Воспоминания о шестерёнках

Владимир Ленько

Старожил форума
В теме про Д-240 мы рядились об изготовлении шестерни электростартёра, чтобы его можно было навесить на двигатель одновременно с пускачём. Наш коллега Moryk с этой задачей справился, что замечательно. А я для острастки публики решил припомнить свои приключения по изготовлению конических шестерён в редукторы "мечты детства" - старенькие ПМ Archimedes 45 и 75 л.с. Чтобы публика не считала такое делом пустяшным.
Был поход, двигались на Онегу на "Суперпупсе" с 45 сильным Архимедесом. Тяжело было старичку, на глиссирование еле вытаскивал. И решил он - хватит. У Вязострова редуктор сказал "кряк" и поход проходил в достигнутом регионе Ивинского разлива. Под резервным "Ветерком-8". Это - судьба и будь иначе, мой друг Валерий не приобрёл бы себе участок в Прокино, где позднее поставил новый дом и всё такое.
Изготовить ведущую шестерню "по образцу" невозможно, сказали мне, изготовили пару шестерён со спиральным зубом. Полетела пара мгновенно. Я считал. что неправильная термообработка (зуб насквозь твёрдый), спецы сказали - неправильная сборка (возможно они и правы, см. ниже). Повторять работу отказались.
Для упрощения задачи я перешёл на прямой зуб, сделал чертёжи, нашёл мастера и поставил новую пару, тщательно подбирая прокладки, чтобы поймать пятно контакта, как пишут в умных книжках. Была применена какая-то хитрая легированная сталь с последующим азотированием. Пара поработала и тоже случился "кряк". Вновь штудирую книжки - что же было не так ? И повторяю процесс заново, делая всё досконально по книжкам:
- сырые шестерни ставлю в редуктор, подбирая прокладки, чтобы поймать пятно контакта (синька);
- прирабатываю шестерни с притирочной пастой, вращая вал электромотором;
- вновь проверяю пятно контакта и вижу. что оно достаточно большое и правильно расположено;
- отдаю шестерни термисту и жду азотирования (он ждал, когда будут детали "за компанию", чтобы режим подошёл и моим шестерёнкам:
- азотированные шестерни ставлю в редуктор и вновь притираю и проверяю пятно контакта (прокладки те же, что подобраны ранее);
- окончательная сборка, масло, установка на двигатель и успех.
Пропущенные детали: на моём ближайшем БЗ зуборезчик не смог изготовить зацепление по моим чертежам. Он привык, что данные для настройки станка даёт технолог. Из станка вышел пробный экземпляр на шестерню мало похожий. Термисты с другого крупного завода не взялись за азотирование - им нужен расписанный технологом режим для этих деталей.
Оба ПМ были проданы вместе с "Суперпупсом". Редуктор работал, но крякнули игольчатые подшипники шатуна. Обид на меня не было, Владимир купил новенький японский четырёхтактник, он вообще очень полюбил катер, и труда и фантазии вложил много. А прожил мало. 45 лет
 
Понимаю вас. Прошел года 4 назад подобное. Плюнул и вернул заводские. А ведь все как хорошо начиналось!!!
 
Ещё забавная информация: в те же соввремена мой друг Валерий Леонтьев (не певец, а классный инженер по гидромашинам) задумал создать водомётную установку с приводом от двух двигателей от "Вихрей". Движки расположены V-образно, привод на водомёт через штатные шестерни от редукторов "Вихрей". Две малые шестерни работают на общую большую. Как человек обстоятельный, Валерий рассчитал такой привод и выяснил, что ресурс редуктора "Вихрь" равен нулю. Шестерни настолько тяжело нагружены, что нормальный инженерный расчёт не даёт им гарантированного ресурса.
 
Верх