Владимиру Ленько - расчет гребного винта

Добрый день Владимир.
У меня судно голландской постройки пр. Curtevrnne 830 AK (1976г)
Длинна 8.3м(по вл примерно 7.5м)
Ширина 2.85м
Осадка 0.85м
Водоизмещение 4 тонны.
Двигатель мерседес ОМ 636 (достаточно древний, но в рабочем состоянии) 42 л. с.
Макс. обороты 3300.
Редуктор гидравлический paragon 2:1
Винт левого вращения 16/11.
Скоростные характеристики судна не устраивают.
900 об/мин 3,7км/час,
1500об/мин 6,5 км/час
2000об/мин 8,5 км/час
3000об/мин 12, 5 км/час.
Двигатель под нагрузкой раскручивается до макс оборотов.
Хотелось бы на оборотах 1800 иметь скорость порядка 10 км/час.
Какой более тяжёлый винт вы посоветуете. Спасибо.

2000 об/мин двигателя, винт 16х11, скорость 8,5 км/ч - это мощность на винт чуть меньше 12 л.с. Пересчитываю потребную мощность для скорости 10 км/ч - это примерно 19 л.с. Может ли двигатель при 1800 об/мин её выдать ? Характеристики нет и не достать, потому считаю мощность пропорционально частоте вращения (запас будет, т.к. характеристика всех дизелей выпуклая, а не прямая). Тогда при желаемых 1800 об/мин двигателя доступно не меньше 23 л.с. Проверяю предложенный винт 18х13. При желаемых условиях он не добирает мощности - только 16 л.с. Если добавить 1 или 2 дюйма шага, то получится всё как хочется. Вова рекомендует винты 18х14 или 18х15 дюймов для исполнения хотения 10 км/ч при 1800 об/мин двигателя.
 
Подставил предлагаемый шлюпочный 500х550 - вполне годится. На моей памяти винты ранних МСП с дизелем 4Ч мощностью 25л.с. при 1500 об/мин имели параметры 600х400. Если влезает винт такого диаметра - тоже подойдёт, даже с небольшим выигрышем по кпд.
 
Книга Баадера про катера есть,читал ,но это высказывание не помню. Сравнил по сумме все винты...610+690= 1300 , 660+635= 1295 и 690+660=1350. Первые две суммы практически идентичны,но количество лопастей у винтов разное. Эти винты опробованы,тот который в сумме 1295 чуть тяжелей-на 200 оборотов не докручивает дизель до винта с суммой 1300... Но Баадер и писал,что четвертая лопасть добавляет к шагу 9,5%. В итоге шаг 635+9,5% =695. За Получаем,что шаг с четвертой лопастью 635 почти равен шагу 690 с 3-х лопастным винтов. Винт не добирает 200 оборотов за счет увеличенного диаметра 660 против 610... Делаем выводы,что японский винт из Владивостока 690х660 будет чуть тяжелее первых двух . Да и вес японского винта значительно меньше,ступица более изящная и в длину меньше -90мм против 140-160 мм. Единственный минус японского винта-кромки лопасти тонкие,нежные . Спасибо Андрей за ответ! 👍 🤝

Давайте рассчитаем тот самый японский 690х660. Хотя нет - вспомнил - очень ходкий "Швед" с 80 сильным ТДМЕ (возможно - 90 сильным) и редуктором 3:1 очень здорово бегает с винтом 700х700 (параметры проверял сам) и какого-то ограничения по оборотам не припоминаю, хоть двигатель тогда ещё был на обкатке. Носились 18 км/ч, а куда ещё больше... Корма проседала. Всяко Вашему двигателю чуть легче будет, тем более, что лопастей те же три, но дисковое явно меньше у японца...
 
Если оставлять Д240 то разумного варианта винта да ещё ПЧ 1к3 - не существует для лёгкого этого корпуса. От 3 до 5 лс на тонну нормально.

Спасибо за информацию а что же делать с каким дизелем можно привязать этот редуктор

Согласен с Мюнхаузеном и Громовержцем - неудачное сочетание, когда винт ограничен по диаметру, а редуктор "медленный". Но всё же надо проверить в числах : какого максимального диаметра винт влезает ? Номинальная мощность Вам не нужна - быть может, ходить пусть с "лёгким" винтом, но в разумных пределах "лёгким". Напрашивается не дизель менять, а этот диковинный реверсредуктор. На что-то китайскогидравлическое с передаточным 2 или 2,5. Гоните диаметр - наступит прояснение.
 
Всем доброго времени суток!
Вопрос к уважаемому Владимиру Ленько по винту.
В августе взял катер Чайка 452. Тема есть на форуме.
Катер по ВЛ длина 10м, ширина 2,5м. водоизмещение 7т
Выяснил параметры винта, который сейчас стоит: 4 лопасти, диаметр 440, шаг 630. Д-240, сррп-26-1.5
История там такая. Раньше стоял с этим мотором Д-240 ррп-40-3 и винт д650, шаг 515. После кончины редуктора пришлось поменять временно на существующий вариант.
Насколько не оптимален, или наоборот, данный винт, и какой бы был оптимален?
Сейчас ходил на об 1100-1200. Скорость 11км/ч. Больше 1300 не раскручивался. Напрягает отсутствие малого хода. Приходится переключать в нейтраль периодически при маневрировании.
Спасибо.

Нынешний винт имеет неудачно большое шаговое отношение (в данном случае). Если найти что-то близкое к 500х400 - двигатель должен уверенно брать 1600 об/мин (соответствует максимальному крутящему моменту). Скорость хода я на свой выпуклый назначил 15 км/ч. Хоть передаточное не характерно для водоизмещающего нашего брата - кпд рассчитанного винта достигает 48% - это нормально (наш диапазон 45-55%. лишь хорошие ходоки - до 60% кпд винта). Для стабильно малого малого хода - это вряд ли - винт остаётся "умеренно тяжёлым", но если добиваться малого, потери будут в середине. Недогруз двигателя, повышенные обороты на крейсерском ходу... А полная мощность двигателя избыточна - совсем не грех её обрезать "умеренно тяжёлым" пожертвовав удобством маневрирования. Всем приходится выключать ход и швартоваться по инерции - реверс лишь в последний момент для полной остановки.
 
- мне казалось что кпд трансмиссии должен вырасти на ~5% , а упор снизиться на 50%..........
тогда буксир становится скорее прогулочником, без упора, но с сохранением оборотов трансмиссии,
двигатель будет работать с нагрузкой в 30-40% - то есть дольше обычного ......
Насчет вибрации - ну как повезет - в общем случае конечно может увеличиться........

Если это реальная задача - хорошо бы все данные. Параметры 4-х лопастного винта, скорость хода, данные по двигателю и редуктору. Умозрительно у меня не получается. Если упор снизится - скорость тоже упадёт, а надо ли это ? Просто снизили обороты 4-х лопастного - тоже двигатель разгружается... Считается, что 3-4 лопасти - меньше вибрация. Про прочность - и её проверяют при расчёте. У 2-х лопастного шансов меньше выдержать нагрузку... Очень хочется срезать "лишнюю" пару ?
 
Нынешний винт имеет неудачно большое шаговое отношение (в данном случае). Если найти что-то близкое к 500х400 - двигатель должен уверенно брать 1600 об/мин (соответствует максимальному крутящему моменту). Скорость хода я на свой выпуклый назначил 15 км/ч. Хоть передаточное не характерно для водоизмещающего нашего брата - кпд рассчитанного винта достигает 48% - это нормально (наш диапазон 45-55%. лишь хорошие ходоки - до 60% кпд винта). Для стабильно малого малого хода - это вряд ли - винт остаётся "умеренно тяжёлым", но если добиваться малого, потери будут в середине. Недогруз двигателя, повышенные обороты на крейсерском ходу... А полная мощность двигателя избыточна - совсем не грех её обрезать "умеренно тяжёлым" пожертвовав удобством маневрирования. Всем приходится выключать ход и швартоваться по инерции - реверс лишь в последний момент для полной остановки.
Спасибо, Владимир! Ещё в процессе изучения, выяснилось с помощью уважаемого Yura, что мой редуктор на переднем ходу работал на заднем! То есть, у меня стоял правый винт, а нужен левый, чтобы редуктор работал правильно. То есть и передаточное отношение у сррп-26 на заднем ходу в районе 1.3 а на переднем 1.5. да и передаваемый крутящий момент в два раза меньше на заднем. Теперь буду искать левый винт.
Сегодня померил. У меня влезет вплоть до д630мм. Как считаете, если удастся найти что-то типа д600ш300-350, может будет кпд повыше?
И по двигателю, выяснил всю его историю. История сложная.
Это не чистый д-240.
Изначально это был тракторный дизель д-50 харьковского завода, мощностью 50-55 лс от модификации.

Что с ним было сделано:
Проточен коленвал в первый ремонтный размер.
Заменены гильзы на гильзы д-240. Поставлены новые поршня д-240. Поставлены новые шатуны д-240. Поставлены новые вкладыши шатунные и коренные.
Поставлена новая головка д 240.
Поставлены новые форсунки д-240.
Поставлены новые трубки, идущие к форсункам.
Поставлен поддон от д-240.
Остался старый ТНВД от d50.
Остался блок от д50.
Поставлен новый маховик д 240
На коленвале нет противовесов.
То есть от д50 блок, коленвал и ТНВД. Остальное от д-240.
Таким образом, на моем моторе, бывший владелец мне сказал, с учётом старого тнвд и общего износа вероятно меньше чем 50лс сейчас.
Это влияет на расчеты винта?
 
Последнее редактирование:
Спасибо, Владимир! Ещё в процессе изучения, выяснилось с помощью уважаемого Yura, что мой редуктор на переднем ходу работал на заднем! То есть, у меня стоял правый винт, а нужен левый, чтобы редуктор работал правильно. То есть и передаточное отношение у сррп-26 на заднем ходу в районе 1.3 а на переднем 1.5. да и передаваемый крутящий момент в два раза меньше на заднем. Теперь буду искать левый винт.
Сегодня померил. У меня влезет вплоть до д630мм. Как считаете, если удастся найти что-то типа д600ш300-350, может будет кпд повыше?
И по двигателю, выяснил всю его историю. История сложная.
Это не чистый д-240.
Изначально это был тракторный дизель д-50 харьковского завода, мощностью 50-55 лс от модификации.

Что с ним было сделано:
Проточен коленвал в первый ремонтный размер.
Заменены гильзы на гильзы д-240. Поставлены новые поршня д-240. Поставлены новые шатуны д-240. Поставлены новые вкладыши шатунные и коренные.
Поставлена новая головка д 240.
Поставлены новые форсунки д-240.
Поставлены новые трубки, идущие к форсункам.
Поставлен поддон от д-240.
Остался старый ТНВД от d50.
Остался блок от д50.
Поставлен новый маховик д 240
На коленвале нет противовесов.
То есть от д50 блок, коленвал и ТНВД. Остальное от д-240.
Таким образом, на моем моторе, бывший владелец мне сказал, с учётом старого тнвд и общего износа вероятно меньше чем 50лс сейчас.
Это влияет на расчеты винта?

Раз ТНВД от Д-50, значит все параметры от него же. Я постараюсь найти данные по Д-50, чтобы понять - требуется или нет править расчёт. Попробуйте найти винты с параметрами вроде рассчитанных или с шагом 300-350 и диаметром до 600 как Вы хотите - лучше будет проверить уже конкретный винт. Тот 500х400 - может пока служить ориентиром. Он в середине оптимальной зоны по кпд на диаграмме - разница в кпд вверху этой зоны (шаговое отношение побольше) и внизу (где оно поменьше) небольшая.
 
Ага ! Интернет ещё не забыл дизеля Д-50 с предкамерой. Мощность номинальная 50-55 л.с. при 1600-1700 об/мин. Это соответствует точке макс. крутящего момента для Д-240. Так что расчёт вполне пригоден. Гоните параметры конкретных похожих винтов - добьём дельце.
 
При 1100 об/мин и ПЧ1.5 скорость без скольжения 27.7 км/ч
Скорость катера 11 км/ч
Скольжение более 60%, а значит КПД винта порядка 20%. ИМХО маловато будет.
Интересен расход, сколько литров в час потребляет? По нему можно используемую мощность прикинуть.

К сожалению, точно заменить расход за мой малый период эксплуатации не удалось.

Ещё интересно какого диаметра винт туда влезет?

Винт влезет до 630 мм. Вчера померил.

Спасибо за ответы!
 
В данном случае сил 20 ему всего надо чтобы 11 км/ч идти. А этот движок на 1100 об/мин сил 30...40 без дымления выдать может. Запас мощности будет. А 600...700 об/мин на винте это нормально.
Только винт диаметром побольше и с меньшим шагом нужен.
Ну и левый конечно! Я ведь не путаю? У него винт правый, а СРРП-26 на ПХ в ту же сторону как и движок крутится? Он ведь сейчас на ЗХ ходит?

А так то хорошо бы ПЧ побольше, упор побольше, КПД побольше и диаметр винта побольше. Вот только не влезет наверное.
А так то, по прикидке, СРРП-2.5 от БМК-130 + винт от него же (800×600 вроде) в насадке (да и без неё) и было бы счастье.
Спасибо! Теперь я тоже понял, что все это время ходил на заднем ходу, мало того пришел на нем к себе домой за 250 км.) Повезло, ведь там передаваемый момент меньше в два раза.
Винт влезет до 630 мм.
С двигателем история оказалась запутанная. Двигатель изначально д-50 с электростанции на 50лс.
От него остался блок, коленвал и тнвд. Остальное заменили от д-240. Но судя по сообщению Владимира, там видимо мощность осталась меньше 50лс.
Я видел варианты сррп-26 на водоизмещающих корпусах. Вроде работают.
Винт сейчас буду менять. Неужели не подобрать оптимальный с моим комплектом двигатель-редуктор, по вашему мнению?
 
Ага ! Интернет ещё не забыл дизеля Д-50 с предкамерой. Мощность номинальная 50-55 л.с. при 1600-1700 об/мин. Это соответствует точке макс. крутящего момента для Д-240. Так что расчёт вполне пригоден. Гоните параметры конкретных похожих винтов - добьём дельце.
Пока нашел следующие варианты
4 лопасти 450х450
IMG_20201022_100704[1].jpgIMG_20201022_100733[1].jpgIMG_20201022_100804[1].jpg
3 лопасти 420х361
Screenshot_2020-10-25-10-22-23-968_com.avito.android.jpgScreenshot_2020-10-25-10-22-48-187_com.avito.android.jpg
3 лопасти 500х390
Screenshot_2020-10-25-10-23-09-943_com.avito.android.jpgScreenshot_2020-10-25-10-23-13-478_com.avito.android.jpg
3 лопасти 580х480. Написано от Чибиса.
Screenshot_2020-10-25-10-24-00-625_com.avito.android.jpgScreenshot_2020-10-25-10-24-07-372_com.avito.android.jpgScreenshot_2020-10-25-10-24-10-446_com.avito.android.jpg

Вот такие варианты. 600 мм нет пока.
 
Последнее редактирование:
Тут смотрели?

Посмотрите винты от БМК с ними можно поэкспериментировать
 
Последнее редактирование:
Тут смотрели?

Посмотрите винты от БМК с ними можно поэкспериментировать
Да, спасибо, первый винт из объявления с этой темы.
 
Катер Стриж, проект 1390 с 6ЧСП9,5/11 550х435 3Л, левый (1390-42-20)
Сразу первой строкой выходит. Видимо его надо поискать
 
Ага ! Интернет ещё не забыл дизеля Д-50 с предкамерой. Мощность номинальная 50-55 л.с. при 1600-1700 об/мин. Это соответствует точке макс. крутящего момента для Д-240. Так что расчёт вполне пригоден. Гоните параметры конкретных похожих винтов - добьём дельце.
Меня смутило, что в описании д50 обороты максимального крутящего момента указаны 1000. Может опечатка?
 
Меня смутило, что в описании д50 обороты максимального крутящего момента указаны 1000. Может опечатка?

Если посмотреть данные для Д243 (близки к Д240), то максимальный крутящий момент 268 Нм при 1600 об/мин. Это соответствует мощности 58,7 л.с. Винт, который я порекомендовал, при 1600 об/мин двигателя потребует 51 л.с. Видно, что это хорошо совпадает с номиналом дизелей Д50. Для подбора винта вполне годится эта точка, а что там с максимальным крутящим у Д50 при более низких оборотах - в нашем случае эти данные не используются.
Я не вникал в конструкцию реверсредуктора. Если и вправду требуется винт левого вращения - идеально подходит 500х390 - предпоследнее фото в #1934.
 
Если посмотреть данные для Д243 (близки к Д240), то максимальный крутящий момент 268 Нм при 1600 об/мин. Это соответствует мощности 58,7 л.с. Винт, который я порекомендовал, при 1600 об/мин двигателя потребует 51 л.с. Видно, что это хорошо совпадает с номиналом дизелей Д50. Для подбора винта вполне годится эта точка, а что там с максимальным крутящим у Д50 при более низких оборотах - в нашем случае эти данные не используются.
Я не вникал в конструкцию реверсредуктора. Если и вправду требуется винт левого вращения - идеально подходит 500х390 - предпоследнее фото в #1934.
Спасибо, Владимир!
 
Всем доброго времени суток!
Вопрос к Владимиру Ленько по винту.
Винт от какого типа судна можно рассматривать как аналог для переделанного теплохода Заря ( замена двигателя на 220-240 л/с; 1500 об/мин, реверс-редуктор 2:54; судно укорочено до 20 метров) Скорость, которую хотим получить 20-25 км/час.
Или, подскажите, какой диаметр винта требуется, кол-во лопастей, шаг.

Чегой-то пропустил ваше сообщение... Сообщите максимально возможный диаметр винта для "Зари". Если есть - фото или картинки места расположения винта. "Заря" некогда носилась по Новоладожскому каналу наводя ужас на всех оставивших лодки у берега. Но те были водомётные. Что у Вас ?
 
Верх