Водомет и винт на водоизмещающем судне...

Grek007

Активный участник
#1
Господа открою тему для обсуждения, применения водомета и классического винта на водо-измещающем судне. Цель: обсудить плюсы и минусы данных движителей, в том числе расход топлива на одном и том же судне с разными движителями, изменения ТТХ и тд и тп. Излагайте мысли. Главное без срача и ругани. Конструктивные споры допустимы.
 

Рейдер

Старожил форума
#2
Господа открою тему для обсуждения, применения водомета и классического винта на водо-измещающем судне. Цель: обсудить плюсы и минусы данных движителей, в том числе расход топлива на одном и том же судне с разными движителями, изменения ТТХ и тд и тп. Излагайте мысли. Главное без срача и ругани. Конструктивные споры допустимы.
С винтом(ОВ) такие плюсы: отработанная, доступная методика расчёта, доступность изготовления, относительно высокий КПД и как следствие меньшая чем у водомёта энергопотребляемость и следовательно расход топлива.
У водомёта: не достаточно отработанная методика и сам подход к расчёту. Есть два основных подхода: 1) рассматривается как насос 2)как винт в трубе.
Большие потери в водоводе, как следствие более низкий чем у ОВ КПД. Водомёт требует доводки(если он не серийный под конкретный двигатель).
В итоге бОльшая энергопотребляемость, и расход топлива.
КПД водомёта относительно ОВ растёт со скоростью, то есть он хорош для скоростных судов.
Нет малого хода, то есть на малых оборотах тяги почти нет, потом упор возрастает подобно удару. Это хорошо заметно на гидроцикле.
Нет или "есть но так себе" задний ход, нет полноценной нейтрали. В общем поверь - это не для твоего случая, где от тяжёлого катера хочешь получить достаточно быстрый и экономичный ход.
КСка (КС-100) хороший тому пример: движение почти с равными скоростями под ЯМЗ с водомётом или с д-243 с ОВ.
Расход водомётного 27-28км/ч при расходе 30литров в час. И с ОВ 18-20км/ч с расходом 12-14литров в час.
 

Grek007

Активный участник
#3
Ну это скажем так просто обсуждения. КПД ВД на водоизмещающем судне около 0.35-0.45. Зато вход в мелкие речки возможен фактически без риска повреждения ВРК.
 

Рейдер

Старожил форума
#4
Ну это скажем так просто обсуждения. КПД ВД на водоизмещающем судне около 0.35-0.45. Зато вход в мелкие речки возможен фактически без риска повреждения ВРК.
Это очень относительно. И камни и обрывки тросов за милую душу пролетают через решётку в водовод. На днях сосед по стоянке умудрился намотать на вал бомбардье(гидроцикл) буксирный трос с крюком(автомобильный)...не мыслимо как он пролетел через решотку...не сообразил сфотографировать...да и не до того было: помогал разбирать, сматывать.
КСки видел как присасываются к дну на мелководье.
Для таких "лазаний" лучше иметь резервный движетель(не успел в этом году собрать гидропривод), либо подвесной мотор. Не работающий ОВ на малых скоростях хода по резервным приводом в заводях не повредишь.
 

Grek007

Активный участник
#5
Расход водомётного 27-28км/ч при расходе 30литров в час. И с ОВ 18-20км/ч с расходом 12-14литров в час.
Не очень корректно сравнивать расход топлива на разных скоростях. Различия скорости на 30% больше, расход топлива 100% разница. Если снизить скорость на КСке до тех же 20 км/ч, какой будет расход?
 

Рейдер

Старожил форума
#6
Если снизить скорость на КСке до тех же 20 км/ч, какой будет расход?
Надо спрашивать владельцев. Могу предположить что путевой расход(литров/км) окажется больше, так как на этой скорости катер окажется на пике сопротивления.
Можно вот здесь поискать некоторые данные винтовая КС http://www.kater-ks.ru/ks11052.html водомётная http://www.kater-ks.ru/katerks2.html
есть отличия по водоизмещению(вероятнее всего из за разницы в массах двигателей и деталей водомёта), но бросается в глаза разница в запасах топлива и дальности хода. У водомёта путевой расход 1,8л на км у ОВ 1л на км.
Интересно было бы поставить на винтовой катер двигатель не на 75л.с, а на 120-150, развив ту же скорость что и водомёт сравнивать:ay:
Ответ на свой вопрос в бОльшей степени получишь, когда Никола свой КС испытает с винтом в полутунеле с родным ЯМЗ.
 
Последнее редактирование модератором:

Grek007

Активный участник
#7
КС-110-32 длина 17,10, мощность 250 лс, скорость 27 км/ч, пассажировместимость 24 чел, вес 3300 кг, зап-топл 1000 л.,дальн плав 550 км, водомет.

КС 110-42 дл. 11,25, мощн. 250 лс, скор. 30 км/ч, пасс. 8 чел.,вес 2200 кг, зап-топл 1000 л.,дальн плав 550 км, водомет.

КС 110-52 дл. 12,5, мощн. 75 лс, скор 15 пасс., 8 чел, вес нет данных.,зап-топл 400 л, даль плав 400 км, винт.

Остается только ждать эксплуататоров КСок.
 

Рейдер

Старожил форума
#8
КС-110-52Т
Водоизмещение(не ясно какое скорее всего порожнём) 7,58т.
Мощность, кВт (л.с.)55 (75)
Скорость, км/ч15-18
Количество пассажиров, чел 8
Запас топлива, л400
Дальность плавания (по топливу), км До 400


катер КС 140
Водоизмещение порожнём, т 8,57
Мощность, кВт (л.с.)184(250)
Скорость, км/ч 27-30
Количество пассажиров, чел 12
Запас топлива, л 1000
Дальность плавания по топливу До 550
 

Grek007

Активный участник
#9
Расход конечно очевиден разница существенная, моторы и скорость тоже очевидно разные. Но вот как бы все это просчитать.
 

валенок

Старожил форума
#10
Видел(давно)тихоходный,водомётный буксир с 90 сильной кашкой(и редуктором),и водомётом оч.большого диаметра.Создавал хорошую тягу при большой подаче воды на малых её скоростях выброса из сопла вм.Работал в лесной запани ДОЗа.
 
Последнее редактирование модератором:

Рейдер

Старожил форума
#13
Расход конечно очевиден разница существенная, моторы и скорость тоже очевидно разные. Но вот как бы все это просчитать.
всё просчитано, я не из неоткуда разницу в 40% КПД назвал..где то встречал, уж искать специально не буду...но именно такую разницу закладывают конструктора при начальных прикидках судна, когда перед ними стоит тот же вопрос.
 

Рейдер

Старожил форума
#15
буксиры-толкачи действительно есть водомётные, но они значительно уступают винтовым той же мощности. И водомёт у них спроектирован - максимум защищённый и минимум скоростной.
У нас на Оке ходит "Язь"...никак не найду проект...но очень слабенький, хотя по мощности как РБТ.
Не могу гарантировать, очень похож на этот.
Вот водомётный буксир http://shipbuilding.ru/rus/news/russian/2011/10/19/Sumkino_P96_191011/
только сайт кривой какой то: убегает страница.
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

валенок

Старожил форума
#16
буксиры-толкачи действительно есть водомётные, но они значительно уступают винтовым той же мощности. И водомёт у них спроектирован - максимум защищённый и минимум скоростной.
У нас на Оке ходит "Язь"...никак не найду проект...но очень слабенький, хотя по мощности как РБТ.
Не могу гарантировать, очень похож на этот.
Вот водомётный буксир http://shipbuilding.ru/rus/news/russian/2011/10/19/Sumkino_P96_191011/
только сайт кривой какой то: убегает страница.
Такой Ангара,как на фото,баржу с грузом 600тонн-таскает очень уверенно.
 

Paul

Cупер модератор
#17
...
У нас на Оке ходит "Язь"...никак не найду проект......
Он ?

http://fleetphoto.ru/ship/1385/

Проект Р-96. Мощность ГД: 1х110 кВт
Ну так сравнил - у РБТ два 3Д6, а тут всего один. Он и с ОВ будет слабее ;)

Есть ещё несколько проектов таких речных мелкосидящих водомётных буксиров, а ещё мотозавозни и промерный катер (про них кстати у нас есть отдельная тема ;))
 

gmdss

Старожил форума
#18
Применение водомёта на мелкосидящих мотозавознях здесь:

http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=3536

Интересный момент,связанный с работой защищённого ВРК у берега наблюдал на майских в одном из водных протоков Праги.Прогулочный теплоход разворачивается на узкой протоке так,что перегораживает протоку целиком.Причём корма упирается непосредственно в берег и некоторое время даже волочётся вдоль берега,несколько нависая над ним,причём из под кормы бьют потоки грязи.На задней части фото 1 можно видеть испорченный таким образом газон.К сожалению снимок сделан позже.Нельзя конечно утверждать,что работал именно водомёт.Но какая-то весьма эффективная защита ВРК безусловно была.Например там же,но на берегу, на судне видна своеобразная конструкция насадки (2).

На мой взгляд, имея ввиду,что на водоизмещающих катерах водомёт применяют для повышения надёжности ВРК, было бы интересно сравнить устойчивость водомёта и защищённого "гребёнкой" винта в насадке в сложных условиях (мелководье,камни,топляки и т.п.).
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

Пиротехник

Старожил форума
#20
Между с.Красное и Волгореченском переправа бегает водометная. Раньше таких барж на Волге полно было
 
Вверх