, в то время они в каждом магазине не продавались, доже малыша ещё не изобрели))) Святослав все правильно разжевал, наверно так и было. Вообще мне с тем катером не везло, сначала вот это потом преобразователем внутри стал обрабатывать, чуть не помер. Молодой был 24 года))))))
 
И вопрос сопутствующий заземлению. Кингстоны надо проводом подсоединять к аноду? Или это паранойя уже?

У меня на пластиковой лодке все кингстоны на верфи были соединены толстой медной проволокой между собой, с текелажем, двигателем и минусовыми клеммами аккумуляторов. На них (кингстонах) для этого часто специально предусмотрен электроконтакт на шайбе, что подкладывается с внутренней стороны корпуса под крепежную гайку. Мне этого показалось мало и я поставил еще две пластины из пористой бронзы, после чего заметил, что уменьшилось количество глюков авторулевого.
 
Давайте отделим мух от котлет на лодке.
1. На лодке с заземленной массой, вне зависимости от материала корпуса должна быть защитная анодная сеть. Соответственно, аноды в сети соединяются между собой, далее соединяются с массой двигателя, соответственно с массой генератора, навешенного на двигатель и массой аккумуляторов.
Что касается заземления корпусов радиоаппаратуры - на небольших лодках, не перегруженных электроприборами, часто это заземление не требуется, если нет взаимных помех, приводящих к ухудшению работы рпдиопередающих и принимающих устройств. Если такие нарушения в работе присутствуют, нужно корпуса заземлять, на анодную сеть лодки. Фактически, это экранирование, а экран должен быть подключён к"земле".
2. Если на лодке вдобавок к сети(ям) постоянного тока, присутствует сеть переменного 220В, то защитное заземление (третий провод, обычно желто-зеленый ) должен быть подключён к анодной сети. Ноль, и тем более, фаза не должны быть подключены к анодной сети.
УЗО или диффавтомат на вводе приветствуются.
Если у вас на лодке насос и бойлер водяной системы на 220В, то нужно подключить к анодной сети водяную арматуру - краны, смесители, поддоны душевых, если они металлические.

3. Площадь анодов рассчитывается. Для металлического корпуса это априори, но и в случае пластикового корпуса не надо думать, что один маленький, обычно окисленный пятачок анода справится с заземлением🤣.

4. Как я уже несколько раз писал, крайне важна правильная полярность, фаза с берега должна приходить на фазу судна, ноль - на ноль. Должна быть индикация правильности подключения. Наилучший вариант - разделительный трансформатор на вводе судна.

5. На судне должна быть проведена проверка сопротивления изоляции, хотя бы один раз, для самоуспокоения.

6. Надо понимать, что все бытовые электроприборы на лодке используются в условиях не совсем нормальной для них среды, а именно, повышенной влажности, поэтому следует обращать внимание на их использование, кабели питания и тд.

7. Молниезащита - по всем раскладам, мачта или радарная арка должны быть заземлены. Если даже корпус железный, мачта железная, то для заземления мачты делаются отдельные переходы в местах сочленений , шарниров итп. Поскольку переходные сопротивления высоки.
Но уповать на молниезащиту в плане сохранности электро приборов и радио навигации не стоит. Реально, в грозу, на воде, если в судно попадает молния, то есть защита или нет, в большинстве случаев, радиоаппаратура выгорает. Как показывает практика, сохранить рации, аисы, плоттеры и прочее, помогает их отключение и помещение в камеру микроволновки. Выключенной , естественно. Клетка Фарадея, однако 😁.
Но это не всегда возможно.
Поэтому - лотерея. Но, если все приборы заземлены, шансы увеличиваются...

Не рассматриваю здесь системы с изолированным минусом на двигателе, много букв...
 
Молниезащита - по всем раскладам, мачта или радарная арка должны быть заземлены.
По ГОСТ объединять молниезащиту с защемлением запрещено, а на западных лодках объединяют? Выводят отдельный анод или пластину для молнезащиты?
 
По ГОСТ объединять молниезащиту с защемлением запрещено, а на западных лодках объединяют? Выводят отдельный анод или пластину для молнезащиты?
На пластиковых лодках молниезащиты вообще нет. На железных (Германия, Голландия) все идёт на общую анодную сеть... Все места переходов, такие как петлевые, болтовые или шарнирные соединения, дублируются кабельным перемычками в потаенных местах...
 
Ну в случае AIS, насколько я понимаю, заземление нужно для передатчика и приёмника. Чтобы передатчик лучше передавал, а приёмник был чувствительнее.
Другой вариант это антенна с противовесами, но что то ИМХО не часто они встречаются. Обычно штырь торчит, а противовесом является металлический корпус катера т.е. фактически земля (наша планета) т.к. он с ней соединён. А вот в случае пластикового корпуса без заземления противовесом для передатчика будет являтся электропроводка и электроприборы, подключенные к ней на этом катере, что не есть хорошо.
 
АИС и рация (тоже с антенной) работают без заземления. Помех не наблюдал.
 
АИС и рация (тоже с антенной) работают без заземления. Помех не наблюдал.
Пластмассовый корпус и рубка? Антенны без противовесов? КСВ измеряли?
Помехи могут и не наблюдаться, тут высокая напряжённость электромагнитного поля при передаче неприятна.
Раньше в продаже были такие лампочки, которые при разговорах по сотовому зажигались, типа круто. Хотя бы ими проверить.
 
Пластмассовый корпус и рубка? Антенны без противовесов? КСВ измеряли?
Помехи могут и не наблюдаться, тут высокая напряжённость электромагнитного поля при передаче неприятна.
Раньше в продаже были такие лампочки, которые при разговорах по сотовому зажигались, типа круто. Хотя бы ими проверить.
У меня железный корпус (МСП-111) и рубка тоже. Антенны без противовесов. КСВ не замерял пока. Но, АИС видит другие суда далеко, рации все (и переносные тоже) работают нормально, вай-фай, телевизоры, сотовые, компьютеры (в том числе авторулевого) работают нормально. Помех не наблюдается и во время режима передачи рации. Проводка двухпроводная, плюс и минус от корпуса изолированы.
 
У меня железный корпус (МСП-111) и рубка тоже. Антенны без противовесов.
Противовесы тут и не нужны - железная рубка и корпус ими являются. Поля внутри рубки нет по этой же причине.
А есть ли там заземление и скольки проводная там система - дело десятое.
 
когда вы говорите про противовесы - не забывайте учитывать тип самой антенны. ground plane и "пять/восьмых" будут иметь сильно разные размеры противовесов. диполю вообще никаких противовесов не нужно. для пластиковых лодок и металлических применяются сильно разные антенны, и если в пластике конструкция антенны такова что противовесы не нужны - то они и не нужны, все будет работать и ксв будет какой надо...

само по себе заземление антенного штыря действительно полезно в грозозащитных целях. обычно обсуждают экстремальные случаи попадания молнии в лодку (там действительно выгорает все независимо от всего) но кроме этого есть еще наведение импульсных помех, когда грозовой разряд происходит поблизости, в любом проводе наводится мощный импульс, который может убить электронику. конструкция антенны с заземленным штырем решает эту проблему (в значительной степени).
 
Верх