Давайте отделим мух от котлет на лодке.
1. На лодке с заземленной массой, вне зависимости от материала корпуса должна быть защитная анодная сеть. Соответственно, аноды в сети соединяются между собой, далее соединяются с массой двигателя, соответственно с массой генератора, навешенного на двигатель и массой аккумуляторов.
Что касается заземления корпусов радиоаппаратуры - на небольших лодках, не перегруженных электроприборами, часто это заземление не требуется, если нет взаимных помех, приводящих к ухудшению работы рпдиопередающих и принимающих устройств. Если такие нарушения в работе присутствуют, нужно корпуса заземлять, на анодную сеть лодки. Фактически, это экранирование, а экран должен быть подключён к"земле".
2. Если на лодке вдобавок к сети(ям) постоянного тока, присутствует сеть переменного 220В, то защитное заземление (третий провод, обычно желто-зеленый ) должен быть подключён к анодной сети. Ноль, и тем более, фаза не должны быть подключены к анодной сети.
УЗО или диффавтомат на вводе приветствуются.
Если у вас на лодке насос и бойлер водяной системы на 220В, то нужно подключить к анодной сети водяную арматуру - краны, смесители, поддоны душевых, если они металлические.
3. Площадь анодов рассчитывается. Для металлического корпуса это априори, но и в случае пластикового корпуса не надо думать, что один маленький, обычно окисленный пятачок анода справится с заземлением
.
4. Как я уже несколько раз писал, крайне важна правильная полярность, фаза с берега должна приходить на фазу судна, ноль - на ноль. Должна быть индикация правильности подключения. Наилучший вариант - разделительный трансформатор на вводе судна.
5. На судне должна быть проведена проверка сопротивления изоляции, хотя бы один раз, для самоуспокоения.
6. Надо понимать, что все бытовые электроприборы на лодке используются в условиях не совсем нормальной для них среды, а именно, повышенной влажности, поэтому следует обращать внимание на их использование, кабели питания и тд.
7. Молниезащита - по всем раскладам, мачта или радарная арка должны быть заземлены. Если даже корпус железный, мачта железная, то для заземления мачты делаются отдельные переходы в местах сочленений , шарниров итп. Поскольку переходные сопротивления высоки.
Но уповать на молниезащиту в плане сохранности электро приборов и радио навигации не стоит. Реально, в грозу, на воде, если в судно попадает молния, то есть защита или нет, в большинстве случаев, радиоаппаратура выгорает. Как показывает практика, сохранить рации, аисы, плоттеры и прочее, помогает их отключение и помещение в камеру микроволновки. Выключенной , естественно. Клетка Фарадея, однако
.
Но это не всегда возможно.
Поэтому - лотерея. Но, если все приборы заземлены, шансы увеличиваются...
Не рассматриваю здесь системы с изолированным минусом на двигателе, много букв...