Поговорим о солнечных батареях.?

Михась

Старожил форума
Уважаемый форум.У кого какой есть опыт связанный с солнечными батареями. ?? У меня установлены 4 сервисных АКБ.общей емкостью 650 а/ч. На стоянке хватает примерно на 2.5-3 суток.Потребители...Насос водяной(камбуз.душ).2 насоса выкачных(душ.гальюн).Холодильник компрессоный 12в.Морозилка (Компрессорная )12в. Преобразователь 12-220 250 вт.Освешение конечно . 2 каюты.камбуз и кают компания.Телевизор практически не пользую.Д.Г. запускаю только в ходу.для заряда батарей и в случае потребности 220 в.(фен.пылесос микроволновка ну и т.д) ВОПРОС. Сколько нужно солнечных батарей.Какой контроллер ? Схема подключения при наличие автомат.зарядного устройства.? В интернет не посылайте--читал уже. Интересует личный опыт. Суммарную мощность потребителей не знаю.
 
Идея хорошая, халявная энергия, на стоянке очень актуальна.
Смотря по месту, сколько можешь выделить под солн батареи, они немелкие такиеи нелегкие. Я купил 100 ватную, размер ее 1,5х0,7 примерно, брал в н,новгооде за 7500 р., контроллер пойдет обычный, но я заказал на алиэкспресс с дисплеем и usb-выходами. Ставить на алюминиевый навес от дождя смогу тол ко одну скорее всего, 2 уже будет тяжело.
 
С солнечными батареями в наших широтах принцип один - чем больше поставишь, тем лучше. Но тут, увы, возможности ограничены доступными площадями на лодке. Первый раз я поставил солнечную батарею несколько лет назад. 50-ваттная батарея полностью компенсировала потребление 12-вольтового компрессорного холодильника и мелкие нужны типа освещения. Потом я ее убрал, поскольку жила она на крышке люка каюты и частенько мешалась там. Сейчас вновь вернулся к батареям, благо появилась шлюпбалка и на ней место уже под две такие батареи. Однозначно могу сказать, что польза от них есть! Даже воду в бойлере можно подогреть через инвертор, не заводя движок и генератор - сегодня как раз включил на пробу, бортовое напряжение падает, конечно, но фиксируется на уровне 11,9-12 вольт. Без солнечных же батарей в этом же случае падение продолжается до 10,5 вольт, после чего отключается инвертор. Правда, бойлер у меня на 15 литров и с 500-ваттным ТЭНом (специально такой брал). Уже через 10 минут вода из кранов течет теплая.
 
С солнечными батареями в наших широтах принцип один - чем больше поставишь, тем лучше. Но тут, увы, возможности ограничены доступными площадями на лодке. Первый раз я поставил солнечную батарею несколько лет назад. 50-ваттная батарея полностью компенсировала потребление 12-вольтового компрессорного холодильника и мелкие нужны типа освещения. Потом я ее убрал, поскольку жила она на крышке люка каюты и частенько мешалась там. Сейчас вновь вернулся к батареям, благо появилась шлюпбалка и на ней место уже под две такие батареи. Однозначно могу сказать, что польза от них есть! Даже воду в бойлере можно подогреть через инвертор, не заводя движок и генератор - сегодня как раз включил на пробу, бортовое напряжение падает, конечно, но фиксируется на уровне 11,9-12 вольт. Без солнечных же батарей в этом же случае падение продолжается до 10,5 вольт, после чего отключается инвертор. Правда, бойлер у меня на 15 литров и с 500-ваттным ТЭНом (специально такой брал). Уже через 10 минут вода из кранов течет теплая.
.Константин. какая емкость АКБ???
 
Кстати, что там насчёт сайта где они продаются? И какие виды батарей вообще бывают?
 
Сайтов полно. Бывают два основных вида - монокристаллические и поликристаллические. У первых выше КПД, но они чуть дороже. Бывают в жесткой раме или на гибкой пластиковой подложке, благодаря чему такие батареи можно изгибать или клеить, к примеру, на покатую крышу рубки. Батареи "от брендов" имеют КПД 17-19%, китайские - 15%, но и этот показатель очень хорош, ведь совсем недавно КПД в 9% считался хорошим.
 
Не пользуются форумчане солнечными батарейками .- видимо....Ладно...Пойду своим путем. Проб и ошибок.К КОНСТАНТИНУ еще вопрос .Костя советуй... Суть. Стоит автоматическое устройство Два входа 220 в .Один от ДГ. Второй от берега. Думаю должен быть еще от генератора 12в главного двиг. Выход на группу АКБ. Вопрос. Куда и как выход с контроллера солнечных батарей. подсоединить? Зарядка будет идти от 4х источников 2- 220в. Один от главного.и от солнечных батарей. Опасаюсь что при подключению к берегу или ДГ не спалить че нибудь.
 
Не пользуются форумчане солнечными батарейками .- видимо....Ладно...Пойду своим путем. Проб и ошибок.К КОНСТАНТИНУ еще вопрос .Костя советуй... Суть. Стоит автоматическое устройство Два входа 220 в .Один от ДГ. Второй от берега. Думаю должен быть еще от генератора 12в главного двиг. Выход на группу АКБ. Вопрос. Куда и как выход с контроллера солнечных батарей. подсоединить? Зарядка будет идти от 4х источников 2- 220в. Один от главного.и от солнечных батарей. Опасаюсь что при подключению к берегу или ДГ не спалить че нибудь.

Я,чтоб не спалить че нибудь,поставил на вводе берегового питания в катер 220 в,контактор.При включении 220в от берега он отключает инвертор включенный в схему
 
Не пользуются форумчане солнечными батарейками .- видимо....Ладно...Пойду своим путем. Проб и ошибок.К КОНСТАНТИНУ еще вопрос .Костя советуй... Суть. Стоит автоматическое устройство Два входа 220 в .Один от ДГ. Второй от берега. Думаю должен быть еще от генератора 12в главного двиг. Выход на группу АКБ. Вопрос. Куда и как выход с контроллера солнечных батарей. подсоединить? Зарядка будет идти от 4х источников 2- 220в. Один от главного.и от солнечных батарей. Опасаюсь что при подключению к берегу или ДГ не спалить че нибудь.

В большинстве случаев контроллеры солнечных батарей имеют выход под один аккумулятор, поэтому просто коннектим плюс и минус от контроллера к наиболее часто используемому аккумулятору, а иные аккумуляторы связываем через зарядное реле. У меня так сделано. Контроллер заряжает основной аккумулятор, а когда напряжение на нем повышается до 12,8 В кажется, реле параллелит второй аккумулятор, позволяя и ему заряжаться.
 
У нас стоят 2 батареи по 190вт, подключены к батареям через инвертор с возможностью подключения напрямую, тк инвертор дофига умный - не дает заряжать, чтоб не допустить перезаряд. Поэтому поставили тумблер, чтоб подключать их напрямую и самим судить о заряде. На широте Ладоги в солнечный день батареи дают заряд 6А, что в пересчете на сеть 24В - грубо 150вт. Этого достаточно, чтоб покрыть работу холодильника и инвертора. Но в пасмурную погоду заряд 2А - это уже хорошо и, конечно, ни на что не хватает.
 
И никак не пойму, зачем все ставят контроллеры? Ладно, дома такое (солнечные батареи) завести, там понятно - контроллер поставил и забыл про аккумуляторы нафиг. Но на катере-то они (аккумуляторы) всегда на виду - зачем тогда переплачивать гору денег за контроллер? Амперметр покажет заряд, вольтметр то, что в батареях, и выключалку, чтоб просто солнечные батареи отключить, если напряжение станет в аккумуляторах больше того, что хочется иметь. Хотя, мне кажется, такая ситуация маловероятна - при наших потребителях надо все свободное место залепить солнечными батареями, чтоб они не только расход покрывали, но и заряжали. Заряжать-то можно только днем, а самый расход - вечером.
 
И никак не пойму, зачем все ставят контроллеры? Ладно, дома такое (солнечные батареи) завести, там понятно - контроллер поставил и забыл про аккумуляторы нафиг.
Напряжение на СБ постоянно "плавает" в очень широких пределах (5-30В или больше), деление их по вольтажу довольно условное (но все-же важно для выбора типа контроллера). В этом случае контроллер работает выуживая из СБ всю электроэнергию с возможными минимальными потерями (КПД контроллера тоже имеет место быть) и осуществляя ПОЭТАПНЫЙ заряд аккумуляторов соответствующим алгоритмом заряда (для разного типа акум. он разный). Подключите напрямую - аккумуляторы зарядятся, но скорее всего в последний раз:be:
Итак:
1. Ваша емкость аккумуляторов составляет суммарно 650 А\ч и желательно, что-бы их полная зарядка осуществлялась за 1-2 солнечных дня (в Питере желательно за один). Считаем необходимый ток заряда для них 650*0,75 (обязательная остаточная емкость аккумуляторов для их долговременной работы)*0,1С (безопасный ток заряда 10% от емкости) итого 48,75 А желательно подавать на заряд аккум. в течение 10 часов (или светового дня);
2. Прикидываем необходимую суммарную мощность СБ 48,75*12В=585Ватт, я специально не считаю тут по формулам с величиной инсоляции, дабы максимально просто и грубо прикинуть порядок величин и что нам это даст. В данном случае мы имеем некую опорную мощность, позволяющую нам жить практически автономно (не забывая о непогоде) и за световой день полностью восстанавливать высаженные за ночь до минимума (остаточная емкость 25%) батареи;
3. Получаем необходимость 4-х батарей 150Ватт на 12 Вольт, например таких http://www.solnechnye.ru/batareya/solnechnaya-batareya-Chinaland-CHN150-36M-150W-12V.htm Это весьма неплохие СБ с КПД около 18% и сертификатом Grade A++ (что гарантирует их высокую надежность и качество);
4. Теперь для этих батарей подбираем необходимый контроллер заряда. В нашем случае (я тоже ставил СБ) лучший вариант это КАЧЕСТВЕННЫЙ контроллер PWM типа. Бывают MPPT и они круче, их КПД выше, лучше поверьте на слово в нашем случае (для передвижного транспорта) PWM проще, дешевле и надежнее. Для 4-х ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО соединенных батарей (все те-же условные 12 вольт) нам понадобится контроллер на 50-60 Ампер (лучше с запасом). http://www.solnechnye.ru/controllery-zaryada/MorningStar-TriStar-TS-60-60A-12-24-48V.htm этот контроллер очень широко известен, стаивится в катера от Америки до Норвегии и спокойно работает в условиях отложения конденсата на эл. схемах, продается в России тоже во многих местах. Можно приобрести к нему удаленный контроллер-монитор и задавать с места судоводителя режимы работы.
3. Настраиваем контроллер на работу с гелиевыми тяговыми акум. (ваш случай), по паспорту указаны индикация и как все настроить. Соответственно сам заряд осуществляется в поэтапно. Контроллер работает только по принципу Vсб=Vакум (т.е. нельзя для 12 вольтовых акум. использовать 24-х вольтовые солнечные батареи и наоборот). Самое интересное дальше и зависит от конкретной схемы эл. снабжения катера. У вас стоит зарядный разделитель на 3 аккумулятора (как я понял), т.е. (у меня было так-же только на 2 сервисных аккум.), т.е. по сути акум. заряжаются ПООЧЕРЕДНО, а не все сразу. Будь это дешевые автомобильные аккум. высокие токи заряда их угробили (мы считали на всю общую емкость), но у вас гелевые, а для них нормальные токи заряда вплоть до 0,3С (т.е. 30% от емкости). Для успокоения нервов можно подключить датчики температуры акум. (поставляется отдельно) и завести их показания на контроллер, установив аварийную отсечку по температуре. Мои гелевые тяговые акум. заряжались напругой порядка 14,6В (которая плавала для разных стадий зарядки).
 
Верх