Поговорим о солнечных батареях.?

Михась

Активный участник
#1
Уважаемый форум.У кого какой есть опыт связанный с солнечными батареями. ?? У меня установлены 4 сервисных АКБ.общей емкостью 650 а/ч. На стоянке хватает примерно на 2.5-3 суток.Потребители...Насос водяной(камбуз.душ).2 насоса выкачных(душ.гальюн).Холодильник компрессоный 12в.Морозилка (Компрессорная )12в. Преобразователь 12-220 250 вт.Освешение конечно . 2 каюты.камбуз и кают компания.Телевизор практически не пользую.Д.Г. запускаю только в ходу.для заряда батарей и в случае потребности 220 в.(фен.пылесос микроволновка ну и т.д) ВОПРОС. Сколько нужно солнечных батарей.Какой контроллер ? Схема подключения при наличие автомат.зарядного устройства.? В интернет не посылайте--читал уже. Интересует личный опыт. Суммарную мощность потребителей не знаю.
 

KpyZer

Активный участник
#2
Идея хорошая, халявная энергия, на стоянке очень актуальна.
Смотря по месту, сколько можешь выделить под солн батареи, они немелкие такиеи нелегкие. Я купил 100 ватную, размер ее 1,5х0,7 примерно, брал в н,новгооде за 7500 р., контроллер пойдет обычный, но я заказал на алиэкспресс с дисплеем и usb-выходами. Ставить на алюминиевый навес от дождя смогу тол ко одну скорее всего, 2 уже будет тяжело.
 

Константин

Начальник причала
#3
С солнечными батареями в наших широтах принцип один - чем больше поставишь, тем лучше. Но тут, увы, возможности ограничены доступными площадями на лодке. Первый раз я поставил солнечную батарею несколько лет назад. 50-ваттная батарея полностью компенсировала потребление 12-вольтового компрессорного холодильника и мелкие нужны типа освещения. Потом я ее убрал, поскольку жила она на крышке люка каюты и частенько мешалась там. Сейчас вновь вернулся к батареям, благо появилась шлюпбалка и на ней место уже под две такие батареи. Однозначно могу сказать, что польза от них есть! Даже воду в бойлере можно подогреть через инвертор, не заводя движок и генератор - сегодня как раз включил на пробу, бортовое напряжение падает, конечно, но фиксируется на уровне 11,9-12 вольт. Без солнечных же батарей в этом же случае падение продолжается до 10,5 вольт, после чего отключается инвертор. Правда, бойлер у меня на 15 литров и с 500-ваттным ТЭНом (специально такой брал). Уже через 10 минут вода из кранов течет теплая.
 

Михась

Активный участник
#4
С солнечными батареями в наших широтах принцип один - чем больше поставишь, тем лучше. Но тут, увы, возможности ограничены доступными площадями на лодке. Первый раз я поставил солнечную батарею несколько лет назад. 50-ваттная батарея полностью компенсировала потребление 12-вольтового компрессорного холодильника и мелкие нужны типа освещения. Потом я ее убрал, поскольку жила она на крышке люка каюты и частенько мешалась там. Сейчас вновь вернулся к батареям, благо появилась шлюпбалка и на ней место уже под две такие батареи. Однозначно могу сказать, что польза от них есть! Даже воду в бойлере можно подогреть через инвертор, не заводя движок и генератор - сегодня как раз включил на пробу, бортовое напряжение падает, конечно, но фиксируется на уровне 11,9-12 вольт. Без солнечных же батарей в этом же случае падение продолжается до 10,5 вольт, после чего отключается инвертор. Правда, бойлер у меня на 15 литров и с 500-ваттным ТЭНом (специально такой брал). Уже через 10 минут вода из кранов течет теплая.
.Константин. какая емкость АКБ???
 

bym

Активный участник
#11
Кстати, что там насчёт сайта где они продаются? И какие виды батарей вообще бывают?
 

Константин

Начальник причала
#12
Сайтов полно. Бывают два основных вида - монокристаллические и поликристаллические. У первых выше КПД, но они чуть дороже. Бывают в жесткой раме или на гибкой пластиковой подложке, благодаря чему такие батареи можно изгибать или клеить, к примеру, на покатую крышу рубки. Батареи "от брендов" имеют КПД 17-19%, китайские - 15%, но и этот показатель очень хорош, ведь совсем недавно КПД в 9% считался хорошим.
 

Михась

Активный участник
#13
Не пользуются форумчане солнечными батарейками .- видимо....Ладно...Пойду своим путем. Проб и ошибок.К КОНСТАНТИНУ еще вопрос .Костя советуй... Суть. Стоит автоматическое устройство Два входа 220 в .Один от ДГ. Второй от берега. Думаю должен быть еще от генератора 12в главного двиг. Выход на группу АКБ. Вопрос. Куда и как выход с контроллера солнечных батарей. подсоединить? Зарядка будет идти от 4х источников 2- 220в. Один от главного.и от солнечных батарей. Опасаюсь что при подключению к берегу или ДГ не спалить че нибудь.
 

Вячеслав Третьяк

Старожил форума
#14
Не пользуются форумчане солнечными батарейками .- видимо....Ладно...Пойду своим путем. Проб и ошибок.К КОНСТАНТИНУ еще вопрос .Костя советуй... Суть. Стоит автоматическое устройство Два входа 220 в .Один от ДГ. Второй от берега. Думаю должен быть еще от генератора 12в главного двиг. Выход на группу АКБ. Вопрос. Куда и как выход с контроллера солнечных батарей. подсоединить? Зарядка будет идти от 4х источников 2- 220в. Один от главного.и от солнечных батарей. Опасаюсь что при подключению к берегу или ДГ не спалить че нибудь.
Я,чтоб не спалить че нибудь,поставил на вводе берегового питания в катер 220 в,контактор.При включении 220в от берега он отключает инвертор включенный в схему
 

Михась

Активный участник
#15

Константин

Начальник причала
#16
Не пользуются форумчане солнечными батарейками .- видимо....Ладно...Пойду своим путем. Проб и ошибок.К КОНСТАНТИНУ еще вопрос .Костя советуй... Суть. Стоит автоматическое устройство Два входа 220 в .Один от ДГ. Второй от берега. Думаю должен быть еще от генератора 12в главного двиг. Выход на группу АКБ. Вопрос. Куда и как выход с контроллера солнечных батарей. подсоединить? Зарядка будет идти от 4х источников 2- 220в. Один от главного.и от солнечных батарей. Опасаюсь что при подключению к берегу или ДГ не спалить че нибудь.
В большинстве случаев контроллеры солнечных батарей имеют выход под один аккумулятор, поэтому просто коннектим плюс и минус от контроллера к наиболее часто используемому аккумулятору, а иные аккумуляторы связываем через зарядное реле. У меня так сделано. Контроллер заряжает основной аккумулятор, а когда напряжение на нем повышается до 12,8 В кажется, реле параллелит второй аккумулятор, позволяя и ему заряжаться.
 

Kotmatroskin

Активный участник
#18
У нас стоят 2 батареи по 190вт, подключены к батареям через инвертор с возможностью подключения напрямую, тк инвертор дофига умный - не дает заряжать, чтоб не допустить перезаряд. Поэтому поставили тумблер, чтоб подключать их напрямую и самим судить о заряде. На широте Ладоги в солнечный день батареи дают заряд 6А, что в пересчете на сеть 24В - грубо 150вт. Этого достаточно, чтоб покрыть работу холодильника и инвертора. Но в пасмурную погоду заряд 2А - это уже хорошо и, конечно, ни на что не хватает.
 

Kotmatroskin

Активный участник
#19
И никак не пойму, зачем все ставят контроллеры? Ладно, дома такое (солнечные батареи) завести, там понятно - контроллер поставил и забыл про аккумуляторы нафиг. Но на катере-то они (аккумуляторы) всегда на виду - зачем тогда переплачивать гору денег за контроллер? Амперметр покажет заряд, вольтметр то, что в батареях, и выключалку, чтоб просто солнечные батареи отключить, если напряжение станет в аккумуляторах больше того, что хочется иметь. Хотя, мне кажется, такая ситуация маловероятна - при наших потребителях надо все свободное место залепить солнечными батареями, чтоб они не только расход покрывали, но и заряжали. Заряжать-то можно только днем, а самый расход - вечером.
 

lazy

Новичок
#20
И никак не пойму, зачем все ставят контроллеры? Ладно, дома такое (солнечные батареи) завести, там понятно - контроллер поставил и забыл про аккумуляторы нафиг.
Напряжение на СБ постоянно "плавает" в очень широких пределах (5-30В или больше), деление их по вольтажу довольно условное (но все-же важно для выбора типа контроллера). В этом случае контроллер работает выуживая из СБ всю электроэнергию с возможными минимальными потерями (КПД контроллера тоже имеет место быть) и осуществляя ПОЭТАПНЫЙ заряд аккумуляторов соответствующим алгоритмом заряда (для разного типа акум. он разный). Подключите напрямую - аккумуляторы зарядятся, но скорее всего в последний раз:be:
Итак:
1. Ваша емкость аккумуляторов составляет суммарно 650 А\ч и желательно, что-бы их полная зарядка осуществлялась за 1-2 солнечных дня (в Питере желательно за один). Считаем необходимый ток заряда для них 650*0,75 (обязательная остаточная емкость аккумуляторов для их долговременной работы)*0,1С (безопасный ток заряда 10% от емкости) итого 48,75 А желательно подавать на заряд аккум. в течение 10 часов (или светового дня);
2. Прикидываем необходимую суммарную мощность СБ 48,75*12В=585Ватт, я специально не считаю тут по формулам с величиной инсоляции, дабы максимально просто и грубо прикинуть порядок величин и что нам это даст. В данном случае мы имеем некую опорную мощность, позволяющую нам жить практически автономно (не забывая о непогоде) и за световой день полностью восстанавливать высаженные за ночь до минимума (остаточная емкость 25%) батареи;
3. Получаем необходимость 4-х батарей 150Ватт на 12 Вольт, например таких http://www.solnechnye.ru/batareya/solnechnaya-batareya-Chinaland-CHN150-36M-150W-12V.htm Это весьма неплохие СБ с КПД около 18% и сертификатом Grade A++ (что гарантирует их высокую надежность и качество);
4. Теперь для этих батарей подбираем необходимый контроллер заряда. В нашем случае (я тоже ставил СБ) лучший вариант это КАЧЕСТВЕННЫЙ контроллер PWM типа. Бывают MPPT и они круче, их КПД выше, лучше поверьте на слово в нашем случае (для передвижного транспорта) PWM проще, дешевле и надежнее. Для 4-х ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО соединенных батарей (все те-же условные 12 вольт) нам понадобится контроллер на 50-60 Ампер (лучше с запасом). http://www.solnechnye.ru/controllery-zaryada/MorningStar-TriStar-TS-60-60A-12-24-48V.htm этот контроллер очень широко известен, стаивится в катера от Америки до Норвегии и спокойно работает в условиях отложения конденсата на эл. схемах, продается в России тоже во многих местах. Можно приобрести к нему удаленный контроллер-монитор и задавать с места судоводителя режимы работы.
3. Настраиваем контроллер на работу с гелиевыми тяговыми акум. (ваш случай), по паспорту указаны индикация и как все настроить. Соответственно сам заряд осуществляется в поэтапно. Контроллер работает только по принципу Vсб=Vакум (т.е. нельзя для 12 вольтовых акум. использовать 24-х вольтовые солнечные батареи и наоборот). Самое интересное дальше и зависит от конкретной схемы эл. снабжения катера. У вас стоит зарядный разделитель на 3 аккумулятора (как я понял), т.е. (у меня было так-же только на 2 сервисных аккум.), т.е. по сути акум. заряжаются ПООЧЕРЕДНО, а не все сразу. Будь это дешевые автомобильные аккум. высокие токи заряда их угробили (мы считали на всю общую емкость), но у вас гелевые, а для них нормальные токи заряда вплоть до 0,3С (т.е. 30% от емкости). Для успокоения нервов можно подключить датчики температуры акум. (поставляется отдельно) и завести их показания на контроллер, установив аварийную отсечку по температуре. Мои гелевые тяговые акум. заряжались напругой порядка 14,6В (которая плавала для разных стадий зарядки).
 
Вверх