В 80-х годах проектанты вновь обратились к гребному колесу для использования в кач-ве движителя для судов,работающих на реках с ограниченными глубинами.Тенденция к вождению большегрузных составов повлекла увеличение мощности С.У.,а винт,ограниченный в габаритах,не отвечал этим условиям.Новосибирский ИИВТ и Одесский ИИМТ,совместно проводили исследования с натурными испытаниями в опытовом бассеине,гребных колес разных конструкций.Из колеса системы Моргана выжать уже ничего не удалось,а колеса новой конструкции с числом оборотов ок 100 с четырмя и двумя плицами показали оч.хорошие результаты и были признаны перспективными.Для безударного входа в воду,плицы конечно были поворотными,но система разворота плиц была другой конструкции.Для судов,работающих на малых реках,гребное колесо вновь стало интересным.Были созданы проекты дизельных судов с кормовыми колесами,с шевронными неподвижными плицами.Проектант - ГИИВТ.На верхнем Иртыше,Оби,Лене еще недавно с успехом работали колесные теплоходы - БТК.На Иртыше,вроде еще осталось несколько.Сейчас на Городецком ССРЗ построены 3 пассажирских-прогулочных судна с кормовым гребным колесом,с эл.приводом.Одно судно прошлый год ушло в Севастополь.Одно работает в Москве.Руководитель проекта - инж.Фальмонов. А про колеса пароходов,Юра прав,там одна тяга "слепая"-водило,она крепится мертво к бугелю эксцентрика.