Малый рыболовный сейнер МРС-80, проект 389

Памятник МРС-80 во Владивостоке. Установлен в 1977 г. на мысе Голдобин у входа в бухту Золотой Рог.

218771.jpg
 

Вложения

  • МРС-80.jpg
    МРС-80.jpg
    55.9 КБ · Просмотры: 3 867
Последнее редактирование модератором:
Ответ: Рыбаки

Макет МРС-80 с сайта одного из изготовителей: ОАО «Судостроительный завод «Авангард»
(Ниже приведён оригинал фото, который я скачал у них пару лет назад, но теперь там лежит маленькая копия. Кто же знал? В сети осталась только пара фоток на судомодельных сайтах)

95897228.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Ответ: Рыбаки

МРС-80 в работе.

95898808.jpg


на заднем плане - МРС-80
(а на переднем плане - судно для перевозки выловленной рыбы, очень похоже на Ладожский тендер времён ВОВ).
Взято отсюда : http://www.ohotskoemore.ru/proisvodsvo

 
Последнее редактирование модератором:
Ответ: Рыбаки

Вы спросите: зачем я запостил этот сейнер? А вот зачем: он тоже попадает в частные руки и является объектом переоборудования в моторные яхты. Ниже привожу фото коллеги Кулакова, которые он публиковал на форуме "Катера и яхты", но после их экспериментов, все фото погибли. Но у меня остались...

(см. также фото некоторых элементов этого судна : 1, 2, 3, 4 )

95897110.jpg


95897109.jpg


95897114.jpg
 
Последнее редактирование модератором:
Смешное фото - корабли на курьих ножках :D
Петропавловск-Камчатский
 
  • Мне нравится
Реакции: DIM
Ещё фото МРС в работе.
 

Вложения

  • 67889900.jpg
    67889900.jpg
    118.3 КБ · Просмотры: 2 329
Сегодня был в Ломоносове по пароходным делам, увидел по соседству стоящих две Тушки (TY, не знаю, можно ли так назвать) наших коллег

Смотрю на эти «Тушки» и невольно сравниваю их корпуса до уровня палубы с обводами малых сейнеров типа МРС-80, которые в послевоенное время массово строились на петрозаводских верфях. Очень похоже, что корпус МРС-80 являлся приближённым аналогом обводов TY. Длина 16,5 метров, обводы т.н. «упрощённые», скуластые, с подъёмом днища к транцу.Ширина порядка 5 метров.Корпус такой ширины обеспечивал нехилую мореходность. weeFOX добрался почти до точки остановки СП-2 на Балтике, а десятки МРС-80 перегнали аж Северным морским путём (#377). Косвенно эти плавания подтверждают: усилия строителей новых ширококорпусных мотояхт траулерного типа - шаг в правильном направлении, особенно для морских реалий.

Малый сейнер тип МРС-80.jpg
 
Последнее редактирование:
Смотрю на эти «Тушки» и невольно сравниваю их корпуса до уровня палубы с обводами малых сейнеров типа МРС-80, которые в послевоенное время массово строились на петрозаводских верфях. Очень похоже, что корпус МРС-80 являлся приближённым аналогом обводов TY. Длина 16,5 метров, обводы т.н. «упрощённые», скуластые, с подъёмом днища к транцу.Ширина порядка 5 метров.Корпус такой ширины обеспечивал нехилую мореходность. weeFOX добрался почти до точки остановки СП-2 на Балтике, а десятки МРС-80 перегнали аж Северным морским путём (#377). Косвенно эти плавания подтверждают: усилия строителей новых ширококорпусных мотояхт траулерного типа - шаг в правильном направлении, особенно для морских реалий.

Посмотреть вложение 75002


Интересный сейнер, да и осадка с полной загрузкой шикарная (1,37 м).
Но что слегка удивляет, выпускался он с движком всего 80 кобыл и при этом при своей ширине 4,8 м развивал до 8-и миль в час.
Посчитал по формуле, максималка в водоизмещающем режиме может быть около 10-и миль в час.
Думаю, что 150 лошадок даже будет с небольшим запасом.
 
Некоторые подробности конструкции малого рыболовного сейнера МРС-80 с сайта allbest. МРС-80 – это малый рыболовный сейнер с силовой установкой мощностью 80 л. с. Экипаж судна состоял из 8 человек.Сейнер был рассчитан на плавание с удалением от базы не далее 20 миль.

Конструктивно судно представляло собой катер с полубаком. Стальной корпус набирался по смешанной системе. Носовая оконечность с уменьшенной шпацией набиралась по поперечной системе, а средняя и кормовая части имели продольные связи из полособульба №5, два днищевых, один бортовой и два палубных стрингера, опирающихся на поперечные рамные шпангоуты, поставленные через две-три шпации. Толщина обшивки: горизонтальный киль – 6 мм, днище – 5 мм, борт – 4 мм, палубный стрингер – 5 мм, палуба – 4 мм.

Поперечные переборки разделяли корпус на пять отсеков: форпик, кубрик, машинное отделение, грузовой трюм и ахтерпик. Ахтерпик, в свою очередь, разделен двумя продольными переборками на румпельное отделение и две цистерны для пресной воды. В машинном отделении устанавливался дизельный двигатель системы «Буккау-Вульф». Шахта машинного отделения закрывалась съемной надстройкой, в которой размещались ходовая рубка, камбуз, гальюн и сушилка для рабочей одежды. На крыше монтировались путевой компас, колонка рулевого управления со штурвалом, шахта выхлопа дизеля, продуктовый ларь, сетка флагов международного свода сигналов, дефлектор вентиляции и приборный щиток управления силовой установкой. На стенках располагался противопожарный инвентарь, а перед рубкой стоял ручной пожарный насос.

Якорное устройство состояло из двух якорей Холла, ручного брашпиля, винтовых стопоров, кат-балки и двух ложементов для крепления якорей по-походному. Якорные цепи пропускались через прорезанные в козырьке полубака клюзы. Швартовное устройство включало четыре кнехта и соответствующее число полуклюзов в козырьке и фальшбортах. Грузовое устройства имело стрелу грузоподъемностью в одну тонну. Сейнер оснащался двухвесельной рабочей шлюпкой, принайтовленной к крышке грузового люка.
 
десятки МРС-80 перегнали аж Северным морским путём
Сейнерами МРС-80 поначалу комплектовались рыболовецкие колхозы северо-запада СССР. В 1954-1955 годах были сделаны попытки перегнать несколько десятков таких сейнеров на Дальний Восток Северным морским путем. Кстати, об этом перегоне очень хорошо рассказано в романе В. В. Конецкого «Завтрашние заботы». Автор романа был капитаном одного из таких МРС. Перегон показал, что плавание на таких судах во льдах сопряжено с большим риском. Поэтому в 1956 году строительство МРС-80 было налажено на верфях города Николаевска-на-Амуре. Кстати, автору этих строк, тогда еще молодому специалисту, только-только окончившему Архангельский судостроительный техникум и назначенному мастером участка корпусного цеха, довелось принять участие в организации их производства. Эти суда строились передовым для того времени секционным методом.
приближённым аналогом обводов TY
mrs_80_2.gif

Чуть отличаются от TY: нет киля, большая килеватость корпуса на миделе и больший развал бортов и в корме обводы сломаны.
 
Это известный в среде моделистов чертёж из сборника "Моделист-Конструктор". Многие с сожалением отмечают, что это искажённый чертёж, пропорции которого не соответствуют оригинальному судну.Пытался искать другие чертежи, но их нет. Поэтому для сравнения лучше использовать фото реальных корпусов из сообщений 2 и 9. Киль имеется, отн. небольшую килеватость можно оценить.Реальный развал бортов виден на фото 7. Полной аналогии корпусов разумеется нет, но приближённая всё же имеет место быть.

Для упрощения строительства корпусов малых водоизмещающих судов в военный период была разработана концепция "упрощённых обводов", а фактически остроскулых с сокращением гнутья и сложной подгонки изогнутых стальных листов. Такими были построены например корпуса малого охотника БМО и вот сейнера МРС-80. Не исключено, что такая концепция учитывалась при разработке проектов стальных корпусов мотояхт для самостоятельной постройки.
 
В Охотске на берегу стоит три корпуса. Два сгнили, а один восстановить можно. Были новые, без отделки. Если фото найду в телефоне, покажу.
 
Верх