Проект 371, Адмиралец - борьба с валкостью!

andrefedchuk

Коллега
Уважаемые Форумчане!

Я много читал форум и альманахи катеростроения, но сейчас уперся в проблему которая либо не освещалась ранее, либо я не так искал. Прошу грамотного совета или помощи от владельцев других 371 или инженеров, которые решали такие проблемы. Проблемы с валкостью!

Итак, я в 2015 году стал обладателем перестроенного до 13,5 метров "Адмиральца 371" 1987 года, которого перегнал из Киевского Моря до Одессы по Днепру с группой товарищей. Путешествие удивительное и захватывающее.

Привел его домой и стал думать, как его сделать лучше. Ну как все наверное начинают. Я все перечитал. Начертил на компьютере, что и как хочу сделать. Я по образованию математик, а по профессии программист и электронщик. Я полтора года строил и делал его КОМФОРТНЫМ и МОРСКИМ и месяц назад спустил его на воду. Все получилось внешне и внутренне, как я хотел и/или мог сделать с командой своих друзей. Цель катера ходить по морю на рыбалки, отдых и дайвинг.

Валкости ранее не ощущал или не предавал значения. На катере путешествовало по реке 8 человек, через море переходили 4 человека, все остальные уехали на работы в Одессу. Итак что я делал:

- добавил 1,5 метра в корму - получил очень приятную кормовую площадку;
- приварил скуловые кили на 40% от длины корпуса;
- удлинил бак (нос), сделав его более обитаемым;
- сделал на всем катере протопчины по 30 см. на каждую сторону;
- доварил высоту киля на 35 см по всей длине киля;
- сделал купальную площадку (кринолин себе такой);
- высоты НЕ добавлял! высота рулевой рубки и размеры каюты не менял!
- уложил в киль свинца дробью - около 200 кг.
- уложил в килевой зоне под пайоллами 1800 грн. булласта чугунными чушками.
- по Баадеру сделал "горизонтальный киль", на пробу - короткий около 1,2 метра.
- восстановил привальник, срезанный предыдущим хозяином.
- удлинил перо руля на 30%;
- привел полную профилактику всему корпусу снаружи и изнутри: до металла, грунт эпоксидный, финишная эпоксидная.
- двигатель пока не трогал, но он в идеальном состоянии - хотя и 3Д6, но на ЯМЗ-236 позже буду менять, если сильно гул замучает.
- шумоизоляция и виброизоляция!

Катер красивый. Идет хорошо. Идет быстр. На 900-1000 оборотах - летит. В динамике валкость незаметна, но в статике Валкий! На реке это все не важно, но в Море - очень важно! Безопасность имеет значение больше, чем комфорт!

Борюсь с валкостью!
Мне говорят, продавай его на реку - заберут с руками! Не хочу. Останавливаться не намерен. Сильно много вложил, чтобы не получить комфортного результата.

Прошу Совета и Грамотных консультаций у "Бывалых"!

Я знаю, что 371 это корпус с малой начальной остойчивостью, я знаю, что любые надстройки повышают метацентр и увеличивают и качку и крен и снижают остойчивость. Но есть идея, как с этим бороться и есть примеры применений.

Решение: Бортовые були для расширения "поплавкового" корпуса проекта 371 от миделя и на корму. Длина 9-10 метров. Притоплены на 30% ниже ватерлинии от общего объема булей. Ширина 35-40 см. на миделе по длине в сторону кормы не сужаясь доходим до ширины - 70 см. на корме. Форма обтекаемая. Материал - сталь 3мм. (советуют: вместо стали прикрепить ПВХ баллоны до 80 см. диаметра - 10 метров длины, но мне кажется это не серьезным).

Про скорость и расход топлива вообще не думаю. Я беспокоюсь только за валкость!
Мой 3д6 на 1000 оборотах расход 9-9,5 литров. Замерен расход при переходе в течении 10 дней на расстоянии 1000 км. Скорость 12 км/час

У нас в Одесском маломерном флоте есть прецедент. Прогулочный катер с очень высокой верхней палубой и относительно короткий и узкий. Самострой. Металл. Пассажиров берет 60-70 человек. На верхней палубе - 30-35 человек. Сделали були из стали. Длина катера 16-19 метров. Длина булей около 70% длины корпуса.

Разговоры про формы корпусов глиссирующие, водоизмещающие и переходные прекрасно понимаю. В итоге должен получится комбинированный водоизмещающий катер.

Я хочу в Архимеде, Freeship или Диалог-Статике рассчитать ДСО и понять размеры и форму булей.
Может быть у кого-то есть проект корпуса в цифре?

Что думаете? Кто боролся с валкостью? Кто думал о булях?
Может кто-то сделал?

Спасибо за советы!

Сделал иллюстрации для наглядности и дельности советов.
 

Вложения

  • a1.jpg
    a1.jpg
    234.4 КБ · Просмотры: 1 213
  • a2.jpg
    a2.jpg
    171.6 КБ · Просмотры: 1 068
  • a3.jpg
    a3.jpg
    202.8 КБ · Просмотры: 1 080
  • b1.jpg
    b1.jpg
    53.6 КБ · Просмотры: 955
  • b2.jpg
    b2.jpg
    83.1 КБ · Просмотры: 960
  • b3.jpg
    b3.jpg
    92.2 КБ · Просмотры: 858
У такого валкости практически нет. Немного не ясно по поводу реки и моря.Пусть там осадка немного меньше,но не настолько чтобы это было так заметно по валкости.
Если в движении все устраивает,то в статике нужно прилично загрузить один борт,чтобы накренить.А були-проще построить катамаран.Это уже другое и для других целей.
Возможно я что то не допонял:):eek:
 

Вложения

  • DSCN1919.JPG
    DSCN1919.JPG
    236.6 КБ · Просмотры: 764
  • DSCN1978.JPG
    DSCN1978.JPG
    245.4 КБ · Просмотры: 723
  • IMG-20170526-WA0015.jpg
    IMG-20170526-WA0015.jpg
    5.3 КБ · Просмотры: 1 139
Последнее редактирование модератором:
Здравствуйте! Сам являюсь владельцем перестроенного Адмиральца. Валкость есть,но когда на борту 8-10 человек и народ начинает "шарахаться "по катеру. У вас же добавляет валкости протопчины по бортам. имхо.У нас в клубе есть такой катер и при вставании на борт он кренится значительно больше. Был и другой Адмиралец,где хозяева кардинально изменили обводы корпуса и главное увеличили ширину корпуса на 0,7 м:ay:. Валкости как таковой почти нет,но и назвать этот катер Адмиральцем уже сложно. В вашем случае спасут наверное только кормовые були,но и в скорости опять же скорее всего потеряете.имхо. Изначально валкость меня также пугала,но попав в хорошую волну на Байкале,понял,что без фанатизма дойти до убежища на Адмиральце можно,но лучше слушать прогноз и в плохую погоду отстаиваться. А возможно ли увидеть фото вашего Адмиральца-очень интересно или "QUEEN" ваш катер? Если это ваш ,то при длине 15,5 м винт и перо руля ,а также киль остались на своём первоначальном месте,вы получается добавили только корму. На моём же катере ,при той же длине 15,5 сделали вставку на миделе,увеличили на длину вставки киль и винт с пером руля ушли в корму. CAM00028.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Вот,как-бы есть решение,военное и гражданское
 

Вложения

  • 1266411608_1258529016_usa_independence_05 (Копировать).jpg
    1266411608_1258529016_usa_independence_05 (Копировать).jpg
    70.4 КБ · Просмотры: 738
  • IMG_0685.jpg
    IMG_0685.jpg
    100.1 КБ · Просмотры: 839
А нужна ли эта борьба, если корабль будет эксплуатироваться в море? А если длинная волна? А если корабль встал вдоль нее? У V-образных корпусов, к коим можно отнести и Адмиральца, преимущество как раз в море. А при добавлении "булей" неизбежно приходим к плоскодонному корпусу. И при неком критическом угле возможно опрокидывание. Конечно, чтоб совешить оверкиль угол должен быть слишком большим, но, чтоб чайники и кастрюли полетели с полок, много не надо. Теоретически и Адмиральца можно сильно накренить, и, м.б., и перевернуть, но, при условии герметичности люков и дверей, он вернется в исходное положение. А вот плоскодонный вряд ли.
В общем, может, не стоит уродовать корпус? :be: :eek:
 

Вложения

  • Untitled-1.jpg
    Untitled-1.jpg
    60.1 КБ · Просмотры: 578
У нас есть БМК в клубе с развитой надстройкой и протопчинами.Для того чтобы он не перевернулся с бортам с зазорами приварили из труб поплавки.Конечно о выходе на Байкал речи не идёт,но по водохранилищу без волны идёт уверенно. Но вид с поплавками у катера оставляет желать лучшего .имхо.
 
Здравствуйте! Сам являюсь владельцем перестроенного Адмиральца. Валкость есть,но когда на борту 8-10 человек и народ начинает "шарахаться "по катеру. У вас же добавляет валкости протопчины по бортам. имхо.У нас в клубе есть такой катер и при вставании на борт он кренится значительно больше. Был и другой Адмиралец,где хозяева кардинально изменили обводы корпуса и главное увеличили ширину корпуса на 0,7 м:ay:. Валкости как таковой почти нет,но и назвать этот катер Адмиральцем уже сложно. В вашем случае спасут наверное только кормовые були,но и в скорости опять же скорее всего потеряете.имхо. Изначально валкость меня также пугала,но попав в хорошую волну на Байкале,понял,что без фанатизма дойти до убежища на Адмиральце можно,но лучше слушать прогноз и в плохую погоду отстаиваться. А возможно ли увидеть фото вашего Адмиральца-очень интересно или "QUEEN" ваш катер? Если это ваш ,то при длине 15,5 м винт и перо руля ,а также киль остались на своём первоначальном месте,вы получается добавили только корму. На моём же катере ,при той же длине 15,5 сделали вставку на миделе,увеличили на длину вставки киль и винт с пером руля ушли в корму. Посмотреть вложение 50739


Да, "QUEEN" это и есть мой катер. Все фотографии приложенные это эволюция одного и того же катера. Раньше он назывался "Галеон".

Я действительно добавлял корму, так как у катера хороший интерьер и все внутри осталось первозданным.
Увеличив перо руля, я не заметил того, что он не слушался руля или как-то плохо управлялся. Все в норме, кроме валкости!
 
1350734302586_bulletin[1].jpg Вот фото Владивостокского Адмиральца. Чуть выше линии ВЛ приварена мет. полоса,таким образом в Приморье борются с валкостью катера.Как работает это на самом деле-утверждать не могу. Но такие "плавники" по бортам я видел не на одном приморском Адмиральце.
 

Вложения

  • 1350734304372_bulletin[1].jpg
    1350734304372_bulletin[1].jpg
    41.8 КБ · Просмотры: 790
А нужна ли эта борьба, если корабль будет эксплуатироваться в море? А если длинная волна? А если корабль встал вдоль нее? У V-образных корпусов, к коим можно отнести и Адмиральца, преимущество как раз в море. А при добавлении "булей" неизбежно приходим к плоскодонному корпусу. И при неком критическом угле возможно опрокидывание. Конечно, чтоб совешить оверкиль угол должен быть слишком большим, но, чтоб чайники и кастрюли полетели с полок, много не надо. Теоретически и Адмиральца можно сильно накренить, и, м.б., и перевернуть, но, при условии герметичности люков и дверей, он вернется в исходное положение. А вот плоскодонный вряд ли.
В общем, может, не стоит уродовать корпус? :be: :eek:

Евгений, спасибо что ответили и я наверное прочел все этапы вашей постройки и наши надстройки похожи и проблемы у нас наверное похожи.

Дело в том, что уродовать корпус не хочу. Но безопасность и комфорт для меня дороже внешнего вида. Я сделав много переделок, вроде не сильно изуродовал его. Я надеюсь продолжать в том же духе и не уродовать, а делать красоту.
 
Посмотреть вложение 50754 Вот фото Владивостокского Адмиральца. Чуть выше линии ВЛ приварена мет. полоса,таким образом в Приморье борются с валкостью катера.Как работает это на самом деле-утверждать не могу. Но такие "плавники" по бортам я видел не на одном приморском Адмиральце.

Это скорее волнорассекатели. В динамике не дают носу зарываться чуть-чуть, но главное разносят воду широко от бортов. Но на стоянке, боюсь, полный ноль для стабильности.
 
Это скорее волнорассекатели. В динамике не дают носу зарываться чуть-чуть, но главное разносят воду широко от бортов. Но на стоянке, боюсь, полный ноль для стабильности.

Адмиралец и не зарывается в волну,а красиво режет:ay:.На стоянке причина вашей валкости -протопчины.имхо. Корпус Адмиральца имеет ж/д габарит-узок,а вы добавили ещё " плечо " в виде протопчин,вот и получили при хождении людей по бортам ещё большую валкость.имхо. Есть у нас Адмиралец "КОВЧЕГ":ay:,длина корпуса под 20 м,надстройка не превышает высоту штатного Адмиральца. Вот он стоит как "вкопанный".:ay: Днище у него переварено из более толстого металла + увеличен киль,так что проблемы валкости его не волнуют.CAM00052.jpg
 
Адмиралец и не зарывается в волну,а красиво режет:ay:.На стоянке причина вашей валкости -протопчины.имхо. Корпус Адмиральца имеет ж/д габарит-узок,а вы добавили ещё " плечо " в виде протопчин,вот и получили при хождении людей по бортам ещё большую валкость.имхо. Есть у нас Адмиралец "КОВЧЕГ":ay:,длина корпуса под 20 м,надстройка не превышает высоту штатного Адмиральца. Вот он стоит как "вкопанный".:ay: Днище у него переварено из более толстого металла + увеличен киль,так что проблемы валкости его не волнуют.Посмотреть вложение 50756

Очень классная версия. Молодцы.

Насчет протопчин полностью согласен.
Но уже не обрезать же их.

Есть ли у Вас кто-то с булями.
Я думаю, что это одно лишь решение.
 
andrefedchuk
может быть Вам проверить валкость на практике ? Это не должно быть сложно , и будете знать опасный угол крена , может быть он окажется вполне достаточным для безопасности на море . Например - привязать страховку от опрокидывания и на швартовых нагрузить один борт , пригласить массовку и добавлять пока не появится полная ясность . Можно примерно тоже проделать автокраном ..
 
С булями я видел Адмиральца в Чебоксарах. Говорил с капитаном по этому поводу. Говорит були поставили что бы корма не про седла на скорости. Мотор установлен вольво пента под 200л. Скорость до 35 км в час, с его слов. Без булей корма сильно погружалась. На счёт 35 км не знаю, врать то смысла не было, но вот когда он отходил, то впечатлило. Очень шустро и красиво пошёл. С этого момента я стал на железные корабли смотреть, в сторону адмиральца. Как то остальные на его фоне показались утюгами.
 
Как по мне-валкость просто неудобство,и на безопасность никак влиять не может.
А чтобы перевернуть адмиральца-нужно очень постараться.
Исхожу из своих наблюдений,когда обсохли перед шлюзами и он завалился набок.Кстати с мели сошли довольно легко и быстро.
 
Я думаю, что это одно лишь решение.

На мой взгляд, лучшее решение - вставка по миделю 4-6 шпаций. Ну до 20 метров, чтоб не вылезти из ГИМСа. Хотя, какие там у Вас правила я не знаю. Если есть желание еще дорабатывать катер, вместо того, чтоб кататься и наслаждаться движением. ))) В том месте корпус уже не имеет V-образности, а абсолютно плоский. Эта плоскость как раз даст и уменьшение валкости, и увеличение скорости, и обитаемость.
 
Как по мне-валкость просто неудобство,и на безопасность никак влиять не может.
А чтобы перевернуть адмиральца-нужно очень постараться.

Согласен, Юра.
Еще, правда, есть одно довольно большое неудобство. В момент движения постоянно приходится ловить направление, подруливать. На один борт народ перешел - катер в противоположную сторону поворачивает.
 
На мой взгляд, лучшее решение - вставка по миделю 4-6 шпаций. Ну до 20 метров, чтоб не вылезти из ГИМСа. Хотя, какие там у Вас правила я не знаю. Если есть желание еще дорабатывать катер, вместо того, чтоб кататься и наслаждаться движением. ))) В том месте корпус уже не имеет V-образности, а абсолютно плоский. Эта плоскость как раз даст и уменьшение валкости, и увеличение скорости, и обитаемость.

Жень,а мне думается не катать по 30-60 человек,а брать столько,на сколько он рассчитан.И не толкаться толпой вдоль одного борта.
Приучить сложно,но можно:):eek:
 
Верх